Мини – тренинг для педагогов «важней всего погода в ДОУ»

  • Мероприятия
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мини – тренинг для педагогов «важней всего погода в ДОУ», направлен на создание положительной атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого отношения членов коллектива друг к другу / сближение и сплочение коллектива/. создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.Мини – тренинг для педагогов «важней всего погода в ДОУ», направлен на создание положительной атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого отношения членов коллектива друг к другу / сближение и сплочение коллектива/. создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.
Иконка файла материала Мини - тренинг на сплочение коллектива -Важней всего погода в ДОУ.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  МИНИ – ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « ВАЖНЕЙ ВСЕГО ПОГОДА В ДОУ» Цель: Создание положительной атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого отношения членов коллектива  друг к другу. Материал подготовила педагог – психолог:                                                                                                                                 Бондарь Е.М. –  д/с « Золотой ключик»г. Волгодонск  2Цель:  Создание   положительной   атмосферы   взаимопомощи,   доверия, доброжелательного   и   открытого   отношения   членов   коллектива   друг   к   другу   / сближение и сплочение коллектива/. Причина возникновения данной проблемы т.е. разобщенности в коллективе:          Разобщенность коллектива педагогов общей целью. Необходимость построения конструктивных отношений в коллективе. Обновление состава коллектива. Гендерные особенности коллектива в ДОУ. Соблюдение межличностных границ в коллективе ДОУ. Работа психолога в сплочение коллектива: Диагностика  /межличностных отношений/. Психологическое консультирование. Проведение тренинговой работы.  Психопрофилактика и просвещение.  Введение: Мы   живем   в   эпоху   полную   противоречий.   Никто   не   может   сказать   с уверенностью, что он сможет работать в той области, которая его привлекает и которая   соответствует   полученному   им   образованию.   Рынок   труда   стал придирчивым.   Те,   кто   получает   возможность   работать,   должны   быть   не   только квалифицированными   специалистами   в   своей   области,   но   и   обладать   рядом социальных навыков: они должны  уметь общаться с самыми разными категориями людей,   быть   способными   работать   в   команде,   заинтересовывать   и   мотивировать других. В структуре коллектива имеют значение общественно значимые отношения: деловитость,   условия   для   более   полного   проявления профессиональных способностей. Этот тип отношений предъявляет требования не только   к   самим   людям,   их   поведению,   но   и   задает   им   эталон   межличностного взаимодействия, создает деловую обстановку и атмосферу общения в коллективе. Прежде   важным   считалось   лишь   корректное   поведение   и   мало   кого   волновало, какие   чувства   испытывают   коллеги.   На   самом   же   деле,   психологу   необходимо научить сотрудников связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.   общительность, Предлагая   сотрудникам   Вашего     ДОУ   интерактивные   игры,   вы   тем   самым дарите   им   совершенно   особое   время.   В   ходе   игр   педагоги   имеют   возможность получить   новые   впечатления,   приобретают   новый   социальный   опыт   и   общаются совершенно   не   так,   как   обычно.   Обогатите   ваше   общение   душевной   теплотой, чуткостью   и   уважением.   После   проведения   игр   предложите   коллегам проанализировать   и   обсудить   полученный   ими   опыт.   Всякий   раз   подчеркивайте ценность выводов сделанных самими участниками.  Для   того   чтобы   упорядочить   предлагаемую   информацию,   мы   разделили практическую часть на следующие этапы: 3Начальная фаза обучения включает в себя шесть основополагающих элементов, влияющих на создание работоспособной и сплоченной группы.  Знакомство  Доверие  Общение  Кооперация – сотрудничество  Готовность учиться  Удовольствие. I  .   ЭТАП – ЗНАКОМСТВО – важно, чтобы каждый член группы быстро запомнил имена  всех   участников.  На  этом  этапе  у  всех   членов группы  должна  появиться возможность   представить   себя,   охарактеризовать   свою   личность,   предпочтения, слабые и сильные стороны, жизненные обстоятельства и т.д. Это поможет больше и лучше узнать обо всех участниках тренинга. II   .     ЭТАП  –  ДОВЕРИЕ  –   помогает   преодолеть   страх   ошибок,   вести   себя естественно. Здесь ведущий должен быть примером открытости, чуткости, прийти на помощь и уделять внимание всем членам группы. III   .     ЭТАП  –  ОБЩЕНИЕ  –   оно   тесно   связано   с   доверием.   Все   члены   группы должны уметь легко общаться друг с другом, делиться опытом, выражать чувства и т.д. Если вы хотите открытости в общении, то должны стать хорошим слушателем. IV   .     ЭТАП  –  СОТРУДНИЧЕСТВО  –   создание   такой   обстановки,   в   которой каждый мог бы внести свой вклад в работу группы и ощутить себя её полноправной частью. Тот, кто кооперируется с другими, легче доверяет людям. V   .   ЭТАП – ГОТОВНОСТЬ УЧИТЬСЯ ­ заключается в том, чтобы все участники интенсивно   учились   и   продуктивно   работали.   Ведущий   должен   создать благоприятную   учебную   атмосферу,   чтобы   все   участники   могли экспериментировать   и   использовать   новые   формы   поведения.   Участники   сами учатся друг у друга.  .     ЭТАП  –  УДОВОЛЬСТВИЕ  –   все   занятия   группы   должны   доставлять VI  удовольствие для всех участников. 4СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА: I  .   ЭТАП – ЗНАКОМСТВО: 1. Игровое упражнение  «А ТЫ КТО?» ( С помощью этой игры имена запоминаются непосредственно и живо и быстро)   Попросите   участников   собраться   в   круг.  Один   из   участников   представляется следующим образом: к имени добавляется прилагательное, начинающееся с той же буквы. Например:   «Привет,   я   ­   замечательная   Зина».   