Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физическая культура +2
11 кл +1
15.07.2019
Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, а также один из способов перемещения мяча по площадке.
Ведение мяча в современном баскетболе выполняется на больших скоростях, при активном сопротивлении защитников. Поэтому с ростом технической подготовленности игрока ведение необходимо совершенствовать в условиях приближенных к соревнованиям.
В работе раскрывается методические указания при обучению и совершенствованию ведению мяча. Описаны многие упражнения применяемые мною на занятиях баскетболом.
Ведение.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32
ТЕМА: Методика обучения ведению мяча на уроке физической
культуры и спортивной секции.
СОСТАВИЛ: учитель физического воспитания
Скиндер Александр Васильевич ПЛАН.
1. Введение.
2. Методические указания.
3. Общая характеристика обучения техники ведения мяча.
4. Примерные игровые задания и подвижные игры на ведение мяча
вдвижении:
А) «Кросс с ведением мяча»
Б) «Броуновское» (беспорядочное) движение.
Игры для совершенствования ведения мяча
А) Пятнашки с ведением мяча;
Б) «Сторож»
В) «Зоркий глаз»
Г) «Ведение после передачи»;
Д) «Подними мяч»
Е) «Повтори лидера»
Ж) «Вокруг партнера»;
З) «Змейки».
5. Примерные этапы полосы препятствий
6. Оценивание полосы препятствий
7. Обучение ведению мяча при приближении с соперником.
8. Примерные упражнения при обучении ведению мяча.
9. Вывод
10. Литература 1. Введение.
Ведение мяча один из основных технических элементов баскетбола, а
также один из способов перемещения мяча по площадке.
Ведение мяча в современном баскетболе выполняется на больших
скоростях, при активном сопротивлении защитников. Поэтому с ростом
технической подготовленности игрока ведение необходимо
совершенствовать в условиях приближенных к соревнованиям.
Существует ошибочное мнение, что этот прием способствует развитию
индивидуализма у игроков. Игрок, плохо владеющий этим приемом,
уступает в результативности бросков с игры, так как, ограниченные в
маневренности во время ведения мяча, они вынуждены выполнять
броски почти всегда при жестком противодействии защитников.
В каждой команде должен быть на площадке, по крайней мере, один
отличный мастер ведения мяча, а остальные игроки должны уметь
водить мяч свободно, непринужденно, видя при этом площадку, уметь
обходить защитника с помощью ведения мяча.
Получив мяч, нападающий должен представлять двойную угрозу для
защитника броском и проходом к корзине с ведением.
Техника ведения мяча ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело
наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время
ведения игрок должен быть готовым в любой момент изменить
направление движения, сделать остановку, передачу или выполнить
бросок по кольцу. Мяч необходимо укрывать от соперника плечом,
корпусом, свободной рукой. Кисть руки регулирует силу удара, высоту
отскока и направление движения мяча. Мяча касаются только кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим
зрением контролировать его.
2. Методические указания.
Во всех упражнения акцентировать внимание на узловыхдеталях в
технике выполнения ранее изученных приемов.
Нацеливать занимающихся на молниеносное переключение отодних
действий к другим. Ошибки исправлять индивидуально.
Акцентировать внимание на отличиях ви.п. при ведении мяча
правой и левой рукой. Исключать преждевременного (до выпускамяча)
отрыва опорной ноги от пола. В каждом задании чередоватьведение
правой и левой рукой. В случае исключения отдельныхдеталей техники
(например, ведение мяча перед ногами) унескольких учеников
исправление ошибок производить групповымметодом, используя ранее
изученные подводящие упражнения(блок упражнений в ведении на
месте)
Контролировать и.п. перед началом ведения, правильность
начала движения и техники ведения приема.
3. Общая характеристика обучения техники ведения мяча.
Обучение технике ведения мяча.
В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без
которого невозможно представить себе полноценную, тактически
грамотнуюигру. Уже на первых уроках обучения баскетболу формирую
у учащихсяпредставление, что ведение мяча – это передвижение игрока
с непрерывноследующими друг за другом толчками мяча об пол одной
или попеременнодвумя руками. От занятия к занятию школьники
убеждаются, что главное втехнике ведения мяча – это отсутствие
зрительного контроля, асинхроннаяработа рук и ног, равноценность
ведения мяча правой и левой рукой, высокаяскорость передвижения,
рациональное положение кисти на мяче, активноедвижение руки в
локтевом суставе. Существующие разновидности ведениямяча –
высокое и низкое дают возможность игроку передвигаться с мячом
по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью
данного приема можно уйти от плотно опекающего соперника, выйти
под
кольцо, выполнить бросок в движении, перевести мяч из тыловой в передовую зону, увести мяч из скопления игроков, осуществить смену
местдля атаки, растянуть защиту.
Обучение ведению мяча начинаю с 5 класса, в последующих классах
выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет
увеличенияскорости и изменения направления движения,
попеременного ведения мячаправой и левой рукой. В 9 классе, согласно
школьной программе, учащиесядолжны овладеть навыком ведения мяча
при сближении с соперником.
Обучение ведению мяча провожу по следующей методике. Как
известно,
сначала изучается стойка игрока, затем передвижения – бег, прыжки,
остановки, вышагивания, повороты. Непосредственно ведению начинаю
обучать с подготовительных упражнений – одноразовых ударов мяча об
пол.
