Виды здоровьяФизическое здоровье — это естественное состояние организма, основанное на нормальной работе его органов и систем.Психическое здоровье — зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств человека.Нравственное здоровье — определяется моральными принципами социальной жизни человека в обществе.
Формирование нравственного здоровья у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов воздействия.В этом случае важно:• содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического климата;• обогащать родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этики;• раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя или психолога.
Нравственное здоровье - это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми. Нравственное здоровье каждой личности есть залог нравственного здоровья всего общества. Оно определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Признаки нравственного здоровья 1) Умение делать выбор между добром и злом;2) Доброта и отзывчивость; 3) Справедливость и честность; 4) Цель в жизни – образование и саморазвитие; 5) Умение отвечать за совершенные поступки;6) Гуманные отношения с людьми; 7) Стремление помочь людям; 8) Патриотизм
В ДУ для реализации задач нравственного воспитания используется:1) общение взрослых и детей, в процессе которого дети усваивают содержание основных нравственных ценностей;2) пример окружающих взрослых;3) чтение художественной литературы. В художественных произведениях в яркой эмоциональной форме раскрывается сущность многих нравственных ценностей;4) в повседневной деятельности детей закрепляется знание о нравственных ценностях, причем следует использовать ситуации, в которых подтверждается практическая значимость этих ценностей;5) проблемные ситуации. Создается ситуация с проблемным решением. Объясняется, как нужно поступить;6) самым главным средством воспитания является сложно-ролевая игра. В ней происходит трансформирование и приобретение личностно-индивидуальной окраски тех нравственных отношений, которые дети наблюдают в жизни.
Сложно-ролевые игры делятся на:– подражательные;– режиссерские;– драматизированные.Первые два вида строятся на опыте детей, а этот опыт может иметь как позитивный, так и негативный характер, поэтому для реализации задач нравственного воспитания широко используются игры-драматизации.
Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность сравнения и собственной оценки происходящего.Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.
Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого, понятие нравственного здоровья не появиться, так как дети не научатся любить окружающих и заботиться о них. Дефицит любви к ребенку часто приводит к проявлению у него черствости, негативного поведения. Недостаток тепла и ласки в отношениях между воспитанником и педагогом, а также с близкими ему людьми приведет к искажению у ребенка способности эмоционально откликаться на другого человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.