Желательно,   чтобы   прилагательное   по возможности характеризовало говорящего. Потом   игрок   спрашивает   любого   члена   группы   (кроме   непосредственных   соседей справа и слева): «А ты кто?». Тот отвечает: «Привет, замечательная Зина, я ­ обиженный Олег», обращается к следующему и спрашивает: «А ты кто?». Третий участник говорит: «Привет, обиженный  Олег, я ­  ласковая  Лилия».  И так продолжается  дальше.  В  игру включается ведущий. Прежде чем говорящий задаст вопрос «А ты кто?», ведущий может указать на одного из ранее представленных игроков и спросить: «А это кто?» В этом случае вся   группа   должна   ответить   подобно   греческому   хору,   провозгласив,   например  «Это замечательная   Зина».  Игра   продолжается   до   тех   пор,   пока   каждый   участник   не   будет представлен и, по меньшей мере, один раз назван всей группой в общем хоре. II   .   ЭТАП – ДОВЕРИЕ: 2. Игровое упражнение   «МГНОВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» (Высокий темп игры и необходимость сконцентрировать свое внимание на мяче  помогут преодолеть смущение участников. У каждого есть возможность  поделиться какими­то подробностями своей жизни) Материалы:    Вам понадобится мяч, который хорошо прыгает и который можно легко поймать, например баскетбольный. Ведущий  выходит  на  середину  круга,  он  перебрасывает  мяч  участникам   в  круге.   Как только кто­то получил мяч, он быстро говорит что­нибудь о себе, например: • я любопытен; • я часто перебиваю других; • иногда я держусь высокомерно; • я сентиментален; • я люблю читать рассказы Чехова; • на прошлой неделе я ходил в театр; • я единственный ребенок в семье. 5Игрок   может   удерживать   мяч   не   более   5   секунд,   затем   он   должен   бросить   его ведущему.  Игрок,   задержавший   мяч   дольше   5   секунд,   меняется   местами   с   ведущим. Попросите группу найти общий ритм и постепенно ускорять темп игры. III   .   ЭТАП – ОБЩЕНИЕ: 3. Игровое упражнение «ОТГАДАЙ ­ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ» Материалы:    3  карточки:    Авторитарный стиль                                                    Демократический стиль                                                    Либеральный стиль Инструкция: Разделитесь на три команды. Выберите одну из карточек. И через 10 минут постарайтесь продемонстрировать выбранный вами стиль общения. ( Пример ­ ситуации: Диалог воспитателя с методистом по подготовке кокой  ­то консультации к педсовету) Анализ упражнения: Какой на ваш взгляд стиль является наиболее приемлемым? Были   ли   в   вашей   профессиональной   жизни   моменты,   когда   вы   чувствовали   свое превосходство над другими? А, напротив, свою неполноценность? Как вы чувствовали себя в этом упражнении? IV   .   ЭТАП – СОТРУДНИЧЕСТВО: 4. Игровое упражнение  «ЖИВОТНЫЕ» Участники садятся в круг. Инструкция:  «Я раздам вам картонки, на которых написано  название животного. Названия повторяются на двух карточках, к примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте. Что у кого­то есть карточка, на которой также написан «слон». Тренер раздает карточки (если в группе не четное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении). «Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача  каждого  –   найти  свою  пару.  При  этом  можно  пользоваться  любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами всё, что  мы будем делать, мы  будем делать молча.  Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось». После того как все участники нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?». Это   упражнение   обычно   проходит   весело,   у   участников   повышается   настроение, снижается усталость. Способствует раскрепощению участников. Обсуждение: Тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Как вы находили свою пару?». V   .   ЭТАП – ГОТОВНОСТЬ УЧИТЬСЯ: 5. Игровое упражнение «ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ» Группа делится на две подгруппы. Инструкция:  «Сейчас   у   каждой   из   двух   подгрупп   будет   время   на  самостоятельную работу, в течение которого вам следует выбрать пословицу или поговорку и придумать, как 6вы можете все вместе ее изобразить.  Сделать это надо без слов, невербально, можно использовать действия. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. После десятиминутной подготовки одна группа покажет то,  что она сделала, а другая будет смотреть и постарается понять, что изображено, и наоборот». VI   .   ЭТАП – УДОВОЛЬСТВИЕ: 6. Игровое упражнение  "КОМПЛИМЕНТЫ". Все участники становятся в круг, они берутся зa руки и глядя в глаза соседу, должны сказать ему  несколько  добрых слов или за что­то похвалить. Например: "У тебя такая красивая прическа», "С тобой так приятно общаться", или " Ты  умеешь петь и танцевать лучше всех". Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо,   мне   очень   приятно!"   Затем   он   дарит   комплимент   своему   соседу. Упражнение проводится по кругу.                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1. I  .   ЭТАП – ЗНАКОМСТВО: Упражнение   «ПОЗДОРОВАЕМСЯ»  («Тренинг   развития   жизненных   целей   ­   стр.51)   – Упражнения на расширение контактов. Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, дети в этой игре могут почувствовать все свое тело. Инструкция:  «Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо будет делать очень быстро. Сначала вы все будете молча ходить по комнате, а по моему сигналу­хлопку нужно будет очень быстро   «поздороваться»   друг   с  другом.   Я   буду   говорить   вам,   каким   способом «поздороваться», при этом  каждый раз вам надо  будет  находить нового партера. Итак: глазами... руками... плечами... ушами... носами... коленями... пятками».  Обсуждение: Понравилась ли тебе игра? Легко ли было действовать  так быстро? Как было здороваться проще? С кем контакт было устанавливать легче, а с кем ­ сложнее? Упражнение «НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ»  («Тренинг развития жизненных целей ­ стр.36) – Упражнения на осознанность себя. Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу». После проведения этого упражнения можно провести обсуждение. Обсуждение: Что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал? Упражнение «НАЗОВИ СВОЁ ИМЯ И ПОКАЖИ ДВИЖЕНИЕ» Цель   упражнения  ­  создание   положительного   эмоционального   фона,   настрой детей на совместную работу. 