Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.В программе выделены следующие разделы: Получение, поиск и фиксация информации,Понимание и преобразование информации,Применение и представление информацииОценка достоверности получаемой информации
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Поэтапное внедрение системы работы с текстом
Подготовительный этап
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
Начальный этап
2 класс - обучение детей работать с текстом
Основной. Заключительный.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.
Приемы работы с текстом
Зрительные диктанты;
Словарная работа;
Диалог с текстом;
Чтение с остановками;
Ассоциации или ассоциативный куст;
Чтение в парах;
Чтение в парах;
Читаем и спрашиваем;
Дневник двойных записей;
Чтение с пометками;
Синквейн;
Восстанови деформированный текст;
Найди ошибку;
Работа с многозначными;
Работа с фразеологизмами;
«Учебный мозговой штурм»;
«Шесть шляп критического мышления»;
«Письмо по кругу»
Смысловое чтение
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
Развитие умения анализировать задание.
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
Определение последовательности событий в тексте.
Формулирование простых выводов после прочтения.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Смысловое чтение
Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Прием самопостановки вопросов к тексту
Позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста.
Сплошные тексты (без визуальных изображений)
описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
Сплошные тексты (без визуальных изображений)
описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
информационные листы (расписания, каталоги и др.);
расписки (билеты, накладные, квитанции);
призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
таблицы и графики; списки; карты.
Задача
Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми равно 60 км, выехал автобус, а через 20 мин вслед за ним выехал легковой автомобиль, скорость которого на 20 км /ч больше скорости автобуса. Автобус пришел в пункт В на 10 мин позже легкового автомобиля. Найдите скорости автобуса и легкового автомобиля.
Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»
простые:
Кто? Что делал?
Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило?
уточняющие:
Если я правильно понял, то…?
объясняющие–
о причинах и следствиях:
Почему? Зачем? Что из этого получилось?
вопросы-предположения:
Что бы изменилось, если бы…?
оценочные:
Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..?
вопросы на выявление эмоционального отношения:
Понравился ли вам…?
вопросы, требующие постановки себя на место героя:
Как бы ты поступил…?
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.