МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине: «Физическая культура»
Тема: «Методика обучения прыжкам в длину с разбега на занятиях по легкой атлетике»
Для всех специальностей СПО Брянского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова
Разработал преподаватель Дробикова И.Ю.
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательных, социально-гуманитарных дисциплин
Протокол от «____» ______________2024 года №_______
Председатель ПЦК ____________________/Л.В. Фомичева/
Пояснительная записка
Занятия по физической культуре в целом, равно как и занятия по легкой атлетике в частности, слагаются из многих взаимосвязанных элементов, которые составляют их содержание. Каждое занятие по легкой атлетике требует соответствующего уровня организации, так как связано, прежде всего, со спецификой выполнения легкоатлетических упражнений, особенно таких, как прыжки в длину с разбега. Выполнение прыжков в длину должно осуществляться только на оборудованных для приземления местах. Рабочей программой по дисциплине «Физическая культура» в разделе «Легкая атлетика» предусматривается изучение темы: «Техника прыжка в длину с разбега».
Для студентов всех специальностей цель обучения одинакова – овладеть правильной структурой и ритмом прыжка с учетом индивидуальных особенностей каждого. Изучение отдельных основных фаз техники прыжка, следует постоянно чередовать с целостным выполнением прыжка.
Перед преподавателем на этих уроках стоит задача ознакомить занимающихся, а также, обучить их следующим техническим навыкам и приемам:
- постановке толчковой ноги на опору и отталкиванию;
- сочетанию смежности разбега с 7-11беговых шагов с отталкиванием;
- сочетанию разбега с максимальной скоростью и отталкивания от бруска;
- прыжку в шаге;
- технике полетной фазы;
- правильному приземлению;
- закреплению техники прыжка в целом.
Студентам с учетом того, что они уже знакомы с основами техники прыжка из школьной программы, предлагается совершенствовать и закреплять полученные навыки техники прыжка в длину с разбега в целом, для того чтобы на контрольном занятии студенты могли показать уверенное владение рациональной техникой прыжка и выполнили контрольный учебный норматив по прыжкам в длину с разбега.
В ходе занятий преподавателю рекомендуется кратко объяснить студентам практическую значимость и оздоровительную направленность легкоатлетических, в частности, прыжковых упражнений. Вместе с тем, развитие физических качеств и спортивных навыков следует строго планировать в допустимых пределах, применяя индивидуальный подход к студентам, с учетом состояния их здоровья, физического развития, половозрастных особенностей и уровня, предшествуемей физической (спортивной) подготовленности. Прежде всего, занятия по легкой атлетике должны быть эмоциональными и способствовать укреплению здоровья и физическому совершенствованию.
Содержание
Введение
1. Ознакомление с техникой прыжка в длину с разбега.
1.1 Разбег
1.2 Отталкивание
1.3 Полет
1.4 Приземление
2. Обучение и совершенствование техники прыжка в длину с разбега.
2.1 Задачи, средства и методы обучения и совершенствования.
2.2 Повышение моторной плотности учебного занятия по совершенствованию техники прыжка в длину с разбега.
2.3 Комплексы упражнений на уроках по легкой атлетике.
Заключение
Литература
Введение
Прыжок в длину с разбега – один из наиболее старых видов в легкой атлетике. Соревнования по прыжкам в длину с разбега включались в программу Олимпийских игр Древней Греции, они были частью тогдашнего пятиборья (пентатлона). Как выполнялись эти прыжки, неизвестно. Наиболее вероятной версией является то, что это были многократные (пятикратные) прыжки с гантелями в руках. И все же считается, что они явились прообразом современных прыжков в длину. В наше время сведения о проведении соревнований по прыжкам в длину с разбега появляются с 1851 г. Первый официальный результат 5,30 м зарегистрирован у победителя ежегодных «больших игр» Оксфордского университета Пауэля (Англия) в 1860 г. Со второй половины XIX века прыжки в длину стали популярным видом национальных состязаний по легкой атлетике в ряде стран, а с 1896г. они входят в программу Олимпийских игр.
С 1920 г. по прыжкам в длину разбега разыгрываются первенства нашей страны, а с 1934г. проводятся чемпионаты Европы по легкой атлетике, в программу которых включаются прыжки в длину с разбега для мужчин, а с 1948г. – и для женщин. В 1896г. на I Олимпийских играх современности победитель в прыжках в длину с разбега Э.Кларк (США) показал весьма посредственный результат – 6,34 м. В то время прыгали простейшим способом – «согнув ноги».
В 1898 г. М. Принстейн (США) впервые продемонстрировал способ прыжка «ножницы» и добился результата 7,24м. Очень высокий результат был показан в 1901г. ирландцем П.О. Конпором, прыгнувшим на 7,61 м. Этот результат стал первым, зарегистрированным ИААФ мировым рекордом, который продержался 20 лет. В 1920г. впервые был совершен прыжок новым способом – «прогнувшись», его применил финский прыгун В. Туулое, показав результат 7,56м.