Затем предлагаю учащимся сочетать эти приемы с принятием стойки и с
передвижением приставным шагом впередназад, вправовлево. После
этогоприменяем многоразовые удары об пол правой, левой рукой,
сначала стоя наместе, потом в беге на месте и с небольшими
перемещениями в разныестороны и с разной высотой отскока мяча.
Конечно, все это вначале выполняется со зрительным контролем и лишь
позже – без него. Совершенствуя навыки ведения, занимающиеся
выполняютпередвижение с ведением мяча по прямой, а также по дуге и
кругу, наразличные расстояния, с варьированием мест ударов мячом об
пол взависимости от характера и темпа передвижения.
Постепенно учащиеся переходят на ведение мяча после ловли его в
движении. Завершается изучениеведения при сближении с соперником.
Параллельно с обучением новому материалу идет совершенствование и
закрепление ранее изученных двигательных навыков ведения.
Такое постепенное расширение игрового навыка я использую
последние 10 лет, применяя разработанные мною методические
приемы, упражнения,а также подвижные игры на совершенствование
ведения мяча. Упражнения иигры разнообразят уроки баскетбола,
делают их более эмоциональными,повышают плотность занятий.
Наибольшее внимание уделяю ведению мяча без зрительного контроля.
На начальном этапе обучения ведению рекомендую учащимся кисть
свободной руки поднести ребром к носу. В этом случае при прямом
положении головы ученик не видит мяча, исключается и
периферическое зрение. Как стоя на месте, так и в движении используют такое ведение
с
закрытыми глазами.
4. Примерные игровые задания и подвижные игры на ведение мяча
в движении.
«Кросс с ведением мяча». Упражнение выполняют во время бега в
среднем темпе, продолжительность – 23 мин. В ходе упражнения
учительдает сигнал на низкое или высокое ведение, со зрительным или
беззрительного контроля. Ведение осуществляется вокруг
баскетбольнойплощадки или по диагонали, дугами.
Кросс имеет следующие этапы: ведение бегом, приставными шагами
правым, затем левым боком, спиной вперед, прыжками, в полном
приседе,ведение с ускорением по диагонали, с поворотом на 360°, с
рывками иостановками по сигналу.
Все игровые задания выполняются правой, затем левой рукой,
попеременно правой и левой с различной высотой отскока.
«Броуновское (беспорядочное) движение». По всему спортивному
залурасставляют до 40 низких стоек в произвольных местах. Класс
делится на 23команды, в каждой не более 10 игроков. Командам
дается по 1 минуте, втечение которой игроки, ведя мяч, должны обойти
как можно больше стоек,
делая вокруг каждой круг. Количество обойденных стоек всеми членами
команды суммируются, таким образом, выявляется команда
победительница.
Можно проводить и личные соревнования.
Вести мяч надо в течение всей минуты, брать мяч в обе руки нельзя.
Ведение осуществляют одной или попеременно правой и левой рукой.
Высота отскока мяча регулируется сигналом учителя. Если в 4 – 6
классахведение выполняют любой рукой независимо от положения
стоек, то встарших классах ведение осуществляют дальней рукой от
стоек, как быимитируя ведение мяча при сближении с соперником.
Хорошо зарекомендовали себя и используемые на уроках игры для
совершенствования ведения мяча.
«Пятнашки с ведением». Два игрока, передвигаясь в одном
направлениивокруг стойки или стоящего в центре круга третьего игрока
и ведя мячдальней рукой от соперника, стараются осалить свободной
рукой друг другав плечо и при этом не потерять мяч. Игрокам разрешается, чтобы избежатьосаливания, отводить своей рукой
свободную руку соперника. Тот, комуудалось дотронуться до плеча
соперника и не потерять права на ведение,получает 1 очко. При утрате
контроля над мячом 1 очко присуждается сопернику и игрок,
допустивший ошибку, меняется местами с партнером,
стоящим в круге.
Вариант: не прерывая ведения, каждый старается отобрать мяч у
соперника.
«Сторож». В игре участвуют двое, у каждого мяч. Игрок 1 (сторож),
ведя
мяч, защищает установленный на полу за его спиной флажок.
«Сторожу»
разрешается делать шаги одной ногой, другая (опорная) стоит в 2530
см отфлажка. Задача игрока 2, не прекращая ведения, дотронуться
свободнойрукой до флажка, что по условиям игры приносит ему 1 очко.
При заранееобусловленном счете игроки меняются ролями.
Вариант: сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на
полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча игрока 2. Тот тоже,
применяя ведение, пытается обмануть сторожа и послать мяч в обруч.
Сторожу разрешается отбивать мяч свободной рукой.
«Зоркий глаз» Класс делится на три команды, которые выстраиваются
в
колонны по одному. Перед каждой командой у линии старта лежит
обруч. В10 – 15 м от него установлено 5 разноцветных флажков:
красный, черный,белый, зеленый, синий. В 5 м от линии флажков
проводится параллельно ейеще одна линия – для передвижения
учителя, в руках у которого 5 флажковтакой же расцветки. По сигналу
первые номера команды начинают ведениемяча вокруг обруча,
постоянно наблюдая за учителем, который быстропередвигается в
различных направлениях по своей линии. Как толькоучитель поднимает
вверх один из имеющихся у него флажков, первыеномера команд, не
прекращая ведения, должны добежать до своих флажков,взять один из
них нужной расцветки и, ведя мяч, быстро вернуться к своейкоманде.
