Методика организации и проведения работы над проектом
Оценка 4.9

Методика организации и проведения работы над проектом

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
doc
технология
6 кл
14.05.2019
Методика организации и проведения работы над проектом
В основе моего педагогического опыта лежит деятельностный подход к обучению. Поэтому основная методическая идея построена на том, что с ядром курса «Технология» выступает овладение методом проектов при изготовлении любого изделия. В процессе активного обучения дети учатся проектировать и изготавливать вещи, нужные в реальной жизни. Становится очевидным, что знания, полученные в процессе выполнения проекта, являются составной частью умений и не могут быть не усвоены (знания, не нашедшие практического применения, со временем постепенно забываются). Метод проектов позволяет эффективнее реализовать цель современного образования - не столько вооружить учащегося знаниями, сколько сформировать у него умение действовать со знанием дела – компетентно, так как усвоение знаний происходит не до начала проектной деятельности, а непосредственно в её процессе. Проектирование позволяет научить детей решать исходные проблемы, при этом формируются ключевые компетенции. В представленной работе приведена методика организации и проведения работы над проектом в 6 классе.
Методика организации и проведения работы над проектом.doc
Методика организации и проведения работы над проектом. Автор:  Колентеев Андрей Николаевич,  учитель технологии МБОУ «СОШ № 10» г. Нефтеюганска Анализ мирового опыта свидетельствует, что из­за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек нередко вынужден менять профессию, то есть быть конкурентоспособным, что во многом   зависит   от   тех   компетентностей,   которые   он   приобрёл   и   может   трансформировать применительно к целому ряду жизненных ситуаций. И именно предмет «Технология», на мой взгляд, представляет самые широкие возможности для получения реального жизненного опыта. Ни математика, ни русский язык, ни какой другой предмет, на мой взгляд, не могут дать того, что даёт урок технологии. Предмет «Технология» самый интегративный предмет. При обучении технологии школьники учатся мобилизовывать в конкретных ситуациях знания и опыт,   полученные   при   изучении   всех   школьных   предметов.   Предмет   «Технология»   предоставляет широчайшее поле для проектной деятельности. Здесь школьники могут приобрести опыт продуктивной деятельности от начала до конца, возможность самореализации и личностно­значимого выбора. Организация и проведение работы над проектом по теме  «Что подарить на День рождения?» обучающихся 6 класса. 1.Обоснование выбора проекта как метода обучения. Дидактической   целью   этого   проекта   является   закрепление   и   самостоятельное   применение   на практике   усвоенных   в   5­м   классе   закономерностей   проектного   цикла.   Методические   задачи   – закрепление знаний о материалах, изученных в 5­м классе, знакомство с новыми приемами обработки этих   материалов,   декоративными   способами   отделки   изделий,   закрепление   навыков   работы   на компьютере,   получение   опыта   в   изучении   интересов   будущих   потребителей   проектного   продукта. Немаловажным является привитие чувства внимания, заботы к близким людям.  2.Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося. Опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций, формируемые при выполнении разных типов проектов: ­ Ценностно­смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. ­   Общекультурные   компетенции.   Познание   и   опыт   деятельности   в   области   национальной   и общечеловеческой культуры; духовно­нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно­досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира ­   Учебно­познавательные   компетенции.   Это   совокупность   компетенций   ученика   в   сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,   самооценки.   По   отношению   к   изучаемым   объектам   ученик   овладевает   креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно­познавательных   проблем,   действий   в   нестандартных   ситуациях.   В   рамках   этих   компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. ­ Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах   и   образовательных   областях,   а   также   в   окружающем   мире.   Владение   современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными   технологиями   (аудио­   видеозапись,   электронная   почта,   СМИ,   Интернет).   Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. ­ Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик   должен   уметь   представить   себя,   написать   письмо,   анкету,   заявление,   задать   вопрос,   вести дискуссию   и   др.   