За последние полвека в технике прыжков в длину не произошло существенных изменений, лишь пересматривались взгляды на систему тренировки прыгунов: прогресс в этом виде легкой атлетики происходил больше за счет внедрения в практику более эффективных методов подготовки и меньше за счет рационализации движений. Наиболее примитивная и практически не требующая обучения, это техника прыжка в длину «согнув ноги». Данной техникой прыгуны прыгали до конца XIX века, достигая результатов свыше 7м. Данная техника отличается естественностью и простотой движений; после вылета в «шаге» прыгун сгибает ноги и, наклоняя туловище вперед к распрямляющимся ногам, приземляется. К отрицательным моментам данной техники можно отнести возникновение сильного вращательного движения вперед, что приводит к ранней группировке и преждевременному падению ног при приземлении, сокращающих длину прыжка. Поэтому дальнейшее развитие прыжков в длину по пути создания техники движений в полете, обеспечивающих устойчивое положение прыгуна в воздухе и удобную группировку перед приземлением. Всем этим требованиям отвечала появившаяся в начале XX веке техника прыжка в длину способом «ножницы», используя которую прыгун как бы продолжал бег в полетной фазе, выполняя 2,5 беговых шага. О рациональности данной техники прыжка говорит тот факт, что до настоящего времени большинство ведущих прыгунов мира используют этот способ прыжка. Правда, в последнее время (с достижением результатов порядка 8,50м и более) появились тенденции к увеличению количества беговых шагов, выполняемых в полетной фазе, до 3,5.
В 1920г. финский прыгун Туулое впервые продемонстрировал новую технику прыжка в длину – «прогнувшись».
Прыгая этим способом, прыгуны после вылета в «шаге», одновременно поднимая руки вверх, опускают маховую ногу вниз к толчковой и сильно прогибаются в пояснице, после чего происходит подъем согнутых ног и их выпрямление перед приземлением. Этот способ прыжка считается не таким эффектным, как «ножницы», но многие прыгуны, особенно женщины, применяют его с успехом.
1. Ознакомление с техникой прыжка в длину с разбега
Сильнейшие спортсмены помимо отличных (оптимальных) антропометрических данных, высокого уровня скоростно-силовой подготовленности обладают хорошей техникой прыжка в длину с разбега.
Дальность прыжка в длину в основном зависит от угла вылета ОЦМТ, определяемого действием прыгуна в отталкивании, и величины скорости полета, во многом зависящей от скорости разбега перед отталкиванием.
При анализе технике прыжок в длину можно разделить на основные составляющие фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.
1.1 Разбег
Цель разбега – это достижение наивысшей скорости без потери контроля за своими движениями и излишнего напряжения. Длина разбега зависит от числа беговых шагов и определяется ростом прыгуна, его подготовленностью в прыжках, главное, способностью к ускорению в беге.
Способность спортсмена к ускорению развитию и поддержанию темпа бега можно оценить по результатам в беге на 30 и 100м со старта. Начинается разбег с места или с подхода шагом к контрольной отметке. Во время разбега туловище прыгуна наклонено вперед, по мере возрастания скорости разбега наклон уменьшается и к моменту отталкивания тело прыгуна принимает положение, близкое к вертикальному. Начало разбега играет важную роль. В середине разбега прыгун постепенно выпрямляется (75-80C) увеличивается амплитуда движения рук и ног. Очень важно до последнего шага сохранить правильную технику бега, «чувство упругост» в отталкиваниях и контроль за своими движениями. Выполнение последних шагов разбега квалифицированными прыгунами характеризуется нарастанием темпа движений на 3-х последних шагах разбега.
Можно выделить несколько вариантов разбега: равномерное ускорение по всему разбегу; быстрое, активное начало, энергичный бег в средней части и активное нарастание скорости в конце разбега, быстрое активное начало, затем в средней части переключения на плавное нарастание скорости, увеличение амплитуды движений и снова активное набегание в конце разбега. На последних шагах разбега происходит подготовка к отталкиванию; она заключается в небольшом подседании в последнем шаге перед отталкиванием. Это позволяет понизить ОЦМТ прыгуна и тем самым создает благоприятные предпосылки для выполнения качественного отталкивания. Для того, чтобы подседание не сказывалось отрицательно на динамике движений перед отталкиванием, прыгуны должны выполнять отталкивание в последнем шаге на упругой стопе, активно проталкиваться и выводить вперед таз. Таким образом, некоторый отклон туловища перед отталкиванием (2-4C) создается не отведением плеч назад, а определяющим плечи выводом таза вперед. Перед постановкой ноги отталкивания у прыгунов наблюдается предварительное напряжение мышц свода стопы. Толчковая нога, почти выпрямленная, ставится на брусок и быстрым движением сверху-вниз и как бы немного «под себя» (по иному говоря, «загребающим» и движением), чему способствует укороченный последний шаг. Это не только позволяет увеличить скорость отталкивания, но и устраняет стопорящую постановку толчковой ноги на брусок.
Точность разбега зависит от многих факторов: от своевременной оценки прыгуном меняющихся внешних условий, от эмоционального состояния и уверенности, четкого начала, стандартного ритма всего разбега, и особенно последних шагов. Настройка перед выполнением прыжка, полное сосредоточение внимания, большое желание и глубокая уверенность, что будет лучший прыжок, играют часто решающую роль в успехе.