Участник, не допустивший ошибки, взявший нужный флажок Ибыстрее
всех вернувшийся к линии старта, приносит своей команде 3
очка,пришедший вторым – 2 и третьим – 1 очко. При ошибках очки не
начисляются. Затем в игру вступают вторые номера и т.д. Побеждает
команда, набравшая большее количество очков. «Ведение после передачи». Класс делится на пары. Партнеры стоят в
5метрах друг к другу. Первый игрок передает мяч второму. Второй
сразу
переводит мяч на ведение, ведя мяч, добегает до первого, обводит его
и сведением возвращается на свое место, после чего делает передачу
первому.Упражнение повторяют несколько раз.
«Подними мяч» В парах, положение партнеров такое же, как в
предыдущей игре. По сигналу первый номер, ведя мяч, подбегает ко
второмуи, остановившись, быстро переводит мяч с высокого ведения на
низкое – дополной остановки мяча. Затем, оставив мяч у ног партнера,
он бегомвозвращается на свое место. Второй игрок частыми ударами
кистью по мячупереводит мяч на ведение и далее повторяет действия
первого.
«Повтори лидера». Игра проводится в парах, у каждой пары по одному
мячу. Игрок с мячом становится за спину игрока без мяча. По команде
учителя игрок без мяча начинает свободно двигаться по залу, делая
резкиеускорения, остановки, меняя направление движения. Партнер с
мячомдолжен, ведя мяч, повторять все перемещения лидера и как
можно плотнеедержаться за ним.
«Вокруг партнера». В парах, расстояние между партнерами – 2 метра.
По сигналу учителя ученик без мяча начинает медленно передвигаться
вперед приставными шагами, а его партнер осуществляет ведение мяча
вокруг него. После одного круга вокруг спортивного зала игроки
меняютсяролями.
«Змейка». Класс строится в две колонны, расстояние между учащимися
–2 метра. У игроков первой колоны – мячи. По сигналу учителя вторая
колонна игроков без мячей начинает медленное движение шагом в
обходзала. Ученики первой колонны осуществляют ведение мяча в беге
«змейкой» между идущими учениками второй колонны. После двух
кругов колонныменяются местами.
Вариант: расстояние между учениками – 4 м; колонна учащихся с
мячами движется с ведением мяча как по ходу второй колонны, так и
навстречу ей.
5. Примерные этапы полосы препятствий
Навык ведения мяча я оцениваю не при обособленном выполнении
данного приема, а при прохождении учащимися полосы препятствий, приближенной к игровой обстановке. Полосу препятствий использую и
длявсестороннего совершенствования этого игрового действия. На
полосепрепятствий есть возможность моделировать всевозможные
ситуации вовремя ведения, которые могут встретиться
непосредственно в игре. Такимобразом, полоса препятствий становится
как бы промежуточным звеноммежду совершенствованием отдельно
взятых приемов с ведением мяча ивыполнением их в тренировочных и
контрольных матчах. Полосапрепятствий позволяет: объективно
оценивать технику ведения;осуществлять совершенствование игровых
навыков в максимальноприближенной к игре деятельности;
тренировать двигательную памятьучащихся; четко выявлять ошибки в
технике ведения мяча и находитьпродуктивные пути их устранения.
Как правило применяю полосу препятствий начиная с 6 класса. В 5
классе включаю в занятия лишь отдельные ее элементы.
Совершенствование и оценивание техники ведения идет в виде
комбинированных эстафет, но не на быстроту, а на технику выполнения
приемов. Из класса в класс эстафеты усложняются. Если в 7 – 8
классах
оценку за ведение мяча выставляю исходя из числа совершенных
ошибок, тов 9 – 10 классах кроме допущенных ошибок учитываю и время
прохожденияполосы препятствий. Примерное содержание и
расположение отдельныхэлементов полосы препятствий на ведение
мяча для учащихся 9 – 10 классов
Полоса препятствий
I. Ловля мяча двумя руками после длинной передачи. Отсчет времени
начинается, как только руки игрока коснутся мяча.
II. Обводка удобной для играющего рукой 6 стоек, стоящих друг от друга
в 1 метре.
III. Обводка 5 стоек, расположенных в 23 метрах друг от друга, дальней
от стойки рукой.
IV. Стоя на месте ведение мяча удобной рукой по восьмерке между
двумянизкими (50 см) стойками. Расстояние между стойками – 0,5 м.
V. Ведение по коридору между двумя гимнастическими скамейками,
расположенными на расстоянии 45 см.
VI. После ведения остановка прыжком и передача мяча от груди двумя
руками партнеру, стоящему в центральном круге. Затем ловля мяча
одной рукой с переворотом на ведение по кругу дальней рукой от
центра круга. Эту часть упражнения выполняют как правой, так и левой рукой. Ведение осуществляется без зрительного контроля.
