МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИЖНЕГОРСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МЕТОДИКА
воспитания законопослушного поведения и гражданской ответственности, оптимизация познавательной деятельности, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних МБОУ «Нижнегорская ШГ».
I.Цель и задачи методики.
Цель - формирование у школьников с отклонениями в развитии элементов правовой культуры, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности, оптимизация познавательной деятельности, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Задачи:
Условия успешной реализации методики:
1. Нормативно – правовое обеспечение программы.
· Освоение необходимой литературы, интернет ресурсов по заданной теме.
· Подготовка и проведение педагогических советов, методических объединений, совещаний по проблеме для обсуждения в учреждении.
2. Управленческое взаимодействие.
· Организация взаимодействия всех социальных институтов, школьных ресурсов по вопросам правого воспитания и формированию законопослушного поведения.
· Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям и педагогам.
3. Анализ и обобщение результатов.
· Коррекция методики.
· Оформление и описание результатов.
II.Общая характеристика содержания работы.
Так как практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться, организация работы по реализации поставленной в программе цели осуществляется через комплексный подход, который основывается на разнообразии форм, методов и видов профилактической работы: практические занятия, экскурсии, наблюдения, беседы, лекции, встречи и т.д. Однако основной и более эффективный – наглядно-образный подход. Это связано со спецификой восприятия и понимания данной категории детей.
Информационно-просветительская деятельность осуществляется через воспитательную работу. Воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, направленных на развитие каждого школьника в следующих областях:
· личностное развитие – развитие механизмов самостоятельного творчества как основного способа компенсации дефекта;
· охрана здоровья и физическое развитие–формирование чувства ответственности за состояние своего здоровья, привитие санитарно-гигиенических навыков;
· основы социализации и общения–знакомство с общепринятыми нормами поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, столовая, магазин, почта, транспорт);
· основы безопасности жизнедеятельности–развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.
В рамках данной деятельности предполагается осуществление цикла просветительских мероприятий: оформление и заполнение стенда на правовую тематику; распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей и педагогов; проведение бесед, лекций, тематических занятий, консультаций, привлечение не только школьных специалистов, но и сотрудничество с межведомственными структурами.
В ходе учебной и внеучебной деятельности предполагается диагностическая работа: создание банка данных о детях, требующих особого внимания, мониторинг; проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей учащихся, влияющих на формирование правового самосознания.
Основным видом деятельности является практическая направленность в работе: экскурсии, тематические классные часы и воспитательские занятия, психотренинги, круглые столы, организация встреч с привлечением специалистов различного профиля, связанных с вопросами формирования законопослушного поведения.
Правовое образование в нашей школе построено на обучении детей «азбуке» общественных норм, поэтому уже с 1 класса начинаются занятия по развитию нравственных критериев воспитанников, что способствует подготовке базы для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах. «От простого к сложному»- так построена работа по обучению воспитанников законопослушному поведению, многократное повторение – вот залог успешного усвоения, понимания и применения правовых знаний непосредственно в жизненных ситуациях.
III.Содержание методики.
