МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
Оценка 5

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Оценка 5
Научные работы
docx
физическая культура +1
Взрослым
10.06.2019
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
В данной работе описывается техника спортивных движений юных хоккеистов. Особое место уделяется технической подготовке хоккеиста. Описана структура технической подготовленности юных спортсменов. Методы совершенствования приёмов и действий в технической подготовке на тренировочных занятиях. Для повышения уровня игры хоккеисту необходимо регулярно тренироваться и отрабатывать навыки игры в хоккей.
Платонов В.П. Методика обучения технике бросков юных хоккеистов.docx
Платонов В.П. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 1 Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО­МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОККЕЕ С  ШАЙБОЙ……………...6                                    .      1.1. Техническая подготовка в хоккее………………………………....6      1.2. Средства и методы технической подготовки………………….....9      1.3. Виды бросков и техника их выполнения…………………..........13                1.4. Обучение броскам в зависимости от амплуа юных хоккеистов.27      1.5. Техника и технология бросков ведущих хоккеистов КХЛ…….28 ГЛАВА 2. ТРЕНАЖЕРЫ В ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ……….. ….36                               2.1. Тренажеры для бросков…………………………………………36  2.2. Обучение технике кистевого броска шайбы на тренажере  Rapid shot…………………......................................................................39 ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ  ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ХОККЕИСТОВ 10­12  ЛЕТ………..42                3.1. Организация экспериментальной работы……………………….42                3.2. Результаты экспериментальной работы………………………....45  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….51 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность.  Современный хоккей требует от спортсмена не только высокого уровня физической подготовленности, но и совершенного владения рациональной   техникой   хоккейных   движений.   В   связи   с   этим   одна   из актуальных   проблем   подготовки   квалифицированных   хоккеистов   – овладение техникой движений, которые могут быть применимы в их игровой практике. К сожалению, сегодня практическому решению этой проблемы в подготовке хоккеистов всех возрастных групп уделяется минимум внимания (Павлов С.Е., 2008). Техники   спортивных   движений   –   специализированные   системы   направленных   на одновременных   и   последовательных   движений, рациональную   организацию   взаимодействия   внутренних   и   внешних   сил, участвующих в конкретных двигательных актах с целью наиболее полного и эффективного   использования   этих   сил   достижения   более   высоких спортивных   результатов.   Под   техническим   мастерством   обычно подразумевают совершенство двигательного компонента, однако техническое мастерство   –   понятие   более   широкое,   включающее   в   себя   не   только двигательную сторону конкретного действия, но и все те процессы, которые участвуют   в   регулировании   и   управлении   движениями   и   обеспечивают наилучший   конкретный   результат   данного   действия.   Техника   спортивного движения   –   это   способ   выполнения   конкретного   спортивного   движения, 3 характеризуемого степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей. Техническая подготовка должна   быть   направлена   на   обучение   спортсмена   технике   движений, используемых   в   тренировочной   и   соревновательной   деятельности   в конкретном   виде   спорта   и   доведение   этих   движений   до   совершенства (Матвеев Л.П.,1997; Платонов В.Н., 1997; Савин В.П., 1990, 2003 и др.).  Броски   шайбы   в   ворота   –   один   из   важнейших   компонентов   игры   в хоккей. Эффективность бросков шайбы в ворота (это в большей степени относится   к   броскам   из   стандартных   положений)   во   многом   зависит   от технически   правильного   выполнения   этих   спортивных   движений.   Основа бросковых техник в хоккее – кистевой бросок. Именно эта разновидность броска шайбы в ворота в первую очередь должна быть освоена хоккеистом. Хоккеист, не умеющий хорошо бросать шайбу, не представляет большой опасности   для   соперников,   поэтому   броскам   (ударам   по   шайбе)   нужно уделять особое место в технической подготовке хоккеиста.  Когда   Илья   Ковальчук,   рассказывая   о   своем   детстве,   рассуждал   о бросковой   технике,   то   большую   часть   его   рассказа   составляло   то,   что необходимо   помимо   общих   тренировок   заниматься   индивидуально   и дополнительно,   и   это   он   понял   много   позже,   а   тогда  отец   заставлял   его ежедневно   выполнять   по   двести   бросков.   ««...без поставленного   броска   не будет и голов, и я благодарен своему папе, понимаю, что пот был пролит не зря, бросок ­это один из лучших моих игровых компонентов…» (Заслуженный мастер спорта России. На драфте новичков­2001 выбран под первым номером (первый случай в истории отечественного хоккея). Обладатель «Морис Ришар Трофи»   ­2004   (лучший   снайпер   НХЛ).   Обладатель   Кубка   Гагарина   сезон юных 2014­2015 в составе команды СКА (Санкт­Петербург)). Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально  проверить методику обучения технике бросков юных хоккеистов. 4 Объект исследования: организовать учебно­тренировочный процесс  хоккеистов в детско­юношеской спортивной школе по обучению технике  бросков.   Предмет исследования: обосновать методику обучения технике  бросков хоккеистов 10­12 лет, используя тренажеры. Проанализировать методические особенности обучения технике  Задачи исследования: 1. бросков в хоккее с шайбой. 2. хоккеистов     10­12 лет.   3. Определить основные методы обучения технике бросков  Экспериментально проверить эффективность разработанной  методики обучения технике бросков хоккеистов 10­12 лет. Методы исследования:      1. Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников..      2. Педагогическое наблюдение.      3. Контрольные испытания.                                                                . . . . . .     . . .     .  .       .           4. Педагогический эксперимент.      5. Статистическая обработка материалов исследования. 5 Глава 1. ТЕОРЕТИКО­МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ 1.1.     Техническая подготовка в хоккее                                          По   определению   Н.Г.   Озолина,   техническая   подготовка   ­   та   часть процесса   подготовки   спортсмена,   которая   преимущественно   направлена   на овладение   техникой   избранного   вида   спорта   и   совершенствование   в   ней. Кроме того, имеется в виду и овладение техникой всех тех общеразвивающих и специальных упражнений, которые используются в тренировке.   В   теории   и   методике   спорта   под   техникой   (в   широком   значении) принято понимать способы выполнения двигательных действий, с помощью которых   двигательная   задача   решается   целесообразно,   с   относительно большей эффективностью.  В.Н. Платонов (1997) под спортивной техникой (техникой вида спорта) понимает   совокупность   приемов   и   действий,   обеспечивающих   наиболее эффективное   решение   двигательных   задач,   обусловленных   спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований. В хоккее под техникой   (узкое   значение)   принято   понимать   совокупность   специальных 6 игровых приемов, эффективно выполняемых для успешного ведения игровой деятельности.  Специализированные   положения   и   движения   спортсменов, отличающиеся   характерной   двигательной   структурой,   но   взятые   вне соревновательной   ситуации,   называются   приемами.   Прием   или   несколько приемов,   применяемых   для   решения   определенной   тактической   задачи, являются действием. Технику спортивных упражнений следует рассматривать в свете единства формы и содержания, как целостную деятельность человека, как   координацию   его   психической   и   физической   деятельности   в определенных условиях внешней среды. В хоккее техническая подготовка ­ сложный   педагогический   процесс,   направленный   на   совершенствование технического   мастерства.   Результатом   технической   подготовки   является техническая    подготовленность спортсменов. Техническая   подготовленность   спортсмена   ­   степень   освоения спортсменом   системы   движений,   соответствующей   особенностям   данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов и характеризуется   тем,   что   он   умеет   выполнять   и   как   владеет   техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовлен­ ности   называют   техническим   мастерством.   