Методы и приёмы технологии ТРИЗ
Оценка 4.7

Методы и приёмы технологии ТРИЗ

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
Междисциплинарный 6
1 кл—4 кл
17.08.2022
Методы и приёмы технологии ТРИЗ
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
Методы и приемы технологии ТРИЗ.docx

Методы и приемы технологии ТРИЗ

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и других. ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах ученым, инженером, изобретателем, организатором и преподавателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания. Появилось самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ.

В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках в начальной школе эффективно использовать следующие методы технологии ТРИЗ:

1) системный оператор;

2) типовые приемы фантазирования;

3) дихотомия (сужение поля поиска);

4) системный лифт;

5) морфологическая копилка;

6) создай паспорт;

7) метод маленьких человечков;

8) составление плана (раскадровка);

9) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

1.     Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

2.     Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.

3.     Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

4.     Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.

5.     Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Таким образом, ТРИЗ-технология дает большие возможности для формирования УУД.

В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример.

В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

 

Игра «Да-нетка»

Эта игра относится к методу сужения поиска посредством постановки вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов.  Учитель может отвечать лишь фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Использовать можно в разных областях знаний: загадывать часть речи, часть слова, писателя, произведение, значение незнакомого слова.

 

Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

 

 

Список литературы

 

1. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.

 

2. Щукина Т.И. Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной  деятельности

 

3. Казакова А.Ф. Успех - важный стимул положительного отношения к деятельности

 

4. Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание

 

5. Окунева А.А. Спасибо за урок, дети!

 

6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 4. с. 47.

 

7. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Творческий центр, 2003.

 

8. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.

 

9.Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев. М.,1995г

 

10.О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением. – М., 2005.

 

11. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон-ТРИЗ.

 

12. Лук А.Н. Психология творчества. -Наука, 1978.,125 стр.

 

13. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин.Минск, 1994.

 

14. Гафитулин,М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: автореф. дис. ...канд. пед. наук /М.С.Гафитулин. Челябинск, 1996.


 

Методы и приемы технологии ТРИЗ

Методы и приемы технологии ТРИЗ

Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках в начальной школе эффективно использовать следующие методы технологии

Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках в начальной школе эффективно использовать следующие методы технологии

В начальной школе используются в основном приемы и методы

В начальной школе используются в основном приемы и методы

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет

Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев

Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2022