VII. Попадание во время ведения мячом в 5 обручей, лежащих на полу,
нарасстоянии 1,5 – 2 метра друг от друга (3 обруча расположены по
прямой, 2 последних составляют с третьим равнобедренный
треугольник).
VIII. Ведение удобной рукой ударами мяча с правой и левой стороны от
трех гимнастических палок, положенных на половину в одну линию.
IX. Ведение мяча правой рукой вокруг опорной левой ноги, затем левой
рукой вокруг опорной правой ноги (повороты делать влево, затем
вправо).
X. После ведения мяча два шага с последующим броском в корзину
(секундомер останавливают в момент, когда мяч оторвется от рук).
Ошибками при прохождении полосы препятствий считаются:
неправильный порядок обводки стоек, падение стоек, технические
ошибкипри ведении мяча, неточное выполнение команд учителя.
Число этапов и порядок их прохождения можно изменять с учетом
физической подготовленности учащихся. Педагог может, например,
усложнить прохождение полосы препятствий, давая сигналы на низкое
иливысокое ведение.
6. Оценивание полосы препятствий
Опытным путем я вывел средние критерии оценок при прохождении
полосы препятствий по классам:
в 6 – 7 классах: 3 ошибки – «5», 4 – «4», 6 – «3».
в 8 9 классах:2 ошибки – «5», 3 – «4», 5 – «3».
Время прохождения полосы оцениваю так:
8 класс – (девушки): 1.15 – «5»; 1.20 – «4», 1.25 – «3»
8 класс – (юноши) и 9 класс (девушки): 1.10 – «5», 1.15 – «4», 1.20 – «3».
9 класс (юноши) и 10 класс (девушки): 1.05 – «5», 1.10 – «4», 1.15 – «3»
10 класс (юноши): 1.00 – «5», 1.05 – «4», 1.10 – «3».
Когда на уроке я применяю прохождение полосы препятствий, занятие
строю следующим образом. После вводной части первые пять минут
основной части все учащиеся класса совершенствуются в технике
отдельныхтехнических элементов. Затем юноши начинают работать на
полосе, адевушки занимаются развитием двигательных качествпо типу
круговойтренировки. Далее происходит смена мест занятий.
7. Обучение ведению мяча при приближении с соперником.
Обучая ведению мяча при приближении с соперникомдля неожиданного изменения направления движения (это помогает
выиграть
полшага или целый шаг у защитника и сохранить контроль над мячом
прижесткой опеке), использую следующие упражнения:
ведение мяча со снижением высоты отскока и изменением темпа, когда
игрок неожиданно переходит с высокого ведения на низкое, с одного
темпана другой, с обманным движением туловища;
ведение мяча с переводом – перед собой ( мяч ударом перед собой
вперед); вправо или влево перед собой (с переводом с одной руки на
другую); за спиной (то же, но игрок опережает мяч, выполняя удар о
пол засобой); между ногами (то же, но удар мячом о пол выполняется
между
ногами);
ведение мяча с поворотами при передвижении спиной вперед с
одновременным переводом мяча из одной руки в другую.
Перевод мяча перед собой и перевод с высокого ведения на низкое с
последующими изменениями темпа мы начинаем изучать в 8 классе. В 9
классе добавляю еще два приема – перевод мяча за спиной и ведение
мяча споворотом. В 11 классе работаем над совершенствованием
выполненияприемов.
Последовательность обучения данным приемам следующая: объяснение
ипоказ приема; имитация без мяча; выполнение на месте, а затем с
шага; наместе перед пассивным защитником; после ведения шагом
перед пассивнымзащитником; после ведения бегом перед пассивным
защитником;
выполнение приема в контакте с активным защитником.
Оценки я выставляю за каждый отдельно выполняемый прием. Сам же
процесс оценивания проходит поточным методом. В зале в свободном
порядке стоят три пассивных защитника. Остальные учащиеся друг за
другом последовательно обводят защитников предложенным приемом.
Привыполнении упражнений по ведению мяча постоянно напоминаю
занимающимся о том, что голова при ведении всегда должна быть
поднята, авзгляд направлен вперед. Если защитник оказался рядом,
следуетиспользовать низкий отскок мяча, удерживая локоть близко к
нему и изменяяскорость и направление движения. Если же соперник
далеко, следует приведении использовать растянутый отскок мяча для
быстрогопередвижения.
При сочетании ведения с остановками и другими приемами надо
следить засохранением равновесия и не терять контроля над мячом. В результате каждый учащийся старших классов знает, что после
прохождения темы «Ведение мяча» он должен получить 6 оценок: одну
– затехнику ведения, четыре – за ведение мяча при сближении с
соперником иеще одну – за выполнение приема непосредственно в
игровой деятельности.
8. Примерные упражнения при обучении ведению мяча.
Упражнения для совершенствования ведения мячаУпражнения для
совершенствования ведения мяча
1. Стоя на месте ведение вокруг корпуса.
2. Стоя на месте ведение вокруг и между ногами.
3. Стоя на месте разновысокое ведение.
4. Стоя на месте ведение мяча влево вправо.
5. Стоя на месте очень частое ведение мяча попеременно правой и
левой рукой.
6. Стоя на месте ведение двух мячей.
7. Стоя на месте ведение трехчетырех мячей.
9. Сидя на скамейке очень низкое ведение мяча.