7Давайте поздороваемся друг с другом. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие­нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что­то еще, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваше действия.  Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные  повторяют за мной... Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня и т.д. Упражнение «ВЕТЕРОК» Цель ­ создание атмосферы единства. Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите ваше имя так, как это сделал бы ветер... Молодцы!  Игровое упражнение «МОЁ ИМЯ» Цель: Способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. Каждый   участник   говорит   по   кругу   о   том,   какое  звучание   его   имени   ему   больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена...) и какое не нравится. Как он  хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить,  кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т. д.). Игровое упражнение «ПРИВЕТСТВИЕ» Цель упражнения:           ­  формирование   доверительного   стиля   общения   в   процессе   налаживания   контактов;      ­ создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга,  обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например:  "Я рад тебя  видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или  "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить   о   той  индивидуальной   черте,   которую   сам   человек   выделил   при   первом знакомстве   (см.   упражнение   "Представление")   Участник   может   обращаться   ко   всем сразу  или   к   конкретному   человеку.   Во   время   этой   психологической   разминки   группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое  доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов. На занятие отводится 10­I5 минут. По   его   окончании   ведущий   разбирает   типичные   ошибки,   допущенные  участниками,  и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий. Игровое упражнение  «ТЕМП»! Это очень динамичная игра, которая наверняка понравится членам группы (Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» стр.47.) ­10 минут ­ Вам   понадобится   «хлопушка»   (это   может   быть   газета,   свернутая   в   трубочку).  Группа усаживается на полу или на стульях тесным кругом. Участники вытягивают вперед ноги, так  что  их  ступни  образуют   второй   маленький   круг   в   центре.   Один   игрок   садится   в середину этого маленького круга и берет свернутую газету. Иногда уместно, чтобы игра начиналась   с  ведущего.  Каждый участник называет  свое имя. Ведущий, сидя в центре, 8выкрикивает имя любого члена группы. И сразу же вслед за этим он пытается хлопнуть по ногам того участника, чье имя было произнесено.  Задача   участника  ­   быстро   отдернуть   ноги   и   выкрикнуть   следующее  имя.   Если названный участник замешкался, и его успели хлопнуть по ноге до того, как он выкрикнул имя   другого   члена   группы,   он   становится   ведущим.  Ведущим   становится   и   тот,   кто отдернет ступни, даже если его имя не называлось, или выкрикнет имя, которого в группе нет.  Пока   игроки   в   круге   не   ошибаются   или   достаточно   быстро   реагируют,   ведущий остается на своем месте. Замечания В процессе игры обращайте особое внимание на уровень энергии в Вашей группе. Одни группы охотно играют достаточно долго, в других  уже через 5 минут происходит явное снижение скорости реакции. II   .   ЭТАП – ДОВЕРИЕ: Упражнение «ВОЛШЕБНАЯ РУКА»  («Тренинг развития жизненных целей ­ стр.38) – Упражнения на осознанность себя.. Инструкция: « На листе обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хочешь изменить». Упражнение «ВОЛШЕБНАЯ РУКА ­ 2» («Тренинг развития жизненных целей ­ стр.78) – Упражнения на осознанность себя как личности. Инструкция: Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом.  На каждом пальце предлагается  написать  свое качество, можно раскрасить пальцы  в разноцветные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества,  которые присущи тому, чья ладошка  Обсуждение: Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсужу ставится на том, что есть доля правды о нас и  о том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди. Игровое упражнение «ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ» Цель упражнения: ­ формирование навыков психомоторного взаимодействия; ­ сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому­либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить. По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ  (Н.Ю.Хрящева « Психогимнастика в тренинге» стр.  102) Участники группы сидят по кругу. Инструкция: «Сейчас я скажу „раз", и мы все закроем глаза, а на счет „два" встанем и, не  открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, „раз" (пауза), „два"». 9Если   не   всем   удалось   самостоятельно   найти   новое   место,   тренер   может   предложить сделать еще одну попытку. Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития   взаимодействия   сенсорных   каналов,   оно  дает   хороший   групповой   эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы. Модификация 1. Участники группы сидят по кругу. Инструкция:  «Сейчас каждый найдет себе партнера, из тех, кто сидит напротив. Сделайте   это   и   убедитесь,   что   пара   найдена».  (Если   в   группе   нечетное   количество участников, тренер также включается в  выполнение  упражнения.)  Теперь  я прошу всех закрыть   глаза.   