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Информационно-методические |
||
1. |
Изучение инновационных форм и методов, сбор и систематизация информационных материалов, законодательных актов, соответствующей литературы, видео, аудио материалов, организация пользования ими. |
зам директора по ВР социальный педагог педагог-организатор
|
2. |
Создание активно действующей системы правового воспитания с включением учащихся, родителей, педагогов, общественности, различных социально-правовых организаций. |
зам.директора по ВР социальный педагог
|
3. |
Оформление и обновление информационных стендов |
зам.директора по ВР социальный педагог |
4. |
Выявление, сбор, обобщение оперативной информации, полученной из отдельных источников о каждом ребёнке и его семье. |
весь педагогический коллектив школы |
5. |
Создание банка данных на всех воспитанников. |
Классные руководители,социальный педагог |
6. |
Осуществление комплексного психолого-педагогического, диагностического, социального исследования, анализ факторов, обуславливающих поведенческое отклонение ребёнка. |
администрация школы |
Профилактические |
||
1. |
Проведение диагностических исследований (анкетирование, тестирование, опросы) среди учащихся по вопросу законопослушного поведения. |
социальный педагог педагог-психолог |
2. |
Разработка плана индивидуальных и групповых мероприятий (занятий, бесед, тренингов, консультаций, воспитательских занятий, классных часов, родительских собраний) направленных на профилактику правонарушений и формированию законопослушного поведения. |
зам директора социальный педагог классные руководители зав.библиотекой |
3. |
Комплектация групп для психолого-педагогических занятий. |
Педагог-психолог социальный педагог |
4. |
Привлечение учащихся «группы риска» к культурно-досуговой деятельности (творческие объединения, школьные мероприятия, секции). |
зам директора педагог-организатор
|
5. |
Разработка комплекса мероприятий, проводимых в рамках месячника профилактики правонарушений и пагубных зависимостей (конкурсы рисунков и газет, викторины, круглый стол, конкурс сочинений и прочее.) |
зам директора педагог-организатор социальный педагог зав.библиотекой |
6. |
Организация встреч, бесед, консультаций с представителями различных ведомств, работа которых направлена на профилактику преступлений и формированию законопослушного поведения (специалисты: КДН, инспектор ПДН, ГИБДД; представители администрации, тренеры спортивных секций, руководители творческих кружков и т.д.) |
зам директора социальный педагог кл. руководители |
7. |
Оформление уголка в библиотеке с выставкой литературы, материалов по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения. |
зав.библиотекой |
8. |
Проведение Советов профилактики. |
администрация школы социальный педагог
|
IV. План реализации методики.
№ |
Мероприятия |
Сроки
|
Ответственный |
Формы работы |
Ожидаемый результат |
Отчётность |
1. |
Проведение заседания МО классных руководителей по теме: «Организация работы школы по формированию законопослушного поведения учеников». |
Ноябрь 2018 |
Рук.МО |
· Заседание МО |
Разработка основных форм и методов работы школьного коллектива в данном направлении |
Протокол МО. |
2. |
Обучение и самообучение педагогов формам и методам своевременного выявления первичных признаков асоциального поведения обучающихся, организация профилактической работы . |
в течение учебного года
|
руководители МО зам.директора социальный педагог инспектор ПДН
|
· семинары · совещания · МО. |
Освоение новых методик, технологий и приёмов. Изучение законодательных актов.
|
Протоколы МО,
|
3. |
Составление, корректировка планов совместной профилактической работы. |
Август, сентябрь
|
зам.директора соц. педагог |
· встреча с работниками различных структур. |
Привлечение специалистов для профилактической работы по предупреждению асоциального поведения |
План совместной работы |
4. |
Исследование характерологических и личностных особенностей детей, требующих особого педагогического внимания |
в течение учебного года
|
соц. педагог классные руководители
|
· диагностика интересов и способностей обучающихся, занятость во внеурочное время. |
Выявление личностных особенностей ребёнка, уровня его интеллектуального и эмоционального развития, состояния самооценки. |
Тесты, анкеты, характеристики и др. |
5. |
