Мир на кончике носка (исследовательский проект)
Оценка 4.8

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
физическая культура
1 кл—4 кл
12.01.2020
Мир на кончике носка (исследовательский проект)
Цель исследования: Познакомиться с историей возникновения, правилами подбора и подготовки пуант для работы балерины.
Сорокина О.А. Мир на кончике носка (исслед. работа).docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»

 

 

 

 

 

 

 

 


                                  

 

 

Мир на кончике носка

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

Автор:

Васильева Дарья,

ученица 2Б класса,

МБОУ «СОШ №1»

 

Научный руководитель:

Сорокина Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1»

 

 

Новоалтайск

2019

 

Содержание

                                                                                                     

1.   Введение …………………………………………………………………3

1.1.    Актуальность исследования……………………………………………….….....3

1.2.    Цель исследования …………………………………………………………........3

1.3.    Задачи исследования ………………………………………………………….....3

1.4.    Объект исследования ……………………………………………………….…...3

1.5.    Предмет исследования……………………………………………………….......3

1.6.    Гипотеза исследования………………………………………………….…….....3

1.7.    Методы исследования…………………………………………………….……...3

1.8.    План исследования…………………………………………………………….....3

 

2.   Основная часть ………………………………………………………...4

3.   Практическая часть……………………………………………………9

4.  Заключение. Выводы…………………………………………………11

5.  Список литературы............................………………………..……….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Введение

 

1.1  Актуальность

Я с детства мечтала танцевать. Однажды я увидела, как балерина красиво танцует в пуантах. Меня восхитило такое умение! И я подумала: «Смогу ли я когда-нибудь станцевать на пуантах? Как долго нужно тренироваться для этого?

 

1.2 Цель исследования: Познакомиться с историей возникновения, правилами подбора и подготовки пуант для работы балерины.

 

1.3  Задачи:

1.  Узнать историю возникновения пуант, из чего делают пуанты.

2.  Выяснить, как правильно подобрать пуанты.

3.  Провести эксперимент, смогу ли я встать на пуанты.

4.  Сделать вывод.

 

1.4  Объект исследования: Пуанты

 

1.5  Предмет исследования: Танец на пуантах

 

1.6  Гипотеза: Что если и смогу встать на пуанты и станцевать?

 

1.7  Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, эксперимент, наблюдение,  обобщение

 

1.8  План исследования:

Этапы работы

Временные рамки

1. Подготовительный этап: выбор темы, постановка целей, задач, гипотез

сентябрь 2018г.-октябрь 2018г.

2. Основной этап: анализ литературы по теме, анкетирование одноклассников

ноябрь 2018г.-январь 2019г.

3. Исследовательский этап: эксперимент в танцевальном зале, обработка результатов эксперимента

ноябрь 2018г.-январь 2019г

4. Заключительный этап: выводы, подготовка к защите исследовательской работы, зашита работы

февраль 2019г.-апрель 2019г.

 

2. Основная часть

 

2.1 История возникновения пуант

 

Пуа́нты  — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют балерине принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног, что делает позу менее бытовой и более возвышенной.

Поначалу не существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин — танцевать sur les pointes, что значит — танцевать на кончиках пальцев. Пуант - в переводе с французского "острие". Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах - значит танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты.

До пуантов танцевали в туфлях на каблуке по моде эпохи Людовика ХVI или в греческих сандалиях. Стремясь к воздушности, балерины поднимались на пальцы (отсюда термин sur les pointes, танцевать на кончиках пальцев): для этого они клали в туфли кусочки пробки. Такую хитрость вместе с лонжами, помогавшими "летать" над сценой, в 1796 году использовал француз Чарльз Диделот. Ему вместе с итальянцем Карло Блазисом, описавшим эту технику танца в книге "Танец Терпсихоры", приписывают изобретение пуантов.