1.2 Отталкивание
Большинством прыгунов постановка ноги на отталкивание осуществляется с пятки или со всей стопы с акцентом на ее внешнем своде. Отталкивание выполняется в момент прохождения О.Ц.Т. тела над точкой опоры. Маховая нога, согнутая в колене, проходит линию опорной ноги: с этого момента ее колено поднимается вверх-вперед и одновременно с этим заканчивается полное выпрямление толчковой ноги. Отталкивание происходит за счет быстрого выпрямления всех суставов толчковой ноги и мощного выбрасывания тела вверх-вперед. Эта фаза длится всего 0,1-0,3с, а нагрузка на опорную ногу бывает очень высокой: в момент постановки ноги на брусок – 700кг и более, в момент отталкивания – около 400кг.
Скорость отталкивания во многом зависит от быстроты поднимания колена маховой ноги и одновременного с ним взмаха руками; рука, одноименная толчковой ноге, делает взмах в сторону и назад, а другая – энергичный взмах вперед-вверх. Эти движения руками позволяют сохранить в полете вертикальное положение тела. К моменту окончания отталкивания голова, плечи и туловище поднимаются, руки вытягиваются вверх. Эти согласованные движения направлены на то, чтобы при отталкивании «подбросить» О.Ц.Т. тела по возможности выше и придать ему наибольшую вертикальную скорость взлета. Угол вылета О.Ц.Т. тела достигает в предельных значениях 25С, однако у большей части прыгунов, особенно у начинающих, эта величина колеблется в пределах от 18 до23С: сказывается преимущественное влияние скорости разбега и малая сила вертикального отталкивания, как следствие недостаточной силы мышц ног.
1.3 Полет
После отталкивания прыгун переходит в полетную часть, описывая ОЦМТ траекторию по баллистической кривой. Все движения прыгуна в полетной части прыжка направлены на сохранение равновесия и выполнения эффективного приземления. Дальность прыжка обеспечивается начальной скоростью вылета. Изменяя направление движения в отталкивании, прыгун приобретает необходимую высоту полета (50-70см). Полетную фазу прыжка можно разделить на взлет, продолжение полета с движениями (соответствующими одн6ому из трех способов прыжка - «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы») и приземление. Траектория общего центра тяжести тела задается скоростью разбега и силой отталкивания, и никакие движения в момент полета не могут повлиять на эту траекторию. Это совсем не говорит о том, что движениям в полете не надо придавать значения. Они чрезвычайно важны для сохранения равновесия в полете и эффективного выполнения приземления, так как потеря равновесия и нерациональные движения при приземлении сокращают дальность прыжка на 20-30см.
Фаза взлета во всех способах прыжка в длину практически одинакова: закончив отталкивание, прыгун находится в «полетном шаге», когда его толчковая нога, еще прямая, находится внизу-сзади, а маховая – согнута вперед, колено на уровне пояса; руки подняты и вытянуты вверх - вперед. Дальнейшие действия прыгуна в полете исходят из особенностей избранного способа прыжка.
Полет в прыжке способом «согнув ноги»
Этот способ наиболее прост и естествен и поэтому используется в начальном обучении. Сделав взлет в шаге, прыгун подтягивает и сгибает толчковую ногу к согнутой маховой ноге и оба колена поднимает к груди, после чего начинает выпрямление ног и поднимание голеней. Сохранению устойчивости тела в полете и лучшему выпрямлению голеней перед приземлением способствует опусканию рук вниз-назад. Однако этого движения не всегда бывает достаточно для эффективного выбрасывания ног при приземлении. Даже незначительные ошибки при отталкивании, вызванные наклоном тела вперед или назад, ведут к вращению тела в полетной фазе, следствием чего является либо преждевременное опускание ног на песок (пари наклоне тела вперед), либо их (ног) чрезмерное подбрасывание вперед-вверх (при наклоне тела назад).
Вторая ошибка (вращение назад), как правило, ведет к падению назад в сед или на руки.
При наличном обучении учащихся прыжком в длину предпочтение отдается способу прыжка «согнув ноги» как наиболее простому по координации движений.
Полет в прыжке способом «прогнувшись»
После взлета в шаге маховая нога прыгуна опускается к толчковой и обе ноги оказываются внизу и немного сзади. Быстрое движение полусогнутыми руками в стороны-назад способствует продвижению таза вперед и пригибанию всего тела. Растянутые мышцы передней поверхности тела позволяют затем энергично согнуться при приземлении. Согнутые в коленях ноги быстрым движением выносятся вперед и поднимаются к груди, после чего выпрямляются с незначительным подниманием голеней, что отдаляет точку касания ногами поверхности песка.
Наиболее распространенные ошибки начинающих прыгунов: раннее прогибание тела (еще при отталкивании) или, наоборот, запаздывающее прогибание тела. Если при первой ошибки снижается эффективность отталкивания и прыгун не достигает возможной для себя высоты взлета, то при второй ошибке он не успевает поднять ноги при приземлении и преждевременно касается ими песка в яме. Если же техника прыжка совершенна, отталкивание выполняется без искажения техники, прогиб в полетной фазе и подготовка к приземлению выполняется своевременно, то этот способ прыжка весьма эффективен.