Специалисты   в   области   хоккея заключают,  что  техническая   подготовка  ­  одна  из  важных  сторон  системы формирования спортивного мастерства хоккеиста различной квалификации. В   структуре   технической   подготовленности   очень   важно   выделять следующие виды движений:                                                                                       1. Базовые  движения  и действия, которые  составляют  основу  технической оснащенности   данного   вида   спорта.   Без   них   невозможна   эффективная соревновательная   борьба   с   соблюдением   существующих   правил.   Освоение 7 базовых   движений   является   обязательным   для   спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. 2. Дополнительные движения и действия – это второстепенные движения и действия,   элементы   отдельных   движений,   которые   характерны   отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. По   степени   освоения   приемов   и   действий   техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями: 1) наличием двигательных представлений о приемах и действиях и попыток их выполнения;  2) формированием двигательного умения;  3) образованием двигательного навыка.  Способность   к   созданию   отчетливых   представлений   о   движениях является   важным   фактором,   обусловливающим   как   эффективность технического   совершенствования,   так   и   реализацию   освоенных   умений   и навыков.   Техническая   оснащенность   в   хоккее   связана   как   с   широтой технического арсенала, так и с умением спортсмена выбирать и реализовывать наиболее эффективные действия в вариативных ситуациях при недостаточной информации и остром дефиците времени. Техническая подготовка направлена на обучение хоккеиста технике движений и доведение их до совершенства. По мере   роста   спортивного   мастерства   в   процессе   технической   подготовки хоккеистов   эти   факторы   ужесточаются,   постепенно   приближаясь   к соревновательным   условиям.   Техника   в   современной   игре   в   значительной мере   обусловлена   кондиционными,   главным   образом,   скоростно­силовыми способностями   и   выносливостью   игроков,   поэтому   совершенствование техники   хоккея   должно   осуществляться   при   максимальном   проявлении физических   способностей,   в   условиях   дефицита   времени,  пространства, противодействия соперников и на фоне утомления. 8 К основным задачам, которые требуют решения в процессе технической подготовки хоккеистов, необходимо отнести следующие:  • увеличение объема и разнообразия двигательных умений и навыков;  • достижение высокой стабильности и вариативности специализированных  движений, составляющих основу техники хоккея;  •   последовательное   превращение   освоенных   приемов   в   целесообразные   и эффективные соревновательные действия;  •   усовершенствование   структуры   двигательных   действий,   их   динамики   и кинематики с учетом индивидуальных особенностей хоккеистов;  •   повышение   надежности   и   результативности   технических   действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях;  •   совершенствование   технического   мастерства   спортсменов,   исходя   из требований   спортивной   практики   и   достижений   научно­технического прогресса.  В современном хоккее техническая подготовка делится на общую и  специальную.  Общая   техническая   подготовка   направлена   на   овладение разнообразными   двигательными   умениями   и   навыками,   необходимыми   в спортивной деятельности.  Специальная   техническая   подготовка   направлена   на   овладение техникой движений в избранном виде спорта.        Задачи общей технической подготовки:  1. Увеличить   (или   восстановить)   диапазон   двигательных   умений   и навыков,   являющихся   предпосылкой   для   формирования   навыков   в избранном виде спорта.   2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП Специальная техническая подготовка обеспечивает решение следующих задач:  9 1. Сформировать знания о технике спортивных действий.  2.  Разработать   индивидуальные   формы   техники   движений,  наиболее   полно соответствующие возможностям спортсмена.  3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях. 4.  Преобразовать   и   обновить   формы   техники   (в   той   мере,   в   какой   это   продиктовано совершенствования). закономерностями   спортивно­тактического 5.   Сформировать   новые   варианты   спортивной   техники,   не   применявшиеся ранее (например, новый прием, движение) [4].  1.2. Средства и методы технической подготовки              В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов   спортивной   тренировки.   Например,   Ю.Ф.   Курамшин   условно   их подразделяет   на  две   группы:   средства   и   методы   словесного,  наглядного   и сенсорно­  коррекционного   воздействия   и   средства   и   методы,   в   основе которых лежит выполнение хоккеистами каких­либо физических упражнений (2003).   К  средствам   и   методам   словесного,   наглядного   и   сенсорно­ коррекционного воздействия относятся:                               а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;   б) показ техники изучаемого движения; в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеозаписей и др.; г) использование предметных и других ориентиров;                                           д) звуко­ и светолидирование;  е)   различные   тренажеры,   регистрирующие   устройства,   приборы   срочной информации.  10 К   средствам   и   методам,   в   основе   которых   лежит   выполнение хоккеистами каких­либо физических упражнений относятся:   Они   позволяют   овладеть а)   общеподготовительные   упражнения. разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;  б)   специально­подготовительные   и   соревновательные   упражнения.   Они направлены на овладение техникой хоккея;  в)   методы   целостного   и   расчлененного   упражнения.   Они   направлены   на овладение,   исправление,   закрепление   и   совершенствование   техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз,  элементов;  г)   равномерный,   переменный,   повторный,   интервальный,   игровой, соревновательный   и   другие   методы,   способствующие   главным   образом совершенствованию и стабилизации техники движений.  Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного   вида   спорта,   возраста   и   квалификации   спортсмена,   этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки. Средствами   практического   решения   задач   совершенствования технического мастерства спортсменов являются:  ­ соревновательные упражнения; ­  тренировочные формы соревновательных упражнений; ­  специально­подготовительные и вспомогательные упражнения; ­  различные тренажерные устройства и др. (В.Н.Платонов, 1997). В связи с этим совершенствование приемов и действий в технической подготовке   связано   с   поступлением   и   использованием   информации   двух видов:                                                                       1.   Основной,   которая   поступает   от   двигательного   аппарата: рецепторов,   расположенных   в   мышцах,   сухожилиях,   связках,   и   отражает 11 изменения в длине мышц, степени их напряжения, направлении и скорости движений,   расположении   различных   звеньев   тела   и   др.   Информация   о структуре   движений   и   взаимодействии   организма   спортсмена   с   внешней средой   поступает   от   органов  зрения   и   слуха,   вестибулярного   анализатора, проприорецепторов и рецепторов кожи.  2. Дополнительной, которая адресована в первую очередь сознанию обучаемого   и   осуществляется   путем   рассказа   и   показа.   Эта   информация помогает составить представление о совершаемых действиях, возникающих ошибках,   о   расхождении   фактического   выполнения   движения   с   заданным, результативности двигательных действий в целом и др.  Информация   о   движениях,   поступающая   в   систему   управления   ими, играет   значительную   роль   в   образовании   новых   умений,   в   автоматизации навыков, в совершенствовании технического мастерства в целом. Из обилия разнообразных движений отбираются и закрепляются те, которые приводят к достижению   заданного   результата.   