Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)

  • Видеоуроки
  • ppt
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация к уроку литературы в 9 классе служит в качестве словесного и иллюстративного материала, подобранного таким образом, чтобы создать определённую атмосферу погружения в художественный мир поэта и предполагает не только рассказ учителя, но и выразительное чтение отдельных произведений учащимися. А добавление классической музыки превращает урок в в литературно-музыкальную композицию, что способствует усвоение материала на эмоциональном уровне.
Иконка файла материала Лерм.тв.порт..ppt
Краснодарский край, Новокубанский район,  село Новосельское, МОУООШ №12 Урок литературы в 9 классе. Михаил Юрьевич Лермонтов.  Творческий портрет.  Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы, МОУСОШ № 12
…А он, мятежный, просит бури, Как будто в буре есть покой. …Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой… …Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать.
…Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный… О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..
…Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. …Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой,  Ни гением начатого труда. …Все образы мои, Предметы мнимой злобы иль любви, Не походили на существ земных. О нет! Всё было ад иль небо в них.
Жизнь и личная судьба  Лермонтова коротка и трагична. ..  Детство поэта, омрачённое несложившимися отношениями  родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери,  прошло в Тарханах.   Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится и встают Вдали туманы над полями. И странная тоска теснит уж грудь  мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье,  С глазами, полными лазурного огня,  С улыбкой розовой, как молодого  дня за рощей первое сиянье.
Елизавета Алексеевна Арсеньева,   бабушка поэта,  на попечении которой остался маленький Лермонтов,  боготворила своего внука и завещала ему всё своё состояние  при условии, что его отец не будет вмешиваться в воспитание  сына. .. Семейные распри терзали чуткое сердце юного поэта.   Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец, В слезах угасла мать моя; От них остался только я, Ненужный член в пиру  людском, Младая ветвь на пне сухом.                                  «Стансы» 1831
В 1828 году  Лермонтов был определён в Благородный  пансион при  Московском университете. В пансионе ярко  проявились разносторонние дарования  юного  Лермонтова.  Он в совершенстве овладел западноевропейскими языками.  Много времени отдавал искусству: рисовал, лепил, играл на  фортепьяно и скрипке. Но любимым занятием было  литературное творчество. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Куска лишь хлеба он просил, Так чувства лучшие мои И взор являл живую муку, Обмануты навек тобою.  И кто­то камень положил В его                           «Нищий» 1830 протянутую руку.
В Московском университете (1830 ­1832) Лермонтов  сформировался как передовой человек и замечательный  поэт..  Он много читал, общался с передовой студенческой  молодёжью. Глубокий ум поэта, его резкие суждения (он смело  высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас)  раздражали некоторых  реакционных профессоров. Ему дали  понять, что его пребывание в Московском университете  нежелательно. Не угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костёр, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, Творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.                               «Молитва»  1829
Лермонтов едет в Петербург в надежде продолжить обучение  в столичном университете. Но ему отказывают зачесть  прослушанные в Москве  предметы. Чтобы не начинать  обучение заново, Лермонтов, по настоянию  родных избирает  военное поприще и сдаёт экзамены в Школу гвардейских  прапорщиков.  «Два страшных года» – так  определил  Лермонтов время пребывания здесь, где военная муштра  почти не оставляла времени для занятий серьёзным  литературным творчеством. Как в ночь звезды падучей  пламень, Не нужен в мире я, Хоть сердце тяжело, как камень, Но всё под ним змея.  Меня спасало вдохновенье От мелочных сует; Но от своей души спасенья И в самом счастье нет. Молю о счастии, бывало, Дождался наконец, И тягостно мне счастье стало, Как для царя венец. И, все мечты отвергнув снова, Остался я один – Как замка мрачного, пустого Ничтожный властелин.
Лермонтов высоко ценил  творчество Пушкина. Печальное  известие о кончине поэта потрясло его. Он пишет  стихотворение «Смерть поэта», в котором в смерти поэта  обвинял придворную знать.    За написание «непозволительных стихов» Лермонтова  переводят в Нижегородский драгунский полк, который стоял  недалеко от Тифлиса и участвовал в войне с горцами. Погиб поэт! –невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой  мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он  против мнений света Один, как прежде… и убит!                  «Смерть поэта»    1837
Елизавета Алексеевна Арсеньева неустанно хлопотала о  возвращении любимого внука в полк, в котором он служил  раньше. Её прошение поддержал Жуковский. Осенью 1837  года Лермонтова перевели в Новгород, а весной следующего  года разрешили служить в столице. Этот период был самым плодотворным для поэта. Я жить хочу! Хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум  избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь  поэта? И что без бури океан?
Лермонтов служит в Лейб­гвардии гусарском полку,  уверенно завоёвывая «большой свет» и мир литературы. В  зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного  ему общества – безвольного, не способного на деяние,  страсть, творчество. Печально я гляжу на наше поколенье! Его  грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и  сомненья,  В бездействии состарится оно… К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно­малодушны И перед властию – презренные рабы…                                «Дума» 1838
Скептически оценивая жизнь как таковую, Лермонтов  ищет гармонию в эпическом прошлом, в народной  культуре,  Богоборчество, мотивы невозможности любви и  губительной красоты соседствуют с поиском душевной  умиротворённости. …Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!.. Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея,  Тёмный дуб склонялся и шумел.    «Выхожу один я на дорогу…» 1841
Дуэль Лермонтова с сыном фрацузского посла Э. де Барантом  привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Поэт  отбывает  на Кавказ, где принимает участие в боевых  действиях, за что представляется к наградам(вычеркнут из  списков Николаем 1), но получает отпуск, приезжает в  Петербург, обдумывает планы отставки и дальнейшей  литературной деятельности. Одно за другим пишутся  гениальные стихотворения. Твой стих, как Божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных.                                             «Поэт» 1838
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в  Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная  ссора с соучеником по юнкерской школе Мартыновым  приводит к «вечно печальной дуэли» и гибели поэта.    Никто моим словам не внемлет… я  один. День гаснет…красными рисуясь  полосами, на запад уклонились тучи,  и камин Трещит передо мной. Я полон весь  мечтами О будущем… и дни мои толпой Однообразною проходят предо  мной, И тщетно я ищу смущёнными очами Меж них хоть день один,  отмеченный судьбой!