10. Сидя на скамейке ведение мяча под вытянутыми вперед ногами в
быстром темпе.
11. Бег на носках с ведением мяча.
12. Бег на пятках с ведением мяча.
13.Бег в полуприседе с ведением мяча.
14. Бег на краях стопы с ведением мяча.
15. Передвижения в глубоком приседе с ведением мяча.
16. Спортивная ходьба с ведением мяча.
17. Ведение с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и
между ногами.
18. Бег приставными шагами с ведением мяча: мяч проходит между
ногами на каждом шаге.
19. Бег скрестным шагом с ведением мяча.
20. Бег спиной вперед с ведением мяча.
21. Бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением. 22. Бег взахлест назад с ведением мяча.
23. Бег с высоким подниманием мяча. Мяч переводится с руки на руку
ударом под ногой на каждом шаге.
24. Передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением
мяча.
25. Передвижение прыжками на двух ногах с ведением мяча.
26. Передвижение прыжками на одной ноге с ведением мяча.
27. Ведение двух мячей с переводами за спиной и между ногами.
28. Ведение двух мячей в полуприседе.
29. Ведение двух мячей вприсядку с выбрасыванием ног поочередно
вперед и в стороны.
30. Ведение одного или двух мячей, поднимаясь и спускаясь бегом по
лестнице. Мяч (мячи) должен ударяться о каждую ступеньку.
31. Ведение мяча во время серийных прыжков.
32. Ведение мяча во время прыжков с разворотами на 180* и 360*
градусов.
33. Ведение одного или двух мячей во время серии «фигурных»
прыжков «ножницы», «разножка» и поворот. Мяч переводится между
ногами или за спиной.
34. Ведение мяча во время прыжков через гимнастическую скамейку:
лицом, боком, спиной вперед. Мяч ударяется с одной стороны скамейки
или переводится на другую сторону одновременно с прыжком.
35. Ведение мяча по скамейке.
36. Бег по скамейке с ведением мяча.
37. Ведение мяча во время прыжков через скакалку. Крутящие скакалку
игроки тоже ведут мяч.
38. Ведение мяча во время прыжков через скакалку в парах. Два игрока
с мячами встают рядом и берут скакалку один в правую руку, другой в
левую, крутят ее и перепрыгивают синхронно. Свободными руками они
ведут мячи.
39. Бег в парах, взявшись за руки с ведением мячей.
40. Ведение мячей во время прыжков в парах, взявшись за руки.
41. Бег с барьерами с ведением мяча. Высота барьеров неодинакова.
42. Бег с ведением мяча на короткие дистанции после высокого старта. 43. Бег с ведением мяча, по сигналу игроки делают разворот на 180* и
рывок спиной вперед с ведением мяча.
44. Прыжок в высоту с ведением мяча. Разбег с ведением мяча, перед
прыжком берет мяч в руки и выполняет прыжок через планку.
45. Прыжок в длину с ведением мяча.
46. Тройной прыжок с ведением мяча
47. Ведение мяча во время запрыгивания и спрыгивания с препятствия
(высота 60 70 см.).
48. Бег с ведением мяча. По сигналу остановка, по новому сигналу
рывок на 5 10 м.
49. Бег в основной баскетбольной стойке с ведением двух мячей.
Ведение мячей синхронное, а затем попеременное.
50. Ведение двух мячей в основной баскетбольной стойке: три шага
вперед влево, три шага вперед вправо.
51. То же, что и упражнение 50, но передвижение спиной вперед.
52. Бег с ведением двух мячей. По сигналу игроки выполняют рывок на 5
10 метров, прижимают мячи к полу, поднимают их ударом тыльной
стороны кистей и продолжают ведение.
53. Ведение мяча на большой скорости с кувырком вперед по сигналу и
дальнейшим ведением.
54. Эстафета с ведением мяча. Передачи выполнять только из рук в
руки.
55. Ведение мяча только переводами его за спиной через всю площадку.
56. Ведение мяча только переводами между ног.
57. Рывки в парах с ведением мяча.
58. Ведение мяча на скорость со сменой направления по сигналу.
59. Эстафета с ведением двух мячей, передачи из рук в руки.
60. Эстафета с барьерами с ведением мяча.
61. Ведение мяча стоя на коленях, сидя на полу, лежа поочередно
левой и правой рукой.
62. Непрерывное ведение мяча с одновременным исполнением команд:
«Сесть!», «Лечь!», «Встать!». Исходное положение стоя. Можно
выполнять то же самостоятельно.
63. Ведение мяча о стену или щит в прыжке. 64. Ведение мяча о стену: стоя, сидя, лежа, поочередно.
65. Челночный бег с ведением мяча на время. В каждой точке разворота
остановка фиксируется прыжком на обе ноги.
66. Обводка неподвижных препятствий на время.
67. То же, что и упражнение 65, но обратно игроки возвращаются
спиной вперед.
68. Ведение мяча с активным сопротивлением. Игрок с мячом
преодолевает сопротивление двух защитников. Нужно провести мяч
через всю площадку и бросить по кольцу.
69. Ведение мяча на ограниченном пространстве. Все игроки
собираются внутри трехсекундной зоны и выполняют ведение мяча,
одновременно стараясь выбить мяч у ближних соперников. Те, кто
потерял мяч, выбывают из игры.