Полет в прыжке способом «ножницы»
Этот способ прыжка более эффективен за счет сохранения координирующей структуры бегового шага в переходе от разбега к отталкиванию и в движениях полетной фазы. Большинство прыгунов, имеющих результаты 7-8м и более, применяют прыжок способом «ножницы». Это название прыжка не совсем точно отражает характер движений, они больше похожи на естественное продолжение бега по воздуху. Именно в этой естественности движений и заключается эффективность данного способа прыжка: подготовка к отталкиванию и само отталкивание по времени незначительны и позволяют на предтолчковых шагах сохранить высокую горизонтальную скорость. После вылета в шаге руки выполняют круговые движения вниз-назад-вверх, чем способствуют удержанию равновесия тела в полете. Ноги, как бы продолжая бег, делают 2,5 реже и3,5 шага в полете. В момент, когда руки закончат круговые движения, а толчковая нога вновь окажется внизу-сзади, маховая нога чуть задерживается впереди и к ней подтягивается согнутая толчковая. Колени обеих ног поднимаются к груди, ноги выпрямляются вперед и голени слегка поднимаются – прыгун старается, как можно позднее коснуться пятками песка в яме.
Все движения в прыжке, напоминающим бег по воздуху, естественны, следуют одно за другим и координационно вытекают из разбега. В этом наибольшая ценность прыжка способом «ножницы». Нередко способом «ножницы» прыгают с прогибом в грудной и поясничной областях, наподобие способа «прогнувшись», чтобы противодействовать вращению тела вперед и эффективнее выполнять приземление.
Прыжок в длину способом «ножницы» наиболее эффективен при далеких прыжках – более 7м у мужчин, более 6м у женщин. При меньших величинах полета прыгун не успевает сделать необходимого количества шагов в воздухе. Этим объясняется трудность усвоения способа начинающим спортсменам. Поэтому на учебных занятиях в средних специальных учебных заведениях рекомендуется только знакомить обучающихся с основами техники прыжка способом «ножницы». На занятиях же спортивных секций этот способ следует считать основным.
1.4 Приземление
Правильное выполнение приземления имеет большое значение для дальности прыжка. Немало прыгунов не достигают своих лучших результатов только из-за плохого приземления. Во всех способах прыжков в длину приземление выполняется одинаково, если не считать подготовительных движений к приземлению.
Подготовка к приземлению в первую очередь обеспечивается подниманием бедер. Высоким подъемом коленей к груди с наибольшем наклоном туловища вперед. Голени при этом свободно опущены вниз, руки находятся в положении вверху-впереди. Это харак4терное положение непосредственно перед выполнением приземления. Разгибания ног и их удержание от падения вниз происходят перед самым касанием песка. Пятки перед касанием должны быть лишь немного ниже таза. Туловище при этом не должно чрезмерно наклоняться, так как это затруднит активное поднимание ног вверх. Руки слегка согнутые в локтевом суставе, опускаются сверху вперед и далее вниз и слегка назад. После касания стопой песка начинается сгибание ног в коленных суставах. Это движение смягчает удар и способствует передвижению ОЦМТ вниз-вперед для перехода через опору. По данным В.Б. Попова, 10см высоты подъема ног во время приземления дают 16см в дальности прыжка.
В варианте приземления «сидя» при подготовке к приземлению прыгун слегка наклоняет туловище вперед, но активнее поднимает ноги вверх. Выполняя приземление, прыгун подает таз и ноги несколько вперед, разгибаясь в тазобедренных суставах. Выполняя такое приземление, прыгун может коснуться песка ближе к точке пересечения траектории ОЦМТ с грунтом.
В другом варианте приземления – «в группировке» – прыгун, поднимая ноги вверх, одновременно наклоняет туловище вперед. Чем больше наклонено тело прыгуна перед приземлением, тем больше отодвигается тазобедренная область и тем труднее удерживать ноги в горизонтальном положении. Таким образом, приземляясь в группировки, прыгун не может приблизиться к теоретически возможной точке приземления и, по данным В.М. Дьячкова, теряет около 25см. Можно порекомендовать и такое выполнение приземления. Незадолго перед касанием песка область таза прыгуна поворачивается в сторону (вправо или влево) ноги при этом выбрасываются в стороны и слегка поворачиваются ступни ног. Умело выполненное такое приземление, не теряя дальности прыжка, исключает падение назад. Выходу вперед после приземления во всех случаях способствует очень глубокое приседание (после касания песка). С энергичным движением рук вперед, или приземление на ноги, расставленные на ширину плеч, что позволяет глубже опустить ОЦМТ за счет большего сгибания и поворота туловища направо или налево. Следующий способ выхода – аналогичный первому, но с последующим переходом через опору посредством выведения таза вперед-вниз и падением в сторону. В случае потери равновесия надо удерживаться от падения назад: лучше наддать в сторону или в сторону – вперед.
2. Обучение и совершенствование техники прыжка в длину с разбега
В средних профессиональных учебных заведениях рекомендуется вначале обучать прыжку способом «согнув ноги». Основными факторами, влияющими на результат в прыжках длину, являются скорость разбега, сила отталкивания и умелое приземление. Этими факторами определяются как средства, направленность методов, так и методика обучения обучающихся прыжкам в длину с разбега.
