"Мнемотехника"
Оценка 5

"Мнемотехника"

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
06.08.2019
"Мнемотехника"
Мнемо́ника – в переводе с греческого — искусство запоминания). Это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). При пересказе сказок с использованием мнемотаблиц совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения.
статья.docx
Формирование связной речи детей дошкольного возраста через развитие навыков пересказа сказок с использованием мнемотехники. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким­нибудь неизвестным ему пяти словам ­ он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Прислушавшись   к   мнению  великого   педагога,   увидев   эффективность   наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по­ своему, используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Мнем ника оо  –   в   переводе   с   греческого —   искусство   запоминания).   Это совокупность   специальных   приёмов   и   способов,   облегчающих запоминание нужной информации   и   увеличивающих   объём памяти путём   образования ассоциаций (связей). Замена   абстрактных   объектов   и   фактов   на   понятия   и   представления, имеющие визуальное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. Связная   речь—   смысловое   развернутое   высказывание   (ряд   логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Пересказ ­ письменное или устное изложение какого­нибудь текста.  С помощью мнемотехники решали следующие задачи:  Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у воспитанников.   Развивать связную и диалогическую речь. Развивать   у   детей   умение   с   помощью   графической   аналогии,   а   так   же   с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки.  Формирование   целенаправленного   восприятия   и   анализа   текста,   развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность); Начинали мы работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже ­ к мнемотаблицам. Содержание   мнемотаблицы   ­   это   графическое   или   частично   графическое изображение   персонажей   сказки,   путем   выделения   главных   смысловых   звеньев   сюжета сказки. При пересказе сказок с использованием мнемотаблиц совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2   этап:   Осуществляется   перекодирование   информации,   т.   е.   преобразование   из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки по заданной теме. Таким образом, хочется сказать, используя в работе мнемотехнику при пересказе сказок дети научились пользоваться схемами, некоторые самостоятельно могут составить мнемодорожки,   мнемотаблицы.   Значительно   расширился   активный   словарь; улучшилась монологическая и диалогическая речь. Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Каша из топора». Программное   содержание: Обучение   детей   замещению   реальных   предметов   на символы. Пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания. Материал: Мнемокартинки,   мнемодорожки,   мнемотаблица   по   сказке.   Цветная картинка «Каша из топора», игрушка – Незнайка. Предварительная   работа: Чтение   сказки   «Каша   из   топора»,   рассматривание мнемокартинок (схем), составление мнемодорожек по сказке. Методы   и   приемы:  Рассматривание   иллюстраций,  беседа,  выстраивание   в логической последовательности серии картинок к сказке. Ход занятия: В: Здравствуйте, ребята. Д: Здравствуйте. (В группу забегает Незнайка с испуганным лицом просит детей). Н:  Здравствуйте ребята, как я рад, что я вас встретил, я хочу попросить вас о помощи.   Мой   друг   Знайка   подарил   мне   картинки   из   сказки,   но   когда   я   нечаянно споткнулся   и   упал,   все   мои   картинки   тоже   упали   на   землю   и   перепутались.   Теперь   я незнаю, что это за сказка и как ее рассказать. Вы мне поможете ребята? Д: Поможем. В:  Конечно Незнайка наши ребята тебе помогут, на прошлых занятиях мы с вами читали эту сказку, посмотрите, пожалуйста, на картинку скажите, как она называется. Д: «Каша из топора». Н: А вы что знаете эту сказку? И сможете мне помочь сложить картинки правильно и перескажите мне сказку? Д: Да. Н: Ребята. А как, мы с вы пробовали запомнить эту сказку? Д: Мы рассматривали картинки и составляли дорожки. В: Молодцы ребята. А как называются правильно эти дорожки и картинки? Д: Мнемодорожки и мнемокартинки. В: Молодцы. (Если дети не скажут, воспитатель напоминает сам). Н: Как? Как? Д: Мнемодорожки и мнемокоартинки. Н: Вот это да. Надо запомнить. В:  Запоминай Незнайка. Наши дети много знают и многому тебя научать, только будь   внимателен.  А   сейчас   успокойся,   не   переживай   и   давай   немножко   отвлечемся, повторяй за ребятами. Физминутка:  Солдат шел, шел, шел, (дети шагают на месте) И к бабушке зашел. Начал кашу варить? (круговые движения рук) С топора варил,         (рубим топором) А потом посолил,      (имитируем как будто солим) И крупы положил,     (потираем руки друг о друга) Маслица закинул,      (поглаживаем обе руки по очереди ) Каша просто диво!!!! (прогибаемся назад и гладим живот круговыми движениями). В: Ну, а теперь ребята давайте поможем Незнайке. Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу. Это – мнемотаблица. Н: А т с чего она состоит эта – мнемотаблица? Д: Из мнемокартинок и мнемодорожек. Н: А  Что или кто   изображено в таблице?  Д:  (солдат, бабушка, маслице, крупа и пр.) ­Почему в таблице изображен топор? Д: (каша из топора) ­Что означает капелька? Д: (вода) ­Что означает солонка? Д: (солдат попросил у бабушки соль для каши). ­ Какой картинкой заканчивается сказка? Д: (полным горшком каши) В: Молдцы, ребята. А теперь вы сами себе выберите мнемокартинки, посмотрите их внимательно   и   распределитесь   сами   на   мнемодорожки.   А   потом   будете   смотреть   на мнемотаблицу и по очереди, у кого какая картинка будете пересказывать сказку. А ты Незнайка внимательно слушай и запоминай. Дети   вытаскивают   себе   картинки,   рассаживаются   за   столы   (или   стоят)   по мнемодорожкам. Смотря на мнемотаблицу, сопоставляя свои картинки, пересказывают по очереди сказку.  Н: А вот, какая сказка изображена на моих картинках. Очень интересно ребята, вы мне ее рассказали. Какие вы молодцы. Как хорошо, что я пришел именно к вам. Без вашей помощи я бы никогда не справился. Спасибо вам большое ребята. Я, наверное, побегу к Знайке и скажу, что знаю, какую сказку он мне подарил. До свиданья, ребята!!! Д: До свиданья Незнайка!!! В: Ребята, какие вы молодцы. Так хорошо пересказали сказку Незнайке. А скажите, пожалуйста,   как   называется   таблица,   по   которой   вы   пересказывали   сказку? (мнемотаблица). А из чего состоит мнемотаблица? (мнемокртинок и мнемодорожек). А что, было трудным в пересказывании сказки? (ответы детей). Вам мнемотаблица помогла в пересказе сказки? (Да. С ней легче рассказывать сказку, потому что картинки помогают). Молодцы, ребята, я думаю, что Незнайка остался довольный и обязательно обратиться к нам еще за помощью. Всем спасибо.

"Мнемотехника"

"Мнемотехника"

"Мнемотехника"

"Мнемотехника"

"Мнемотехника"

"Мнемотехника"

"Мнемотехника"

"Мнемотехника"

"Мнемотехника"

"Мнемотехника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2019