Для   освоения   этих   компетенций   в   учебном   процессе   фиксируется   необходимое   и достаточное   количество   реальных   объектов   коммуникации   и   способов   работы   с   ними   для   ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. ­   Социально­трудовые   компетенции.   Выполнение   роли   гражданина,   наблюдателя,   избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят,   например,   умения   анализировать   ситуацию   а,   действовать   в   соответствии   с   личной   и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. ­   Компетенции   личностного   самосовершенствования   направлены   на   освоение   способов физического,   духовного   и   интеллектуального   саморазвития,   эмоциональной   саморегуляции   и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что   выражаются   в   его   непрерывном   самопознании,   развитии   необходимых   современному   человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным   компетенциям   относятся   правила   личной   гигиены,   забота   о   собственном   здоровье,   половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. При   выполнении   данного   проекта   обучающиеся   6­го   класса   осознают   важность   планирования процесса   познавательно­трудовой   деятельности.   Так   же   шестиклассники   имеют   опыт   использования дополнительной информации при проектировании и создании объектов. Ученики также умеют выполнять основные технологические операций с соблюдением установленных норм (разметка, пиление древесины, шлифование,  сверление  древесины  и металла  и др.). При выполнении  проекта обучающиеся должны научиться самостоятельно применять знакомые способы обработки конструкционных материалов при проектировании новых изделий, овладеть новыми технологическими операциями (рубка тонколистового металла), овладеть умением графического отображения проектируемых объектов с применением правил выполнения   графической   документации   (выполнить   технический   рисунок,   эскиз   или   чертёж проектируемого изделия). 3.Обоснование выбора типа проекта. В данном случае используется практико­ориентированный проект, так как совершенствуются и приобретаются   практические   знания   и   умения   (находить   наиболее   эффективные   способы   обработки материалов при определённых условиях, воплощать замысел на бумаге, разрабатывать дизайн изделия и т.д.). 4.Роль педагога. Большинству   шестиклассников,   несмотря   на   опыт,   полученный   в   предыдущем   учебном   году, присущи основные  недостатки детского проектирования, такие как: нечёткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образов; неустойчивость   замысла   ­   обучающиеся   начинают   создавать   один   объект,   а   получают поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлечённость ею, а проработке нечёткость представлений о последовательности технологических действий.  В   связи   с   этим   выбираю   роль   руководителя   проекта,   но   стараюсь   определить   и   выделить обучающихся,   которые   выполняют   проектирование   на   более   высоком   уровне.   Это   служит   хорошим примером для остальных учеников. 5­7. Проблематизация. Целеполагание. Планирование.  С   обучающимися   6­х   классов   поиск   проблемы   для   проекта   традиционно   провожу   в   виде коллективной беседы. Стараемся выбрать проблему, решение которой актуально для всех обучающихся. Это даёт возможность направить учеников на путь самостоятельного принятия решений и их реализации в собственном изделии. В начале этого учебного года в параллели 6­х классов была выбрана проблема подготовки   подарка   на   День   рождения.   Каждый   ученик   выбирает   самостоятельно,   для   кого   будет    совсем иной и довольствуются этим; замысла уделяется крайне мало внимания; предназначен подарок. В связи с этим проектный продукт у каждого ученика получается свой, то есть творческая инициатива не ущемляется, а создаётся опорная точка, от которой каждый обучающийся может пойти собственным путём. Оговариваю сразу, какие технологические материалы должны быть использованы при изготовлении (в данном случае обязательно использование тонколистового металла). Также общими усилиями составляем перспективный план выполнения проекта, в котором отражается количество уроков на выполнение каждого этапа проекта. Ход выполнения проекта. Урок №1 и №2 Определение проблемы. Формулировка цели проекта. Урок №3 и №4 Исследование вариантов возможных подарков. Сбор информации и анализ лучшего варианта проектируемого изделия. Урок №5 и №6 Разработка   технологической   документации   (выполнение   чертежей,   технических   рисунков, изготовление шаблонов проектируемого изделия, технологических карт). Урок №7 и №14 Изготовление проектируемого изделия. Урок №15 и №16 Презентация проекта. 