70. «Пятнашки» в парах с ведением мяча. Пары играют по всему полю,
мяч разрешается водить только слабой рукой.
71. «Чехарда» с ведением мяча.
72. Ведение с выбиванием мяча сзади, в парах. Ведущий начинает
движение от лицевой линии к противоположному кольцу. Его партнер
забирает мяч у него мяч сзади и продолжает ведение в том же
направлении. Через несколько шагов первый игрок вновь забирает мяч.
73. Ведение мяча с сопротивлением по всей площадке 1+1.
74. То же, что и упражнение 73, но оба игрока ведут мячи.
75. Игра 2+2 с ведением мяча. Передача разрешена только из рук в
руки.
76. Игра 1+1 на одно кольцо с проходами. Броски со средней и дальней
дистанции запрещены.
77. Ведение мяча в парах, взявшись за руки прыжками на одной ноге.
78. Ведение мяча в парах, но при этом один игрок сидит у другого на
спине, мячи ведут оба. Можно провести в виде соревнований, какая
пара быстрее проведет мяч от кольца до кольца и забьет мяч.
79. Ведение мяча между препятствиями. Две команды располагаются
на противоположных лицевых линиях. По команде стартуют первые
игроки каждой колонны. Задача обвести все препятствия и не
столкнуться с соперником. Следующий игрок стартует, когда первый пересекает центральную линию поля. Выигрывает та команда, игроки
которой первыми соберутся за противоположной лицевой линией.
80. Рывок с ведением на 56 м, прыжок через гимнастического козла.
81. Эстафета с ведением: игроки делятся на четыре группы, которые
выстраиваются в местах пересечения лицевых линий с боковыми
линиями области штрафного броска лицом к центру площадки. По
сигналу направляющие ведут мячи по направлению колонны стоящей
напротив. Передача мяча осуществляется передачей с отскоком от пола
направляющему игроку, и тот продолжает ведение в обратном
направлении. Эстафета окончена, когда ее выполнили все игроки или
когда игроки вернуться в исходное положение.
82. Смена рук при ведении. Колонна игроков выстраивается на одном
конце площадки. Первый игрок, начинает низкое ведение и ведет мяч,
пересекая площадку по диагонали, возле препятствия он меняет
ведущую руку и продолжает ведение дальше.
83. Две шеренги выстраиваются напротив друг друга. Правофланговый
одной из шеренг ведет мяч в низкой стойке к игроку противоположной
шеренги. Закончив ведение, он выполняет передачу мяча из рук в руки.
Игрок, получивший мяч, ведет его в направлении второго игрока первой
шеренги. Когда мяч достигнет противоположного конца шеренги,
упражнение продолжается в обратную сторону.
84. С помощью ленты обозначить на площадке «коридор» в 2,5 м
шириной, куда становится один из игроков колонны защитников. Игрок,
ведущий мяч, пытается обойти защитника, не выходя за пределы
площадки. После выполнения упр. игроки меняются колоннами.
85. Игроки свободно располагаются на одной половине площадки с
мячами в руках.
Тренер стоит на другой половине площадки и показывает направление
движения: вперед, назад, вправо, влево или по диагонали.
Игроки должны держать голову поднятой и следить за указаниями
тренера.
86. Команда располагается на половине площадки, один из игроков
водящий. Водящий ведет мяч до тех пор, пока не «запятнает» одного из игроков. Все остальные игроки стараются уклониться от водящего, не
переставая вести мяч.
87. Четыре колоны игроков выстраиваются в каждом углу на одной
половине площадки.
Игрок из первой колонны ведет мяч к первому игроку второй колонны,
выполняет передачу из рук в руки и немедленно получает мяч обратно.
Затем оба двигаются в направлении третьей колонны, мяч ведет
первый игрок. На полпути между колоннами игрок 1 снова передает мяч
сопровождающему его игроку второй колонны, который ведет мяч в
направлении первого игрока третьей колонны. Эта процедура
продолжается до тех пор, пока мяч не побывает во всех колоннах.
После выполнения взаимодействия игроки переходят из одной колонны
в другую. По мере усвоения упражнения можно ввести дополнительные
мячи.
88. Две группы игроков выстраиваются в колонны в диагонально
проотивоположных углах площадки. В этом построении обе группы
начинают в одно и то же время. Направляющий каждой из колонн
начинает вести мяч в сопровождении партнера.
Пройдя несколько шагов, игрок, ведущий мяч, быстро останавливается,
передает мяча сопровождающему и сам занимает его место.
Упражнение продолжается в описанной последовательности до тез
пор, пока партнеры не достигнут противоположного угла площадки.
Если в начале упражнения игроки выполняли ведение правой рукой, то,
возвращаясь, они должны вести мяч левой рукой.
89. В упражнение включены также и передачи мяча. Несмотря на это
основное ударение должно быть сделано на ведении. Команда делится
на четыре группы, которые выстраиваются в колонны, образуя
четырехугольник в центре площадки на расстоянии трех метров от
центрального круга. Направляющие первой и третьей колонн ведут мяч
до линии центрального круга, поворачиваются направо и отдают мяч
направляющему соседней колонны. Направляющие второй и четвертой
колонн продолжают упражнение в том же порядке. После каждой
передачи игрок занимает место в конце той колонны куда сделал
передачу. Упражнение можно выполнять и в обратном порядке. 90. Игроки выстраиваются, как показано на рисунке. По сигналу
направляющие игроки всех колонн начинают движение в направлении
противоположной корзины. Игроки колонны, стоящей ближе к боковой
линии, ведут мяч, игроки второй колонны преследуют их.