Первой балериной, танцевавшей в 1830-м балет "Зефир и Флора" только на пуантах, считается итальянка Мария Тальони. После гастролей в Петербурге поклонники купили её обувь и... съели с соусом. "Не отсюда ли происходит выражение "говядина как подошва", которое мы столь часто слышим в ресторанах?" - размышлял историк балета Александр Плещеев.

Первой русской балериной, начавшей танцевать на пуантах, называют ученицу Дидло Авдотью Истомину[3] (1799—1848), танцевавшую в, том числе, и в балете «Зефир и Флора».
С развитием балетного искусства постепенно меняется и представления о мастерстве танцоров. А соответственно создаются новые костюмы и обувь, которые следуют модным тенденциям. Если сначала балет представлял собой придворные танцы, где каждый мог похвастаться своим умением исполнять причудливые па, то позднее балет превратился в особый вид искусства, ставший прерогативой профессионалов.

С момента своего создания и вплоть до середины XIX века балетный танец исполнялся в обуви на каблуках и длинных юбках. В таком наряде было сложно выполнять ряд элементов, тем более, что балет постоянно совершенствовался и обрастал новыми позициями и движениями. Поэтому, считается, что с этого периода балерины начинают отказываться от традиционных костюмов. Они укорачивают свои юбки, что придаёт свободу движения, и отказываются от каблука, что даёт возможность делать сложные элементы.

В это время появляются известные всему балетному мирe пуанты. Пуанты представляют собой особый вид обуви, который закрепляется на ноге при помощи лент, а носок укрепляется жёсткой колодкой. Слово пуанты происходит от французского «кончик». Французские балерины могли похвастаться тем, что умели становиться на кончики пальцев и выполнять при этом сложные элементы. Для облегчения такого танца и стали использоваться пуанты, которые закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять равновесие. Однако для того, чтобы начать заниматься на пуантах, следовало долго тренироваться. Ведь эта балетная обувь, как облегчает труд профессиональной танцовщицы, так и может навредить неопытной исполнительнице.

В балетных школах девочек несколько лет обучали классическим танцевальным элементам прежде, чем позволяли надеть пуанты. Танцевальные навыки и гибкость тела способствовали мастерству балерины в движении на пуантах. Несмотря на весь профессионализм балерины, перед выступлением на пуантах или занятием, необходимо хорошо разогреть ноги и обувь. Если балерина пренебрежёт этим правилом, то ее танец может закончиться серьёзной травмой. Для того, чтобы танцевать на пуантах, нужно значительно поработать над укреплением пальцев ног.

Современные пуанты изготавливаются из атласной материи, чаще всего пуанты заказываются мастеру для определённой балерины. Это необходимо для того, чтобы они надёжно закрепили стопу. В носке балетной туфельки укладывается уплотнённый материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки. Танец на пуантах отличается особой грациозностью и виртуозностью исполнения.

2.2  Из чего изготавливают пуанты

Атласные туфельки-пуанты – важнейший рабочий инструмент балерины. За один спектакль солистка иногда меняет их по три раза. Звезда дореволюционного Мариинского театра Ольга Спесивцева на репетициях и выступлениях «станцовывала» за сезон по 2000 пар.

В театральных мастерских для каждой танцовщицы шьют обувь по индивидуальной мерке и только вручную. Но даже изготовленные по спецзаказу туфельки приходится «доводить до кондиции»: на репетицию балерины нередко приходят с… молотком. Он нужен, чтобы размягчить новые пуанты и оставить твёрдым только самый носок.
В советские времена русские пуанты экспортировались чемоданами. Сейчас поставки пуантов за рубеж – основа успешного бизнеса. В пуантах российской фирмы Grishko танцуют балерины более чем 80 стран. В месяц фабрика выпускает 25–30 тысяч пар, из них до 70% отправляется за рубеж.

Гарантия качества – уникальные руки мастеров, ведь на фабрике 80–90% операций производится вручную. Где вы ещё увидите мастера, сидящим на низкой деревянной «табуретке», где вместо сиденья – переплетённые кожаные полоски? И специальным молотком полирующего ещё сырой носок пуанта? Прежде чем «допустить к работе» новый молоток, главный технолог фабрики проверяет его гладкость, водя, как электробритвой, по собственной щеке.