Желательно к обучению технике приступить после некоторой подготовки в спринте. Параллельно с этим надо развивать силу для выполнения мощного отталкивания, хороший прыгун в длину – это, прежде всего спринтер. Поэтому беговая подготовка стоит на первом месте при обучении. Основными средствами улучшения спринтерской подготовки являются непосредственно бег и специальная силовая подготовка.
Многократные повторения разбегов при многочисленных прыжковых попытках не решают задачи спринтерской подготовки; рекомендуется спринту отводить дополнительное время на учебных занятиях. Увеличению скорости разбега способствуют беговые украшения на отрезках от 30 до 150м с ускорениями, с различного старта. Силовая подготовка прыгуна стоит на втором месте после спринта. Особое внимание на занятиях должно быть уделено не использованию отягощений большого веса, а повышению быстроты выполнения упражнений с отягощениями умеренных весов (до 50% от максимального), выполняемых сериями по 5-6 раз в ограниченное время.
Практика показывает, что только на основе разносторонней силовой подготовки можно рассчитывать на высокий уровень спортивных достижений на повышения результативности обучающихся в прыжках в длину с разбега.
2.1 Задачи, средства и методы обучения и совершенствования
Методика последовательного обучения технике прыжка в длину с разбега раскрывается с помощью частных задач, средств и методических указаний в применении этих средств.
Задача 1.
Проверка умений обучающихся выполнять прыжки в длину с разбега.
Средства
Прыжок любым способом, с укороченного разбега, не требуя попадания на брусок при отталкивании,
Задача 2.
Ознакомить занимающихся с техникой прыжка, создать представление о разбеге, отталкивании, полете способом «согнув ноги» и приземлении.
Средства
1.Показать технику прыжка мс полного или среднего разбега.
2.Посмотреть и обратить внимание занимающихся на важные моменты в выполнении того или другого элемента прыжка.
3.Наблюдать за техникой лучших прыгунов на соревновании.
Задача 3.
Проверить умение выполнить прыжок в длину способом «согнув ноги» с произвольного разбега.
Средства
1. Прыжок в длину со среднего разбега (10-12 беговых шагов), отталкиваясь от грунта с любого места.
2. То же, отталкиваясь с бруска или с определенной зоны.
Методические указания
Общую схему прыжка выполнить может каждый занимающийся с первого раза. В повторных же прыжках занимающиеся должны стараться быстрее разбегаться и сильнее отталкиваться. При этом начинать разбег следует с общей отметки, установленной преподавателем, оттолкнуться в любом месте, выполнять разбег в удобном ритме. Преподаватель следит за каждым занимающимся и вносит поправку в отметку начала разбега каждого занимающегося.
После внесения поправки следует выполнить 8-10 прыжков с разбега от своей отметки, попадая на брусок или заменяющую его зону. Таким образом, занимающиеся предварительно определяют длину своего среднего разбега, который пригодится в дальнейшем при совершенствовании в отталкивании. Длина разбега измеряется в ступенях и запоминается каждым занимающимся.
Задача 4.
Научить технике отталкивания в сочетании с полетом в «шаге».
Средства
1.Имитация движений при отталкивании на месте с активным выведением таза вверх-вперед в момент окончания отталкивания с подъемом маховой ноги и рук.
2.Прыжки с места толчком одной и махом другой ногой с приземлением на маховую ногу и переходом на бег.
3.То же с приземлением на обе ноги.
4.Прыжки с 1,2,3 шагов разбега.
5.Прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через шаг, через 2 шага на 3-й, при более быстром беге – через 4 на 5-й шаг (60-80см по дорожке).
6.Прыжки в длину с короткого разбега через планку, установленную на высоте 50-60см и более на расстоянии, равном половине прыжка.
7.Прыжковые шаги с ноги на ногу на протяжении 30-50м.
8.То же упражнение, но прохождение с наименьшем числом прыжков.
Методические указания
После прыжков со среднего разбега, определения и исправления основных ошибок в выполнении разбега следует перейти к обучению отталкивания. Занимающиеся во всех прыжковых упражнениях должны чувствовать упругость в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах при постановке со сгибании толчковой ноги с последующим активным выпрямлением во всех суставах. Чтобы почувствовать роль маховой ноги в отталкивании, в начале обучения следует выполнять прыжки с места толчком одной и махом другой ногой. Для этого надо поставить толчковую ногу вперед, примерно в 1,5м от края прыжковой ямы (носок слегка приподнять). Маховую ногу оставить назад на полшага. Из этого положения быстро вынести согнутую маховую ногу и руки вперед-вверх и одновременно оттолкнуться толчковой ногой. После вылета в “шаге” приземлиться на обе ноги. После этого такие же прыжки выполняются с одного и с двух шагового разбега. Основные упражнения овладения отталкиванием – прыжки с 3 и 5 шагов разбега. В этих упражнениях первые шаги небольшие и не очень активные. Последние 2 шага – более энергичные и ускоренные. Особенно важно обучать умению проявлять большие усилия при отталкивании. Это достигается посредством прыжков в длину через планку и другие препятствия (гимнастическую скамейку, барьер и др.).
Далее в обучении полетной фазы прыжка способом «согнув ноги», следует добиться правильного выполнения движении и устойчивости в воздухе. Однако не надо уделять много времени решению этой задачи, так как окончательный выбор способа полетной фазы прыжка произойдет позже. В процессе обучения следует чаще пользоваться методом соревнования (кто дальше и выше прыгает, правильнее выполняет то или другое движение и. т. д.)
