Мир и человек на телеэкране. Репортаж, интервью - основные телевизионные жанры.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 73,75
Автор:
Шамсутдинов Рамиль Фарукович,
учитель изобразительного искусства и искусства
Цель:
-ознакомление учащихся с телевизионными жанрами;
-воспитание общей культуры речи и поведения.
Задачи:
-сформировать понятия «интервью» и «репортаж»
-развивать умение интервьюирования, продумывания вопросов и ответов;
Интервью (от англ. «беседа») – жанр, принципом построения которого является диалог; это разговор журналиста с главным героем сюжета или одним из них, предназначенный для СМИ.
По тематике:
1)«Человек и дело»: интервью-знакомство, рассказывающее об известной личности, ее достижениях;
2) «Проблема и человек»: интервью-сообщение (информация, мнение), в котором излагается позиция известного деятеля по актуальной, общественно важной проблеме (у собеседника берут сведения, но не затрагивается его личность)
Основные требования при выборе темы:
Выбор темы (четко представьте, о чем можно поговорить; важна, чтобы тема удовлетворяла критериям: новизна информации, их общественная важность, интерес).
Выбор собеседника, соответствующего теме интервью (интересная личность, о которой хочется узнать побольше, и др.)
Сбор информации (узнать как можно больше о собеседнике и о теме, по которой будет строиться диалог; источники информации - книги, энциклопедии, Интернет, архивы, различные специалисты и др.
Требования к вопросам интервью:
- Вопросы должны быть понятными, по возможности краткими, нестереотипными.
- Вопросы не должны содержать готовый ответ.
Основные правила:
-Старайтесь не перебивать собеседника, не задавайте другой вопрос, пока не убедитесь, что ответ на предыдущий получен.
-Не задавайте злых, неэтичных вопросов; задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно «да» или «нет».
-Начните с вопроса «как?» или «почему?». Такие вопросы помогают больше узнать о собеседнике.
-Спрашивайте о том, что вам самим как читателям интересно.
-В конце беседы нужно поблагодарить собеседника и договориться о встрече для согласования интервью.
Репорта́ж — сообщение с места событий. Для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа — необязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортёр меняет профессию»), но он всегда активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте.
Репортаж — жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события.
Цель репортажа заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». В репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, что не противоречит объективности этого информационного жанра.
Событийный репортаж
К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее.
Аналитический (проблемный) репортаж
Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать:
зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников)
информационные (факты, цифры, свидетельства)
аналитические (оценка, комментарий, прогноз)
Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод.
Познавательно-тематический репортаж
По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика: Критерии профессионализма. М.: РИП-Холдинг, 2004.
Рэндалл, Д. Универсальный журналист. – М.: Международный центр журналистики, 1996.
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Интервью_(журналистика)#.D0.92.D0.B8.D0.B4.D1.8B_.D0.B8.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B2.D1.8C.D1.8E_.D0.B2_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D1.81.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8_.D0.BE.D1.82_.D1.86.D0.B5.D0.BB.D0.B8
http://biz-anatomy.ru/wp-content/uploads/2014/02/interview-1.jpg
https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQz2zzgREdL4rKkV5-gYwdZ6UAfwVhtrLXYY2IQtsxGci0KF89H
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQrGgZA7eCsPr3nApfN-LcM0FHGUlLC1v4vNMuRA1btRVlon7FTxA
https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRuQiKXcaTZ-nsyyZW6SbjBvuJJx81to6cMDVqMdSfZNSp2h62Z2w
https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTL1CUzyviLt67S9P-6QwraRCSHMx5Dv2dUxJV81P3SM9coKjt63A
https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSKVaetpi-KPQqIcZJKan0oIDq7ze7QS89XIVKH3iQSx9ligQ_v
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Reporter.jpg/220px-Reporter.jpg
http://agrega.hezkuntza.net/repositorio/26022011/57/es-eu_2011022613_9100942/reportaje/materiales/img/img_auto_22.jpg
http://www.lashorasperdidas.com/wp-content/uploads/2009/09/d91.jpg
http://grad-moskovskiy.ru/wp-content/uploads/msk_grad_vestimsk.jpg
http://life-list.ru/kartinki/didino_tv/1.jpg
https://i.simpalsmedia.com/point.md/news/370x220/63781507eac08e0c78d07da0f4db1fed.jpg
http://900igr.net/datai/fizika/Zadanija-po-Lomonosovu/0001-001-Lomonosovskaja-liga.jpg
http://st03.kakprosto.ru/tumb/538/images/article/2011/12/15/1_525519150a27a525519150a2ba.jpg
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.