Балетная туфелька от «Grishko» состоит из 54 деталей, которые, будучи собраны в готовый пуант, должны идеально облегать колодку. Верх пуантов выкраивается из атласа и бязи. Бязь используется как самая гигиеничная ткань. После намотанных 11 км (примерно столько «проходит» солистка за спектакль) ноги у балерины абсолютно мокрые. Атлас на пуантах должен быть прочным, чтобы долго не протираться, и податливым, чтобы идеально облегать носок. А ещё он должен не бликовать под лучами софитов и не отвлекать насыщенным цветом зрителей от собственно танца. Поэтому после долгих исследований в НИИ шелка был выбран состав из вискозы и хлопка персикового полутона. Подошва пуанта вырубается из натуральной кожи.

Самую важную деталь пуантов – «коробочку» (так называют жёсткую часть над опорным пятачком), делают из шести слоёв обыкновенной мешковины и текстиля, наклеивая их одну за другой на вывернутый носок, как в папье-маше. Надев сырую и податливую заготовку на колодку, мастер оглаживает её, придавая нужную форму, а потом и полирует тем самым, на щеке проверенным, молотком. Клей варят в основном из натуральных компонентов. Так что при особом желании современные пуанты можно… съесть без особого вреда для здоровья, как это некогда сделали петербуржские поклонники великой Тальони.

Главный человек в пуантном деле – мастер-сборщик. Опытный специалист может собрать пару за 40–45 минут, выполнив при этом более 50 операций. Чтобы чувствовать колодку и ткань, мастера собирают туфельки не на столе, а на собственных коленях. Верх и низ пуантов сшиваются особым однониточным швом. Нить обрабатывают пчелиным воском и канифолью. Готовая пара тщательно проверяется: будучи надета на колодку, она должна стоять без поддержки. В России пуанты делаются исключительно вручную. Процесс является самым сложным из процессов в технологии изготовления обуви. Заключительный этап – сушка. Пуанты отправляют на 12 часов в камеру с температурой 40–45 градусов Цельсия. Помимо конвективной сушки над каждой полочкой есть инфракрасный излучатель

2.3   Как правильно подобрать пуанты и подготовить пуанты к носке

 

Во время танца на пальцы ног приходится основная нагрузка. От правильно подобранной обуви часто зависит и успех выступления, и, что ещё более важно, ваше здоровье. Что же происходит с вашими пальчиками внутри пуанта? Им приходится нести на себе вес вашего тела, и, если они не держатся вместе, а разъезжаются, то во время танца и даже тогда, когда вы просто стоите на пуантах, нагрузка на каждый пальчик будет гораздо сильнее. И тогда, как ни странно, на помощь приходит боль – сторожевой пёс нашего организма. Она сигнализирует о том, что пуанты не подходят по размеру.

 

Как  понять, что пуанты подобранны правильно? Нужно надеть туфельку и встать на пальцы. Если пуанты велики, то пятка отвисает, а коробочка сидит неплотно. Особенно это заметно, если встать на «полупальцы». Чем больше размер, тем выше туфелька в подъёме. Если размер велик, то и закрытость окажется слишком велика, поэтому коробочка будет мешать встать вам на «полупальцы». Одновременно пуанты, которые велики, будут соскакивать с пятки. Кроме длины при подборе пуант надо учитывать ширину, то есть полноту пуант. Каждая модель отличается по ширине. Если пуанты подобраны неправильно, то острая боль в первом, большом пальчике напомнит вам об этом. Детская нога растёт постепенно, и ежедневная неправильная нагрузка приводит к искривлению и большого пальца, и самой ступни. Коробочка же «собирает»  пальцы вместе, в этом случае, начинающая танцовщица не только не чувствует боли, но и сохранит здоровье ног. У юных балерин ножка маленькая и узкая, она не сразу привыкает  к пуантам. Есть специальные модели для начинающих,  любые модели фирмы «Гришко» или Майя-1

