"Многонациональная культура родного края"
Оценка 4.7

"Многонациональная культура родного края"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
30.11.2023
"Многонациональная культура родного края"
Материал содержит серию внеклассных материалов
серия внеклассных мероприятий Многонациональная культура родного края.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №17 городского округа – город Камышин

 

 

 

 

Методическая разработка

Серия внеклассных мероприятий по литературе

«Многонациональная культура родного края» для 7 класса.

 

 

 

Разработчик:

учитель русского языка и литературы

Гутарева Оксана Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

I.                   Пояснительная записка

В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Рост интереса общества к своему прошлому, культурному и природному наследию стал одной из наиболее характерных черт новой и новейшей истории. В формировании культурологической компетенции учащихся особое место занимает межкультурный диалог. Россия – многонациональное государство, и исторически так сложилось, что Нижнее Поволжье стало местом компактного проживания русских, немцев, евреев, украинцев, калмыков и представителей многих других национальностей. Это ставит перед классным руководителем и учителем-словесником важные задачи формирования дружественных, гуманистических межнациональных отношений.

  Формирование толерантности, уважения иной культуры – в центре внимания любого учителя, однако специфика каждого класса определяет выбор форм и методов работы с классом.

  Это становится особенно важным в наше время, поскольку и само государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

  Базой для такой работы может стать изучение национальных традиций и национальной литературы. Ни одна национальная литература не может вырасти на национальной почве, не взаимодействуя с литературами других народов. В литературном наследии Камышина – совместное культурно-историческое развитие разных народов, взаимодействие национальных культур. В работе учителя-словесника проблема межкультурного литературного наследия занимает особое место, однако и классный руководитель может выстраивать работу с учащимися, учитывая многонациональный состав класса и задачи формирования толерантности в рамках конкретного класса. В силу специфики своей деятельности отрасль культуры носит первостепенную роль для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей.

Цели и задачи работы: формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся на основе приобщения их к многонациональному культурному наследию родного края;

Ø  усвоение учащимися знаний об основных культурных нормах, которые выработало общество;

Ø  знакомство учащихся с культурным наследием родного края,

Ø  развитие позитивного отношения к культурному наследию,

Ø  расширение читательского кругозора школьников;

Ø  приобретение учащимися соответствующего опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Были выбраны разные формы работы, которые соответствовали возрасту учащихся, объединяли детей и взрослых яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.

  Такая работа с учащимися позволила избежать конфликтов в классе, сформировать стабильно положительный общий эмоциональный фон, расширить представления о литературе родного города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса

«Хранитель исторической памяти российских немцев»

(творческая мастерская)

Цель классного часа: создание условий для формирования  у учащихся чувства патриотизма, гордости за героев-земляков, которые являются примерами для подражания

Задачи:

  1. Познакомить  с судьбой Доминика Гольмана,  немецкого советского писателя и поэта;
  2. Воспитывать  уважение  к другой культуре,  осознание молодым поколением долга служения Отечеству;
  3. Развивать коммуникативные  навыки,  творческие способности.

 

Оборудование:

1)       Ноутбук

2)      Презентация по теме

3)      Проектор

 

Этапы подготовки и проведения классного часа:

Подготовительный этап:

Подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворений.

 

Вступление.

Учитель: «Его называют немецким сыном России. Он был кавалером ордена Дружбы народов, членом Союза писателей СССР. Это человек яркой судьбы. И сегодня мы поговорим с вами о жизни и творчестве нашего земляка – Доминика Гольмана».

Чтец1. Плачьте,горные вершины,
Плачьте,милые долины,
Плачьте со мною,деревья,кусты,
Волга родная,поплачь со мной ты…

Звёздочки,плачьте на небе ночном
О горькой судьбе,о народе моём…
Вместе со мной пусть оплачет природа
Многострадальную долю народа*.

Чтец 2.

Доминик Иосифович Гольман — единственный член Союза писателей, который родился и умер в Камышине. Причем родился тогда, когда этот город еще входил в Саратовскую губернию. Будущий писатель родился в семье прачки. Ещё до революции окончил школу и учительские курсы. В 1916—1932 годах работал учителем в сельских школах немецкого Поволжья (Ротгаммель, Мариенфельд), после чего поступил в Немецкий государственный педагогический институт в городе Энгельсе, столице автономной республики немцев Поволжья.