Корректировка банка данных детей, состоящих на учёте в ПДН, КДН и ЗП. |
Сентябрь, январь |
социальный педагог
|
· совместная деятельность с представителями ПДН, КДН и ЗП |
Организация мониторинга состава обучающихся. |
Банк данных |
6. |
Проведение диагностических исследований среди учащихся по вопросу законопослушного поведения |
два раза в год
|
социальный педагог
|
· диагностика знаний законов, оценка гражданско - патриотических качеств личности. |
Выявление уровня знаний в вопросах законопослушного поведения среди обучающихся. |
Тесты, анкеты, сочинения и пр. |
7. |
Составление индивидуальных программ реабилитации, заполнение соответствующих форм. |
По необходимости |
социальный педагог кл.руководители психолог школы |
· мониторинга уровня социализации, адаптации обучающихся к социальной среде. |
составление реабилитационной программы на каждого. |
ИПР и отчет |
8. |
Оформление и обновление информационно-правового стенда |
в течение учебного года |
зам. директора социальный педагог школы |
· обновление информации |
Просветительская работа через разные источники восприятия. |
Стенды |
9. |
Социально – диспетчерская служба. |
в течение учебного года |
социальный педагог классные руководители, психолог |
· направление и сопровождение учащихся для получения социально-психологической помощи иных специалистов; |
Взаимодействие с социально-психологическими службами района |
Журналы учета работы |
10. |
Классные часы, школьные и классные мероприятия, внеурочная и кружковая деятельность. |
в течение учебного года по планам
|
зам. директора кл.руководители соц.педагог педагог-организатор |
· коллективные и индивидуальные формы работы · |
Систематизация и обобщение правовых знаний, формирование традиции уважения к закону. |
Конспекты занятий, кл.часов, информация на сайте школы |
11. |
Работа социально-психологической службы. |
в течение учебного года по плану специалистов |
соц. педагог психолог |
· коллективные и индивидуальные занятия с психологом, социальным педагогом · социально-правовые беседы и консультации. |
Преодоление социальной дезадаптации, признаками которой является дезорганизация образа жизни ребёнка. |
Конспекты психокоррекционных занятий, бесед, фиксация бесед и консультаций в журнале |
12. |
Экскурсии, просмотр фильмов, видеороликов |
по заявкам кл.руководителей в соответствии с темой кл.часа |
зам. директора соц. педагог кл.руководители зав.библиотекой
|
· посещения и просмотр фильмов. |
Применение правовых знаний непосредственно к жизненным ситуациям, умение организовать свой досуг. |
Приказы по школе, необходимый видео материал. |
13. |
Организация встреч, бесед, консультаций со специалистами КДН и ЗП, инспектором ПДН, ГИБДД |
по заявкам кл.руководителей в соответствии с темой кл.часа, воспитательского занятия |
зам. директора соц. педагог |
· приглашение специалистов и представителей общественности в школу. |
Уменьшение преступлений и правонарушений среди воспитанников. |
Видео, фото, заметки |
14. |
Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на внутришкольном учете, учете ПДН, в КДН. |
систематически |
Инспекторы ПДН и КДН, социальный педагог кл.руководители |
индивидуальные и групповые профилактические беседы. |
Развитие толерантности и проявление её во всех сферах жизнедеятельности. |
Отметка в ИПР, индивидуальных картах. |
15. |
Организация досуга воспитанников, в том числе в летний период. |
в течение года |
зам.директора педагог-организатор
|
· школьные ТО; ВНД; · районные и школьные секции; · внешкольная занятость; · центр занятости населения |
Успешная социализация учеников. |
Планы работы отчётность, фото и видео на сайте школы. |
16. |
Месячник по профилактике правонарушений |
Октябрь, апрель |
зам.директора педагог-организатор социальный педагог зав.библиотекой
|
· круглый стол; · викторины; · классные часы; · встречи; · беседы; · правовые игры; · оформление стенгазет; выставки рисунков |
Освоение учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения, осознание «пользы» законопослушного поведения. |
Конспекты и фотографии, отчеты, приказы и др. |
17. |
Анализ состояния профилактической и воспитательной работы среди обучающихся. |
Раз в квартал |
зам.директора
|
· проверки; · письменные отчёты. |
Организация профилактической работы и воспитания законопослушного поведения воспитанников |
