Методика "эвритмии" на уроках музыки
Оценка 4.7

Методика "эвритмии" на уроках музыки

Оценка 4.7
doc
03.06.2021
Методика "эвритмии" на уроках музыки
Эвритмия.doc

Учитель музыки школы №18

Василеостровского района

Павеловская С.Л.

 

 

 

 

 

Использование эвритмии на уроках музыки.

 

В 1995 году в школе №18, я столкнулась с классами компенсирующего обучения и поняла, что эти дети не усваивают обычную школьную программу, в том числе элементарные, но необходимые для формирования слушательской культуры музыкальные термины.

Плохая память, нарушение ассоциативных связей, бедный словарный запас, расторможенная моторика приводит к тому, что ученики не усваивают материал, с которым встречаются один раз в неделю.

Зная, что у детей с общим недоразвитием лучше всего работает механическая память, я решила включить в программу предмета «Музыка» элемент вальдорфской педагогики – эвритмии.

Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире. она используется в вальдорфской педагогике, и в традиционном образовании как возможность самовыражения для детей и взрослых.

Эвритмия (греч. – прекрасный ритм) – вид искусства, инструментом которого является художественно-выразительная пластика движения человеческого тела.

 Искусство движения – эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность. На помощь ребенку приходит язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном произведении. Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи или музыки.

Все закономерности поэтической речи: ритм, интонация, и т.д., находят выражение в движении. Через музыкальную эвритмию ребенок знакомится с ритмом, мелодией, тактом, учатся гармонично двигаться под музыку.

Эвритмия – это социально-ориентированное искусство. При работе в коллективе концентрация на собственном движении постоянно связана с необходимостью чувствовать движения других, всей группы как единого организма.

На моих уроках эвритмия это выражение теорий и понятий через пантомиму, движения, носо-горловые звуки, дыхание.

За год работы по данной программе я убедилась, что эвритмия помогает слабым детям справиться с абстрактным музыкальным материалом и в дальнейшем я стала использовать элементы эвритмии во всех классах начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               

 

 

Музыкальная эвритмия

Начальная школа

Программа учебного курса

 

Описание и характеристики экспоната

 

Критерии оценки

Описание

Актуальность (решение проблем развития личности в современной образовательной среде, ориентация на гуманистическую педагогику)

Музыкальная эвритмия – инновационный метод в преподавании музыки. Он помогает детям справиться с абстрактным музыкальным материалом и, в то же время, дает учителю снять некоторое напряжение и позволить детям поиграть во время урока музыки.

Практическая значимость

Детям, с нарушениями ассоциативных связей и обладающих бедным словарным запасом, необходимы дополнительные приемы усвоения, которые они приобретают, обучаясь по данной методике.

Аргументированность ценности опыта, логичность

После 5-ти лет использования этой программы, я убедилась, что классы, занимающиеся эвритмией, опережают по вокальным навыкам и знаниям терминов, те классы, в которых данный метод не использовался.

Новизна, нестандартные методы и приемы

Уроки проходят легко, интересно, подвижно. Детям кажется, что они играют, но в итоге такие сложные понятия, как динамика, лад, регистр и т.д., становятся понятными и запоминаются.

Степень доступности тиражирования предложенной технологии (методики проекта, возможность дальнейшего распространения опыта)

Программа доступна каждому учителю музыки, легка в применении, не требует специальной подготовки и технического оснащения.

 

Авторская аннотация экспоната

 

Экспонируется программа по музыке для начальной школы, которая предназначена для учителей музыки, работающих в младших классах. Приемы эвритмии можно использовать как во время изучения нового материала, так и во время закрепления. Презентация выполнена в виде папки машинописного и графического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвритмия.

 

Упражнение 1. Игра в имена.

 

а) Ребята встают в круг. Каждый звонко произносит свое имя на 2 счета (Све – та), на следующие 2 счета – два хлопка в ладоши. Далее все повторяют это имя и два хлопка в ладоши.

Игра должна идти по кругу, без остановок и пауз. Вырабатывается чувство ритма и внимание.

На последующих уроках провести аналогию с пульсом.

 

б) Вместо распевки можно провести другой вариант Упр.1.

Ученик пропевает свое имя на 2 счета, класс повторяет получившийся материал. Вырабатывается интонационный слух.

 

в) С появлением темы «Танец» упражнение проводится с дополнительным заданием: протанцевать свое имя. В этом случае счет не ограничивается (может быть 3-х и 4-х дольный).

Вырабатывается ладовый слух и чувство ритма.

 

Упражнение 2. Игра в тишину.

