Данная презентация к уроку литературы в 9 классе служит в качестве словесного и иллюстративного материала, подобранного таким образом, чтобы создать определённую атмосферу погружения в художественный мир поэта и предполагает не только рассказ учителя, но и выразительное чтение отдельных произведений учащимися. А добавление классической музыки превращает урок в в литературно-музыкальную композицию, что способствует усвоение материала на эмоциональном уровне.
Лерм.тв.порт..ppt
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Краснодарский край, Новокубанский район,
село Новосельское, МОУООШ №12
Урок литературы в 9 классе.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Творческий портрет.
Ширина Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МОУСОШ № 12
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
…А он, мятежный, просит
бури,
Как будто в буре есть покой.
…Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой…
…Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
…Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный…
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
…Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
…Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
…Все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! Всё было ад иль небо в них.
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Жизнь и личная судьба Лермонтова коротка и трагична. ..
Детство поэта, омрачённое несложившимися отношениями
родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери,
прошло в Тарханах.
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится и встают
Вдали туманы над полями.
И странная тоска теснит уж грудь
мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье,
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого
дня
за рощей первое сиянье.
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта,
на попечении которой остался маленький Лермонтов,
боготворила своего внука и завещала ему всё своё состояние
при условии, что его отец не будет вмешиваться в воспитание
сына. .. Семейные распри терзали чуткое сердце юного поэта.
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру
людском,
Младая ветвь на пне сухом.
«Стансы» 1831
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
В 1828 году Лермонтов был определён в Благородный
пансион при Московском университете. В пансионе ярко
проявились разносторонние дарования юного Лермонтова.
Он в совершенстве овладел западноевропейскими языками.
Много времени отдавал искусству: рисовал, лепил, играл на
фортепьяно и скрипке. Но любимым занятием было
литературное творчество.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Куска лишь хлеба он просил,
Так чувства лучшие мои
И взор являл живую муку,
Обмануты навек тобою.
И ктото камень положил В его
«Нищий» 1830
протянутую руку.
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
В Московском университете (1830 1832) Лермонтов
сформировался как передовой человек и замечательный поэт..
Он много читал, общался с передовой студенческой
молодёжью. Глубокий ум поэта, его резкие суждения (он смело
высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас)
раздражали некоторых реакционных профессоров. Ему дали
понять, что его пребывание в Московском университете
нежелательно.
Не угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
«Молитва» 1829
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Лермонтов едет в Петербург в надежде продолжить обучение
в столичном университете. Но ему отказывают зачесть
прослушанные в Москве предметы. Чтобы не начинать
обучение заново, Лермонтов, по настоянию родных избирает
военное поприще и сдаёт экзамены в Школу гвардейских
прапорщиков. «Два страшных года» – так определил
Лермонтов время пребывания здесь, где военная муштра
почти не оставляла времени для занятий серьёзным
литературным творчеством.
Как в ночь звезды падучей
пламень,
Не нужен в мире я,
Хоть сердце тяжело, как камень,
Но всё под ним змея.
Меня спасало вдохновенье
От мелочных сует;
Но от своей души спасенья
И в самом счастье нет.
Молю о счастии, бывало,
Дождался наконец,
И тягостно мне счастье стало,
Как для царя венец.
И, все мечты отвергнув снова,
Остался я один –
Как замка мрачного, пустого
Ничтожный властелин.
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Лермонтов высоко ценил творчество Пушкина. Печальное
известие о кончине поэта потрясло его. Он пишет
стихотворение «Смерть поэта», в котором в смерти поэта
обвинял придворную знать.
За написание «непозволительных стихов» Лермонтова
переводят в Нижегородский драгунский полк, который стоял
недалеко от Тифлиса и участвовал в войне с горцами.
Погиб поэт! –невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой
мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
«Смерть поэта» 1837
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Елизавета Алексеевна Арсеньева неустанно хлопотала о
возвращении любимого внука в полк, в котором он служил
раньше. Её прошение поддержал Жуковский. Осенью 1837
года Лермонтова перевели в Новгород, а весной следующего
года разрешили служить в столице.
Этот период был самым плодотворным для поэта.
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь
поэта?
И что без бури океан?
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Лермонтов служит в Лейбгвардии гусарском полку,
уверенно завоёвывая «большой свет» и мир литературы. В
зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного
ему общества – безвольного, не способного на деяние,
страсть, творчество.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и
сомненья,
В бездействии состарится оно…
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорномалодушны
И перед властию – презренные рабы…
«Дума» 1838
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Скептически оценивая жизнь как таковую, Лермонтов
ищет гармонию в эпическом прошлом, в народной
культуре, Богоборчество, мотивы невозможности любви и
губительной красоты соседствуют с поиском душевной
умиротворённости.
…Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!..
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
«Выхожу один я на дорогу…» 1841
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Дуэль Лермонтова с сыном фрацузского посла Э. де Барантом
привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Поэт
отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых
действиях, за что представляется к наградам(вычеркнут из
списков Николаем 1), но получает отпуск, приезжает в
Петербург, обдумывает планы отставки и дальнейшей
литературной деятельности. Одно за другим пишутся
гениальные стихотворения.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
«Поэт» 1838
Михаил Юрьевич Лермонтов (творческий портрет)
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в
Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная
ссора с соучеником по юнкерской школе Мартыновым
приводит к «вечно печальной дуэли» и гибели поэта.
Никто моим словам не внемлет… я
один.
День гаснет…красными рисуясь
полосами, на запад уклонились тучи,
и камин
Трещит передо мной. Я полон весь
мечтами
О будущем… и дни мои толпой
Однообразною проходят предо
мной,
И тщетно я ищу смущёнными очами
Меж них хоть день один,
отмеченный судьбой!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.