8­10. Процесс реализации, рефлексии и самооценки, написание письменной части. Активно   и   заинтересованно   учащиеся   6­го   класса   выполняют   технологический   этап   проекта. Трудней всего учащимся этой параллели даётся конечный и промежуточный анализ своей деятельности. В   качестве   помощи   в   трудных   моментах   использую   образцы   изделий   и   письменную   часть   работ, выполненные при решении определённой проблемной тематики шестиклассниками предыдущих лет. Так же при выполнении проекта активно используется рабочая тетрадь из учебно­методического комплекта под реакцией И. А. Сасовой. В неё обучающиеся заносят отчёт о выполнении основных этапов проекта. Эта   работа   в   основном   выполняется   дома.   На   основе   этих   письменных   отчетов   я   могу   объективно анализировать   и   оценивать   теоретические   этапы   проекта,   вносить   рекомендации   по   ликвидации неэффективных моментов проекта. 11. Презентация проекта. В   ходе   презентации   основная   часть   шестиклассников   ясно   излагает   суть   своего   проекта.   Они рассказывают о трудных моментах и найденных способах решения. Работа над таким проектом вызывает чувство   заинтересованности,   как   во   время   выполнения,   так   и   во   время   презентации.   Мотивация поддерживается чувством социальной значимости (полезности для близких людей).  Ниже приведён проект одного из учеников по теме «Что подарить на День рождения бабушке?» Проект по теме «Что подарить на День рождения бабушке?» Определение проблемы. Формулировка цели проекта. У моей бабушки весной день рождения. Каждый год я поздравляю свою бабушку вместе с мамой и папой. В этом году я решил изготовить подарок собственными руками. Цель проекта: разработать и изготовить подарок бабушке на День рождения. Исследование вариантов возможных подарков. Сбор информации и анализ лучшего варианта проектируемого изделия. Моя   бабушка   очень   любит   выращивать   различные   садовые   растения.   С   наступлением   теплых деньков она в саду проводит всё время. Я подметил, что когда мы с родителями навещали бабушку, приходилось несколько минут её искать по территории, так как там много кустов и строений. Бабушка жаловалась, что то же самое случалось, когда приходил кто­нибудь из соседей. Я понял, что нужен звонок. Работать с электричеством я ещё не научился. В Интернете я узнал, что раньше звонки были механические. Они назывались – дверные молотки. Дверной молоток ­ это элемент, который устанавливается на дверь и издает стук при ударе или служит в качестве ручки, закрывающей дверь. Это изделие постепенно, в течение веков, превратилось в художественный элемент, более или менее виртуозный, в зависимости от экономического и социального положения семьи, для которой он предназначался, становясь во многих случаях настоящей визиткой дома. Одной из наиболее распространенных форм является кольцо классической круглой формы. Среди всех   скобяных   изделий,   украшающих   дверь,   молоток   пользовался   особым   вниманием   кузнецов­ изготовителей; он создавался с таким усердием и артистизмом, что сегодня эти изделия встают в один ряд с самыми значительными художественными образцами, созданными кузнечным искусством. Дверной молоточек послужит прекрасным подарком и будет великолепно смотреться на входной двери дома как некоторое новшество. Какие бывают дверные молотки? Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 Вариант 7 Какие материалы имеются в мастерской? Традиционно дверные молотки изготавливают из металла, который трудно обрабатывается, при этом   используется   технология   литья   и   ковки.   Эти   способы   изготовления   недоступны   в   условиях мастерской. Поэтому предлагаю варианты №2 и №3, как наиболее интересные. Вариант №2 т.к. для изготовления используется не только металл, но и древесина.  У варианта №3 интересная форма, имитирующая дятла. Стучать в дверь ­ кому это лучше всего делать, как не дятлу. Какой материал использовать? Металл  (жесть) Рейки Оргстекл о Берёза Клён Лапки Пластмас са Основание Фанера Туловище и  крылья Выбор  материалов Лапки ­ металл Основание –  рейки туловище –  берёза крылья – берёза  ДСП Красное  дерево Дуб Разработка технологической документации. Перед изготовлением проекта я разработал конструкцию и выполнил технический рисунок своего изделия. А так же сделал шаблоны для разметки деталей. Изображение, найденное в Интернете, было маленькое. Это изображение нужно было увеличить в два раза. Для этого я использовал художественный приём рисования по сетке. Для того чтобы увеличить любое изображение, надо вписать её в прямоугольник. Прямоугольник расчертить на клетки и пронумеровать их, как показано на рисунке. На   клетчатой   бумаге   начертить   новый   прямоугольник   (больше   в   два   раза,   если   изображение   надо увеличить вдвое), обозначить в нём столько же клеток и пронумеровать их. Затем в этом прямоугольнике нарисовать   по   клеткам   увеличенный   шаблон,   внимательно   следя   за   тем,   чтобы   линии   рисунка располагались в клетках правильно. Технология изготовления проектируемого изделия 1.