Преследователи делают все возможное, чтобы вывести дриблера из
состояния уверенности и помешать ему выполнить бросок в движении
изпод корзины. Закончив упражнение, игроки меняются колоннами.
91. Цель этого упражнения дать игрокам возможность
потренироваться в быстром овладении неконтролируемым мячом,
восстановлении равновесия и совершенствовании техники владения
мячом при проходе для броска в движении.
Игроки выстраиваются в четыре колонны, образуя полукруг лицом к
тренеру, стоящему под корзиной. Тренер выкатывает мяч по полу в
направлении линии штрафного броска. Игроки поочередно выходят,
овладевают мячом и ведут его для броска в корзину.
92. Иногда дриблер бывает «схвачен» в углу площадки защитником и в
поле зрения нет ни одного партнера. Ему остается только вывести мяч
обратно. Предлагаемое упражнение направлено на совершенствование
этого маневра.
Игроки образуют две колонны. Колонна нападающих располагается
ближе к боковой линии. Защитники в другой колонне. Нападающий
ведет мяч в угол, преодолевая плотную опеку защитника, который
пытается овладеть мячом на протяжении всего упражнения. Когда
нападающий приблизится к углу настолько близко, что возникает
опасность потери мяча, он должен изменить направление ведения и
вернуться обратно, укрывая мяч от защитника. Когда нападающий
пройдет примерно половину обратного пути, он должен выполнить
остановку, укрыть мяч от защитника и сделать передачу очередному
игроку.
После выполнения игроки меняются колоннами. Игроки должны
работать на обеих сторонах площадки.
93. Упражнение позволяет развить уверенность у игрока, ведущего мяч. Расставить полосу препятствий, как показано на рисунке. Игроки
поочередно ведут мяч по полосе, пытаясь выполнить требования,
предъявляемые каждым препятствием.
94. Упражнение заставляет игроков действовать на высокой скорости.
Две колонны игроков выстраиваются на расстоянии тех метров одна от
другой лицом в одном направлении. Последний игрок одной и первый
игрок другой колонны по сигналу тренера начинают ведение мяча, один
правой, другой левой рукой. Они обводят полностью каждый свою
колонну и передают мяч очередному игроку. Каждый пытается сделать
быстрее своего противника. Игрокам следует предоставлять
возможность выполнять упражнение как правой, так и левой рукой.
95. Выполняя это упражнение, игроки привыкают вести мяч в тесном
контакте с защитниками.
Десять человек образуют круг с одним защитником в центре. Три
игрока с мячами становятся внутрь круга между защитником и
остальными игроками. Игроки водят мяч внутри круга, оберегая его от
защитника в центре и других игроков, пытающихся выбить мяч, если
дриблер подходит слишком близко, но не покидающих своих мест.
Дриблеры часто меняются.
96. Две колонны игроков выстраиваются лицом друг к другу на
противоположных сторонах круга. Направляющие входят в круг и один
из них получает мяч. По сигналу игрок с мячом начинает низкое
ведение, не выходя за пределы круга. Он должен укрывать мяч от
другого игрока, который пытается отобрать его. Через минуту игроков
сменяет друга пара. Можно использовать другие круги площадки.
97. Это упражнение научит игроков вести мяч без зрительного
контроля. На расстоянии трех метров друг от друга устанавливаются
пять стоек. Игроки выстраиваются в колонну на каждом конце ряда
стоек. По сигналу направляющие каждой колонны начинают
зигзагообразно обводить каждый стул. Если игрок будет смотреть на
мяч, он может столкнуться с другим игроком, двигающимся навстречу
ему. Вторая пара игроков начинает движение после того, как первая
полностью закончит упражнение. 98. При выполнении упражнения используется повязка для глаз или
специальные очки.
Цель научить игроков вести мяч без зрительного контроля.
Каждый игрок получает мяч и специальные очки или повязку для глаз.
Помощники стоят вокруг площадки, предупреждая игроков,
передвигающихся слишком близко друг от друга. Игроки начинают
ведение сильной рукой, и после того, как освоятся, переходят на
ведение «слабой» рукой.
99. Команда делится на тройки. Две тройки на одном и две на другом
конце площадки. Игроки играют в баскетбол левой рукой, акцентируя
внимание на ведении этой рукой. Игра ведется до 10 очков. Очередная
команда играет с победителем.
100. Ведение мяча вокруг препятствия как можно быстрее. На исходное
положение возвращаться легко, ведя мяч
101. То же, но обводится препятствие то с одной, то с другой стороны,
поэтому вокруг одного препятствия вести мяч одной рукой, вокруг
второго другой и т.д.
102.Вести мяч, остановиться, выполнить поворот, вести дальше и т.д.
