Внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию обучающихся старших классов.
Аудитория: 8-9 класс
Цель:
Способствовать формированию у учащихся основных жизненных ценностей: доброжелательность, милосердие, дружелюбие, бескорыстие, взаимопомощь, забота, правдивость, преданность и др.
Задачи:
Побуждать к доброжелательному отношению, к правильному осознанию своего поведения, упражнять учащихся в анализе своих поступков.
Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам.
Разнообразить мир духовных интересов, расширять кругозор.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер.Теоретический материал к внеклассному занятию "Мир ценностей"
Мир ценностей.docx
Классный час на тему
«Мир ценностей»
Аудитория: 89 класс
Цель:
Способствовать формированию у учащихся основных жизненных ценностей:
доброжелательность, милосердие, дружелюбие, бескорыстие, взаимопомощь, забота,
правдивость, преданность и др.
Задачи:
Побуждать к доброжелательному отношению, к правильному осознанию своего
поведения, упражнять учащихся в анализе своих поступков.
Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам.
Разнообразить мир духовных интересов, расширять кругозор.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер.
Изображение,
виды
деятельности
Материал классного занятия
Испокон веков люди искали ответы на вопросы, что важно для
человека, в чем смысл жизни, что ценно в мире? Что важно для
современного человека, которого накрыла волна разнообразной
информации и нужной и не очень. Мы с вами ответим сегодня на эти
актуальные вопросы.
Видеоролик
Обратимся к восточной притче.
К мудрому учителю пришли в гости успешные и сделавшие
замечательную карьеру ученики. Разговор зашел о жизни, об успехах, о
работе: многие жаловались на жизненные проблемы и трудности.
Учитель предложил своим гостям чай и вышел, чтобы
приготовить этот напиток. Вернулся с чайником и подносом,
уставленным самыми разными чашками: старыми фарфоровыми,
новыми стеклянными,
мерцающими
яркими пластиковыми,
хрустальными. Одни были простые, другие – дорогие.
Ученики разобрали чашки, учитель посмотрел и сказал:
Все красивые чашки вы разобрали, в то время как простые и
дешёвые остались на подносе. Это, конечно, нормально для каждого
— желать для себя только лучшее, но в этом кроется источник ваших
проблем и трудностей. Чашка сама по себе не делает чай лучше. Все
зависит от сорта чая и качества воды. Всё, что вы хотели – выпить чай, а не получить чашку. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, да
еще и оценили их, кому какая досталась.
Так и наша жизнь – это чай, ну а работа, деньги, положение в
обществе – это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания
качества жизни. От того, какую чашку мы имеем, не зависит
содержание нашей жизни. Концентрируясь только на чашке, мы
забудем насладиться вкусом самого чая вкусом самой жизни. А
значит, не сможем быть счастливыми.
Счастливые люди – это не те, которые имеют всё лучшее, а те,
которые из того, что имеют способны извлекать всё самое лучшее.
Как вы думаете, что хотел сказать своим взрослым ученикам
мудрый учитель?
(Ответы учащихся: учитель объяснил смысл жизни, определил
условия счастливого существования, назвал качества без которых
невозможно существование человечества — это жизненные ценности и
расставил их приоритеты).
Да вы правы, учитель показал ученикам, что важно в жизни
человека, что есть главное, что есть ценность.
Задание №1. У вас на столах лежат листы бумаги, на которых
изображена веточка чая.
Я предлагаю вам заполнить каждый лепесток веточки, тем, что вы
считаете главным в вашей сегодняшней жизни и жизни будущей. На
каждом из лепестков напишите ответ на вопрос:
«Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»
Пишите то, что для вас действительно значимо, без чего вы себя
не представляете. Приступим к работе.
Проверка работы. Зачитайте ваши версии (зачитывается
несколько вариантов ответов).
Мы живем в современном мире и обозначили, что важно для
каждого из нас и для нашего коллектива. А что ценно для нашего
государства?
Ответы учащихся
Самостоятельная
работа 1 2
минуты. Таблица
Задание №2. Перед вами ряд характеристик, я предлагаю
ранжировать по значимости данные понятия.
Самостоятельная
Гражданственность Семья
Труд и творчество Социальная солидарность
23
Патриотизм Природа
работа
минуты
Самостоятельн
ая работа детей
10 минут.
Традиционные российские религии Человечество
Наука (знания) Литература и искусство
Озвучим результаты нашего творчества.
Благодарю за активную работу. Подведем итоги.
Патриотизм — это одно из ведущих ценностей. Почему именно
это понятие выводится на первое место? Обратимся к истории слова,
оно иноязычное произошло от латинского слова patria, которое
однозначно переводится на русский язык только как "родина", то есть
место рождения, а родина — это народ, родная земля. Это является
главным для каждого человека. Человек, понимающий ценность этих
слов, способен уважать и ценить историю и культуру своего народа.
Конечно,
говоря о ценностях мы говорим и о
гражданственности — гражданин — это человек, который знает и
исполняет правовые нормы, не нарушая их, стремясь при этом в своем
поведении следовать законам каждую минуту. Человек, уважающий
свои законы, не может нарушить законы другого государства.
Интересно, что литература и искусство выносится на следующее
место. Как вы думаете почему? Что для нас литература и
искусство? Посмотрите на первых два понятия, где взять примеры и
образы духовного мира человека, к которым мы должны стремиться и
которые отчасти утрачены. Именно литература и искусство дают нам
возможность сформировать тот светлый идеал, к которому мы
стремимся подчас в течение всей своей жизни. Представьте, какой это
колоссальный труд, какая работа души, рассматривая полотна, читая
книги, слушая музыкальные произведения, мы внутренне приобщаемся
к творчеству. Для любого человека родные и близкие, то есть семья —
являются большой ценностью. Именно в семье человек приобретает
умение общаться, вести себя в обществе.