Задача 5.
Научить технике приземления.
Средства
1.Прыжки с места в длину с активным подниманием ног вверх и возможно дальше выбрасывая ноги вперед.
2.Прыжки в длину с 2,3,5 шагов разбега. В середине полета этого упражнения вынести толчковую ногу вперед к маховой и затем то же. что и в первом упражнении.
3.Прыжки в длину с короткого разбега через планку установленную на высоте 20-40 см за полметра от предлагаемого места приземления.
4.То же через бумажную ленту (веревку, прутик и др.), положенную на предполагаемом месте приземлениях.
5.Многократные прыжки вверх, отталкиваясь одной ногой, поднимая другую вперед-вверх на уровень таза. Туловище пори этом слегка наклонить вперед. Упражнение выполняется в ходьбе или медленном беге, отталкиваясь через 4 шага на 5-й.
Методические указания
На первый взгляд техника приземления не представляет большой трудности. Однако это не так. В технике приземления следует добиваться четкого, точного выполнения всех движений. Поэтому, научившись правильно выполнять приземления, надо многократным повторением закрепить его, превратить в навык. Нередко занимающиеся не могут высоко поднять ноги перед приземлением из-за недостаточной мышечной силы. Поэтому при обучении технике приземления надо применять и специальные упражнения для развития силы мышц, поднимающих бедра.
Задача 6.
Научить правильному переходу от разбега к отталкиванию.
Средства
1.Прыжки в длину с 2,3,5 шагов разбега, акцентируя ускоренную активную постановку ноги на место толчка.
2. То же во время бега со средней скоростью на 60-80м, отталкиваясь на каждый 5-й шаг.
3. Прыжки в длину с короткого и среднего разбега.
Методические указания
Ускоренный ритм шагов при переходе от разбега к отталкиванию требует постоянной тренировки. Занимающимся терпеливо и настойчиво надо объяснять и добиваться от них выполнения ускоренного ритма последних шагов в разбеге. Этого надо добиваться в прыжках с любого разбега. Добиваясь выполнения правильного общего ритма разбега, необходимо обратить внимание на повышение частоты последних шагов разбега.
При обучении переходу от разбега (ритм последних шагов) к отталкиванию ошибки возникают вследствие того, что прыжок выполняется на большой скорости разбега. Многие упражнения для исправления ошибок следует взять из методических указаний в таблице.
Таблица. Основные ошибки прыгунов в длину с разбега
Ошибки |
Исправление ошибок |
Разбег |
|
1.Удленение последних шагов в разбеге и особенно последнего. |
Любой разбег слегка укоротить, оставляя количество шагов прежним. |
2.Излишний наклон туловища назад или вперед. |
Следить за правильной осанкой. |
3.Нестабильность беговых шагов. |
Пробегать по месту разбега с применением контрольных отметок. |
Отталкивание |
|
1.Постановка ноги на место отталкивания расслабленными мышцами, особенно стопы. |
Упругие прыжки на месте вверх, не сгибая ног в суставах. |
2.Запаздалое включение маховой ноги и рук. |
Те же повторяющиеся упругие прыжки на месте с весом(3-5 кг.) |
3.Низкий подъем бедра маховой ноги и недостаточное сгибание ее в коленном суставе. |
Прыжки серийно, на медленном беге, с акцентом на движении маховой ноги и рук. |
4.Двжение ног в полетной фазе по небольшой амплитуде. |
Подбрасывание набивного мяча бедром только вверх сильно согнутой в коленном суставе ногой. |
Приземление |
|
1.Преждевременная группировка для выполнения приземления. |
С малого разбега прыжки через малую высоту (20-40см) за 0,5м до приземления. |
2.Сильный наклон туловища и низкий подъем бедер. |
С малого разбега прыжки на поролоновый мат (высота до1м). Поднимание бедер с весом (15-20кг) на месте с опорой на гимнастическую стенку. |
Задача 7
Совершенствование техники прыжка в длину в целом (со среднего разбега).
Средства
1. Повторное выполнение среднего разбега (10-12 беговых шагов) с ускорением.
2. То же в соревновании на лучшую технику выполнения разбега.
3. Прыжки в длину со среднего разбега через планку, установленную на высоте 60-80м.
4. Соревнования по прыжкам в длину со среднего разбега на результат.
Методические указания
В совершенствовании техники прыжка необходимо обратить внимание на обучение ритму последних шагов разбега и уверенному и сильному отталкиванию. В процессе обучения длина среднего разбега уточняется.
Задача 8
Установить длину полного разбега и совершенствовать технику прыжка (в избранном полете).
Средства
1. Повторное пробегание разбега без отталкивания.
2. Повторное пробегание разбега с отталкиванием.
3. Прыжки с полного разбега.
4. Выполнение полетной части прыжка способом «ножницы» или «прогнувшись».
5. Для овладения способом полета «ножницы» – прыжки с 3-5 беговых шагов, направленные больше вверх.