103. Игрок ведет мяч поперек зала к стене. На расстоянии 56 м от нее
выполняет передачу (ударяет мячом в стену), ловит отскочивший мяч,
поворачивается, ведет мяч к противоположной стене и делает то же
самое. Выполнять передачу можно без остановки, в движении (или, не
ловя мяч, а прямо после ведения, выполнить передачу одной рукой).
104. Игроки стоят друг за другом у лицевой линии лицом к площадке. На
расстоянии1214 м от первого игрока стоит препятствие. Игрок ведет
мяч вокруг препятствия, передает его партнеру и бежит на место
партнера. Второй игрок получивший мяч выполняет то же самое.
105. Игроки один против другого на расстоянии 1520 м. Игрок ведет
мяч половину этого расстояния, передает его партнеру, получает мяч
обратно, поворачивается и ведет мяч в исходное положение, где
останавливается, поворачивается к партнеру и передает ему мяч. То же
самое выполняет второй игрок.
106. Игроки стоят у лицевой линии один за другим лицом к площадке.
Игрок стоящий ближе к лицевой линии, ведет мяч и обгоняет игрока, стоящего перед ним. Тогда игрок без мяча быстро бежит вперед и
обгоняет партнера, ведущего мяч. Как только игрок без мяча
оказывается впереди ведущего мяч, тот передает ему мяч; игрок,
получивший мяч, начинает ведение, а игрок, передавший мяч, обгоняет
ведущего и опять получает от него передачу.
107. На площадке в одном ряду расставлены 4 мяча на расстоянии 45 м
один от другого. Игрок бежит к одному из мячей, берет его и ведет до
лицевой линии, оставляет на отмеченном месте и бежит за другим
мячом и т.д. Второй игрок , поочередно ведя мячи, раскладывает их на
прежние места.
108. Один игрок в роли защитника, второй ведет мяч, останавливается,
ведет дальше и т.д. Защитник действует не полную силу. Игроки
меняются ролями.
109. Игрок ведет мяч в направлении, указанном на рисунке. Защитник
действует активно: если ведущий не оберегает мяч, ведет его не той
(дальней) рукой, защитник старается выбить мяч. Игроки меняются
ролями.
110. Два игрока имеют по мячу и свободно их водят в разных
направлениях в небольшой части площадки. Каждый из них, ведя мяч,
старается выбить мяч партнера и одновременно оберегает свой мяч,
чтобы его не выбил партнер.
111. игроки стоят у лицевой линии, лицом к площадке на расстоянии 56
м друг от друга. Первый игрок (стоящий впереди) ведет мяч, выполняет
повороты, остановки, Изменяет направление, высоту отскока при
ведении, быстроту ведения, меняет руку, которой ведет мяч, а сзади
стоящий игрок подражает ему, стараясь как можно быстрее выполнить
то же самое, что и партнер.
112. В середине площадки стоит игрок без мяча. Игрок с мячом от
лицевой линии ведет мяч с максимальной скоростью вперед, передает
его партнеру, получает передачу обратно, ведет мяч в другую сторону
площадки и возвращается обратно, выполняя то же самое. Упражнение
выполнять в максимальном темпе. 113. То же самое что и в предыдущем упражнении, но при ведении
необходимо обойти препятствия. Передачи совершенствовать прямо
после ведения одной рукой, не ловя мяч.
114. Игроки стоят. Как показано на рисунке. У линии штрафного броска
препятствие. Игрок 1 ведет мяч вперед по направлению к корзине,
меняет направление ведения и ведет его мимо препятствия. Тем
временем игрок 2 бежит, как показано на рисунке. Как только игрок 1
пробегает мимо препятствия он передает мяч игроку 2. Игрок 2 ведет
мяч к месту, с которого начал ведение игрок 1, а игрок 1 занимает место
игрока 2 и т.д.
115. Ведение мячей двумя игроками в ограниченном пространстве, но
при этом, стараться коснуться свободной рукой ноги партнера ниже
колена.
9. Вывод.
Применение на практике данной методики в работе школьной
секции позволило добиться значительных результатов в подготовке
игроков в баскетбол и стритбол. Учащиеся школы регулярно занимают
призовые места в школьных, районных, городских соревнованиях.
В урочной деятельности ученики классов легче осваивают сложно
координационные упражнения из других разделов программы.
10. Литература
1. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В.
Спортивные игры: Учебник для педагогических вузов. – М., 2001. с.
316.
2. Единая Всероссийская спортивная классификация 20012005.
3. Рабочая программа по курсу «Баскетбол и методика
преподавания», 2004.
4. Юный баскетболист. Е.Р.Яхонтова
5. Спортивные игры. В.Д.Ковалев, В.А.Голомазов
6. Программа, для школ основанная на баскетболе. Е.Н.Литвинов
7. Баскетбол (секреты мастера) А.Я.Гомельский
8. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я.
Гомельский. – М.: ФАИРПРЕСС, 2002. Дополнительная
1. Баскетбол. Учебник для ИФК. /Под ред. Ю.М. Портнова. – Изд. 3е
перераб. – М.: Фис, 1988.
2. Фидельский В., Поколзин Ю.Л., Кучин В.А. Максименко Г.Н.
Подготовка студенческих команд по спортивным играм. Учебное
пособие. – Мн.: Полымя, 1989.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Методика обучения ведению мяча на уроке физической культуры и спортивной секции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.