Умение вести себя позитивно в коллективе, создавая атмосферу
комфорта и понимания того, что все задуманное получится — учит
нас быть активными и солидарными в нашем классе, в современном
обществе, в своей стране.
Итак, мы с вами проговорили о том, что важно для государства:
патриотизм, гражданственность, литература и искусство труд и
творчество, семья, солидарность.
Каждому из нас понятно, почему в наш 21 век актуальны знания.
Мир современных технологий требует постоянного развития человека.
Знать — это уверенно чувствовать себя в современном мире.
Сегодняшнее время очень мобильно: путешествуя по нашей
стране, мы всего через несколько часов из христианского Валаама
перенесемся в Казань, где сильны традиции ислама, или в Элисту, где
исповедуют буддизм, или Биробиджан, где проживают иудеи.
Благополучие в общении — есть уважение религии разных народов, не
только нашего государства, но и других стран.
Мы обратимся еще к одному аспекту — к природе. Почему
природа? Да потому, что она сопровождает нас с самого рождения,
украшая нашу жизнь, делая ее ярче и многообразнее.
Даже маленький ребенок, наблюдая за природой, и видя
распустившийся первый цветок или первый листок на дереве, учится
понимать красоту.
Если представить на минутку, что природа исчезла, то наверное
постепенно исчезла вся жизнь на нашей планете. Отсюда берут начало
истоки экологии. Поэтому для нас важно не только сохранять
природу, но и приумножать ее.
Итоговое понятие
Человечество — наша цивилизация
уникальна, потому, что есть понятие «я», которое созвучно с
понятиями «коллектив» и «общество». Если нет разногласий между
этими категориями, то наша цивилизация будет существовать и с
Слайд
изображением
газеты
Просмотр
ценностей
слайде
на
процветать. А ведь это так важно!!!
Это те ценности, которые обозначены государством .Эти
ценности важны только для государства или для каждого из нас? Если
мы будем жить в обществе...
А если мы обратимся к газете «Аргументы и факты», которая
популярна во многих семьях, конкретно к статье протоиерея
Всеволода Чаплина (Протоиерей — старший иерей (официальное
название православного священника). До появления термина
протоиерей
обиходным названием старшего православного
священника в России было протопоп). Он является информационным
звеном между миром духовным и светским. В этой статье мы увидим
какие жизненные ценности определяет церковь в современном
обществе.. Подумайте, почему именно эти понятия так важны?
Справедливость — как нам хочется, чтобы все относились к нам
справедливо, достойно оценивая наши дела и поступки. (Требует
преодоления бедности, коррупции и достойного места для каждого
человека в обществе).
Свобода. В христианской религии есть два выбора: как говорят в
народе у каждого человека на одном плече сидит ангел и говорит
праведные вещи, а на другом — сатана. Выбор за нами к кому мы
будем прислушиваться, и какой путь изберем.(Удовлетворение личных
потребностей напрямую связано с самостоятельностью и
ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода — это
не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои
обязанности).
Следующее понятие, о котором говорят в религии —
милосердие. Посмотрите на это слово: из каких двух частей оно
состоит? Слово «милосердие» состоит из двух частей – милость и
сердце, то есть можно сказать, что оно означает сделать милость
сердцу, то есть нам с вами. Всем нам хочется, чтобы в минуты радости
или печали, рядом были люди не равнодушные, способные вместе с
нами искренне порадоваться или подать руку помощи.
Соборность понимается как единение христиан в любви, вере и жизни.
Самоограничение и жертвенность — именно это спасло наше
государство в самые сложные и опасные времена: во время первой
мировой
войны, второй мировой войны и во время Великой
отечественной войны.(Понимаются как отказ от эгоизма,
потребительского отношения к ближним и окружающему миру,
способность жертвовать личным ради блага ближнего и Родины).
Патриотизм — актуален как светского так и для духовного мира
— это вера в Россию, привязанность к родному краю, его культуре,
готовность трудиться ради своей Родины.
Благо человека духовное и материальное благополучие
человека понимается как основной приоритет социального развития и
соблюдение прав человека.
Семейные традиции — общество строится на уважении и любви,
заботе о младших и старших, а их истоки в семье.(Любовь и верность,
забота о младших и старших).
Мы увидели с вами ценности, которые предлагают и государство,
и церковь в третьем тысячелетии. Отличаются ли они от тех
заповедей, которые даны в книгекниг Библии. Именно в ней
заложены основы человеческого бытия. Вспомним библейские
заповеди.
Не кради.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего,
ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у
ближнего твоего.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе
вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на
земле.
Ответы
учащихся.
Это все правовые нормы, семейные ценности, о духовных
ценностях.
Итак, какие бы важные понятия вы дописали на чайную ветвь?
Обратите внимание на свои таблицы. Мы видим, что общество не
может существовать без ценностей. Их называют разными словами, но
идея сделать человека счастливым — неизменна. Мы счастливы тогда,
когда важное для нас — становится важным и для других.
Итак, какие бы важные понятия вы дописали на чайную ветвь?
А сейчас в заключение нашего занятия давайте посмотрим
современный музыкальный клип и попробуем определить, какие
ценности особенно актуальны в наше время.
Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за конструктивный
диалог.
Видеоролик
(ответы
обучающихся).
Мир ценностей
Мир ценностей
Мир ценностей
Мир ценностей
Мир ценностей
Мир ценностей
Мир ценностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.