Урок географии в 6 классе
Тема: Мировой океан. Части мирового океана
Цель урока: познакомить обучающихся с Мировым океаном, как непрерывным водным пространством, его частями и свойствами вод океана.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Мотивация и целеполагание.
- Какой новый раздел начали изучать на прошлом уроке? (гидросфера)
- Что такое гидросфера?
Какие задачи поставим на уроке? (Изучить части океана)
3. Актуализация знаний.
- Я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие по Мировому океану. Назовите имена путешественников, которые совершили кругосветное плавание (Ф. Магеллан, Ф. Беллинсгаузен и М.Лазарев) По какому маршруту прошли эти моряки? (учащиеся выходят к карте и кратко описывают маршрут)
- А какие еще объекты лежали на их пути? С какими сложностями столкнулись эти мореплаватели?
- Об этом мы тоже узнаем сегодня на уроке.
4. Изучение нового материала
1) Планирование работы.
- А желали бы вы как и названные нами путешественники отправиться в путешествие? Предлагаю сформировать 4 команды по двум маршрутам. Выдаю маршрутные карты, контурные карты. Рассмотрите их. Распланируем свою работу: какие задания необходимо выполнить? Какими источниками необходимо руководствоваться? Не забывайте, в каждой группе один из учащихся подготовил историческую справку о путешественниках. Распланируйте обязанности в группе. На работу отводится 10-12 минут.
1). Формирование понятия Мировой океан:
- заполнение исторической справки на основе знаний учащихся;
- работа обучающихся с текстом учебника параграф 24 пункт 1 абзац 1.
- работа обучающихся с текстом учебника пункт 2 о составе Мирового океана.
- заполнение таблицы: М. О. = понятие + определение+схематическое изображение
Представление обучающихся о единстве вод Мирового океана и его частях учитель формирует в следующих заданиях:
а) Проследите по карте маршрут первого кругосветного плавания Ф. Магеллана (работают первая и вторая группы детей, используя карту атласа для 6 класса стр. 4-5), обозначение маршрута на контурной карте , записывание названия объектов в таблице
б) Проследите по карте маршрут экспедиции Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева (работают третья и четвертая группы детей, используя карту атласа для 6 класса стр. 4-5), обозначение маршрута на контурной карте , записывание названия объектов в таблице
Взаимопроверка.
Группы обмениваются маршрутными листами и контурными картами, проводится проверка и коррекция знаний с опорой на образец, предъявляемый учителем
2) Формирование понятий по теме «Свойства вод»
Учитель предлагает проблемную ситуацию с демонстрацией опыта через побуждающий от проблемной ситуации диалог.
- Мореплаватели путешествуя по океанам, заметили, что в разных частях Мирового океана осадка кораблей разная. Посмотрите. Перед вами три сосуда с водой. Одинаковое ли количество воды? (Да) Предположим, что макетом нашего корабля будет поплавок. Опустим поплавок в сосуды. Что удивляет? Какой возникает вопрос?
Поиск решения. Какие есть гипотезы? (Разная по свойствам вода) Давайте проверим, продолжим путешествие, изучим свойства вод Мирового океана, заполним маршрутный лист. Подготовить по своей теме сообщение на 2 минуты.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ команд кораблей групп 1 и 2
В океанической воде содержатся вещества: |
73 вещества натрий, хлор, соли магния, алюминий, медь, серебро, золото, газы, кальций, кремний, фосфор |
Солёность - |
количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1л (1кг) воды |
Единица измерения солёности - |
%o, промилля |
Средняя солёность океана - |
35 %o |
На солёность вод влияют: |
крупные реки, тающий лёд, количество осадков, испаряемость |
Широта, море, где наблюдается наибольшая солёность вод |
тропики, Красное море |
Широта, море, где наблюдается наименьшая солёность вод |
Полярные широты, Балтийское море |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ команд кораблей групп 3 и 4
2. Используя учебник (параграф 25) и атлас, заполните таблицу «Свойства океанической воды. Температура воды», выполни штриховку и дополни фразы. Подготовь небольшое сообщение по своей теме.
Изменение температуры на глубине Заштрихуйте красным цветом с более тёплыми водами, синим - с холодными водами, зелёным – воды с постоянной температурой. |
|
Погружаясь, температура вод понижается |
На глубине более 1000 м температура не превышает 2-3° С |
Изменение температуры поверхностных вод. Заштрихуйте синим цветом районы Мирового океана с более холодными поверхностными водами, а красным – с более теплыми. |
|
Самая высокая температура +35° С в Персидском заливе |
Самая низкая температура в полярных широтах: -1-2° С |
- Какие параметры вод меняются? Проверим правильность выдвинутой гипотезы опытным путём. (Три учащихся пробуют воду на вкус и ощупь, описывают свои ощущения) В какой воде осадка корабля больше всего? Меньше всего?
- В физике существует такое понятие «плотность вещества». Существует закономерность: чем плотнее вода, тем осадка корабля меньше. Какая вода более плотная? (холодная и солёная) В водах какого океана осадка корабля меньше? А где больше?.
5. Первичное закрепление учебного материала:
Повторный просмотр презентации,
Выделение водного объекта, определение на физической карте объекта, нанесение на контурную карту, название части Мирового океана, описание температуры и солёности вод.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.