При   повторении   эти   движения автоматизируются и образуют навык, в то время как остальные движения, не являющиеся   эффективными   по   обобщенному   анализу   основной   и дополнительной информации, не закрепляются. Хоккеисту очень важно хорошо кататься на коньках. Надо уметь бегать по   прямой   и   непринужденно   выполнять   различные   повороты,   торможения, освоить бег спиной вперед. Только после овладения техникой бега хоккеист в дальнейшем может быстро осваивать и совершенствовать технические приемы с шайбой и тактику игры. Учитывая вышеизложенное, необходимо с первых занятий   вводить   упражнения,  способствующие   совершенствованию   техники бега на коньках: различные игровые упражнения в виде эстафет, салочек, бега с преодолением препятствий (например, бега между стоек с преодолением невысокого бортика). Прививая  на занятиях правильный  навык по технике 12 бега, следует занимающимся рекомендовать больше самостоятельно кататься на коньках. Параллельно с освоением техники бега необходимо начинать обучение техническим   приемам   игры   с   шайбой,   для   этого   занимающимся   важно   с первого занятия правильно держать клюшку, занимающихся обучают броскам шайбы и ее остановкам.   Необходимо   в   процессе   обучения   учитывать   индивидуальные особенности игроков; надо подобрать игроку удобную клюшку по длине и по углу крючка. Во время обучения броску главное внимание уделяют технике выполнения:  месту и степени соприкосновения шайбы с крючком, активной работе   туловища   и   рук,   создающих   маховое   движение,   энергичной   работе кистями в заключение броска. При остановках особое внимание обращают на то, чтобы заблаговременно занять наиболее удобную стойку и смягчить силу удара о крючок. [9] Тренировка   занимает   важное   место   в   учебно­тренировочной   работе хоккейной   команды.   Она   способствует   постоянному   всестороннему совершенствованию хоккеиста с помощью различных средств: физических и игровых   упражнений,   специальных   упражнений   по   технике   и   тактике, двусторонних   игр,   соревнований.   Практические   занятия   дополняются теоретическими.  Тренировка непосредственно продолжает процесс обучения хоккеиста,  хотя в начале тренировки игрока продолжают обучать всему разнообразию не  освоенных полностью приемов хоккея.             Чтобы повышать уровень игры, хоккеисту необходимо регулярно и настойчиво   тренироваться.   Это   позволяет   правильно   и   быстро   выправлять недостатки и добиваться совершенства в выполнении технических приемов.                      Совершенствование техники выполнения приемов ведется вначале изолированно от игры, а затем в игровых упражнениях, двусторонних играх и 13 На   занятиях   большое   внимание   уделяют самих   соревнованиях. совершенствованию   бросков   шайбы,   добиваясь   точности,   неожиданности, силы, выполняя из различных игровых положений.  В ведении шайбы добиваются надежного контроля за ней в сочетании с хорошей ориентировкой на поле и быстрым бегом на коньках.   Останавливать шайбу необходимо с минимальной затратой времени и внимания, причем следует учитывать свои дальнейшие действия.   Броски,  ведение   и   остановку   шайбы   совершенствуют   в  сочетании   с обманными движениями туловищем и клюшкой. 1.3. Виды бросков и техника их выполнения Чтобы научиться бросать скользящую шайбу в движении, необходимо предварительно   усвоить   основные   положения   для   бросков   неподвижной шайбы   с   места.   Броски   шайбы   в   движении   более   сложны,   но   основные положения те же, что и при броске с места. Описание бросков дано с расчетом на то, что большинство хоккеистов держит   клюшку   за   ручку   более   ловкой,   правой,   рукой.   Тем,   кто   держит клюшку   за   ручку   левой   рукой,   при   выполнении   броска   слева   следует руководствоваться   описанием   броска   справа,   а   при   выполнении   броска справа — описанием броска слева. Существует несколько основных способов броска шайбы: бросок слева, бросок справа, плавный бросок, бросок поворотом крючка, удар, подкидка и другие приемы. Бросок слева (неподвижной шайбы) При броске слева хоккеист становится боком к цели и клюшку опускает на лед. Шайба лежит сбоку и несколько впереди игрока. Боковая плоскость крючка   находится   под   острым   углом   к   шайбе.   Шайба   как   бы   несколько накрыта крючком. Двигая клюшку на себя, игрок придает шайбе некоторое вращение. Одновременно следует сильное маховое движение клюшки вперед в 14 направлении   цели,   которое   в   последний   момент   дополняется   резким поворотом крючка от себя. Для усиления броска используют естественный прогиб   клюшки,   который   возникает   из­за   быстрого   движения   клюшки   и некоторого   давления   клюшки   о   лед;   после   отрыва   ото   льда   клюшка   придавая   шайбе   дополнительную   скорость   полета. выпрямляется, В   начале   броска   крючок   с   шайбой   несколько   отстает   от   движения   рук. Предельно быстрое движение крючка с шайбой происходит в заключительной части броска, где полету (скольжению) шайбы сообщается большая начальная скорость. В   момент   броска   нога,   стоящая   впереди,   одновременно   с   маховым движением клюшки скользит вперед. Тяжесть тела постепенно переходит на   придавая   устойчивое   положение. впереди   скользящую   ногу, По мере махового движения плечо сильной руки несколько отводят назад. Другой   рукой   сначала   держат   клюшку   слабо   (чтобы   было   лучше соприкосновение   с   шайбой),   а   затем   крепко;   вместе   с   туловищем   рука движется  вперед.  В  последней фазе  броска  руку  энергично  выпрямляют  в локте и кистями резко поворачивают клюшку в сторону цели. Одновременно и туловище, поворачиваясь левым плечом вперед, помогает выполнить бросок. Последняя часть броска является главной: туловище, руки, и особенно кисти, придают шайбе направление полета и силу. Выполняя прием, игрок все время должен контролировать шайбу зрением. Путь шайбы по крючку зависит от махового движения клюшки. Если бросок длинный, то шайба успевает пройти всю боковую плоскость крючка; если он короткий, то шайба проделывает меньший путь. Лучше, если шайба отрывается с конца крючка; тогда полностью используется длина рычага и   «подхлестывание»   шайбы   клюшкой. получается,   как   бы, Начальное положение шайбы у крючка перед броском может быть различным. Если бросок резкий, то начальное положение шайбы будет где­то у середины 15 крючка; путь прохождения шайбы в этом случае короткий, и она в последней фазе броска сойдет с конца крючка. Если бросок длинный, то шайба в начале броска будет находиться у пятки крючка; она пройдет больший путь по всей боковой   плоскости   крючка   и   также   оторвется   с   конца   его. В   игре,   особенно   при   взятии   ворот,   целесообразнее   пользоваться   резким коротким   броском   как   наиболее   быстрым   движением,   экономным   и неожиданным для противника. Бросок справа (неподвижной шайбы) Игрок   становится   боком   к   цели   и   клюшку   опускает   на  лед.  Шайба лежит сбоку перед ним, накрыта крючком (находится посередине его). Сильная рука согнута в локте и отведена назад. Другая рука держит клюшку ближе к середине палки; в начале движения она почти прямая. Затем в броске эта рука делает энергичное движение вперед­на себя, сгибается в локте и способствует вращению и поступательному движению шайбы вперед. Далее   это   движение   дополняют   резким   поворотом   клюшки   (открывание крючка) и энергичным поворотом туловища в сторону цели. Шайба в этом броске проделывает меньший путь по плоскости крючка, поэтому в исходном положении перед броском она должна быть на середине крючка. Ноги стоят немного шире плеч, обеспечивая хорошую устойчивость. Тяжесть тела резко переходит на впереди стоящую ногу, которая в момент броска скользит в сторону исходного положения шайбы. Плавный бросок Плавный бросок — разновидность броска слева и справа; им больше всего пользуются для коротких передач шайбы по льду. Выполняют бросок плавным движением всей клюшки с шайбой в сторону цели. В момент броска клюшку   держат   несколько   расслабленно;   обе   руки   одновременно   делают движение к цели; в последней фазе крючок не отрывают от льда и не делают резкого движения, а как бы провожают им шайбу. Поэтому шайба сходит с 16 крючка   с   меньшей   первоначальной   скоростью,   нежели   в   других   бросках. Прием   этот   простой,  в  нем   обе  руки   одновременно   придают   направление шайбе, поэтому, пользуясь им, можно очень точно бросить шайбу. Бросок поворотом крючка Передать шайбу по льду на короткое расстояние можно также и одним резким поворотом крючка. Шайба «накрыта» крючком и находится ближе к его   концу.   