 

Дети встают кругом и поднимают правую ладошку параллельно телу. Один ребенок движется внутри круга с закрытыми глазами, касаясь поднятой рукой ладоней. Ладони «проводят» ведущего по кругу и ставят на место. Дальше идет следующий и т.д..

После игры спросить детей, какие ощущения они испытывали. Возникают интересные ассоциации: «как будто летишь на облаке», «словно плывешь в теплой реке». Все говорят о тепле и спокойствии.

Цель упражнения – развитие речи и релаксация.

 

Упражнение 3. Регистр.

 

Дети хаотично движутся по классу, изображая ветер (свист), пока не прозвучит аккорд. С аккордом ребята замирают и определяют регистр:

  высокий – руки наверху

    средний – на уровне плеч

                                                                     низкий – руки внизу

 

Упражнение 4. Лад.

 

Играются пассажи  сверху вниз в минорном ладу. Дети стоят в широком кругу, медленно сходятся и опускаются – «закрываются» как бутоны. Мажорный лад звучит в пассажах снизу вверх. Дети встают и расходятся в дальнейшем к движениям можно прибавлять распев по мажорному трезвучию вверх «сол-ныш-ко», по минорному вниз «ту-у-ча».

 

Упражнение 5. Эхо.

 

Дети стоят полукругом перед учителем или сидят за партами. Обращаясь к конкретному ученику, учитель пропевает какой-нибудь интервал (от малой секунды до чистой квинты). Ученик должен ответить как эхо. Учитель и отвечающий имитируют бросание мяча.

 

 

 

 

Упражнение 6. Динамика.

 

Изображаем крещендо пантомимой, как - будто из маленького снежка делаем большой ком. Движения сопровождаются тихим звуком с закрытым ртом. Постоянно звук увеличивается до forte, переходя в гласную «о», потом «а».

Диминуэндо. Изображаем как большой снежный ком тает у нас в руках. Звук исчезает вместе со снегом. Forte – «а», mf – «о», piano – закрытый рот. Кроме усвоения понятий «крещендо» и «диминуэндо», игра помогает выстроить унисон.

 

Упражнение 7. Ритм.

 

Дети стоят в кругу. Задается ритмическая фигура: ти-ти-та (проговорить). Каждый ученик показывает эту фигуру ногами (ноги двигаются поочередно: правая – левая – правая). В дальнейшем упражнение можно усложнять. Вместо последнего шага делать присед. Одну ритмическую фигуру исполняют два человека, объединяя правую ногу одного и левую другого и т.д..

Упражнение вырабатывает чувство ритма, внимание, координацию движений.

 

Упражнение 8. Ритм.

 

По кругу исполняется футбольный «бит». Каждый делает один хлопок. Изменив скорость можно провести аналогию с темпом.

 

Упражнение 9. Пауза.

 

«Подбрасываем» мячик–звук (интонация кварты) несколько раз и выбрасываем в окно, (прима) через несколько секунд ловим обратно. Можно объединить это упражнение с Упр.6. «Выкидывать» звук на forte, потом «ловить» и делать диминуэндо.

 

Упражнение 10. Развитие слуха.

 

Дети медленно идут по кругу и каждый поет свою песню. В середине ведущий с закрытыми глазами указывает на того, чья песня больше всего понравилась. Все замолкают, чтобы дослушать песню. Далее ведущий меняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические пособия

для 1-го класса компенсирующего обучения.

 

  1. Сколько звуков слышу я?

                                    Дети могут показать 3 варианта:

                                    Один звук, два звука, аккорд (опустив карточку)

 

2

 
Надпись: 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                   2. Какой регистр слышу я?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Зеленый насыщенный                    Голубой цвет – средний                Белый прозрачный цвет -

цвет – низкий регистр                     регистр                                            высокий регистр

 

 

                                                    3. Какой лад слышу я?

 

 

золотистая (солнечная) сторона                                         серая (сумрачная) сторона

- мажор                                                                                  - минор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Примеры применения эвритмии на уроках музыки в 1-м классе.

 

1. Тема: Три жанра в музыке - песня, танец, марш.

 

Задачи:  Выяснить, как рождается музыка. Освоить 3 основных жанра музыки.

 

I. Организация детей, объяснение общих правил уроков музыки.

II. C помощью наводящих вопросов выяснить с ребятами, что необходимо для рождения музыки (композитор, исполнитель, слушатель).