Чтец3.В годы учебы пришла любовь к чтению, и тогда же Д. Гольман стал «сочинять четверостишия». На всю жизнь в памяти у писателя остались уроки учителя словесности Якова Осиповича Мыльникова, который «мастерски мог раскрывать красоту поэтического слова».

32 лет от роду — в 1931 году — осуществилась заветная мечта Д. Гольмана: он поступил учиться во вновь открытый немецкий педагогический институт в городе Энгельсе, по окончании которого был оставлен преподавателем немецкого языка.

Чтец 1. В Немецком государственном педагогическом институте Доминик Гольман изучал филологию. Позже он стал деканом факультета в этом ВУЗе.

После начала Второй мировой войны Доминик Иосифович, как и многие советские немцы, подвергся депортации в Красноярский край, изнурительным работам в труд армии.

Чтец 2.Чудовищная история России и российских немцев ХХ века стала частью его судьбы и нашла отражение в его произведениях, на страницах которых картины «жизни» в труд армии – голод, смертельная работа, унижения. Многие произведения не были опубликованы из-за запретов цензуры писать о судьбе немцев, об их жизни на Волге до войны или об их депортации в 1941 году. В стихотворении «Потомкам» Доминик Гольман делится с читателями своими воспоминаниями о страшных годах депортации.

Den Nachkommen

EinstlebtenwirimschönenWolgalande.
Am Karaman stand meinaltesVaterhaus.
Da kam der Krieg.MitFreunden und Verwandten
wirmußtennachSibirienhinaus.

Hart war der Krieg, der Hunger und dieFröste.
Esmangelte gar oft amliebenBrot.
Dochschafftenwir und mühtenunsaufsbeste
und langsamüberstandenwirdie Not.

Jahrzehntelangverachtet und entrechtet,
aufsschmählichsteverleumdet und verkannt.
O denktdaran, ihrkünftigenGeschlechter,
die ihr die Schmach der Väternichtgekannt.

IhrJungenlebt in Wohlstand und Vergnügen,
zufriedenmit der Welt und euremAufenthalt.
Denktihrdaran, wievieleMännerliegen
in Massengräberndortimwilden Wald?

KeinKreuz, keinDenkmalzeigt die Grabesstätte
und keineTafelzählt die Namen auf
der Menschen, die vorDrangsal und vor Hunger
zu früh beendetihren Lebenslauf.

Ende 1960ger Jahre

Чтец 3.

Ида Бендер (Гольман), дочь известного педагога, писателя, переводчика и поэта, в своей книге «Сага о немцах моих российских» вспоминала:  «Всех студентов и старшеклассников отправили в колхозы: успеть собрать урожай до депортации. В городе разместили военно-морское училище, чтобы иметь военизированные части на случай возможного бунта населения. А мы, ничего не подозревающие немецкие граждане нашей страны, всегда готовые к ее защите, даже и не мыслили, что можно не выполнить распоряжение родного правительства. Но теперь поняли: так вот почему так холодно отнеслись к нашему желанию пойти добровольцами на фронт, вот зачем так часто по радио говорили о шпионах и диверсантах… Я еще раз перечитала газету. Только теперь до сознания дошел весь трагизм нашего положения: людям придется оставить дом и все имущество, нажитое с таким трудом. Острой болью резанули слова: «По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые По сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах,  заселенных немцами Поволжья». Это же надо такое придумать! Каждая клеточка нашего естества сопротивлялась этой ужасной лжи, кричала: «Неправда!» У мамы случился нервный шок…»

Чтец 1.

Дальнейшая история этой семьи потрясает. Родителей Иды призвали в трудармию (мобилизованных немцев отправляли на строительство заводов, в рудники, на лесозаготовки). В январе – в один лагерь отца, в мае – маму. Позже Ида вместе с матерью и младшими братом и сестрой попала в Нарым. Мать умерла от недоедания и непосильной работы, семилетняя сестра Люся погибла случайно. Доминика Гольмана списали из лагеря как доходягу…

Только 28 августа 1964 года вышел Указ правительства СССР о признании переселения немцев ошибочным и снятии с них необоснованного обвинения в поголовном пособничестве фашистам. После унижений, голода, тяжелейших потерь… А Доминик Гольман, несмотря ни на что, всегда горячо любил свою родину:

Где река-Караман струится
У песчаных кос быстрей,
Где в слезах старушки-ивы
Наклоняются над ней.
Где плывет туман над пашней
В зное солнечного дня,
Там – на Волге, там – на Волге
Счастье – родина моя.