Посылая   клюшку   незначительно   в   сторону   цели,   коротким движением поворачивают клюшку на пятке вперед от себя и придают шайбе скольжение (рис. 15 а, б, в, г). Сила броска зависит от того, насколько резко повернут крючок в направлении цели. Такой бросок выполняют почти одними кистями; эти передачи бывают весьма неожиданными для противника. Бросок в одно касание Чтобы, принимая шайбу, без промедления произвести бросок, игроку важно,   видя   приближающуюся   к   нему   шайбу,   быстро   занять   удобное положение. Обычно сильно скользящую шайбу остановить труднее. Поэтому, когда шайба коснется крючка, клюшку надо отвести несколько назад или в сторону. Важно, чтобы игрок меньше был занят самим процессом остановки шайбы, иначе он не сможет хорошо ориентироваться и правильно решить, как действовать дальше. Останавливая шайбу, игрок готовится к выполнению броска, для чего, решая, куда направить шайбу, занимает удобную стойку и быстро выполняет бросок   в   нужном   направлении.   Чтобы   непринужденно   и   точно   выполнить прием, туловище следует держать свободно, останавливая шайбу, клюшку держать   не   крепко,   особенно   рукой,   скользящей   по   палке.   Остановка   и бросок   в   данном   случае   —   одно   неразрывное   движение.   Бросок   в   одно касание   широко   применяется   в   игре   и   является   наиболее   действенным техническим   средством   в  коллективной  игре.  Им  широко   пользуются   при 17 взятии ворот и различных передачах. Бросок в одно касание способствует ускорению темпа игры. Бросок с поворотом  Этим техническим приемом часто пользуются при взятии ворот, когда игрок с шайбой находится спиной к цели. Клюшку с шайбой обводят вокруг себя, одновременно поворачиваясь к цели и готовясь к выполнению броска. При повороте и броске туловище наклонено, ноги согнуты. Клюшку держат одной   рукой   за   ручку,   другой   за   середину   палки.   Крючок   наклонен   под острым углом к шайбе. Бросок производят очень резким движением клюшки и туловища вперед. Можно в последней фазе поворота выполнить не бросок, а удар по шайбе с коротким предварительным замахом. Для этого игрок, несколько   сдерживая   клюшку,   позволяет   шайбе   сойти   с   крючка   и   затем открытым крючком наносит удар по шайбе. При выполнении приема игрок туловищем закрывает подход противника к шайбе. Это весьма характерно для броска шайбы с поворотом. Удар До   выполнения   удара   шайба   лежит   или   движется   перед   ногой, скользящей   впереди;   крючок   несколько   позади   шайбы,   ноги   в   коленях согнуты и для лучшей устойчивости расставлены. Клюшку крепко держат обеими   руками;   одной   рукой   лучше   держать   ее   за   середину   палки   для выполнения более точного и неожиданного удара. Тяжесть тела до удара — на обеих ногах. Удар производят несколько открытым крючком (т. е. крючок клюшки находится под тупым; углом к шайбе) с предварительным коротким замахом.   Резкий   удар   наносят   боковой   плоскостью   крючка.   При   ударе дальняя от цели нога, помогая выполнить прием, делает энергичный толчок и после удара скользит в сторону для сохранения равновесия. Тяжесть тела быстро переносят на ногу, стоящую впереди. Одновременно обе руки резко идут   вперед,  способствуя   быстрому   движению   клюшки   и   сильному   удару 18 крючком по шайбе. Чтобы сохранить устойчивость после удара по шайбе, движение несколько замедляют. Рука, держащая клюшку за середину палки, свободно скользит к ручке. На выполнение удара в подготовительной фазе тратится очень мало времени, и поэтому им пользуются при взятии ворот и борьба за прыгающую или скользящую по льду шайбу, т. е. в тех случаях когда   нет   времени   на   предварительную   остановку   шайбы   и   выполнение броска. Подкидка В   основе   этого   приема   лежит   удар   концом   крючка   под   шайбу   с одновременным поворотом клюшки вокруг продольной оси. В момент удара пятка   крючка   несколько   поднята.   Руки   держат   клюшку   не   крепко, обеспечивая некоторое пружинящее движение. Это делается для того, чтобы смягчить удар и, оторвав шайбу ото льда, придать ей нужную траекторию полета. Особенно энергично работают кисти. Подкидкой пользуются во всех случаях,   когда   необходимо   послать   шайбу   верхом   на   малое   расстояние, передать   шайбу   партнеру   через   клюшку   противника,   перебросить   через лежащего вратаря или обвести противника. Обманные движения, предшествующие броску В   основе   обманных   бросков   лежит   ложное   движение   клюшкой   или туловищем или тем и другим одновременно. Это позволяет игроку своими предварительными   ложными   действиями   вызвать   ответную   реакцию противника,   воспользоваться   этим   и,   неожиданно   изменив   движение, закончить бросок. Обманные броски производят следующим образом: игрок, выполняя   тот   или   иной   бросок,   производит   типичное   для   этого   приема движение, но в заключение броска выполняет неожиданное дополнительное движение   в   другом   направлении.   Игрок,   выполняющий   прием,   может переместиться, поэтому бросок примет другое направление; или остановить движение клюшки, и противник рано «ответит» на бросок; или изменить в 19 последний   момент   типичное   движение   на   неожиданное   (например,   резким поворотом крючка). Пример: игрок, находясь в 5—7 м от вратаря, выполняет бросок   слева   по   воротам,   намереваясь   попасть   в   правый   верхний   угол. Клюшку он держит за ручку правой рукой. Вратарь старается предугадать направление полета шайбы по естественным движениям игрока. Игрок же в последней   фазе   броска   незаметно   смещается   вправо­вперед,   приближает левую руку к правой, посылает правое плечо вместе с клюшкой вперед и, поворачивая кисти вперед, резким броском направляет шайбу в левый угол ворот.   Все   эти   движения   делаются   быстро   и   почти   одновременно. Если   игрок   умело   пользуется   всеми   разновидностями   бросков,   то   очень хорошие результаты дает, например, такой обманный бросок: начальную фазу выполняют, как в броске слева (это обманное движение), а заключительную — в виде подкидки или удара. Такие броски применяют в тех случаях, когда нужно   передать   шайбу   партнеру,  находясь   поблизости   от   противника,  или бросить шайбу в ворота. Броски шайбы в движении Очень   редко   хоккеисту   представляется   возможность   выполнить   тот или   иной   технический   прием   из   статического   положения   без   помех   со стороны противника. Игрок и шайба, как правило, находятся в беспрерывном движении.   Вполне   естественно,   что   хоккеист   должен   уметь   выполнять технические   приемы   со   скользящей   или   летящей   шайбой   в   движении. Чтобы   выполнить   такой   бросок,   нужно   точно   рассчитать   скорость   и направление   своего   движения,   скользящей   шайбы   и   движения   партнера, которому   игрок   решит   послать   шайбу.  Кроме   того,  игроку   будет   мешать противник — в ориентировке, в выборе места, в исполнении того или иного технического   приема.   Поэтому   очень   важно   при   бросках   в   движении, надежно   контролируя   шайбу,   быстро   занять   наиболее   выгодное   исходное 20 положение и, выбрав целесообразный технический прием, быстро выполнить его. Перед   броском   шайбы   игрок   готовится   к   тому,   чтобы   наилучшим образом выполнить прием. Он выбирает положение для шайбы с клюшкой, ног   и   туловища,   руководствуясь   описанными   выше   приемами   бросков неподвижной шайбы. Например, если игрок хочет бросить шайбу, которую ведет впереди себя, он посылает ее в сторону и немного накрывает крючком. Шайба находится  на  середине  или  ближе к  пятке  крючка,  причем  важно, чтобы она не отходила от крючка. Из этого исходного положения хоккеист быстро   выполняет   бросок   толчком   скользящей   сзади   ноги   и   переносит тяжесть тела на ногу, стоящую впереди, согнутую в момент броска в колене под углом 110—130°. Движения игрока должны быть быстрыми, а маховое движение клюшкой — коротким. После выполнения броска для сохранения устойчивости туловище следует несколько выпрямить. Шайбу необходимо броска. контролировать В начале броска движение на коньках как бы затухает — хоккеист скользит протяжении зрением   на       всего   по инерции. Условия для выполнения броска в игре бывают самые различные. Иногда   невозможно   применить   характерные   для   того   или   иного   броска движения.   Но   при   любых   условиях   игроку   важно   уметь   послать   шайбу   в желательном   ему   направлении,   придать   ей   нужную   траекторию   полета. Поэтому   игрок   должен   уметь   быстро   изменять   положение   клюшки,   ног, туловища   или   усилие,   вложенное   в   бросок.   Если   в   момент   броска   слева (справа) шайба находится впереди игрока, то надо сделать большой выпад ногой,   стоящей   впереди,   подать   плечи   вперед,   клюшку   обеими   руками держать   ближе   к   ручке;   когда   же   шайба   отделится   от   крючка,   туловище следует выпрямить, чтобы сохранить устойчивость. Когда шайба находится сбоку   или   сзади   игрока,   то   бросок   выполняется   длинным   маховым движением клюшки из­за спины. Шайбу, лежащую близко от игрока, бросают 21 «укороченной» клюшкой, — сильная рука несколько отведена назад, а другая держит клюшку за середину палки и даже ближе к крючку. Выполняя бросок, игрок откатывается назад, выпрямляя туловище; рука, держащая клюшку за середину   палки,   скользит   к   ручке.   