Из положения «в шаге» сразу же, не задерживаясь, опустить маховую ногу вниз (таз вывести вперед) и затем назад, закинь голень, а толчковую ногу вынести вперед-вверх. Опуская толчковую ногу, приземляясь на нее, а маховую ногу активно вынести вверх-вперед и перейти на бег.
6. То же, но в момент приземления не опускать вниз толчковую ногу, маховую присоединить к ней и приземлиться на обе ноги.
7. Прыжок с 3-5 беговых шагов, приземлиться на обе ноги в положении первого шага, а затем в положении второго шага.
8. Для способа полета «прогнувшись» прыжок с 3-5 беговых шагов разбега, из положения «в шаге» опустить маховую ногу и затем назад, таз вывести вперед и прогнуться. Руки в полусогнутом положении отвести в стороны – вверх. Приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед.
9. То же, но после прогиба активно выбросить ноги вперед в момент приземления. Руки опустить вперед, вниз и назад.
10. Прыжки с малого разбега.
11. Совершенствование в технике отдельных частей прыжка и выполнение прыжков с полного разбега избранным способом.
Методические указания
Для выполнения точного разбега его всегда следует начинать из одного положения. Надо отметить начальную линию и приблизительно указать место отталкивания. Очень важно напомнить занимающимся, чтобы они каждый раз отталкивались на том месте, на которое попадает толчковая нога в удобном ритме, а не пытались вносить поправки на основе глазомерного расчета, затем надо перенести начальную отметку вперед или назад на столько, на сколько прыгун недоступил или переступил брусок. После этого выполняются прыжки с отталкиванием от бруска. Если прыгуну не хватает длины разбега для достижения максимальной скорости, прибавляется к разбегу 2 беговых шага (12-13 ступней). Если же прыгун чувствует, что успевает развить скорость раньше, то разбег уменьшается соответственно на 2 или на 4 беговых шага. Далее разбег измеряется рулеткой или ступнями, и в процессе тренировки он уточняется. Разбег каждый раз выполняется с заданием наращивать скорость на последних шагах с сильным отталкиванием, но без напряжения и скованности в движениях. Помните: разбег следует всегда начинать со стандартного положения и стандартного выполнения первых шагов. Отталкивание с любого разбега должно всегда выполняться от бруска или от линии. В выполнение движений в полете способом ножницы необходимо особое внимание обратить на движение, совершаемое от бедра, а не голенью. Прыгун должен продолжить бег в воздухе, а не делать движения прямыми ногами или одними голенями. Также беговые движения должны сохраняться в прыжках малой длины, хотя движения при этом будут выполняться с меньшей амплитудой. После того как будут усвоены беговые упражнения в полете и подготовка к приземлению, можно перейти к увеличению разбега и скорости.
При выполнении прыжка в полете способом «прогнувшись» надо обратить внимание на необходимость вылета «в шаге», поскольку возложен преждевременный прогиб еще во время отталкивания. Не следует наклонять голову назад в момент прогиба, подбородок чуть берется на себя.
В процессе обучения технике прыжков в длину занимающиеся будут осваивать один из способов прыжка лучше, чем другие.
На нескольких занятиях преподаватель должен оценить и определить технику и способ полета прыжка у каждого занимающегося и проверить эффективность каждого способа.
Задача 9
Совершенствование техники прыжка в длину в целом (со среднего и полного разбега).
Средства
1. Определение оптимальной длины разбега для каждого занимающегося.
2. Отработка согласованности движений во всех фазах прыжка.
3. Неоднократное выполнение прыжка длину с целью совершенствования точного попадания на брусок с учетом стартовой и контрольной отметок.
Задача 10
Контрольное выполнение прыжка в длину с разбега, способом «согнув ноги».
Средства
1. Выполнения прыжка на технику исполнения
2. Выполнение прыжка на результат.
2.2. Повышение моторной плотности учебного занятия по совершенствованию техники прыжка в длину с разбега
Повышение моторной плотности учебного занятия способствуют некоторые методические приемы проведения учебно-тренировочной работы.
1. Одновременное выполнение всей группой большого количества прыжковых упражнений, беговых заданий.
2. Одновременное выполнение 3-5 студентами прыжков в яму (отталкивание от полосы, условно обозначенной на грунте) или выполнение прыжков в две-три ямы (в зале соответственно на выложенные в ряд маты).
3. Поточное выполнение прыжков в левую и правую половины ямы (дорожка разбега чертой делится пополам, и когда учащийся по правой половине дорожки добегает до бруска, по левой половине стартует другой учащийся, и т.д.)
4. Ускоренное измерение результатов во многом способствует повышению моторной плотности занятий. Для такого измерения хорошо и меть мерную планку, на которой яркими насечками обозначены сантиметры или прибита мерная лента с яркими круглыми цифрами.
5. Включение в «круговую тренировку» ряда бытовых, силовых и специальных прыжковых упражнений, способствующих совершенствованию техники прыжка способом «согнув ноги» и развивающих необходимые физические качества – быстроту, силу, ловкость. Этим задачам соответствуют следующие упражнения:
1. Поднимание ног за голову из положения, лежа на спине (на ногу, на мате.)
2. Высокие взмахи расслабленными ногами вперед и назад, поочередно правой и левой, стоя у опоры.
3. Бег «в гору» и «с горы» по наклонной плоскости, по ступеням лестничного марша и т. п.
