Методология и методы педагогического исследования.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 06.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии — это сами способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы. Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.
Иконка файла материала Методология и методы педагогического исследования.ppt

М.Е. Никитин,
преподаватель высшей категории

Методология и методы педагогического исследования

Использование инновационных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся

Новация – это средство
(новый метод, методика,
технология, программа и т.п.),

https://znanio.ru/person/z98576333

а инновация – это процесс освоения этого средства.

Источники инноваций

Потребности жизнедеятельности школы: необходимость частичной замены традиционного подхода к получению, закреплению, приобретенных знаний, умений, навыков.
Профессиональный опыт учителей. Этот источник инноваций предполагает личное продуцирование идей (выработку, изобретения, придумывание, догадку).
Заказ социальный: родители, предприятия, учебные заведения.

https://znanio.ru/person/z98576333

Методрекомендации

Применяемый к конкретной науке

Теоретические концепции, применяемые к большинству наук

Общие принципы познания и категориальный аппарат науки

Философский уровень

Общенаучный уровень

Конкретно-научный уровень

Технологический уровень

https://znanio.ru/person/z98576333

1 этап. Знакомство с проблемой ПИ. Обосно­вание актуальности, уровня разработанности пробле­мы. Определение цели, задач, объекта и предмета исследо­вания
Научная проблема - основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Обо­снование актуальности ПИ включает указание на необходимость, а также своевременность изучения и реше­ния проблемы для дальнейшего развития педагогической теории и практики
Решение проблемы составляет цель исследования. Цель -замысел экспериментатора, научный, ре­зультат, который должен быть подучен в итоге его работы
Объект — это то, на что направлен процесс познания (все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию)
Предмет исследования — часть, отдельная сторона объекта (наиболее значимые с практической или тео­ретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению)
В соответствии с целью, объектом и предметом ПИ определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы.

Этапы исследования

https://znanio.ru/person/z98576333

2 этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты эксперимента, исследовательского подхода.
При изучении современных педагогических проблем реа­лизуются системный, комплексный, целостный, личност­ный, деятельностный, сущностный и другие подходы

Этапы исследования

https://znanio.ru/person/z98576333

3 этап. Построение гипотезы исследования (научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей эксперимен­тальной и теоретической проверке)
4 этап. Выбор методов исследования (проведение кон­статирующего эксперимента с целью установления исход­ного состояния предмета исследования)
5 этап. Организация и проведение преобразующего экс­перимента (научно постав­ленный опыт изменения педагогической действительности в точно учитываемых условиях)
6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результа­тов исследования. Формулирование выводов, создание тео­ретических положений. Теорией становится фактически всякая доказанная гипотеза, применимая в различных ус­ловиях (если она относится к общим, фундаментальным, а не частным вопросам).
7 этап. Выработка практических рекомендаций.

Этапы исследования

https://znanio.ru/person/z98576333

Методика исследования

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методика исследования

комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс.
Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры

https://znanio.ru/person/z98576333

Методы педагогического исследования

- это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий
Задача исследователя - не формально применять весь набор известных методов, а для каждого этапа определять свой оптимальный комплекс методов
Методы исследования выбираются с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой, а не путем простого перечисления всех известных методов в педагогике

https://znanio.ru/person/z98576333

Профессионально-этические требования к проведению педагогического исследования

Принцип соблюдения тайны
Принцип научной обоснованности
Принцип ненанесения ущерба
Принцип объективности выводов
Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций

https://znanio.ru/person/z98576333

https://znanio.ru/person/z98576333

Обобщение

Теоретические методы исследования

Анализ

Синтез

Сравнение

Абстрагирование

Конкретизация

Работа с литературой

https://znanio.ru/person/z98576333

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.
Достоинства наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучить предмет:
 в целостности;
 в естественном функционировании;
 в многогранных связях и проявлениях.
Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:
 активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;
 наблюдать одновременно за большим количеством яв­лений, лиц;
 охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;
 избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;
 делать точные замеры.

https://znanio.ru/person/z98576333

Эмпирические методы исследования

Анкетирование
Беседа Интервью Экспертный опрос

Изучение педагогической документации

Изучение продуктов деятельности

Метод опроса

Эксперимент

Социометрия

Тестирование

Наблюдение

Изучение и обобщение ППО

https://znanio.ru/person/z98576333

Наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксация проявлений психолого-педагогических явлений и процессов

позитивные

негативные

позволяет изучить предмет
 в целостности;
в естественном функционировании;
в многогранных связях и проявлениях

не позволяет
 активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;
наблюдать одновременно за большим количеством яв­лений и лиц;
охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;
избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;
 делать точные замеры

https://znanio.ru/person/z98576333

Наблюдение

по способу получения сведений
непосредственное (прямое) и
кос­венное (опосредованное)

По условиям проведения полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования)