Траектория   полета   шайбы   главным образом зависит от угла, под которым крючок клюшки в момент отделения шайбы   заканчивает   бросок,   и   от   первоначальной   скорости   полета   шайбы. Чтобы   бросить   шайбу   по   льду,   последнее   движение   крючка   направлено вперед   и   несколько   вниз.   Крючок   в   момент   отделения   шайбы   как   бы накрывает ее и придает ей скольжение. Броски надо льдом высотой 40—70 см   выполняют   движением   крючка   с   шайбой   несколько   вверх   и   далее параллельно льду. Высокие броски требуют длинного махового движения и выпада впереди стоящей ноги. Крючок в последний момент развернут кверху. Движение крючка направлено вперед и резко вверх. Чем   лучше   хоккеист   бросает   по   воротам,   тем   больше   голов   он забивает. На свете, пожалуй, нет более избитой фразы, чем эта. Однако по какой­то неведомой мне причине, которая по сей день остается для меня загадкой, ни один   игрок   –   будь   то   в   профессиональном   хоккее   или   в   команде начинающих малышей – не тренируется в бросках в том объеме, в каком это требуется. Возьмем профессионала в гольфе. Есть у него свободное время – он тут же идет на площадку и не одну сотню мячей пошлет в цель, отрабатывая силу  удара   и точность.  А  профессиональный  теннисист, который  часами практикуется в подаче! А игрок в американский футбол, сотни раз за одну тренировку бросающий мяч в подвешенную над воротами автомобильную покрышку!   Многие   же   хоккеисты   тут   же   спешат   домой,   как   только коллективная тренировка заканчивается. 22 Необходимо провести на льду массу времени, отрабатывая броски в одиночку   или   вместе   со   своими   партнерами   по   звену,   чтобы   приносить пользу своей команде во время игры, забивая голы, и получать истинное удовольствие от выполненной работы. Вы можете мастерски выполнять все обманные приемы, но если вашим броскам недостает силы и точности, ваше тренировочное время потрачено понапрасну.  В   хоккее   чаще   всего   пользуются   броском,   выполняемым   маховым движением клюшки. Существуют и другие, такие, например, как щелчок или подкидка. Скорость движения шайбы при маховом броске зависит от нескольких обстоятельств, но самым главным является сила рук хоккеиста. При выполнении махового броска необходимо следить, чтобы шайба на   клюшке   располагалась   в   стороне   или   позади   игрока,   что   позволит наиболее полно развернуть плечи и руки. Начиная бросок, нужно ровным маховым движением перевести клюшку вперед. При этом не забывать, что голова и плечи должны быть выдвинуты  вперед, не нарушая полнейшего равновесия.   Безукоризненное   владение   клюшкой   во   время   броска обеспечивается   достаточно   жестким   хватом.   Необходимая   для   броска импульсная   сила   обеспечивается   сзади   стоящей   ногой   (правой,   если   вы бросаете   с   правой   руки).   Вес   тела   находится   на   клюшке.   При   посыле клюшки   вперед   нужно   сделать   как   можно   более   энергичное   движение кистями   и   одновременно   перенести   вес   тела   на   впереди   стоящую   ногу. Шайба при этом должна быть на центре крюка, а руки хоккеиста должны лежать   на   ручке   клюшки   как   можно   ближе   друг   к   другу   (при   условии соблюдения удобства хвата). Научиться   правильно   располагать   руки   на   клюшке   можно   только методом   проб   и   ошибок.   Если   хоккеист   будет   держать   руки   слишком близко   друг   к   другу,   он   не   сможет   вложить   нужную   мышечную   силу   в 23 движение руки, расположенной внизу. А это при броске имеет решающее значение. Если же руки расставить слишком далеко одну от другой, ручка клюшки не будет пружинить. Другая типичная ошибка при выполнении махового броска, особенно в командах низших лиг, состоит в том, что шайбу не провожают крюком клюшки.   Многие   хоккеисты,   вместо   того   чтобы   посылать   клюшку   за шайбой, пока крюк не окажется в направлении желаемого полета шайбы, резко ее останавливают и неизбежно теряют при этом равновесие. При   отработке   элементов   махового   броска   в   замедленном   темпе хоккеист учится определять, когда переносить вес тела с одной ноги на другую, где ему держать клюшку и как провожать шайбу крюком. После этого он может ускорять движение клюшки, в результате которого шайба оказывается   в   полете.   При   условии   правильной   координации   движений скорость   и   точность   полета   шайбы   в   значительной   мере   обеспечиваются силой рук хоккеиста (в том числе и кистей). Следует   помнить,   что,   как   только   хоккеист   начинает   выполнение махового броска по воротам, он сразу же расшифровывает перед вратарем свои   намерения.   Вратарь   знает   не   только   то,   что   шайба   направляется   в ворота, но и примерно куда она идет, поэтому эффективность броска можно обеспечить только быстротой его выполнения. Есть   в   хоккее   бросок,   который   приводит   в   восторг   зрителей   и которого   страшатся вратари. Это – щелчок. Правда, многие тренеры относятся к нему отрицательно. Более того, мне пришлось слышать, как один тренер команды низшей   лиги   буквально   разносил   в   пух   и   прах   хоккеиста   за   то,  что   тот попробовал бросить шайбу щелчком, хотя никаких доводов при этом тренер не приводил. Надо полагать, единственной причиной гнева тренера было то, что незадачливому хоккеисту не удалось еще отработать щелчок до такой 24 степени, чтобы по точности попадания в цель он не уступал ни маховому, ни какому­либо другому броску. По сути дела, при правильном выполнении щелчка ничего плохого в нем нет. Я бы даже сказал, в нем нет ничего, кроме хорошего, поскольку шайба при этом броске движется гораздо быстрее, чем при других бросках (если, повторяю, бросок выполняется правильно). Как показывают проведенные в Национальной хоккейной лиге измерения, шайба, посланная щелчком, развивает скорость свыше ста девяноста километров в час. Летя со столь высокой скоростью, шайба становится едва различимой, превращаясь для наблюдающих за ее полетом зрителей в нечеткую черную полоску. А вратарь, который не может следить за шайбой со стороны, не видит   даже   и   этого.   Обычно   у   стража   ворот   есть   только   один   способ попытаться остановить посланную щелчком шайбу, это – поставить на пути ее   полета   свои   щитки.   Но   даже   через   щитки,   как   сказал   мне   однажды знакомый вратарь, шайба кусается, как раскаленное железо. Сравнивая  кинограммы  выполнения  щелчка  и  махового  броска, мы находим очень много общего, хотя есть и одно существенное различие. Оно состоит   в   том,   что   при   броске   щелчком   нужно,   сделав   замах,   опустить клюшку к расположенной на льду шайбе и с ходу сильно ее «щелкнуть». Перед   непосредственным   соприкосновением   крюка   с   шайбой   следует усилить   хват   ручки   клюшки   руками,   чтобы   крюк   ни   в   коем   случае   не развернулся, если удар по шайбе придется не по центру крюка. При броске щелчком шайба может быть поднята и лететь на каком­то удалении ото льда. Высота подъема шайбы надо льдом зависит от ее    положения на нем в момент соприкосновения с крюком. Если в момент соприкосновения с клюшкой шайба находится чуточку позади   бросающего,   она   будет   двигаться   прижимаясь   к   ледяной поверхности поля, а чем дальше она располагается впереди хоккеиста, тем 25 выше   в   воздух   она   взлетит.   Скорость   движения   шайбы   при   всех обстоятельствах зависит от силы щелчка и, конечно, от характера движения – по льду или по воздуху. Если шайба скользит по льду, то трение снизит ее скорость. Эффективными могут быть также щелчки по отпасованной шайбе с ходу. На такой бросок уходит гораздо меньше времени, чем на маховый, но есть здесь и своя сложность: надо очень точно рассчитать время замаха, чтобы крюк касался шайбы как раз в тот момент, когда она, двигаясь по направлению   к   бросающему,   находится   в   наиболее   удобном   для   броска положении. Совершенствовать технику такого вида щелчка можно только многократным   выполнением   его,  как,   впрочем,  и   любого   другого   броска щелчком. Весьма   полезным   видом   броска,   которым   с   успехом   пользуются хоккеисты   при   групповой   борьбе   за   шайбу   перед   воротами,   является подкидка. Пожалуй, большинство голов, являющихся результатом схватки хоккеистов у ворот, забивают подкидкой. Основная суть подкидки состоит в том, чтобы поднять шайбу в воздух и  перебросить  ее через  распластавшегося на  льду  вратаря  или  через  его клюшку. В ходе скоротечной и бескомпромиссной борьбы вблизи ворот нет времени, чтобы изготовиться к броску, сообразить, в каком положении по отношению к крюку находится шайба и каким движением рук лучше всего поднять   ее   со   льда.   