Методы и приёмы работы на уроках ПТО в коррекционной школе-интернат

  • docx
  • 04.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад Методы и приёмы работы на урок ПТО.docx

Общая задача ПТО состоит в подготовке учащихся к самосто­ятельной жизни и труду на производственных предприятиях. На развитие трудовых возможностей учащихся влияет система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подго­товка к трудовой деятельности осуществляется на уроках про­фессионального обучения в учебных мастерских.

Цель трудовой подготовки — сформировать устойчивые ориента­ции на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готов­ность к творческому труду; развиватъ творческие способности, интелектуалъные, физические качества личности. Трудовая подготовка подрастающего поколения и учащейся мо­лодёжи включает в себя: учебный труд, трудовое обучение; профессиональное обучение; производительный труд общественно-полезную деятельность; прикладное и художественное творчест­во, внеурочная трудовая деятельность.

Все эти этапы трудовой подготовки служат средством трудо­вого воспитания, призваны способствовать непрерывному разви­тию личности.

Трудовое обучение как учебный предмет способствует полноцен­ному овладению взаимосвязанными способами познания и преобразование окружающего мира, воспитанию и развитию уча­щихся.

Урок трудового обучения, построенный с использованием форм и приёмов современной методики, обеспечивает выработку необхо­димых умений и навыков.

При хорошо организованной работе, учитель может больше уде­лять внимания учащихся, которые нуждаются в помощи. Формирование умений, развитие активности, самостоятельности, достигаются при условии дифференционного подхода с учётом особенностей учащихся.

Коррекционная работа на уроках трудового обучения должна быть направлена не столько на выполнение отдельных практиче­ских действий, сколько на формирование интеллектуальных умений. Именно они в последующей трудовой деятельности помогают выпускникам адаптироваться в трудовом коллективе, осущест­вить перенос приобретённых умений, при выполнении доступных видов труда на производстве.

Вот, например, как была организована работа при практическом обучении по теме: «Разметка и долбление гнезда рубанка». Для урока были подготовлены образцы изделия, чертёж, технологичес­кая карта. В начале урока с учащимися проведена беседа и были заданы вопросы. К ответам на простые вопросы привлекались учащиеся, которые могли ответить с некоторыми затруднениями, к ответам на сложные вопросы привлекались сильные учащиеся. В ходе беседы составлен план работы.

Учащиеся одной группы выполняли разметку с помощью малки, угольника, транспортира.

Учащиеся другой группы выполняли разметку после дополнитель­ных разъяснений по образу. Во время самостоятельной работы, большое место отводилось индивидуальной помощи. Отдельным учащимся давались дополнительные пояснения, регулировался темп работы. Учащиеся первой группы выполнили поставленное задание. Деятельность учащихся второй группы постоянно контролировалось, и направлялась, и учащиеся выполнили только разметку изде­лия.

На занятии использованы все формы работы - фронтальная, груп­повая и индивидуальная.

Организация заданий различной степени трудности с учётом особенностей учащихся обеспечила с одной стороны, занятость в соответствии с их возможностями, а с другой способствовала развитию их активности и самостоятельности. Индивидуальный подход осуществлялся на всех этапах урока. Должное внимание уделялось выработке навыков самостоятельности и особенно ра­боты с чертежом и инструкционной картой. Если ученик хорошо разобрался с чертежом, он сумеет самосто­ятельно сделать разметку. Этот метод имеет ряд преимуществ перед обычными инструкциями или использованием технологичес­кой карты. Школьники действуют с большей уверенностью и са­мостоятельностью, благодаря чему у учителя остаётся доста­точно времени для того, чтобы регулировать и исправлять рабо­ту каждого в соответствии с индивидуальными особенностями. Эту работу можно стимулировать, организуя соревнования на определённых этапах.

Интерес к труду стимулируется введением коллективных форм работы на уроке.

 

На всех своих этапах в соответствии с возрастом, психического развития и социального статуса учащихся трудовая подготовка должна иметь многоаспектную направленность, предполагающую:

-   воспитание трудолюбия, осознанного, творческого отношения к
нему, стремления и умения совершенствовать своё мастерство;

-развитие значимых для трудовой, профессиональной деятельнос­ти, профессионально важных качеств личности;

-формирование профессионализма;(профессиональной компетент­ности )

-   включение в реальные трудовые отношения;

-   воспитание культуры личности во всех её проявлениях,;

-   овладение современными экологическими знаниями, участие в ре­альной экологической деятельности;

-   воспитание самостоятельности, инициативности, творчески раз­ решать проблемные ситуации;

-укрепление здоровья, повышение общей выносливости организма, снижение заболеваемости, профилактика производственного трав­матизма и профессиональных заболеваний.