Отчёты. |
18. |
Проведение Советов профилактики. |
один раз в месяц |
администрация школы |
· заседание Совета профилактики |
Формирование законопослушного поведения. |
Протоколы Совета профилактики |
V. Прогнозируемый результат.
Реализация данной методики призвана способствовать формированию у школьников элементов правовой культуры, воспитанию законопослушного поведения и гражданской ответственности, оптимизации познавательной деятельности, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Основными результатами и критериями эффективности профилактической работы с несовершеннолетними данной категории являются:
· стремление обучающихся соответствовать тем нормам и правилам, которые согласно российским законам являются показателями законопослушного поведения: свободы и интересы одного человека, не должны нарушать права и свободы другого человека;
· успешная социализация несовершеннолетнего: занятость учебой и участие в организованной досуговой деятельности;
· отсутствие антиобщественных, преступных деяний;
· обладание системой знаний в области прав и законов, умение пользоваться своими знаниями;
проявление толерантности во всех сферах общественной жизни.
Примеры различных упражнений.
Упражнения 1-3 являются активаторными и предназначены для работы с детьми 7-11 лет.
Упражнения 4-6 предназначены для детей 11-14 лет, являющие иллюстрацией заданий для отработки отдельных этапов принятия решения и закрепления вырабатываемого навыка.
Упражнение 1-3
Упражнение служит толчком к индивидуальному принятию решения и создает возможность обсуждения в классе важности принятия решений.
Процедура.
Каждый ученик придумывает и показывает, как можно использовать какой-либо предмет, например линейку, портфель, тряпку, флейту и т.п. отличным от уже предложенных способом. Чем выше темп упражнения, тем лучше.
Упражнение 2
Подведение учеников к мысли о разнообразии вариантов.
Процедура.
Дети работают в парах. Один пишет утверждение, начинающееся со слов «если», а
другой согласующееся с ним утверждение после слов «то». Затем ученики меняются ролями.
Пример
. Если я ударю собаку, то ...
Упражнение 3
Тренировка навыка принятия решений в группе.
Материалы.
Конверты, произвольно разрезанные на 4 части квадраты из картона со стороной
12 см. по количеству участников. Куски смешиваются и по 4 раскладываются по конвертам.
Процедура
Дети разбиваются на группы по 5 человек. Каждая получает по 5 конвертов. Дается
инструкция: «Собрать 5 квадратов. Все квадраты одного размера, все части должны быть
использованы. Разговаривать нельзя». После окончания работы в группах в течение пяти минут детям предлагается обдумать, как они принимали решения. Затем класс обсуждает различные формы поведения.
Упражнение 4.
Ориентировка учащихся в ситуациях, требующих принятия решения.
Материалы.
Листки бумаги по количеству учеников, расчерченные на 5 вертикальных колонок. Заголовки колонок: «очень плохо», «плохо», «иногда плохо», «иногда хорошо»,
«хорошо».
Процедура. Учитель зачитывает различные ситуации, а ученики оценивают их в соответствии с предложенной шкалой. Затем класс обсуждает оценки.
Примеры ситуаций.
Принимать аспирин, курить, терять библиотечные книги и др.
Упражнение 5
Анализ и оценка альтернатив.
Материалы. Написанные на карточках варианты поведения.
Процедура.
Учащимся зачитывается текст. Разбившись на группы по 5-7 человек, они выбирают наилучший и наихудший вариант решения. Затем ранжируют оставшиеся. Класс
вырабатывает единое решение и обсуждает дополнительные альтернативы, если таковые будут предложены.
Пример текста.
Женя с мамой пошли в магазин, чтобы купить продукты для школьного вечера. Укладывая продукты, они уронили одну сумку на пол. Сок, стекло, конфеты разлетелись
по всему магазину.
Варианты поведения.
1.Сказать продавцу. 2.Убрать за собой. 3.Уйти и забыть о случившемся. 4. Собрать крупные осколки.
Упражнение 6
Развитие навыка принятия ответственных решений в сложных ситуациях.
Материалы.
Написанные на отдельных карточках моральные дилеммы.