Разметка контура тела дятла на заготовке 12x80x160 мм из твердой древесины, березы, подойдет в самый раз. Выпиливание лобзиком тела птицы. 2.Скругление кромок туловища напильником или шлифовальной бумагой, исключая клюв и хвост. Для того, чтобы радиусы были одинаковыми, используйте шаблон.  Шаблон для скругления Придание клюву конусообразную форму так, чтобы у кончика клюва его ширина равнялась бы 6 мм, а форма сечения была такой, как показано на иллюстрации. 3.  Разметка  контура  крыльев  на  заготовках  размером  6x60x160  мм.   Для  хвоста  подойдет   заготовка 6х50х50мм. Выпиливание крыльев и хвоста лобзиком. 4.Скругление внешней поверхности хвоста и каждого крыла. Для проверки округлений используется шаблон. Шлифование внутренней поверхности ­  чтобы убрать шероховатости. 5.Сборка деталей на клею. Окончательная обработка всех детали мелкой шлифовальной бумагой. После этого ­  раскраска птицы, как показано на иллюстрации. Если дятел будет находиться вне помещения, то лучше использовать эмаль или масляную краску  6.Перенесение контура лапок на тонколистовой металл толщиной 0,8 мм размером 50x50 мм. 7.Сверление трёх отверстий диаметром 4 мм. Сверлить 8. Рубку металла ­ по намеченному контуру. Используются зубила (просечки) с шириной режущей части 3­5 мм. Если появится изгиб в плоскости лапок, можно выпрямить их молотком­киянкой. 9. Обработка края лапок напильником и их покраска. 10. Крепление лапок к туловищу делать не затягивая, чтобы они свободно двигались. Способы крепления могут быть различны. В туловище вбейте гвоздь размером 1,2×20 мм, к которому привяжите шнурок длиной 30 см. 11.   Изготовление   основания   заготовки   размером   12×50×250   мм.   Скругление   кромок   основания напильником   или  шлифовальной   бумагой.  Разметка   положения   ножек.   Пропиливание   лобзиком  двух прорезей по меткам, предварительно просверлив отверстия в начале прорезей. 12.Оокончательная   сборка   изделия   по   техническому   рисунку.   Для   крепления   ножек   к   основанию используется быстросохнущий клей. Самоанализ. Моей   бабушке   подарок   очень   понравился.   Я   успел   сделать   проект   в   отведённое   время. Конструкция этого дверного молоточка вызывает восхищение у всех родственников и знакомых. От бабушкиной соседки по саду поступила просьба изготовить подобный дверной молоточек. Чтобы звук был громче, молоточек нужно закрепить на деревянной поверхности, проверив перед этим резонанс. Своей работой я тоже удовлетворен. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Постановка цели проекта Планирование достижения цели проекта   путей Глубина   раскрытия   темы проекта Разнообразность   источников информации, целесообразность их использования Личная   заинтересованность автора,   творческий   подход   к работе Соответствие требованиям оформления письменной части   Качество презентации   проведения Цель определена, ясно сформулирована и чётко обоснована Краткий план состоит из основных этапов проекта Тема   проекта   раскрыта   исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы Работа   содержит   достаточно   полную информацию   из   сети   Интернет   и школьного учебника Работа  отличается  творческим  подходом, собственным оригинальным решением. Работа   отличается   четким   и   грамотным оформлением   в   точном   соответствии   с заранее установленными правилами Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям   проведения   презентации, выступление   уложилось   в   рамки регламента,   автор   владеет   культурой общения   с   аудиторией,   ему   удалось вызвать большой интерес аудитории Продукт соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании,   соответствует   заявленной цели)   полностью   3 2 3 3 3 3 3 3 Итого­23 Оценка проекта. Критерий Словесная оценка Оценка в баллах 8 Качество проектного продукта Работа данного ученика набрала 96% из 100%, что соответствует оценке 5.

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом

Методика организации и проведения работы над проектом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2019