Поэтому   бросок   подкидкой   должен   выполняться мгновенно и автоматически. Для успешного выполнения его нужно, чтобы шайба находилась как можно ближе к центру крюка и при этом крюк слегка накрывал   шайбу.   Чтобы   подкинуть   шайбу,   нужно   придать   ей   движение вперед   и   одновременно   как   можно   резче   развернуть   кисти   рук,   Чем энергичнее и быстрее выполнен этот комплекс движений, тем выше  поднимется шайба и быстрее она полетит. 26 Когда приходится бросать с неудобной стороны, лучше всего делать это   подкидкой.   В   ходе   групповой   борьбы   за   шайбу   перед   воротами   у хоккеиста обычно нет ни одного свободного кусочка льда, нет и времени, чтобы перевести шайбу с одной стороны на другую. Более того, как только хоккеист попытается обработать шайбу клюшкой, то тут же представится возможность   обороняющимся   отбросить   шайбу   от   ворот   и   начать наступательную   комбинацию.   Так   что   нужно   отрабатывать   технику подкидки, пока она не будет доведена до автоматизма при бросках с обеих сторон. Как   только   среди   хоккеистов   и   тренеров  заходит   спор   о   том,  что является   решающим   фактором   для   взятия   ворот,   обычно   высказывается столько же мнений, сколько собирается спорщиков. Для одних это позиция, для других – сохранение равновесия, для третьих – скорость полета шайбы. Мы же считаем (после обработки литературных источников и просмотра большого количества игр НХЛ, КХЛ, чемпионатов мира): чтобы послать шайбу   в   угол   ворот,   самое   главное   –   это   знать,   где   ты   находишься   по отношению к воротам. Речь идет не о том, чтобы прицеливаться, а о чем­то близком к этому понятию. Многие специалисты хоккея писали о важности прицеливания. Но не меньше написано и о том, что в хоккее нет времени для прицельного броска. Истина лежит, пожалуй, где­то посередине. Я знаю, что любой   бомбардир   НХЛ   или   КХЛ   может,   находясь   спиной   к   воротам, мгновенно   повернуться   и   послать   с   исключительной   точностью   шайбу   в цель.   Когда   такой   хоккеист,   удерживая   шайбу   на   клюшке,   начинает поворот, он одновременно начинает и бросок, не имея, естественно, времени на прицеливание. В тот момент, когда поворот почти завершен, хоккеист ловит   взглядом   то   место   ворот,   куда   он   собирается   направить   шайбу. Можно   считать,   что   он   в   данный   момент   прицеливается,   а   можно   и   не 27 считать этого. Во всяком случае, в строгом смысле слова здесь, по­моему, прицеливания нет. Нередко способность хоккеиста управлять шайбой на ощупь есть то мерило,   по   которому   отличают   просто   хорошего   игрока   от   признанного бомбардира. Однако, каким бы искусным ни был хоккеист, когда он делает замах   на   щелчок,   он   должен   бросить   взгляд   на   шайбу,   чтобы удостовериться,   что   шайба   находится   там,   где   нужно.   Затем   хоккеист направляет   свой   взор   к   тому   участку   ворот,   который   выбрал   как   цель. Перевод взгляда на шайбу и снова на ворота происходит с такой быстротой, что часто этого не может заметить даже самый внимательный наблюдатель. Смотреть на цель нужно при выполнении броска любого типа, но особенно это необходимо, когда выполняется щелчок. Нужно не забывать, необходимо попасть в маленькую цель, да к тому же вы катите на полной скорости, меняя направление и темп бега, в то время как один, а то и двое соперников делают все, чтобы помешать вам бросить по воротам. В   идеале   было   бы   лучше   всего,   если   бы   ведущий   шайбу   хоккеист вообще не смотрел ни на клюшку, ни на шайбу.  Нелегко   отделаться   от   привычки   смотреть   на   шайбу,   пока   она   не улетела   в   сторону   ворот,   но   молодой   хоккеист,   который   работает   над становлением умения определять, где ворота, и глядеть туда, куда он хочет бросить   шайбу,   очень   скоро   убедится,   что   число   забиваемых   им   шайб неуклонно растет. Понятно,  что   чем   быстрее   движется   шайба,  тем   меньше   у   вратаря времени, чтобы подготовиться к ее приему. Понятно также, что скорость движения   шайбы   определяется   как   техникой   выполнения   броска,   так   и прилагаемой бросающим силой. Хотя, как я сказал ранее, некоторые игроки 28 Национальной хоккейной лиги могут бросать шайбу со скоростью более ста шестидесяти километров в час, в ходе состязаний делают это далеко не все. Те, кто бросает шайбу во время игры с такой силой, что она в полете становится едва различимой полоской, делают это потому, что все время думают о том дополнительном усилии, которое им нужно, чтобы развить желаемую скорость. А ведь именно такое дополнительное усилие позволяет спринтеру выиграть драгоценные сантиметры у линии финиша. Да, пожалуй, и   во   всяком   другом   деле   оно   является   тем   условием,   что   отличает посредственность от настоящего мастера. 1.4. Обучение броскам в зависимости от амплуа юных хоккеистов На   этапе   начальной   специализации   целесообразно   более   четко определить   игровые   амплуа   юных   хоккеистов   с   учетом   индивидуальных особенностей, наличия необходимых качеств и желания выполнять функции нападающего или защитника.   На занятиях необходимо учитывать специфику амплуа хоккеиста, ведь бросковые тренировки для защитников и нападающих в корне отличаются.    Нападающие   отрабатывают   технику   броска   с   пятака,   бросок   в   одно касание,   из­за   ворот   и   после   выхода   на   ворота   с   краю.   Обучаются   и совершенствуют навыки броска из­под противника, учатся открываться под бросок с ходу, выполнять бросок, не завершив обводку и т.д. Защитники   отрабатывают   броски   с   длинного   перепаса,   с   дальних позиций, учатся в одно касание скатывать шайбу под бросок, открываться под бросок, уходя из­под опеки соперника. У   защитников   соотношение   голов,   забитых   щелчками   и   кистевыми бросками, обычно выше, чем у форвардов, поскольку защитники чаще, чем нападающие,   бьют   по   воротам   щелчком.   Ведь   защитникам   приходится атаковать   ворота   издалека,   а   они   знают,   что   при   щелчке   шайба   быстрее достигает ворот, чем при кистевом броске.  29 Центральному   нападающему   необходимо   работать   над   кистевым броском вдвое дольше и интенсивнее, чем над броском щелчком. Защитник же должен   одинаково   хорошо   владеть   обоими   бросками.   В   непосредственной близости   от   ворот   самый   совершенный   щелчок   в   мире   может   оказаться безрезультатным, если вам помешали его выполнить.  Типичные ошибки при выполнении бросков: ­ руки находятся близко одна к другой — теряется сила;  ­ руки расставлены очень широко—теряется скорость, да и рукоятка клюшки не будет пружинить, нарушается также и техника выполнения броска; ­ отсутствует сопровождающее движение клюшкой — несколько              теряется сила и особенно точность броска;  ­ безопорная нога поднята слишком высоко — теряется равновесие;  ­   при   выполнении   удара   по   шайбе   клюшка   для   замаха   поднимается очень высоко — теряется время;  ­   крюк   клюшки   касается   льда   слишком   далеко   от   шайбы   или   удар приходится только в шайбу — теряется сила;  ­ нижняя рука согнута — теряется сила и скорость.  При   совершенствовании   техники   бросков   шайбы   нужно   стараться выполнять   их  без   длительной   подготовки,  неожиданно,  скрытно,  в  момент ведения, обводки, из­под защитника [17].  1.5. Техника и технология бросков ведущих хоккеистов КХЛ Илья Ковальчук (15 апреля 1983 года). Вес: 104 кг. Рост: 187 см.  Достижения:  На драфте новичков НХЛ ­ 2001 выбран под первым номером (первый случай в истории отечественного хоккея). Обладатель «Морис Ришар Трофи» ­ 2004 (лучший снайпер НХЛ). Четырехкратный чемпион мира (2008, 2009, 2012, 2014), серебряный призер чемпионата мира (2010), двукратный 30 бронзовый   призер   чемпионата   мира   (2005,2007).   Обладатель   бронзовой медали Олимпийских игр в Солт­Лейк­Сити (2002).  Обладатель Кубка Гагарина (сезон 2014­2015).  Карьера: 2000­2001 — «Спартак», 2001­2004, 2005­2010 — «Атланта  Трэшерз», 2004­2005 — «Ак Барс», 2005 — «Химик», 2010 — 2013 — «Нью­ Джерси Дэвилз», 2013 ­ н.в. ­ СКА. 18 мая 2008 года Илья Ковальчук одним движением клюшки устроил  всей России настоящий Новый год, и толпы людей вышли на улицы.  Как   это   было.  