III. Легенда о трех китах. Сыграть музыкальные примеры - ребята сами определяют названия: песня , танец, марш.

IV. Разбор каждого жанра, определение характера.

V. Эвритмия.

"Упражнение на знакомство" (упр.1)

Ребята встают в круг. Каждый звонко произносит  - свое Имя на два счета - ''Све-та­", на следующие два счета - два хлопка в ладоши , далее все повторяют это имя и два хлопка в ладоши.  Игра должна идти по кругу без остановок и пауз .

Вырабатывается Чувство ритма и внимания.

 

2. Тема: Марш.

 

Задачи: Уметь определять различные по характеру маршиДать новое понятие : пульс.

 

I. Вход: марш.  Определение жанра, характера, музыкальных особенностей.

II. Распевание .

III. «Во поле береза стояла» - разучивание с использованием четырехручия . Определение жанра и характера.

IV. "Встречный марш" Выяснить, где и когда ребята слышали этот марш. Его характерные особенности. Также разобрать "Футбольный марш " и " Марш деревянных солдатиков "

V. На примере знакомых маршей дать понятие "пульс".

VI. Эвритмия. Игра в тишину. ( ynp.2). Дети встают кругом и поднимают правую ладошку. Один ребенок движется внутри круга с закрытыми глазами, касаясь поднятой рукой ладоней. Ладони "проводят " ведущего по кругу и ставят на место. Дальше идет следующий и т.д.

Игра в имена (упр.1) (смотри урок 1.1.1.) Провести аналогию с пульсом.

 


3. Тема: Марш.

 

3адачи: Продолжить знакомство с различными маршами, на их примерах укреплять понятие "пульс". Дать новое понятие "регистр".

 

I. Вход: Агапкин «Прощание славянки». Определить жанр, музыкальные особенности, показать пульс.

II. «Марш деревянных солдатиков»". Разобрать музыкальные особенности, показать пульс, сделать акцент на высокие ноты, дать понятие «регистр».

III. «Королевский марш львов». Разобрать, определить характер, пульс, регистр.

IV. Работа с карточками. Игра: какой регистр слышу я?

 V. «Во поле береза стояла» - исполнение.

VI. Эвритмия.

  • Игра в тишину (упр.2).
  • Игра в имена (упр.1). Провести аналогию с пульсом.

 

4. Тема: Танец.

 

Задачи:  Ближе познакомить ребят с жанром танца. Узнать разные по характеру и содержанию танцы. Повторить понятия «пульс» и «регистр».

 

I. Вход:  «Вальс» Чайковского. Определить жанр, характер, пульс (покачиванием корпуса). Рассказать о композиторе.

II. «Итальянская полька» Рахманинова. Определить жанр, какой танец, характер. Показать пульс, регистр .

III. Распевка

  • Игра: сколько звуков слышу я? (карточки).
  • Какой регистр слышу я? (карточки).
  • «Во поле березка стояла».

IV. «Хомячок» - разучивание.

V. «Камаринская». Определить жанр, название танца, характер, регистр. Прослушать второй раз и показать пульсацию .

VI. Эвритмия.

  • Игра в тишину (упр.2)
  • Игра в имена (упр.1)
  • Протанцевать свое имя (по аналогии с игрой (упр.1), но без хлопков).

 


5. Тема: Танец.

 

Задачи: На новых музыкальных примерах перечислить знакомые танцы. повторить их характерные особенности. Познакомить с творчеством П.И. Чайковского.

 

I. «Вальс» из детского альбома Чайковского. Определить жанр, название танца, характерные особенности. .

II. «Полька» из детского альбома. Разобрать аналогию, написать пульс.

III. «Камаринская» из детского альбома. Определить жанр, танец, характер, регистр, пульс. Сравнить с русским народным танцем.

IV . Распевка.

  • Какой регистр слышу я? (карточки).
  • «Во поле береза стояла».

V. «Хомячок» - разучивание.

VI. Бах «Менуэт». Познакомиться с новым танцем. Разобрать его характерные особенности.

VII. Эвритмия.

  • Игра в тишину (упр.2).
  • Протанцевать свое имя (упр.1).

 

6. Тема: Танцы - шутки.

 

3адачи: На знакомом материале освоить новое понятие « темп». Встретиться с шуткой в музыке.

 

I . Вход: «Камаринская» - какой жанр привел вас в класс? Определить название, характер, регистр, инструменты.

Задание: один человек на доске, а все на месте, показывает пульс.

II. Шостакович «Вальс – шутка». Какой жанр? Название танца? Как вы поняли, что вальс шуточный?

Определить регистр, дать понятие «темп».

III. Сен-Санс «Танец слонов». Определить регистр, темп, инструменты.

IV. Эвритмия.

  • Игра в имена (упр.1).