по объему
Сплошное и выборочное

по типу связи наблюдателя и наблюдаемого
включенное и не включённое

по временной организации
непрерывное и дискретное

по степени открытости
Открытое или скрытое

по времени
Длительное или ккратковременое

https://znanio.ru/person/z98576333

Метод опроса

Беседа - метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации;
самостоятельный или дополнительный МИ, применяемый с целью получения необходимой информации /или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении
Разновидностью беседы является интервьюирование (способ проведения соц. опросов как целенаправленной беседы), привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты (специально разработанных опросных листов-АНКЕТА)

https://znanio.ru/person/z98576333


Социометрический метод (метод социометрии) – выявляет МО в группе людей с помощью их предварительного опроса (Дж. Морено)

Выявляет: структуру и динамику внутригрупповых отношений; Уровень развития группы; Степень сплоченности-разобщенности группы; Особенности социально-психологического климата группы; Причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых); «Статус» (внутригрупповую авторитетность) членов группы; Неформальных лидеров; Неформальные группировки и т. д.
Социометрический выбор должны проходить по значимым критериям (выбор заносится в социометрическую матрицу и строится для наглядности выборов социометрическая мишень или социограмма)


https://znanio.ru/person/z98576333

Метод тестирования  метод педагогического исследования с использованием тестов, выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения

Тест  стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого
Надежность теста – возможность получения одинаковых результатов у испытуемых в различных случаях, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения.
Валидность теста – пригодность теста для измерения свойств, качества, явления, которое хотят измерить, измеряет то, что оно должно измерять
Тесты (по направленности)
способностей, личностные и достижений

https://znanio.ru/person/z98576333

Тесты способностей связаны с диагностикой познавательной сферы личности (тест Равена, Керна Йерасека и др)

Пример

Сейчас вам будет предложен ряд графических рисунков. На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник, имеющий определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой некоей зависимостью. В правом нижнем углу прямоуголь­ника имеется вырез - свободное, пустое место. Под прямоугольником нахо­дится 2 ряда фрагментов, которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника. Найдите в ряде фрагментов тот, который точно вписался бы в свободное место. Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Не задерживайтесь на первых заданиях теста, так как сложность их все время увеличивается.

https://znanio.ru/person/z98576333

Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины, отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин опять вернитесь к 8 цветовым карточкам  и проделайте то же самое. При этом не нужно ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как будто впервые.

Тесты личности дают возможности по реакции на задания судить об особенностях свойств личности- направленности, темпераменте, чертах характера (16 PF личностный опросник Кеттела, Тест Люшера и др.)

https://znanio.ru/person/z98576333

Тесты достижений (дидактические) определяют уровень овладения учебным материалом, сформированность ЗУНов

Дидактический тест – система заданий специфической формы и определенного содержания, расположенных в порядке возрастающей трудности, создаваемый с целью объективной оценки структуры и измерения уровня подготовленности обучающихся (задания закрытой и открытой формы, на сопоставление множества и установления последовательности)

https://znanio.ru/person/z98576333

Педагогический эксперимент


Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов
- обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку обоснованной в начале исследования гипотезы

https://znanio.ru/person/z98576333

Педагогический эксперимент


Выделяют следующие этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

https://znanio.ru/person/z98576333

Педагогический эксперимент


Различают
естественный и лабораторный

длительный или кратковременный

Констатирующий или преобразующий (развивающий, формирующий)

https://znanio.ru/person/z98576333

Метод изучения продуктов деятельности


Исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность ЗУНов, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств на основе анализа продуктов его деятельности

https://znanio.ru/person/z98576333

Метод изучения педагогической документации

- анализ документов (классных журналов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся, их медицинских карт, логопедических карт, автобиографии, дневники, приказы, распоряжения, планы работы и и др.) дает возможность исследователю выявить динамику развития обучающегося, сопоставить официальные мнения, получить некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса

https://znanio.ru/person/z98576333

Метод изучения, обобщения и распространения ППО

Педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной УВР, источник развития педагогической науки.

Передовой опыт - это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и обучения, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах ПП, в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов

Критерии ППО:
Актуальность, перспективность, новизна, устойчивость и стабильность достижений, оптимальность, возможность творческого применения

https://znanio.ru/person/z98576333

Математические методы исследования

Ранжирование

Регистрация

Шкалирование

Нахождение математических величин
Статистические методы

https://znanio.ru/person/z98576333

Математические методы

в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников)
Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь
Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных)
Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического; медианы; подсчет степени рассеивания около этих величин - дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

https://znanio.ru/person/z98576333



«Изучая, экспериментируя, наблюдая,
старайтесь не оставаться на поверхности фактов.
Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения.
Настойчиво ищите законы, ими управляющие»
И.П. Павлов

Спасибо за внимание!

https://znanio.ru/person/z98576333