 

Как подготовить пуанты к носке? Перед тем, как надеть пуанты, необходимо слегка размять их верх, не разбивая молотком и не смачивая водой. Затем руками слегка подмять рабочую пятку, чтобы правильно обозначить её границы. После чего следует пришить ленточки, которые удерживают пуанты на ноге. Ленточка вкладывается в пятку, режется пополам и пришивается с двух сторон. Если же стопа узкая и пятка все равно висит, то ленточку вкладывают в туфельку, не разрезая, и пришивают к пятке пуанта с обеих сторон, с таким расчётом, чтобы она удерживала пятку.

Также имеет смысл приобрести вкладыши в пуанты. Они бывают силиконовые и поролоновые. Силиконовые пуанты можно мыть, их надолго хватает, и они не имеют швов, за счёт чего достигается больший комфорт. Поролоновые вкладыши также смягчают поверхность пуантов и равномерно уплотняют пальчики, они значительно дешевле силиконовых, но их придётся чаще менять. Другой вид вкладышей - маленькие силиконовые овальчики, их задача - смягчить нагрузку на большой пальчик ноги.

Для сохранности туфель используются накладные пятачки, на пятак туфельки они наклеиваются клеем ПВА. Такие пятачки изготавливаются из замши, по цвету совпадают со спилком на подошве пуантов.

 

2.4   Анкетирование одноклассников

 

Для того чтобы понять, сможет ли любой желающий, без подготовки станцевать на пуантах, и знает ли вообще, что это такое, мною было принято решение провести анкетирование, чтобы на начальном этапе выявить, что дети моего возраста знают о пуантах. В ходе анкетирования были заданы следующие вопросы:

1.  Кто выступает на пуантах

2.  Как правильно завязывать пуанты? На бант или на узел?

3.  Чем отличаются пуанты от балеток?

4.  Как можно по-другому назвать пуанты?

5.  Что такое «пятак» на пуантах?

6.  Больно ли бегать/танцевать на пуантах

7.  Из чего сделаны пуанты?

8.  Можно ли надевать пуанты без вкладыша?

После того как я получила и проанализировала все анкеты, я поняла, что большая часть анкетируемых (моих одноклассников) затрудняется ответить на все вопросы, кроме первого, и с трудом понимают, смогут ли встать на пуанты или нет, больно ли в них танцевать или же нет и как правильно их носить. Исходя из этого, можно сказать, что человеку, который не интересуется пуантами, будет сложно их даже надеть.

Так же, помимо анкетирования я наблюдала за девочками из своего танцевального кружка, которые начали заниматься пуантами, которые уже занимались танцами на пуантах, у них все получалось легко и быстро, конечно, многие элементы им приходилось отрабатывать по нескольку часов и даже дней, однако, в результате у большинства начинающих балерин все получалось. Из чего я сделала вывод, что неподготовленному человеку трудно и практически невозможно быстро научиться танцевать на пуантах, а тому, у кого уже есть определённые танцевальные навыки и подготовка сделать это достаточно просто. Однако, все это я видела лишь в теории, но пришло время и мне удалось попрактиковаться самой, чему я очень рада, а результатами я поделюсь с вами ниже.

 

 

3. Практическая часть

 

Эксперимент в танцевальном зале №1:

Моя мечта попробовать станцевать на пуантах, начала осуществляться не так давно. После начала учебного года преподаватель по танцам сообщила нам, что выберет из нашей группы несколько девочек для того, чтобы проводить тренировочные занятия на пуантах, но выберет только тех, кто упорно занимается и имеет некоторые физические данные, такие как: хорошая растяжка, высокий взъём ступни, сильные мышцы ног. Я была очень рада, услышав эту информацию, и старалась изо всех сил, чтобы попасть в число начинающих балерин. Несмотря на то, что по возрасту тоже были ограничения от 9 лет, меня взяли, так как остальные данные были хорошими и моё старание отметили.

