Мнемотехника- один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Мнемотехника- один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
Лекции
docx
окружающий мир
Детсад
22.07.2022
Мнемотехника- один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей дошкольного возраста
считаю данную тему актуальной и востребованной
МНЕМОТАБ ВЫСТУПЛЕНИЕ.docx

                   «Мнемотехника — один из эффективных методов
и приемов  в речевом развитии детей дошкольного возраста».                                                       Гайнельянова А.И.-воспитатель 1 категории  МАДОУ Малоязовский д\с №1 «Солнышко»

                      Свое выступление хочу начать  с оригинального высказывания  русского писателя и педагога, основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Полностью и в полном объеме принимаю его замечательные слова, так как у детей дошкольного возраста в речи имеются большие проблемы:

·        Речь ребенка дошкольника  по своей сути она односложная, состоящая лишь из самых простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

·        Бедная диалогическая  речь. Недостаточный словарный запас слов.

·        Употребление нелитературных слов и выражений.

·        Очень плохая дикция.

·        Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

·        Очень бедная  детская диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать и задать вопрос, составить краткий или развёрнутый ответ.

·        Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

·        Отсутствие навыков культуры речи: неумелое использование интонации, координирование громкости голоса и темпа речи.

                         По состоянию на сегодняшний день: образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями действий  речь у детей дошкольников - феномен очень редкий. В речи детей существует множество проблем: Поэтому образовательное и педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников,  на мой взгляд, очень сложное кропотливое дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, окружающего мира, быта и т.д.

                 Дошкольник должен научиться определять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

                 На самом деле, тут не только в уровне развития речи ребенка. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их несколько раз.  А ведь основное для того, кто рассказывает - передать основной сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить чувства. Диалогическая  речь ребенку психологически более легче, чем монологическая, она сложнее: дошкольники часто пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений.

                Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Анализируя вышеуказанные  детские проблемы в речи, в своей образовательной работе с детьми,  после изучения интересной для меня технологии , в дальнейшей практической работе решила применить мнемотехнику. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается намного легче и лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную  и слуховую информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

                Итак, мнемотехника - в переводе с греческого означает - «искусство запоминания».  Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский ( 6 век до н.э) по имени богини памяти –Мнемозина.  Мнемотехника это  совокупность правил и приемов , облегчающих процесс  запоминания. Последовательное сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов окружающей природы и об окружающем мире, долговременное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие связной речи.

                Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет данную методику сенсорно-графическими схемами, ТкаченкоТ.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Каждая  вышеуказанные технологии, я считаю, по своему уникальные и доступные для речевого развития детей.

                Структура мнемотехники строится по одному из педагогических принципов: от простого к сложному.

                 Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); затем, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию, сама убеждаюсь, применяя данную технологию на практике.

                Мнемосхемы служат  для детей замечательным зрительным планом для создания монологов, и оказывают помощь детям:

·        В  построении  рассказа,

·        В последовательности рассказа,

·        В лексико-грамматической наполняемости повествования

 

Итак,  карточки - схемы можно использовать : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы,  при отгадывании и загадывании загадок, ребусов, при заучивании стихов, скороговорок, пословиц, поговорок  и  т.д.

                Мнемотаблицы - схемы служат  замечательным дидактическим пособием и материалом в работе по развитию связной   речи детей. Мнемосхемы используют:

                В работе с детьми  младшего и среднего дошкольного возраста желательно применять  цветные мнемотаблицы., а для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

                 Как было выше сказано, что любая  педагогическая работа, так  и мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов  с детьми младшего дошкольного возраста (1 карточка с одним  рисунком-символом), последовательно  и плавненько  переходить к мнемодорожкам- вид мнемосхеиы, которые выстраиваются в линию ( с детьми среднего дошкольного возраста)  и позже - к мнемотаблицам (это таблица , в которую закладывается определенная информация (старший дошкольный возраст)., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнышко - желтое, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

                 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание, как было уже вышесказанном, придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

                    Коллаж

                 Коллаж –является еще одной разновидностью мнемотехники . Атрибут коллажа– это лист картона, где изображены цифры, геометрические фигуры, буквы,   различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Целью данной технологии является  расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

                Работа по использованию мнемотаблиц состоит из нижеследующих этапов:

                 1 этап включает рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено,                      ассоциация, взаимосвязь и образы, установление причинно-следственных связей между ними.

