Мнемо́ника – в переводе с греческого — искусство запоминания). Это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). При пересказе сказок с использованием мнемотаблиц совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения.
статья.docx
Формирование связной речи детей дошкольного возраста через
развитие навыков пересказа сказок с использованием
мнемотехники.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка какимнибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Прислушавшись к мнению великого педагога, увидев эффективность наглядного
материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по
своему, используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнем ника
оо
– в переводе с греческого — искусство запоминания). Это
совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной
информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления,
имеющие визуальное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией
в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Связная речь— смысловое развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Пересказ письменное или устное изложение какогонибудь текста.
С помощью мнемотехники решали следующие задачи:
Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной
речи у воспитанников.
Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с
помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки.
Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие
навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность);
Начинали мы работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к
мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы это графическое или частично графическое
изображение персонажей сказки, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета
сказки.
При пересказе сказок с использованием мнемотаблиц совершенствуется структура
речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже
концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи
необходимых выражений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из
абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки по заданной теме.
Таким образом, хочется сказать, используя в работе мнемотехнику при пересказе
сказок дети научились пользоваться схемами, некоторые самостоятельно могут составить
мнемодорожки, мнемотаблицы. Значительно расширился активный словарь; улучшилась
монологическая и диалогическая речь.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
«Каша из топора».
Программное содержание: Обучение детей замещению реальных предметов на
символы.
Пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
Материал: Мнемокартинки, мнемодорожки, мнемотаблица по сказке. Цветная
картинка «Каша из топора», игрушка – Незнайка.
Предварительная работа: Чтение сказки «Каша из топора», рассматривание
мнемокартинок (схем), составление мнемодорожек по сказке.
Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций,
беседа, выстраивание в
логической последовательности серии картинок к сказке.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята.
Д: Здравствуйте.
(В группу забегает Незнайка с испуганным лицом просит детей).
Н: Здравствуйте ребята, как я рад, что я вас встретил, я хочу попросить вас о
помощи. Мой друг Знайка подарил мне картинки из сказки, но когда я нечаянно
споткнулся и упал, все мои картинки тоже упали на землю и перепутались. Теперь я
незнаю, что это за сказка и как ее рассказать. Вы мне поможете ребята?
Д: Поможем. В: Конечно Незнайка наши ребята тебе помогут, на прошлых занятиях мы с вами
читали эту сказку, посмотрите, пожалуйста, на картинку скажите, как она называется.
Д: «Каша из топора».
Н: А вы что знаете эту сказку? И сможете мне помочь сложить картинки правильно
и перескажите мне сказку?
Д: Да.
Н: Ребята. А как, мы с вы пробовали запомнить эту сказку?
Д: Мы рассматривали картинки и составляли дорожки.
В: Молодцы ребята. А как называются правильно эти дорожки и картинки?
Д: Мнемодорожки и мнемокартинки.
В: Молодцы. (Если дети не скажут, воспитатель напоминает сам).
Н: Как? Как?
Д: Мнемодорожки и мнемокоартинки.
Н: Вот это да. Надо запомнить.
В: Запоминай Незнайка. Наши дети много знают и многому тебя научать, только
будь внимателен. А сейчас успокойся, не переживай и давай немножко отвлечемся,
повторяй за ребятами.
Физминутка:
Солдат шел, шел, шел, (дети шагают на месте)
И к бабушке зашел.
Начал кашу варить? (круговые движения рук)
С топора варил, (рубим топором)
А потом посолил, (имитируем как будто солим)
И крупы положил, (потираем руки друг о друга)
Маслица закинул, (поглаживаем обе руки по очереди )
Каша просто диво!!!! (прогибаемся назад и гладим живот круговыми движениями).
В: Ну, а теперь ребята давайте поможем Незнайке. Посмотрите, пожалуйста, на эту
таблицу. Это – мнемотаблица.
Н: А т с чего она состоит эта – мнемотаблица?
Д: Из мнемокартинок и мнемодорожек. Н: А Что или кто изображено в таблице? Д: (солдат, бабушка, маслице, крупа и
пр.)
Почему в таблице изображен топор? Д: (каша из топора)
Что означает капелька? Д: (вода)
Что означает солонка? Д: (солдат попросил у бабушки соль для каши).
Какой картинкой заканчивается сказка? Д: (полным горшком каши)
В: Молдцы, ребята. А теперь вы сами себе выберите мнемокартинки, посмотрите их
внимательно и распределитесь сами на мнемодорожки. А потом будете смотреть на
мнемотаблицу и по очереди, у кого какая картинка будете пересказывать сказку. А ты
Незнайка внимательно слушай и запоминай.
Дети вытаскивают себе картинки, рассаживаются за столы (или стоят) по
мнемодорожкам. Смотря на мнемотаблицу, сопоставляя свои картинки, пересказывают по
очереди сказку.
Н: А вот, какая сказка изображена на моих картинках. Очень интересно ребята, вы
мне ее рассказали. Какие вы молодцы. Как хорошо, что я пришел именно к вам. Без вашей
помощи я бы никогда не справился. Спасибо вам большое ребята. Я, наверное, побегу к
Знайке и скажу, что знаю, какую сказку он мне подарил. До свиданья, ребята!!!
Д: До свиданья Незнайка!!! В: Ребята, какие вы молодцы. Так хорошо пересказали сказку Незнайке. А скажите,
пожалуйста, как называется таблица, по которой вы пересказывали сказку?
(мнемотаблица). А из чего состоит мнемотаблица? (мнемокртинок и мнемодорожек). А
что, было трудным в пересказывании сказки? (ответы детей). Вам мнемотаблица помогла в
пересказе сказки? (Да. С ней легче рассказывать сказку, потому что картинки помогают).
Молодцы, ребята, я думаю, что Незнайка остался довольный и обязательно обратиться к
нам еще за помощью. Всем спасибо.
"Мнемотехника"
"Мнемотехника"
"Мнемотехника"
"Мнемотехника"
"Мнемотехника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.