Когда   я   скажу   „начали",   все   мы  встанем   и,   не   открывая   глаз, поменяемся местами со своими партнерами. Итак, мы начали». После того как все заняли места, можно задать вопрос: «Все ли оказались там, куда вы пла­ нировали прийти?». Игровое упражнение  «УНИКАЛЬНОСТЬ КАЖДОГО». Эта игра способствует созданию доверительных отношений в группе                                        (Фопель К. « Сплоченность и толерантность в группе» стр. 68.) ­ 45 минут ­ Подготовка: Игроки сидят по кругу, у каждого наготове бумага и карандаш. Акцентируйте внимание участников на том, что каждый человек не повторим, уникален. У всех свои особенности, жизненный опыт, пристрастия и т. д. Совокупность целого ряда факторов и создает  неповторимую личность. Пусть сначала каждый игрок попытается охарактеризовать то, в чем он уникален. Приведите несколько примеров: • неожиданные факты (я ­ одна из тройни); • интересная работа (я ­ пресс­секретарь организации «Гринпис»); • кулинарные способности (я замечательно готовлю уху); • интересный жизненный опыт (я прожил год в Берлине); • особые   награды   {я   уже   десять   раз   получал   золотую   медаль   за  спортивные достижения); • необычные умения (я ­ чревовещатель); • особые интересы (я прекрасно разбираюсь в литературе русского зарубежья). Попросите участников написать на листе бумаги свои имена и прибавить новую необычную, интересную   или   просто   важную   характеристику,   которая   подчеркивает   их индивидуальность. (Впоследствии эта информация может помочь Вам в работе.) Соберите записи и прочтите их одну за другой. Каждый раз делайте небольшую паузу и предлагайте группе определить игрока, давшего себе такую характеристику. Если попытки несколько раз не дают положительного результата, соответствующий игрок встает, тем самым, давая понять, что речь идет о нем. Игровое упражнение   «КВАДРАТУРА КРУГА» Четыре участника совместно решают некоторую проблему, в результате чего растет взаимное доверие друг к другу (Фопель К. « Сплоченность и толерантность в группе» стр. 232.) Материалы: Для каждого квартета вам понадобится трехметровый шнур. Участники разбиваются на квартеты. Каждая команда получает шнур. (Чем длиннее шнур, тем   труднее   выполнить   задание.)   Каждая   команда   должна   сложить   из   шнура   точный ­10 минут ­ 10квадрат,   вершины   которого   удерживают   четыре   участника.   При   этом  глаза   игроков закрыты.   Впрочем,   члены   команд   могут   переговариваться   между   собой.   Когда   одна команда   решает,   что   корректно   выполнила   задание,   ее   игроки   могут   открыть   глаза   и оценить результат. Закончившие упражнение команды также могут оценивать работу других групп.  В конце игры команды обсуждают образ действий и умение сотрудничать: • Как принимались отдельные предложения? • Был ли в команде руководитель? • Кто чувствовал себя обойденным? • Как организовала команда «контроль качества»? • Какой была атмосфера во время игры? • Как было принято решение о том, что задание выполнено? • Были ли концы шнура связаны? • Возникло ли чувство конкуренции по отношению к другим «командам»? • Как команда ориентировалась во времени? Варианты:  Вы можете усложнить это задание, введя лимит времени на его выполнение. Пусть это будет 5 минут. При желании лимит могут устанавливать сами игроки. Игровое упражнение   «МГНОВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» Высокий темп игры и необходимость сконцентрировать свое внимание на мяче помогут преодолеть смущение участников. У каждого есть возможность поделиться какими­то подробностями своей жизни (Фопель К. « Сплоченность и толерантность в группе» стр. 277.) ­ 20 минут ­ Материалы:    Вам понадобится мяч, который хорошо прыгает и который можно легко поймать, например баскетбольный. В   качестве   ведущего   на   середину   выходит   доброволец.  Ведущий   перебрасывает   мяч участникам в круге. Как только кто­то получил мяч, он быстро говорит что­нибудь о себе, например: • • • • • • • Игрок может удерживать мяч не более 5 секунд, затем он должен бросить его ведущему. 3. Игрок, задержавший мяч дольше 5 секунд, меняется местами с ведущим. 4. Попросите группу найти общий ритм и постепенно ускорять темп игры. я любопытен; я часто перебиваю других; иногда я держусь высокомерно; я сентиментален; я люблю читать рассказы Чехова; на прошлой неделе я ходил в театр; я единственный ребенок в семье. III   .   ЭТАП – ОБЩЕНИЕ: ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ (Н.Ю.Хрящева « Психогимнастика в тренинге» стр.27.)  Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (при численности группы   14   ­   16   человек   можно   выполнять  упражнение   в   двух  шеренгах,   создав соревновательную ситуацию). Тренер встает около одного из концов шеренги. 11Инструкция:  «Все   задания   мы   будем   выполнять   молча.   Надо  стремиться выполнить   каждое   задание   как   можно   быстрее   и   в   то   же   время   как   можно точнее. Задание первое:  надо расположиться  в шеренге  так,  чтобы  здесь,  около  меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги – тот у кого самый небольшой среди нас рост. Начали».  После того как группа выполнила задание, тренер проходит  вдоль шеренги  и  проверяет точность его выполнения.  Задание   второе:  около   меня   должен   стоять   человек   с   самыми   темными волосами, а на противоположном конце шеренги – с самыми светлыми волосами. Задание третье: в начале шеренги должен стоять человек  с самыми темными глазами, а на противоположном конце шеренги – с самыми светлыми глазами. Задание четвертое: Надо расположиться по датам (без учёта года) рождения. В начале шеренги должен стоять человек у кого день рождения начинается с 1 января,   а   на   противоположном   конце   шеренги   –   человек   у   которого   день рождения заканчивается 31 декабря. При   выполнении   этих   упражнений   улучшается   настроение, непринужденность поведения, сокращается дистанция общения.   возрастает ИГРОВОЕ  УПРАЖНЕНИЕ  (Н.Ю.Хрящева « Психогимнастика в тренинге» стр.28.)  Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. Инструкция:  «Сейчас   мы   будем   бросать   друг   другу   этот   мяч   и   тот,   у   кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или – у меня) ….». Будем  внимательны  и   сделаем  это  так,   чтобы  каждый   из   нас  принял  участие   в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз». При   выполнении   этого   упражнения   улучшается   атмосфера   группы,   участники чувствуют себя более непринуждённо, сокращается  дистанция в общении. Многие участники  раскрываются   с  неожиданной  стороны:  о   ком   ­  то  мы   узнаем,  что  этот человек – мастер спорта, другой хорошо поёт и т.д.   ИГРОВОЕ  УПРАЖНЕНИЕ  (Н.Ю.Хрящева « Психогимнастика в тренинге» стр.54.) Участники садятся по кругу. Инструкция:   «Сейчас   я   раздам   некоторым   из   вас   картонки,   на  которых обозначены те или  иные  эмоциональные  состояния.   