Проиграть 2 раза, во второй раз задать более быстрый темп. Спросить у детей, что изменилось. Сравнить темп со скоростью.

  • Упражнение на регистр (упр.3). Повторить.

Дети со свистом (ветром) летают по классу, пока не зазвучит аккорд. С аккордом ребята замирают и определяют регистр:

- высокий - руки на верху

- средний - руки на уровне плеч

- низкий - руки внизу.

V. Филипенко «Веселый музыкант». Определить жанр, разучить первый куплет.

 

7. Тема: Обобщающий урок.

 

Задачи: Повторить и обобщить тему четверти, проверить знания на новом материале .

 

I. Агапкин «Прощание славянки». Определить жанр, характер, инструменты.

II. Шопен «Прелюдия № 20». Определить жанр, инструменты.

Что непривычного для марша? (темп, регистр). Что такое темп?

Эвритмия:

·         Хлопок с длинной паузой по кругу (второй раз быстрее). Что такое регистр?

·         Упражнение на регистр (упр.3).

III. Штраус «Полька». Определить жанр, характер, темп.

IV. Доги «Вальс». Определить жанр, характер, темп.

V.  «Веселый музыкант»  1-ый и 2-ой куплеты.

 

8. Тема: Обобщающий урок.

 

Задачи: Проверить на новом материале знания и умения детей.

 

I. Вход: «Веселый музыкант» - фон.

  • Какой жанр вы сейчас слышали? (появляются противоположные ответы).
  • Давайте выучим песню и тогда поймем, какой это жанр.

Разучить 3 куплета и разобрать особенности всех 3-х жанров.

  • Ребята, а каких помощников королевы музыки мы знаем?

II. Эвритмия.

  • Упражнение на пульс.

Петь знакомую песню (1-ый куплет «Веселого музыканта») и попросить ребят хлопками показать пульс. 1-ый раз поют все вместе, 2-ой раз то же самое, но петь про себя, и пульс показывать в кругу по очереди.

  • Каких еще помощников королевы музыки вы знаете?

Темп - что такое темп? 2-ой куплет «Веселого музыканта»" спеть в быстром темпе, показать пульс.

  • Что такое регистр? За что он отвечает? Упражнение на регистр (см. l.1.6.).

 

 

 

 

Список литературы:

 

Дубах-Донат, А. М. Основные элементы эвритмии [Текст]: Рукопись / А. М. Дубах-Донат. - М.: Библиотека Российского Антропософского общества, 1998. - 284 с.

 

Штокмайер, К. Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ [Текст] / К. Р. Штокмайер. - М.: Штейнер, 1995.- 203 с.

 

Пелтонен, Э. В. Основные черты вальдорфской (штайнеровской) педагогики [Текс] / Э. В. Пелтонен // Гуманистическая направленность вальдорфской педагогики. - М.: Владос, 1999. - 324 с.

Штейнер, Р. Эвритмия [Текст] / Р. Штайнер. - М.: Сфера, 1996. - 228 с.


Учитель музыки школы №18 Василеостровского района

Учитель музыки школы №18 Василеостровского района

Музыкальная эвритмия Начальная школа

Музыкальная эвритмия Начальная школа

Эвритмия. Упражнение 1 . Игра в имена

Эвритмия. Упражнение 1 . Игра в имена

Упражнение 6 . Динамика. Изображаем крещендо пантомимой, как - будто из маленького снежка делаем большой ком

Упражнение 6 . Динамика. Изображаем крещендо пантомимой, как - будто из маленького снежка делаем большой ком

Методические пособия для 1-го класса компенсирующего обучения

Методические пособия для 1-го класса компенсирующего обучения

Примеры применения эвритмии на уроках музыки в 1-м классе

Примеры применения эвритмии на уроках музыки в 1-м классе

Тема: Марш. 3адачи : Продолжить знакомство с различными маршами , на их примерах укреплять понятие " пульс"

Тема: Марш. 3адачи : Продолжить знакомство с различными маршами , на их примерах укреплять понятие " пульс"

Тема: Танец. Задачи : На новых музыкальных примерах перечислить знакомые танцы

Тема: Танец. Задачи : На новых музыкальных примерах перечислить знакомые танцы

Тема: Обобщающий урок. Задачи:

Тема: Обобщающий урок. Задачи:

Методика "эвритмии" на уроках музыки

Методика "эвритмии" на уроках музыки

Методика "эвритмии" на уроках музыки

Методика "эвритмии" на уроках музыки

Список литературы: Дубах-Донат,

Список литературы: Дубах-Донат,

Штокмайер, К. Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ [Текст] /

Штокмайер, К. Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2021