 

Спустя несколько недель мне купили пуанты, мы обработали ленты, вклеили вкладыши, вырезали и наклеили «пятачки».

5adaec506c86cb333d028093

 

На первом занятии нам объясняли, как правильно надевать пуанты, как их складывать и хранить, и, конечно же, как вставать на пуанты и начать в них двигаться

 

Поначалу это показалась очень трудным, я не могла устоять, теряла равновесие, пальцам было неудобно и даже больно. Первое занятие и у остальной группы прошло без особых успехов, и я решила не расстраиваться, а продолжить тренироваться.

На следующем занятии я чувствовала себя намного уверенней, хорошо стояла на пальцах и могла даже немного пробежаться на пуантах

Вывод: Уже на втором занятии я смогла встать на пуанты и пробежаться на кончиках пальцев, а так же, выполнить некоторые несложные упражнения, которые показывал нам преподаватель. У остальных участников нашей группы в большинстве были те же успехи, что и у меня.

 

Эксперимент в танцевальном зале №2:

 

Останавливаться на достигнутом результате я не собиралась, поскольку хотела по-настоящему танцевать на пуантах, а потому на тренировки я ходила исправно, стараясь не пропускать ни одного занятия. В ходе наших тренировок, часть девочек перестала ходить на занятия, не у всех получалось отрабатывать движения, кому-то преподаватель порекомендовал подождать ещё год, а потом продолжить, так как стопа не сформировалась.

Меня тоже поджидали трудности, пуанты очень натирали пальцы, было больно, однако спустя время, используя все подсказки тренера, я научилась правильно смещать центр тяжести и проблемы со стёртыми до мозелей пальцами решились. А танцевать стало легче и приятней.

Вывод: Прошло 6 месяцев моих занятий на пуантах, занятия проводятся один раз в неделю, но даже за такой короткий срок, мне удалось: твердо и правильно стоять на пуантах, ходить и бегать «на носках», выполнять различные движения и комбинации, показываемые преподавателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

 

В ходе исследовательской работы я познакомилась с историей возникновения пуантов, узнала, из чего делают пуанты, как правильно их выбрать и подготовить к носке, а так же, научилась стоять, ходить и выполнять некоторые танцевальные движения на пуантах.

 

В ходе проведённого исследования моя гипотеза подтвердилась. Я действительно смогла встать на пуанты и спустя время станцевать на пальцах. Не у всех девочек из моей группы это получилось, что говорит о том, что важным моментом является физическая подготовка, целеустремлённость в достижении своей цели и готовность работать на результат. Многие видят, как легко и воздушно получается танец на пуантах у настоящих балерин, в связи с чем думают что это просто и может получиться у всех желающих, но я на своём примере и на примере нашей танцевальной группы убедилась, что танец на пуантах – долгий, кропотливый и тяжёлый труд, который требует внимания, выдержки и силы воли, но приложив все усилия можно добиться задуманного результата.

 

 

Выводы

 

Значимость исследовательской работы заключается в познании трудоёмкости процесса обучения работы на пуантах.

 

Обучение балетному танцу и работа на пуантах - очень интересный и творческий процесс. Он сложный и трудоёмкий, но результат превосходит ожидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список литературы

 

Интернет-источники:

1.  История возникновения пуантов: https://www.livemaster.ru/topic/227557-rozhdenie-volshebnoj-tufelki-istoriya-puantov

2.  Из чего изготавливают пуанты:  http://vipdanceworld.blogspot.com/2016/09/blog-post_30.html

3.  Как правильно подобрать пуанты: http://rus.grishko-world.com/catalog/kak-snyat-merki/puanty/

4.  Подготовка пуант к работе:  http://rus.grishko-world.com/catalog/kak-snyat-merki/puanty/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)

Мир на кончике носка (исследовательский проект)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2020