Те,   кто   получит   карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись  не видели другие члены группы,   и   затем   по   очереди   изобразят   это   состояние.   Мы   будем   смотреть   и постараемся понять, какое состояние изображено». В   ходе   упражнения   тренер   дает   возможность  участникам   высказать   свои   мнения относительно  изображенного   состояния,   затем   называет   его.   В  ходе  обсуждения нередко   высказываются   идеи   о   том,   какие   состояния   распознаются   с   трудом,   что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например,   радость),   можно   спросить,   прежде   всего,   у   тех,   кто  дал   правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки  они ориентиро­ вались,   определяя   состояние.   Такое   обсуждение  дает   возможность   сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека. ИГРОВОЕ  УПРАЖНЕНИЕ  (Н.Ю.Хрящева « Психогимнастика в тренинге» стр.  107 ­ 108) 12Участники группы сидят по кругу. Инструкция: «Один   из   нас,   кто   именно,   мы   решим   позже,   выйдет   из комнаты. После этого мы выберем какое­нибудь известное всем стихотворение и распределим между собой слова его первых двух строчек. Например: „Наша Таня горько плачет; уронила в речку мячик". Слова будем распределять по одному, по часовой стрелке, начав с любого из нас. Если на всех слов не хватит, мы начнем сначала. После этого вышедший вернется и по моему сигналу (например, я скажу „раз­два­три") мы все  одновременно скажем каждый свое слово. Вернувшийся в комнату должен понять, какую строчку мы цитировали». Если   отгадывающему   строки   участнику   не   удается   сделать   это   с   первого   раза,   тренер предлагает всем повторить их слова еще раз и снова дает команду. ИГРОВОЕ  УПРАЖНЕНИЕ (Н.Ю.Хрящева « Психогимнастика в тренинге» стр. 127) Участники группы сидят по кругу. Инструкция: «Сейчас   мы   будем   бросать   друг   другу   мяч,   называя   при   этом какое­то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним ­ противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: „Грустный". Таня, поймав мяч, называет антоним „веселый" и сама, бросая мяч кому­то другому, называет чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому­либо повторно, пока мяч не побывает у всех». Это   упражнение   позволяет   развивать   возможности   каждого   участника   в   области вербализации чувств и состояний. ИГРОВОЕ  УПРАЖНЕНИЕ (Н.Ю.Хрящева « Психогимнастика в тренинге» стр. 215) Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. Инструкция:  «  Да6айте   вообразим,   что   это   (тренер   показывает   мяч)  ­  апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем   внимательны:   постараемся  не повторять уже названные качества,  свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе». Тренер начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий».   В   процессе   выполнения   упражнения  тренер   побуждает   участников   к   более динамичной работе, общению, формулируя свои высказывания позитивно,  например, «Давайте попробуем работать быстрее». Также тренер обращает внимание  группы на  те моменты, когда происходит переход в другую  содержательную   плоскость.   Например,   звучали  такие   характеристики   как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае тренер может сказать: «Появилась новая область ­ страна­производитель».  Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области IV   .   ЭТАП – СОТРУДНИЧЕСТВО: Упражнение ­ игра «Я ­ ЛУНОХОД» («Тренинг развития жизненных целей» ­ стр.31)  –  Упражнения на сплоченность. Инструкция: 13Один участник (доброволец) начинает медленно передвигаться и говорить: «Я – луноход – 1». Тот, кто засмеётся, становится следующим «Лунаходом», передвигается медленно и говорит: «Я – луноход – 2» и так далее. Пока все участники не станут «Лунаходами». Упражнение «ПРИСЯДЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО…»  («Тренинг развития жизненных целей» ­ стр.31) – Упражнения на сплоченность. Инструкция: Это   упражнение   проходит   весело,   оно   поднимает   настроение   и   очень   нравится   всем участникам. Участники садятся кружком. Водящий стоит в центре круга. «Стоящий  в  центре   круга  (для  начала   им  буду  я)  предлагает поменяться  местами (пересесть)   всем   тем,   кто   обладает   каким­то   общим   признаком.   Этот  признак   он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто любит мороженое», ­ и все, кто любит мороженой, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы по ­ больше узнать друг о друге.» Упражнение на групповую сплоченность "ЕДИНСТВО" Цель упражнения: ­ выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; ­ формирование эмоционально­волевого единства группы. Участники  рассаживаются  в круг. Каждый  сжимает руку в кулак, и по  команде ведущего   все   "выбрасывают"   пальцы.   Группа   должна   стремиться   к   том,   чтобы   все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число. Участникам   запрещается   переговариваться.   Игра   продолжается   до   тех   пор,  пока группа не достигнет своей цели. Игровое упражнение  «УДЕРЖИ ПОЛЕТ» Каждый игрок громко произносит свое имя и при этом удерживает вращающийся обруч (Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» стр.44.) Цель игры:  обруч должен всегда оставаться в воздухе. Один за другим все выходят на середину, чтобы поддержать вращение обруча. Тот, кто побывал в центре круга, садится на свой стул. ­10 минут ­ Группа собирается в круг; каждый игрок становится позади своего стула.  Ведущий выходит   с   обручем   на   середину   и   начинает   крутить   его   на   руке.  Каждый,   кто   вновь начинает крутить обруч, одновременно с этим громко произносит свое имя, а затем имя другого участника, который должен будет подхватить эстафету и не дать обручу упасть. Когда каждый участник побывает в центре, не уронив обруча, и все  снова сядут в круг, игра заканчивается. Все благодарят друг друга аплодисментами. Замечания Возможно,   Вы   захотите   кратко   поговорить   со   своими   участниками  о   смысле   этого упражнения.   