В настоящее время невозможно подготовить квалифицированного рабочего, не вооружив его системой знаний по выбранной специа­льности.

Учебные программы по специальным дисциплинам и ПТО, предпо­лагают формирование самых необходимых знаний, умений, навыков у учащихся.

Практическая работа в столярной мастерской и теоретическое обучение это две взаимосвязанные и равноправные части трудо­вой подготовки. Недостатки в овладении техническими и техно­логическими знаниями снижают уровень трудовой самостоятель­ности учащихся в новой для них ситуации. Основное условие ус­пешного формирования знаний заключается в непосредственной связи изучаемых теоретических сведений с практической работой. Подготовленность человека к труду характеризуется количест­вом профессиональных приёмов, которые он может применить. Многие виды труда существенно отличаются друг от друга по своему содержанию и характеру выполняемых действий. Однако, несмотря на различие, все они имеют общие черты, свойственные труду человека. Главная черта трудовой деятельности людей - сознательность.

 

Занятия профессионально-трудового обучения, исходя из дидакти­ческой цели, относятся к следующим типам: 1. Теоретические занятия - формирование знаний и представлений учащихся о технологических процессах, материалах. 2.Подготовительные занятия - обеспечение необходимого уровня ориентировки в трудовом задании и его планировании. 3.Комплексные практические работы - изготовление изделий в це­лом. Формирование обще-трудовых умений учащихся и профессио­нальных навыков.

4.Практическое повторение - выполнение трудовых заданий с целью развития у учащихся качеств, необходимых для системати­ческого производительного труда.

5. Самостоятельные (контрольные) работы — контроль результа­тов практического обучения, развитие активности и самостоя­тельности в работе.

Занятия первых двух типов направлены на формирование знаний учащихся. Потому, на практических занятиях целесообразно при­бегать к комбинированным типам занятий.

В ходе учебного занятия применяются различные методы обуче­ния. Методы обучения состоят из отдельных приёмов. В процессе обучения методы и приёмы могут меняться местами. Методы обучения подразделяют: словесные, наглядные методы, практичес­кие. Наиболее эффективные наглядные и практические методы. Однако наиболее прочное усвоение материала происходит лишь при условии сочетания этих методов.

Учебное практическое занятие, как основная форма организации учебно-воспитательной работы в трудовом, профессиональном об­разовании, даёт возможность реализовать различные методы и приёмы обучения учащихся.

Важную роль в трудовом воспитании, играет производительный труд, внеклассные кружковые занятия.

Во внеурочное время в школе действует детское предприятие. Производительный труд связан с реальными запросами жизни, полезным для общества, посильный, безопасный, опирающийся на знания и умения. Результаты труда значимы для учащихся шко­лы. Именно на этих занятиях чувствуются принципы самооку­паемости, самофинансирования, труд подростков стимулируется морально и материально.

Учащиеся знакомятся не с отрывочными операциями, а с компле­ксом работ.

  На таких, занятиях необходимы вариативность, добровольный вы­бор, сменность видов трудовой деятельности, что позволяет уча­щимся искать своё призвание в сферах труда. На таких заня­тиях подростки имеют возможность подготовиться к включе­нию в реальные производственные отношения. Такие занятия способствуют воспитанию будущего специалиста. Учат детей подходить к делу творчески, помогают раскрыть способности, испытать радость от выполняемой работы. Во внеурочное время учащиеся вовлекаются в труд по самообслуживанию, уборке в школе, работе на пришкольном учас­тке, по уходу за цветами, деревьями, ремонту мебели, одежды, школьного инвентаря и оборудования. Выполняют заказы по изго­товлению столярных изделий согласно прейскуранту. Между учащимися проводятся соревнования «Лучший по профес­сии». Победители таких конкурсов награждаются.

Эти занятия расширяют технический кругозор, позволяет им со временем объединиться в стабильные группы по интересам. Чтобы развивать творческую активность кружковцев, привлекаю их к самоуправлению. На организационном занятии они избирают бригадира, определяем дни и часы кружковых занятий, объекты труда.

Большое значение придаётся изучению технических сведений и черчения. Учащиеся расширяют свои знания о свойствах материалов, технологии их переработки.

Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что трудовое обуче­ние должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых - формирование трудовых умений, навыков и тех ка­честв личности, которые позволили бы выпускникам успешно уча­ствовать в производительном труде.