                    На этом этапе работы с мнемотаблицей задача педагога научить детей находить,                            выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать словом, или предметом . В предмете – это может быть форма, цвет, назначение или применение и т. п. В слове – это наличие звука в слове или количество звуков, слогов и т. п. Дети вместе с педагогом по вопросам обсуждают нарисованные на мнемотаблице картинки.

                 2 этап- Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этот этап работы с мнемотаблицей развивает связную речь детей. Детям предлагает рассказать о предмете, изображенном в центре таблицы, используя мнемотаблицу.

                 3 этап- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.        воспроизведение, заполнение таблицы по памяти. На этом этапе работы основная обучающая задача - развитие зрительно-пространственной памяти, мелкой моторики руки и изобразительных навыков и умений. Детям раздаются пустые таблицы, которые им нужно заполнить по памяти, нарисовав в них картинки каждую в своей клеточке.

 В младших группах дети задания выполняют  с помощью воспитателя, в старших дошкольных  – дети должны уметь  выполнять самостоятельно.

                      Последовательность работы с мнемотаблицами:

·        Введение элементов символов (формы, величины, действия).

·        Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

·        Введение отрицаний.

·        Сочетание символов, чтение цепочки их.

·        Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

·        Творческое создание детьми опорных схем.

               Приемы мнемотехники:

·        Ассоциации, взаимосвязи и образы

·        Рифмовка, ритм (У четырех черепах по четыре черепашонка )

·        Кодирование (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

·        Интеграция объекта запоминания в знакомые ощущения (на  слух, на вкус)

·        Преувеличение, юмор.

·        Структурирование информации

                Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Вся работа строится, как мы уже говорили, от простого к сложному. (Алгоритм обучения детей). Но, необходимо  отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

                        Результаты

·        у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

·        появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

·        появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

·        словарный запас выходит на более высокий уровень;

·        дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

                 Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

                Параллельно с данной технологией работы необходимы применять и  речевые игры, речевки, приветствия , обязательны использование настольно-печатных игр,  помогающих детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки и т.д..

Применяя мнемотехнику-как один из образовательных технологий, убедилась в том, что результаты работы дают только положительный результат. Оформила картотеку скороговорок , поговорок, стихов в виде мнемосхем.

                    Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми дошкольного возраста  позволяет достичь   замечательных результатов в развитии связной речи дошкольников.

                Результаты:

·           у дошкольников увеличивается круг знаний об окружающем  их мире;

·           появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

·           появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

·           словарный запас выходит на более высокий уровень;

·           дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, уверенно рассказывают.

       Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  дошкольного возраста  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе. Ведь наша жизнь-это память.

 

 


 

Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Диалогическая речь ребенку психологически более легче, чем монологическая, она сложнее: дошкольники часто пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений

Диалогическая речь ребенку психологически более легче, чем монологическая, она сложнее: дошкольники часто пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений

В последовательности рассказа, ·

В последовательности рассказа, ·

Целью данной технологии является расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи , умения связно говорить, рассказывать

Целью данной технологии является расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи , умения связно говорить, рассказывать

Ассоциации, взаимосвязи и образы ·

Ассоциации, взаимосвязи и образы ·

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста позволяет достичь замечательных результатов в развитии связной речи дошкольников

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста позволяет достичь замечательных результатов в развитии связной речи дошкольников

Мнемотехника- один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей дошкольного возраста

Мнемотехника- один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.07.2022