Тогда   можно,   например,   поразмышлять   о   том,   что  вращающийся   обруч символизирует совместную работу. Все должны вносить в общее дело свой вклад, чтобы группа все время оставалась «в состоянии полета», и для этого каждому нужно быть вни­ мательным и сконцентрированным. Игровое упражнение  «КТО РОДИЛСЯ В МАЕ...» 14Это забавная игра, благодаря которой участники получают богатую информацию друг о друге (Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» стр.60 ­ 61.) ­ 20 минут ­ Группа рассаживается по кругу. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут  лучше узнать друг друга. Ход игры. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите  участников, по отношению к которым справедливо Ваше высказывание, выполнить  определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на  место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!» Темп игры должен возрастать. Подбирайте утверждения таким образом, чтобы они  относились ко многим участникам. Предлагая вопросы и называя действия, учитывайте  возраст и темперамент членов группы. Ниже представлены возможные варианты Ваших  высказываний: • у кого голубые глаза ­ трижды подмигните; • чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг ­ Конг!»; • тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу; • кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним; • кто любит собак, должен трижды пролаять; • любящие кошек скажут: «Мяу!»; • те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать    соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него; • у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это никого не касается; • кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул; • кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: «Я это оспариваю!»; • у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;  • замужние (женатые) опишут рукой в воздухе большую восьмерку; • пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;  • тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко     крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»; • у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого             ребенка); •  кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»; •  кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с     тем, кто  думает так же; •  кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников; • тот, кто умеет играть на каком­нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается; • • • • регулярно занимающиеся йогой продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас; кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: «Курить ­ здоровью вредить!  Курение опасно для вашего здоровья!»; те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко причмокнут; кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего  стула; • кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по  сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!» 15Игровое упражнение  «МЫ ОБА ». Игра способствует эмоционально безопасному вхождению в группу и укрепляет уже сложившиеся отношения                                        (Фопель К. « Сплоченность и толерантность в группе» стр. 90.) ­ 20 минут ­ Игроки делятся на пары. У каждой пары есть 5 минут, чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта   работа   не   должна   быть   поверхностной.   Нельзя  отмечать   тривиальные,   очевидные сходства, например: «Мы оба голубоглазые... мы обе в теплых кофтах...» Сходство должно быть найдено в ходе разговора. Внесите в игру легкий элемент соревновательности: «Мне любопытно, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 минут». Такой подход «развяжет» игрокам языки, прогонит робость и смущение. В конце игры все участники собираются вместе для общего обсуждения. Пары по очереди рассказывают,   сколько   сходных   черт   им   удалось   обнаружить,   каждый   кратко представляет группе партнера. Варианты  Дайте парам больше времени ­ 10 минут, ­ и  пусть они найдут не только сходства, но и различия. V   .   ЭТАП – ГОТОВНОСТЬ УЧИТЬСЯ: Игровое упражнение «СИДИМ БЕЗ СТУЛА» Любая группа только выигрывает в ситуации, которая учит и сотрудничать, и соревноваться одновременно (Фопель К. « Сплоченность и толерантность в группе» стр. 170.) ­ 10 минут­ Подготовка: Подберите для игры бодрую танцевальную музыку. Члены   группы   расходятся   по   комнате.  Вы   включаете   музыку,   и   все   играющие начинают двигаться в ее ритме. Когда музыка прекращается (или Вы внезапно выключаете ее), участники как можно быстрее образуют пары: один игрок наполовину приседает так, чтобы   к   нему   на   колени   мог   сесть   другой   игрок.  Два   участника,   выполнившие   это упражнение последними, выбывают из игры и садятся на пол. Аналогичным образом игра продолжается дальше. Как только включается музыка, оставшиеся участники продолжают двигаться по комнате. Последняя оставшаяся пара может исполнить под музыку импровизированный танец. Игровое упражнение   «ПРОФИЛЬ ГРУППЫ». Это упражнение дает возможность подчеркнуть индивидуальность группы (Фопель К. « Сплоченность и толерантность в группе» стр. 248.) ­ 45 минут ­ Материалы:  Вам   понадобятся   большой   лист   бумаги   размером   1x2   м,   цветные фломастеры, восковые мелки, старые журналы, ножницы, клей. Нарисуйте человеческую фигуру на большом листе бумаги (один участник ложится спиной на бумагу, а другой обводит его контур). Затем   группа   делится   на   подгруппы   по   три­четыре   человека   в   каждой.  Каждая команда обсуждает вопросы, которые в этом упражнении  будут символически связаны с различными частями нарисованной фигуры. Вопросы следует предварительно записать на 16доске. • Над головой: о чем мы размышляем во время групповой работы? • Область глаз: на что мы охотно смотрим? • Область ушей: что мы охотно выслушиваем? • Область рта: о чем мы часто говорим? • Область живота: что мы охотно едим? • Область сердца: что нам особенно по сердцу? • Плечи: какие проблемы нам надо решать? • Правая рука: какая работа приносит нам удовольствие? • Левая рука: чем мы охотно занимаемся в свободное время? • Правая нога: места, где мы бываем? • Левая нога: места, которые мы бы с удовольствием посетили? • Правое бедро: чего мы боимся? • Левое бедро: чего мы себе желаем? Каждой группе отводится полчаса на то, чтобы продумать, что они расскажут по этим темам.   