4. Бег на месте с высоким подниманием бедра вперед и захлестыванием голени назад.
5. Многочисленные прыжки на одной и двух ногах: без предмета, с гантелями, со скакалкой и другими предметами.
6. Высокие поднимания ног силой и взмахом из исходного положения: сидя (на полу, на стул), лежа на спине.
7. Имитация бега в положении лежа на спине (так называемый велосипед).
8. С короткого разбега махом одной и толчком другой ноги достать до подвешенного на определенную высоту мяча коленом, плечом, головой, рукой.
9. Поочередно на правом и на левом колене поднимать стальной диск или другой вес.
10. Энергичным взмахом ноги преодолевать сопротивление эластичного жгута.
Упражнения для домашних заданий
В домашние задания рекомендуется включать упражнения, направленные на самостоятельное развитие у обучающихся физических качеств, необходимых прыгуну: упражнения для растягивания, развития силы, быстроты движений, ловкости.
1. Выпады, полушпагаты, шпагаты способствуют растягиванию мышц ног, необходимых для отработки широкого бегового шага.
2. Сгибание туловища к ногам способствует растягиванию мышц задней поверхности бедра и туловища, что необходимо прыгуну для высокого поднимания ног и их выпрямления перед приземлением.
3. Поднимание ног к туловищу способствует увеличению силы мышц передней поверхности бедра и туловища, что необходимо при поднимании ног в момент приземления.
4. Включения в утреннюю гигиеническую гимнастику многочисленных и разнообразных прыжков на одной и двух ногах.
5. Прыжки на двух ногах поочередно: 1- олени поднимать к груди. 2 – пятками пытаться коснуться ягодиц.
2.3. Комплексы упражнений на уроках по легкой атлетике
В целях эффектного совершенствования прыжков в длину с разбега и развития физических качеств необходимых прыгуну, в уроки необходимо включить разнообразные упражнения общей физической подготовки (ОФП). К средствам ОФП в данном виде легкой атлетике относят: бег (медленный, переменный, кроссовый), общеразвивающие упражнения и упражнения на гибкость с использованием предметов (палки гимнастические, набивные мячи, гантели, гири и др.) гимнастических снарядов и спе6циальных блоковых приспособлений (тренажеры), разнообразные спортивные игры (волейбол, баскетбол) а также упражнения в расслаблении.
Заключение
В заключении хочется в нескольких словах подчеркнуть, что же, собственно определяет успех в прыжках длину с разбега и как можно достигнуть значительных результатов в этом виде легкой атлетики. В прыжках в длину с разбега теоретическая дальность полета тела прыгуна зависит от величины начальной скорости полета, угла и высоты общего центра тяжести (О. Ц. Т.) тела. Сопротивление воздуха незначительно снижает дальность полета. В полете, прыгун уже не может воздействовать на траекторию, полученную в результате разбега и отталкивания. Движения в полете помогают лишь сохранить равновесие и принять наиболее выгодное положение перед приземлением, чтобы как можно дальше оставить следы в яме. Для этого прыгуны выносят ступни ног высоко и далеко вперед.
Как показывают исследования техники прыжка, начальная скорость полета определяется в основном скоростью разбега у прыгунов на последнем шаге.
В отталкивании прыгун изменяет направление движения, создает угол вылета – 19-24С, обеспечивающий необходимую высоту прыжка 50-75 см и дальность полета. Скорость разбега определяет спортивный результат, что подтверждается математически очень высокой корреляционной связью (r = 0.943).
Чем же характеризуется эффективность техники движений прыгунов в длину?
Она выражается:
1. в разбеге – возможность набрать наивысшую скорость на последних 2 шагах и сохранить способность произвести отталкивание;
2. в отталкивании – способностью изменить движение тела на определенный (в пределах 20-22С) угол, сохранив начальную скорость полета близкой к скорости разбега;
3. в полете – необходимостью продолжать беговые движения и подготовиться к приземлению;
4. в приземлении – вынесением возможно дальше вперед и удержанием выше ступней ног.
Помимо того, точность и уверенность в разбеге также необходимы для достижения лучших результатов. Характер движений – амплитуда, свобода, направление, усилие и их соотношение в этих фазах – составляет основу общего ритма прыжка в длину.
Прыжок в длину с разбега по внешней форме очень простое и естественное упражнение. Справедливости ради, надо сказать, что техника прыжка достаточна, консервативна и за последние 30 лет мало, в чем изменилась. Тем не менее, понимание и объяснение форм и содержания движений с каждым годом расширялись и углублялись. Эти знания помогут преподавателям физкультуры в доступной форме обучить занимающихся основам техники прыжка в длину с разбега и в дальнейшем совершенствовать ее для достижения высоких результатов в этом виде легкой атлетики.
Литература
1. Виленский М.Я., Волков В.Ю., Волкова Л.М. Физическая культура – М.: Кнорус, 2022.- 424 с
2. Врублевский Е.П. Легкая атлетика: основы знаний в вопросах и ответах – М.: Спорт, 2017.- 240 с
3. Германов Г.Н. Легкая атлетика в основной и средней (полной) школе – М.: Издательство Юрайт, 2020.- 258 с
4. Жилкин А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. − 464с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.