Презентация по теме «Использование технологии «мнемотехника»в образовательном процессе ДОУ»
Подготовила :Монахова В.Ф.
воспитатель МАДОУ г.Хабаровска
«Детский сад№23»
Использование технологии «мнемотехника» в образовательном процессе .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый 17 октября 2013г. приказом Министерства образования и науки РФ за № 1155 и вступивший в силу с 1 января 2014 года направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия
Мнемотехника
Мнемотехника--это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи, комбинации зрительных образов. В переводе с греческого «Мнемотехника» - «искусство запоминания».
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Основа обучения – развитие творческого познания.
Основные задачи мнемотехники:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения , использования средств технологии.
развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
развитие мелкой моторики рук;
формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
формированию целостного восприятия окружающего мира;
развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
Технология «мнемотехника» способствует
Мнемотехнику в детском саду называют по разному:
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.. Ее содержание определяет педагог. Он может нарисовать все, что считает нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов ..
1) мнемоквадрат- это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
2) мнемодорожка
3) мнемотаблица -это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов) .
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.
Графическое изображение
“девочка” “маленькая девочка”:
Главное – условно - наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Требования:
«Мнемотехника» и образовательная область «Речевое развитие»
Кот поет, глаза прищуря,Мальчик дремлет на ковре,На дворе играет буря,Ветер свищет на дворе."Полно тут тебе валяться,Спрячь игрушки да вставай!Подойди ко мне прощаться,Да и спать себе ступай".Мальчик встал. А кот глазамиПоводил и все поет;В окна снег валит клоками,Буря свищет у ворот. |
заучивание стихотворения Суть этого способа в следующем: ребёнок слушает стихотворение и соотносит его логические части с подходящими картинками – устанавливается связь между зрительной и слуховой памятью.
Пересказ
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование) ;
– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.
Составление рассказа
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
-кодирование в образы,
-запоминание последовательности,
-закрепление в памяти.
Схемы для составления рассказов по методике В.К.Воробьёвой
Для формирования связной речи у дошкольников можно использовать графические таблицы или схемы. Применение таблицы позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета, на втором действия, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. В следующем предложении на первом месте используется предметное обозначение из предыдущего предложения, что даёт возможность продемонстрировать смысловое соединение предложений. Проще говоря последнее слово в предложении становится первым словом в следующем, таким образом дети составляют связный рассказ.
Это огород. На огороде растут овощи. За овощами ухаживает бабушка. Бабушка поливает овощи. Из овощей бабушка варит суп. Суп очень нравится детям.
Моделирование
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;
• силуэтные и предметные картинки.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Художественно-эстетическое развитие
Организовывая работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, предлагаются задания, где детям надо анализировать внешний вид объектов, выделять характерные признаки, использовать анализ схем с изображением характерного признака, а затем самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы
использование опорного материала, в качестве которого выступают тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур. Например, детям предлагается нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или детям вывешиваются контуры фигур, и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы. В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получалются интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывает и решает рисунок самостоятельно и по- своему видит конечный результат.
Социально-коммуникативное развитие
Схемы алгоритмов действий,
Пиктограммы эмоций
Развитие представлений о себе и семье и т.д.
Музыка и мнемотаблицы
В мнемотаблицу закладываем определенную информацию для формирования музыкально-слуховых певческих представлений, восприятия музыкально-ритмической культуры и исполнительской деятельности на музыкальных инструментах-игрушках.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании песен, потешек, закличек.
Процесс обучения детей с помощью мнемотаблиц проходит поэтапно:
Обогащение знаний детей в форме познавательного рассказа. Беседы о музыкальном произведении, слушания музыки.
Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию конкретного музыкального произведения. Расшифровка символов, раскодирование информации.
Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи взрослого.
Воспроизведение детьми музыкального произведения (песни, танца, музыкально-подвижной игры).
Заключение
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц и моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: - модель должна отображать обобщённый образ предмета; - раскрывать существенное в объекте; - замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов: -у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; -появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; -появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; -словарный запас выходит на более высокий уровень; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше дети подготовятся к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, мышление, воображение.
Литература:
Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Егорова Т. А. Комплексные занятия в детском саду .Издательство «Учитель»,2014г.
Колесникова Е.В. «Математические ступеньки»программаю
И.Лыкова « Цветные ладошки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.