Участники   могут   давать   ответы   разными   способами:   записать,   нарисовать фломастерами   или   мелками,   вырезать   картинки   из   журналов,   скомбинировать   любые варианты. Затем все подгруппы собираются на общее обсуждение. Каждая подгруппа выбирает  одного рассказчика. Тексты и картинки наклеиваются на фигуру в виде коллажа Игровое упражнение   «НАРИСУЙ СВОЕ ТЕЛО» Элегантная возможность завоевать внимание участников (Фопель К. « Сплоченность и толерантность в группе» стр. 261.) Материалы: Каждому участнику потребуется листок бумаги одной и той же величины и фломастер. ­ 45 минут ­ Это   упражнение   подходит   для   начала   занятий.   Все   участники   ложатся   на   пол   и расслабляются. Они пытаются по возможности почувствовать все части своего тела: пальцы рук и стоп, голову и ноги, затылок и локти, плечи и позвоночник и т. д. Можно пошевелить руками, ногами и т. п. На выполнение задания отводится от 3 до 5 минут. Теперь каждый участник получает лист бумаги и фломастер. Надо нарисовать свое тело с закрытыми глазами. Не открывая глаз, каждый  игрок пишет на обратной стороне листа свое имя (3 минуты). Соберите картинки и положите на середину комнаты на пол.  Теперь игроки могут открыть   глаза,   посмотреть   на   эту   импровизированную   выставку   и   обсудить   увиденное. Участники говорят о том, что  им особенно бросилось в глаза: изображенные люди одеты или обнажены? Лежат или стоят? Нарисованы ли они одни или на картине есть еще какие­ то детали? Указаны ли на рисунке важные детали, такие как глаза или половые признаки, или же нарисован только контур? Теперь  игроки  пытаются найти  собственные  рисунки. Когда  все считают, что они отыскали их, можно проверить, так ли это на самом деле. Замечания: Это упражнение помогает участникам осознать, что каждый из нас прочно связан с телом. Оно будит интерес к тому, как чувствует себя наше тело и какие функции оно выполняет  групповой   работе, во   многих   ситуациях,   например,   при   невербальном   общении, 17расслаблении, когда человек здоров или болен, когда он испытывает удовольствие и боль, находится   на   грани   между   жизнью   и   смертью,   чему­то  активно  учится  или   забывает пройденное и т. д. Игровое упражнение   «ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ» Игра помогает налаживанию отношений в группе (Фопель К. « Сплоченность и толерантность в группе» стр. 265.) ­ 30 минут ­ Материалы: Бумага и карандаши, английские булавки. Составьте вместе с группой десять вопросов, которые помогли бы участникам лучше узнать друг друга. Запишите эти вопросы и с помощью группы сократите их количество до пяти­шести. Вопросы могут быть, например, такими: • Какая из прочитанных тобой в прошлом году книг понравилась тебе больше всего? • Где ты больше всего любишь проводить отпуск? • Какие три фильма из тех, что ты посмотрел в прошлом году, ты мог бы назвать лучшими? • Что ты делаешь для своего дальнейшего образования? • Как ты борешься со стрессом? • Как ты относишься к Интернету? • Каким количеством иностранных языков ты владеешь? • Что хорошего для человечества ты сделал в прошлом году? Каждый игрок получает бумагу и карандаш и письменно отвечает на вопросы, которые выбрала вся группа. На выполнение задания отводится 5 минут. Помогите   участникам   закрепить   листки   с   записями   на   груди   или   спине.   Все перемещаются   по   комнате,   как   ходячие   доски   объявлений,   чтобы   другие   участники получили   представление   о   том,   с   кем   им  предстоит   работать.   Тот,   кто   посчитает какого­то человека интересным, может недолго поговорить с ним. На выполнение задания отводится 20 минут. VI   .   ЭТАП – УДОВОЛЬСТВИЕ: Упражнение «ПОЖЕЛАНИЕ» («Тренинг развития жизненных целей ­ стр.182)  Каждый участник пишет на листке бумаги  какое – либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются множеством   пожеланий в центре. Затем  каждый  вынимает по одному пожеланию,   и,   таким   образом,   получается,   что   все   участники   группы   обменялись пожеланиями. Упражнение « ГРОЗДЬ ВИНОГРАДА»   Следующее   упражнение   является   заключительным.  Гроздь   винограда  здесь символизирует   единство.   Когда   все   участники   передают   ее   по   кругу,  они   должны почувствовать   ее   "весомость",   а   кроме   того   могут   ощутить  уникальность   каждой отдельной ягодки. Все участники садятся, образуя  круг. Давайте возьмемся за руки и замкнем наш круг и   закроем   глаза.  (В   это   время   положите   в   центр   круга   гроздь  винограда   на   тарелке.) Позвонку колокольчика все открывают глаза и опускают руки. 18Сегодня  я принесла вам виноград.  Маша,  осторожно возьми  гроздь винограда, полюбуйся ей и передай своему соседу справа.  (Так по  очереди все участники передают гроздь друг другу в руки.) Сейчас, когда каждый из вас подержал гроздь в руках, ощутил ее тяжесть, мы будем передавать   ее   друг   другу   снова,   но   теперь   каждый  должен   оторвать   одну   ягодку   от грозди.   Каждая   ягодка   должна  что­то о себе сказать. Например: "Я  ­  круглая",  "Я ­ сладкая", "Я ­ сочная" и т.д. Упражнение «ПОДАРКИ» Цель ­ создание положительного фона. Все мы любим подарки получать, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы все можем. Внимательно посмотрите на своих  соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши  подарки. Кто получает подарок, не забывает говорить "Спасибо".                                                                                                                                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕСТ « ВАЖНЕЙ ВСЕГО ПОГОДА В ДОУ» Психологический климат в коллективе ДОУ должен быть всегда благоприятным, от этого   зависит   работа   воспитателей,   обучение   и   воспитание   детей,   отношения   с родителями.   Чтобы   создать   такой   климат,   надо   знать,   как   тот   или   иной воспитатель чувствует себя в кругу коллег, как он оценивает отношения с ними. Ситуация 1 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент ­ повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? 