Процедура.
Учащиеся в группах по 5-7 человек читают моральные дилеммы. Вырабатывают
альтернативные решения. Обсуждают свой вариант в обще групповой дискуссии.
Пример дилемм.
Гена играл в футбол во дворе школы и вдруг услышал звук разбиваемого
стекла. Он побежал на звук и увидел трех парней, приятелей старшего брата, которые, разбив стекло, проникли в помещение школы, переворачивали парты, раскрывали шкафы, крушили все подряд в его классе. Гена видел, что парни унесли ноутбук. В понедельник утром в класс пришел директор и спросил, не знают ли ребята, кто разгромил и обокрал класс?
Вопросы для дискуссии:
Должен ли Гена рассказать о том, что он видел?
Должен ли Гена говорить? Почему?
Является ли рассказ Гены о происшествии его долгом ученика школы?
Если Гена соберется рассказать, то кому он должен рассказать?
Если бы Вы были Геной, как бы поступили?
Одним из методов обучения являются творческие созидательные игры
Отличительные признаки игр, предлагаемых для проведения в курсе «Формирования
законопослушного гражданина» следующие:
-ориентир на созидание как в виде разработки проекта, документа, письма и т.п., так и в виде приобретения опыта коллективной деятельности на основе самоорганизации;
-наличие четких правил в виде требований к действиям участников, времени определения для каждого этапа игры и вида деятельности, способа оценки выполнения заданий (все указанные правила оформляются письменно в виде памятки и раздаются участникам);
-распределение ролей между участниками игры, в которую вовлекается весь коллектив
учащихся класса;
-создание специальной группы организаторов игры, в которую могут входить как учащиеся данного класса, так и старшеклассники и взрослые;
-соревнование и сотрудничество
Приведем примеры некоторых игр наиболее приближенных по содержанию заданий к
потребностям реальной жизни, игры, ориентированные на получение практического
результата:
«Служба спасения»
Создание спасательных команд
Предполагаемые сигналы бедствия:
1.Учусь на двойки. Стараюсь, но ничего не получается. Помогите! 2.Остался один. Нет друзей. 3.Люблю поспать. Опаздываю на уроки. Помогите! 4.Учительница называет дураком. Помогите! 5.Поссорился с родителями. Помогите! 6.Боюсь гулять по городу. Помогите! 7.Влюбился, а она меня не любит. Помогите! 8.Старшеклассники отбирают деньги. Помогите!
Каждая команда принимает сигнал бедствия (по выбору или жребию) и предлагает программу действий. Жюри анализирует программы и награждает лучшие команды.
«Скажи мне кто, твой друг»
Каждый учащийся продумывает несколько качеств, черт характера Идеального друга. Затем в микрогруппы объединяются те, кто назвал схожие черты и вместе дорабатывают характеристику Идеального друга, убирая лишние, противоречивые черты и добавляя необходимые. Кроме того, группа готовит аргументы в защиту своего образа.
«Планета друзей»
Космические корабли осваивают новые планеты. Подбирается группа поселенцев. Кто
-то может поселиться один.
Задание 1. Портрет планеты (название, нарисовать особенности планеты).
Задание 2. Население планеты (кто живет, основные черты).
Задание 3. Правила взаимоотношений на планете.
Задание 4. Основные исторические события, происходящие на планете.
Задание 5. Основные правила разрешения спорных вопросов, конфликтов.
Обсуждение после каждого задания. В конце размышление на тему «Почему предлагаемые образцы жизни не всегда получаются на Земле».
VI. Координация и контроль реализации методики.
Методика является долгосрочной и рассчитана на длительный промежуток времени, исполнителем является социально- педагогическая служба школы, контроль за работой данной службы выполняет администрация школы, она же осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение методики, а также координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников.
Исполнители программы несут ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.
По результатам реализации исполнители заслушиваются на совещаниях при директоре, педагогических советах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.