В   овертайме   финального   матча   чемпионата   мира   при счете   4:4  Сергей   Федоров   вывел   Илью   на   ударную   позицию,   и   Ковальчук идеальным броском поставил эффектную точку в этом великом матче. В год 100­летия   Международной   федерации   хоккея   на   первом   с   1962   года «неевропейском   чемпионате   мира»   в   отмечавшем   тогда   свое   400­летие Квебеке наша сборная обыграла хозяев и первый раз за 15 лет стала лучшей на планете.   В   следующие   шесть   лет   российские   хоккеисты   еще   трижды повторили этот успех. Техника 1. Без везения так точно в угол шайбу не послать, но везет, как известно, тому, кто везет, и Илья готовился к этому броску с 5 лет. В детстве под руководством отца он совершал по 200 бросков по воротам за тренировку. Хочешь, чтобы и у тебя этот компонент игры был отточен до золотого блеска чемпионской   медали?   После   окончания   каждой   игры   оставайся   на   льду   и бросай по воротам. Хотя бы 100 раз. 2. Для   мощного   броска   тебе   нужны   сильные   руки   —   заведи   на   работе эспандер и пользуйся паузами для тренировок, а дома сделай из какой­нибудь ненужной   клюшки   своеобразный   тренажер:   закрепив   на   ее   крюке   груз, имитируй броски. 31 3. Чтобы сделать бросок, нужно еще и уйти от соперника. Илье в этом  помогает его сумасшедшая скорость (тренировки по воспитанию скорости  обязательно входят в подготовку Ковальчука).    Технология 1. Говоря про выбор клюшки, Илья дает совет: «Главное, чтобы загиб на  крюке был удобным». Если хочешь попробовать тот, который нравится  Ковальчуку, — купи клюшку Warrior (в ассортименте есть загиб как раз его  имени — Kovalchuck). Она сделана под запросы спортсмена: крюк короткий,  зауженный, с глубоким загибом мыса — эти характеристики оптимально  подходят под фирменный кистевой бросок Ильи. 2. Крюк   клюшки   Ковальчук   обматывает   специальной   изолентой   (она продается в хоккейных магазинах). Раньше обмотку делали, чтобы улучшить сцепление   крюка   с   шайбой,   но   современные   технологии   уже   решили   эту проблему.   Тем   не   менее   многие   хоккеисты   не   отказываются   от   старой привычки,   считая,   что   обмотка   позволяет   лучше   чувствовать   шайбу.   На YouTube   есть   несколько   роликов,   поясняющих,   как   сделать   обмотку Ковальчука, — ищи по запросу: How to tape your stick just like Ilya Kovalchuk. 3. Из­за сильного загиба крюка, одно время запрещенного в НХЛ, Илью даже штрафовали.   Самый   известный   случай   был   в   матче   «Атланты»   с «Эдмонтоном»,   когда   тренер   «Эдмонтона»   Крэйг   Мактавиш   в   ходе   игры потребовал проверить клюшку забившего Ковальчука, и Илью оштрафовали на 2 минуты. Выйдя на лед уже с другим орудием, он снова забил и, проезжая мимо тренера соперников, бросил тому двусмысленную фразу: «How do you like   my   stick   now?» (что   одновременно   значит:  «Как   вам   теперь   моя клюшка?» и «Теперь я вам нормально засадил?»). Тренировка хоккеиста Ильи Ковальчука Русский «капитан Крюк» Илья Ковальчук мог бы играть в «Нью­Джерси Дэвилс» до 2025 года (именно на такой срок был рассчитан многомиллионный 32 контракт   хоккеиста   с   американским   клубом),   однако   нападающий   решил окончательно вернуться на родину, запросто объясняя свое решение любовью к России. Сейчас Илья защищает цвета питерского СКА.  Уже   в   пять   лет   он   вышел   на   холодное   покрытие   —   лед   —   и   это принесло   ему   неплохие   дивиденды.   Сегодня   Ковальчук   —   один   из   самых высокооплачиваемых и известных хоккеистов мира, но как бы ни менялся его статус и зарплата, последний месяц отпуска вот уже 9 лет Илья Ковальчук проводит одинаково — тренируясь в Москве. Впрочем, хотя сегодня у Ильи и отпуск, он проводит его не с семьей, а с тренером по легкой атлетике. «У нас в хоккее отпуск хороший. Это вам не теннис, где, как мне Сафин рассказывал, на отдых остается только 2 недели в году, а если играешь за сборную — и того меньше. У нас есть 2­3 месяца между сезонами, которые можно посвятить своим делам».   «Поработать»   —   это   два­три   часа   тренировки   каждый   день,   кроме воскресенья.  В   разминку   входят   довольно­таки   необычные   упражнения, заготовленные на сегодня Трошиным: вот Илья изображает морскую звезду, опираясь об пол только левой ногой и рукой, пока другие рука и нога смотрят в потолок, а вот имитирует движения пловца брасcом, лежа на мате. Все это часть разминки, которой Трошин уделяет очень много времени, и   на   то   есть   причины: «Это   же   не   просто   спортсмен,   который   ну травмировался — ну полечился три дня. Это же звезда! Тут цена ошибки совсем другая. Если он травму получит на тренировке, он же мне сам башку и оторвет!   Поэтому   разминка   может   длиться   час,   а   основная   часть   —   20 минут», — поясняет тренер. Александр Трошин, на первый взгляд, человек от хоккея далекий — он тренер   СДЮШОР   ЦСКА   по   легкой   атлетике,   и   в   послужном   списке   его подопечных 15 титулов чемпионов России по бегу — но с тех пор, как их с 33 Ильей   познакомил   агент   хоккеиста   (сам   бывший   спортсмен   и   подопечный Трошина), никому другому Ковальчук свою подготовку не доверяет. А вслед за   ним   к   услугам   этого   тренера   стали   обращаться   и   другие   хоккеисты, включая Овечкина. Если ты привык видеть Ковальчука на коньках и с клюшкой, то эти тренировки другого толка, но именно они дают Илье преимущество на льду. «Эта программа в первую очередь нацелена на выносливость и скорость, плюс координационные упражнения, которые для хоккеиста в техническом плане имеют определяющее значение, — говорит тренер. — Есть тренировки, просто поддерживающие физические кондиции на определенном уровне, но эта — другая. Она нацелена на то, чтобы поднять возможности хоккеиста, подвести его к сезону в наилучшей форме. Такая тренировка отличается и интенсивностью, и агрессией, и психологией. И именно такая нужна Илье, который на льду всегда берет игру на себя». Правда, сейчас на себя ему предстоит брать вес штанги. Ковальчук и Жарков сменяют друг друга на скамье, поднимая от груди 60, 70, 80, 90, 100 кг... Каждый новый подход — это плюс 10 кг. Останавливаются спортсмены на   отметке 120 — этот вес остается для них неподъемным.  Подходит к концу второй час тренировки, и в плане на сегодня остались только спринтерские забеги на 30­60 метров. После отмашки тренера Илья и Владимир срываются с места так, словно и не было до этого изматывающего занятия. «Из   Ковальчука   мог   бы   получиться   спринтер   очень   высокого уровня, — глядя на секундомер, говорит Трошин. — Думаю, и в футболе он мог бы хорошо себя проявить. Там, правда, нет игроков, которые весят 100 кг, но если бы Илья занимался футболом, он весил бы меньше — килограммов девяносто — и был бы великолепным нападающим». Ковальчук тем временем еще раз мощно промчался мимо. «Приезжайте завтра в Серебряный бор — на песке работать будем», — приглашает Трошин. 34 «Меня   в   детстве   никто   не   заставлял   изо   дня   в   день   заниматься спортом, — вспоминает Илья после тренировки. — Подумай сам: на занятия иногда в 6 утра надо было вставать. Если бы я сам не хотел играть, я бы просто долго так не протянул. Помню, в свое время отец предложил выбирать между футболом и хоккеем — вот я и выбрал».  Теннис — главный спорт Ильи на отдыхе, и он старается выходить на корт каждый день. В Москве партнером Ковальчука частенько выступает его приятель Марат Сафин. «Стараемся   с   друзьями   устраивать   турниры   по   теннису   на   отдыхе. Участвуют   многие   хоккеисты:   Дима   Калинин (защитник   «СКА»),  Антон Волченков   (защитник   «Нью­Джерси   Дэвилз»),   Денис   Швидкий   (форвард немецкого «Крефельда»), Серега Гончар (защитник «Оттава Сенаторз»), Витя Козлов (нападающий «Салават Юлаев»). Вот последнему я и проиграл. А так еще в баскетбол иногда собираемся поиграть, в нарды, футбол посмотреть...» На следующий день тренировка в Серебряном бору начинается с кросса по глубокому песку. «Если бы мы в манеже бегали по 10 км, то потом у спортсменов   ноги   бы   неделю   болели:   идет   нагрузка   на   костный   мозг, происходит разрушение красных кровяных телец. Бег по песку дает минимум таких побочных эффектов. К тому же песок укрепляет связки, колени, стопы, спину. А еще, если долго так заниматься, в какой­то момент наступает такое состояние, что вообще не устаешь», — советует тренер. Судя по лицу Ильи, для него этот момент еще не наступил: кроссовки проваливаются в песок на 1­2 сантиметра   и   видно,   что   бежать   в   таких   условиях   тяжело   даже спортсмену, который, по словам тренера, сейчас в лучшей форме, чем когда бы то ни было. «У Ильи в этом году пульс перед тренировкой — 50 ударов в минуту, это говорит о том, что, если он ляжет, то в спокойном состоянии у него будет 35 40 ударов. Такой пульс — редкость для человека, чей вес 104­105кг. Раньше такого у него не было никогда». На предсезонке в этом году Ковальчук побил сразу несколько своих прошлых рекордов в беге, да и сейчас, по словам тренера, идет на личный рекорд на песке. После пробежки Ковальчук с Жарковым выкапывают из песка живущий там круглый год «клад Трошина» — две гири (16 и 32 кг), два блина от штанг (20 и   10   кг),   шестикилограммовый   камень   —   и   следующий   час   выполняют метания: кидают эти тяжести вперед и через спину. Пример недельных тренировок Ильи Ковальчука, в процессе которых закладывается физическая база на весь сезон. Понедельник Занимаемся на глубоком песке, бежим по нему кросс от 30 до 50 минут. Пульс  в это   время  должен  быть 140­150 ударов  в минуту. После  этого  — силовые упражнения с блинами (20 и 10 кг): поднимаем их, приседаем с ними на вытянутых руках, вращаем. Все это повышает вязкость мышц, разминает связки и подводит к основной части — метаниям. Это острые упражнения, которые, если делать их без разминки, чреваты травмами. Метания начинаем сначала с большим весом (гиря — 32 кг, блин — 20 кг), потом — с меньшим (блин — 10 кг, камень — 6 кг), чтобы выросла скорость.   