1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый. 2. Говорите себе: «Бывает» ­ и съедаете пустой пончик. 3. Съедаете что­то другое. 4. Намазываете пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее. Ситуация 2 19Вы   восходящая   звезда   эстрады   и   только   что   закончили   запись   своего   дебютного компакт­диска.   Теперь   Вам   осталось   лишь   решить,   каким   будет   дизайн   обложки Вашего диска. Какой дизайн Вы бы выбрали? 1. Успокаивающий пейзаж с использованием фотографий экзотических мест. 2.  Веселый рисунок из комиксов или забавную картинку. 3.   Абстрактный   рисунок,   без   какого­либо   очевидного   смысла,   но   такой,   что заставляет людей задуматься. 4. Свое собственное фото. БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ТЕСТИРОВАНИИ! ТЕСТ « ВАЖНЕЙ ВСЕГО ПОГОДА В ДОУ» Психологический климат в коллективе ДОУ должен быть всегда благоприятным, от этого   зависит   работа   воспитателей,   обучение   и   воспитание   детей,   отношения   с родителями.   Чтобы   создать   такой   климат,   надо   знать,   как   тот   или   иной воспитатель чувствует себя в кругу коллег, как он оценивает отношения с ними. Ситуация 1 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент ­ повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? 1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый. 2. Говорите себе: «Бывает» ­ и съедаете пустой пончик. 3. Съедаете что­то другое. 4. Намазываете пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:       Если Ваш сотрудник выбрал первый вариант, перед Вами человек, не поддающийся панике,   знающий,   что   к   его   советам   чаще   всего   прислушиваются.   Такой   сотрудник оценивает   себя   как   рассудительную,   организованную   личность.   Как   правило,   люди, выбирающие   первый   вариант   ответа,   не   рвутся   в   лидеры,   но,   если   их   выбирают   на командную   должность,   стараются   оправдать   доверие.   Иногда   такой   сотрудник относится к коллегам с некоторым чувством превосходства — уж он­то не позволит застать себя врасплох.  Если Ваш сотрудник выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и 20гибкий   человек.   С   ним   легко   ладить   и   коллеги   могут   найти   у   него   утешение   и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен. Выбор   третьего   пункта   свидетельствует   об   умении   данного   сотрудника   быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не возникло конфликтов. Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному   мышлению,   новаторским   идеям,   некоторой   эксцентричности.   К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.   Зная   об   особенностях   сотрудников,   хороший   руководитель   постарается   грамотно использовать их сильные стороны и не даст проявиться слабым. Чтобы   понять,   как   того   или   иного   сотрудника   воспринимают   коллеги,   можно провести следующий тест Ситуация 2 Вы   восходящая   звезда   эстрады   и   только   что   закончили   запись   своего   дебютного компакт­диска.   Теперь   Вам   осталось   лишь   решить,   каким   будет   дизайн   обложки Вашего диска. Какой дизайн Вы бы выбрали? 1. Успокаивающий пейзаж с использованием фотографий экзотических мест. 2.  Веселый рисунок из комиксов или забавную картинку. 3.   Абстрактный   рисунок,   без   какого­либо   очевидного   смысла,   но   такой,   что заставляет людей задуматься. 4. Свое собственное фото.  ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:  Если Ваш сотрудник выбрал первый вариант ответа, то он сам воспринимает себя как мягкую я заботливую личность, способную для каждого найти доброе слово. Такой человек считает себя чувствительным и восприимчивым, но другим иногда кажется, что   этот   сотрудник   построил   вокруг   себя   стену,   через   которую   никто   не   может проникнуть, и его чувствительность и забота кажутся неискренними. Такому человеку можно посоветовать больше доверять окружающим, рассказывать о своих чувствах. Способствовать доверительным отношениям между коллегами могут нестандартные корпоративные мероприятия (капустники, тренинги, группы поддержки и др.)  Если Ваш сотрудник остановил свой выбор на втором пункте, то он воспринимает себя,   как   открытого,   веселого,   дружелюбного   человека.   С   ним   всегда   весело.   Но 21  иногда   такой   коллега   кажется   другим   ненадежным,   легкомысленным,   способным только   развлекать.   Личные   качества   такого   сотрудника   необходимо   направить   в верное русло: поручать ему подготовку и проведение мероприятий развлекательного характера для коллег, родителей и детей. Если Ваш сотрудник выбрал третий вариант ответа, то, скорее всего он считает себя одаренной,   творческой,   отличающейся   от   других   личностью.   Он   может   казаться коллегам высокомерным, не готовым к сотрудничеству человеком, а также обидчивым и   претенциозным.   Если   какой­то   из   сотрудников   действительно   обладает неординарными способностями (прекрасно поет, рисует, сочиняет), следует помочь ему, поощряя умение и готовность поделиться способностями с коллегами. Если же амбиции основаны только на самомнении, подумайте, вносит ли такой сотрудник что­ либо позитивное в работу коллектива, необходим ли он Вам? Если Ваш сотрудник предпочел четвертый вариант ответа, то он воспринимает себя, как   человека   честного,   прямолинейного,   способного   говорить   правду,   несмотря   на обстоятельства, невзирая на лица. Но коллеги могут воспринимать такого человека как упрямого,   не   умеющего   найти   общий   язык   с   остальными,   иногда   грубого   и невоспитанного.   Если   такой   сотрудник   хорошо   общается   с   детьми,   вносит существенный   вклад   в   жизнь   Вашего   ДОУ,   то,   возможно,   на   тренингах   и корпоративных мероприятиях он поймет, что честность достойна, когда корректна. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 1.  Фопель К. « Сплоченность и толерантность в группе» 2.  Н.Ю.Хрящева « Психогимнастика в тренинге» 3. Е.Г.Трошихина ­ «Тренинг развития жизненных целей» 4. Рудестам К. Групповая психотерапия.  22

Посмотрите также