Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.8
Памятки
pdf
воспитание
СCУЗ, ВУЗ
22.09.2022
Методика обучения пересказу  литературного произведения  детей старшего дошкольного возраста
консультация для педагогов
Консультация_для_педагогов._Методика_обечения_перессказывания_литературного_произведения.pdf

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного

 

ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Существуют определенные требования к тексту для пересказа. Подбирая произведение воспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним:

-    высокая художественная ценность, идейная направленность;

-    динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия, занимательность и доступность содержания; - небольшой объем.

Например: этим требованиям соответствуют народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.

План занятия по пересказу литературного произведения во всех возрастных группах выглядит так:

-    первичное чтение произведения,

-    беседа по вопросам - повторное чтение - пересказ.

В старшем дошкольном возрасте в работе по пересказу ставятся следующие задачи:

1.   Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя;

2.   Передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

3.   Использовать выразительные средства.

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные по сюжету произведения. Например, русские народные сказки, рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. произведения советских писателей (Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста).

Занятие по пересказу в старших группах имеет следующую структуру:

1.   Вводная часть (настраивает ребенка на восприятие произведения). Рассматриваются художественные иллюстрации или картины, которые вызывают нужный эмоциональный настрой).

2.   Чтение художественного произведения. (Перед первичным прочтением установка на запоминание текста не делается. Важно: выразительно прочитать текст, интонационно выделить диалоги действующих лиц).

3.   Беседа по содержанию и форме прочитанного произведения (анализ рассказа).

Важно тщательно продумать вопросы. Они должны быть о содержании рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости. Вопросы должны предусматривать моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексикограмматическое оформление каждой фразы рассказа. Нужно добиваться от ребенка нескольких вариантов ответа на вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создает у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание детей к конструкции предложений составляющих рассказ. Можно задать 4-5 вопросов. Этого будет достаточно.

4.   Повторное чтение произведения.

Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. 5. Пересказ произведения детьми.

-    если рассказ или сказка по объему не большой, ребенок пересказывает текст целиком;

-    более длинное произведение можно разделить на части или составить план пересказа.

-    если ребенок затрудняется, можно задавать вопросы (но вопросы должны быть конкретными, иногда вопрос может подсказывать ребенку упущенное действие героя или необходимое слово, которое точно передает смысл сообщаемого.

В зависимости от сложности произведения, к пересказу сначала можно вызвать детей с более развитой речью. Если произведение несложное, то вызывают сначала более слабых детей. Важно вызвать как можно больше детей. Разделив текст произведения на несколько частей, можно вызвать к пересказу сразу несколько человек. После пересказов необходимо привлекать детей к оценке рассказов товарищей.

Методические приемы обучения пересказу: - образец чтения произведения;

-    вопросы к детям, объяснения, указания;

-    упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз;

-    обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала;

-    подсказ слова или фразы (для связности и плавности пересказов);

-    совместный пересказ педагога и ребенка (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз);

- пересказ по частям (если произведение достаточно большое);

Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек или силуэтов. Пересказ проводится примерно 1-2 раза в месяц.

 

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного

Чтение художественного произведения

Чтение художественного произведения

Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек или силуэтов

Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек или силуэтов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2022