Кидаем   их   и   вперед,   и   через   голову.   Тут   очень   важна   техника: основная   энергия   броска   идет   из   ног,   руки   —   просто   маятник.   Это упражнение   дает   ногам   стартовую   скорость,   которая   нужна   в   хоккее,   где приходится взрываться по многу раз за матч. Вторник В   этот   день   тренировка   на   силу   в   манеже.   Она   начинается   с разогревочного бега (2 км), хорошей растяжки и потом переходит в работу с весами. Главная часть — тренировка со штангой. Жим лежа начинаем с 60 кг, 36 с каждым следующим подходом повышая вес на 10 кг. Для ориентира: личный рекорд Ильи — 117,5 кг. Затем пуловер и скоростные упражнения, а потом идут приседания, выпрыгивания, прыжки через барьеры — таким образом мы переводим силу в скорость. После чего делаем упражнения на расслабление, метаем медбол, бегаем легким, расслабляющим шагом. В конце занятия у нас спринтерские ускорения — 30­60 метров. Илья пробегает 30 метров за 3,48 секунды. В этом году он свой рекорд не побил, просто показывал то же время, что в прошлом, но если раньше он мог пробежать с таким результатам два раза   подряд,   то   теперь   —   восемь.   То   есть   у   него   выросла   скоростная выносливость, которая позволяет больше раз за матч максимально ускоряться — то, что нужно нападающему. Среда В этот день у нас кросс по песку. Бежим 7­8 км и на каждом километре  делаем стометровку с ускорением. Если без ускорений, то 10 км на песке  Илья пробегает за 1 час 1 минуту — рекорд он установил в этом году. Также в среду обычно прыжки, сведение/разведение ног. Потом рывковая тяга: гиря 16 кг — 170 раз или 32 кг 50 раз. Потом — пресс и отжимания по желанию. Четверг Снова   манеж.  Подготовительная   часть  —  упражнения   лежа   на   мате: растяжки, спина, пресс, потом упражнения со средними весами (75­80% от собственного веса) и малыми весами на максимальное количество раз. В конце тренировки бегаем на спринтерские дистанции — например, 4 раза по 200 метров.   Такую   дистанцию   Илья   пробегает   за   24,8   секунды   —   это   очень серьезный результат. Пятница Бегаем кроссы по песку и делаем метания. Эта тренировка похожа на то, что мы делали в понедельник и среду. Суббота 37 Манеж и повторение программы вторника. А потом баня: после нее и выходного дня в воскресенье спортсмен в понедельник приходит свежим и полным сил. ГЛАВА 2. ТРЕНАЖЕРЫ В ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 2.1. Тренажеры для бросков 38 В   многолетней   подготовке   хоккеистов   возможно   применение различных   тренажеров   для   различных   составляющих   тренировок (техническая, тактическая, физическая и др.).  Для технической подготовки в процессе обучения владению клюшкой, и,   в   частности,   для   обучения   технике   бросков,   имеется   достаточное   Все   тренажеры   представляют   скользящую количество   тренажеров. поверхность   (синтетический   «лед»),   на   которой   спортсмен   отрабатывает элементы владения клюшкой, дриблинг, бросок, технику катания на коньках. Вратари отрабатывают все элементы вратарского мастерства. Тренажер   повышает   быстроту,   координацию   и   баланс.   Уникальность тренажеров в том, что конкретно задействованы все группы мышц которые необходимо развивать именно хоккеистам на льду. Для хорошего скольжения применяются   специальные   бахилы   на   обувь,   а   для   тренировки   вратарей бахилы   на   щитки.   Тренажеры   изготовлены   из   синтетического   льда производства Финляндии, качество скольжения 100% гарантируется. Рис.1. Эспандер для рук и ног Описание: В комплект входит 2 набора нагрузочной резины (4 шт.). 2 шт для начинающих и 2 шт.  PRO. Нагрузка регулируется добавлением резины.  Эспандер   предназначен   для   тренировки   рук   и   ног.   Фиксируется   вокруг запястий   рук   или   лодыжек   ног.   Внутренняя   часть   эспандера   сделана   из натуральной замши, что предусматривает  удобное и мягкое фиксирование. 39 Эспандер универсальный, фиксируется на липучку и подходит как детям, так и взрослым. Нагрузка регулируется добавлением второй резины. Рис.2. Тренажер для дриблинга (Премиум класса)   Рис.3. Мастер­пас Рис.4. Тренажер для бросков ­ Mini (Премиум класса)   Рис.5. Имитатор вратаря   Рис.6. Имитатор ­ хоккейные ворота 40 Рис.7. Утяжелитель для клюшки (нижний)   Рис.8. Утяжелитель для клюшки (внутренний)   Рис.9. Шайба с возвратной пружиной   Рис.10. Мишень Рис.11. Тренажер   Rapid       shot        41 Тренажер  Rapid  shot  позволяет хоккеистам целенаправленно работать над   техникой   и   эффективностью   приема   шайбы,   идущей   с   различной скоростью, и, техникой и эффективностью броска шайбы в цель. Высокая плотность   тренировочного   занятия   на   тренажере  Rapid  shot  позволяет хоккеисту   при   достаточном   усердии   и   настойчивости   с   минимальными временными   затратами   освоить   эффективную   технику   приема   шайбы   и кистевого броска. Необходимо отметить, что тренажер  Rapid  shot  в связи с особенностями   своей   конструкции   позволяет   осваивать   и   отрабатывать технику и эффективность преимущественно кистевых бросков.         2.2. Обучение технике кистевого броска шайбы на тренажере Rapid shot      Перед   хоккеистами   начального   уровня   подготовки   при   работе   на   тренажере Rapid shot ставятся следующие задачи:   ­ обучение правильному положению тела при броске; ­ обучение правильному приему шайбы; ­ обучение технике кистевого броска без замаха; ­ работа на точность попадания в заранее выбранную цель. Прежде   чем   приступать   к   непосредственной   работе   на   тренажере, начинающий хоккеист или хоккеист, работающий над исправлением техники кистевого   броска,   должен   освоить   элементы   правильного   броскового 42 движения   и   рисунок   движения   в   целом   с   помощью   имитационных упражнений.  Детские   тренеры   незаслуженно   игнорируют   использование имитационных   упражнений   для   обучения   спортивным   движениям. Имитационные   упражнения   должны   подбираться   таким   образом,   чтобы обеспечивать формирование правильного положения ног, тела, головы и рук в исходном положении хоккеиста перед выполнением приема и броска шайбы и в различных фазах броскового движения. Перед   тем   как   приступить   к   занятиям   по   обучению   бросковому движению на тренажере юные хоккеисты должны освоить технику кистевого броска на льду. В обучении юных хоккеистов кистевому броску следует использовать только облегченную шайбу. Обучение проводится в  тренировочном   режиме   работы   тренажера   с   максимально   возможным временным промежутком, минимальной скоростью подачи шайб и с выбором одной из двух «нижних» целей.  В работе с начинающими хоккеистами тренер должен активно вносить коррективы в процессе самой работы, обращая внимание как на правильность выполнения броскового движения в целом, так и на правильность выполнения отдельных  его  компонентов.  Промежутки  отдыха  между  сериями  бросков составляют   5­7   минут.   Это   время   следует   использовать   в   том   числе   для выполнения имитаций как броска в целом, так и его отдельных компонентов.  Работа   выполняется   до   наступления   признаков   утомления   у начинающего хоккеиста:           ­ нарушение рисунка броскового движения;           ­ снижение числа попаданий в цель.  Работа   с   начинающим   хоккеистом   в   состоянии   утомления неэффективна и должна быть прекращена.  43

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
Скачать файл