Там, где жаворонки утром
С песней рвутся в облака,
Где летят над степью кличи
Пароходного гудка.
Там, где каждый холм и камень
С малолетства знаю я,
Там – на Волге, там – на Волге
Радость – родина моя…

Чтец 2.Вернуться в родной Камышин Гольману удалось только в 1977 году.

Доминик Гольман вел активную общественную деятельность с целью реабилитации российских немцев и восстановления Поволжской автономии. Он направлял многочисленные письма и обращения к партийным органам и прочим государственным организациям СССР. Кроме этого, Гольман работал над сохранением национальной идентичности российских немцев – языка, обычаев, культуры.

Чтец 3.Кроме преподавательской и общественно-политической деятельности, еще одним детищем Доминика Иосифовича была литература. Он писал как поэтические произведения, так и прозу на немецком языке. Главными героями творчества Гольмана были российские немцы, он описывал их быт, обычаи и страдания, которые пришлось перенести этой этнической группе в СССР. Некоторые произведения писателя были запрещены советскими властями, например, “Olga von der Wolga” (Ольга с Волги) или “Wiegenlied einer sowjetdeutschen Mutter in der sibirischenVerbannung” (Колыбельная советской немки в сибирском изгнании).

Чтец 2.

Гольман любил наш городок. Будучи уже в преклонном возрасте, он сел и написал воспоминания о купеческом Камышине, ставшие настольной книгой, путеводителем по городу для многих поколений камышинских краеведов. Благодаря этим подробным воспоминаниям, живописующим нравы и быт Камышина начала XX века, образ старинного купеческого городка остается живым и поныне для современных камышан.

«Астраханская (Республиканская) улица славилась тем, что на ней зимой и в воскресные дни, и особенно в Масленицу владельцы выездных лошадей проводили выезды, иногда соревнования в обгон. Эти зрелища собирали толпы зрителей».

Чтец 1.Доминик Гольман умер в Камышине на 92-ом году жизни. Нам он оставил в наследство порядка 600 стихотворений, учебник немецкой грамматики, романы «Разорванные путы», «Суть жизни», «Судьбы людские», несколько пьес. По характеру его творчества Гольмана причисляют к писателям-гуманистам. Свои мировоззренческие идеалы он пронес через всю жизнь: сострадание к ближнему, верность отчему краю, любовь к жизни.

Звучит песня «OlgavonderWolga»

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса (устный журнал)

«Армянский певец свободы»

Цели:  Познакомить учащихся с личностью, судьбой и творчеством Микаэла Налбандяна.

Оборудование:

4)      Ноутбук

5)      Презентация по теме

6)      Проектор

7)      Лист ватмана, цветные карандаши, фотографии.

 

Ход классного часа

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня наш классный час посвящен личности, судьбе и творчеству армянского писателя, революционного демократа Микаэлу Налбандяну. Что связывает наш маленький город и этого выдающегося человека? Что заставляет нас обращаться к творчеству этого писателя? На эти вопросы и другие вопросы мы сможем ответить с помощью устного журнала «Армянский певец свободы». Слайд 1.

Страница 1. Личность МикаэлаНалбандяна.

Просмотр: Рубрика "След в истории" , выпуск о Микаэл еНалбандяне yotube.com

Страница 2. Судьба Микаэла Налбандяна.

Ученик 1:Он был десятым ребенком в семье. Жилось трудно, хотя отец работал не покладая рук. Может быть, поэтому старшие сыновья не захотели перенять ремесло отца и, по обычаю, стать кузнецами, а предпочли торговлю, едва научившись читать и считать.

Микаэл рос щупленьким и слабым, и отец сам решил держать его подальше от горна и наковальни. В домашней школе не шибко ученого дьячка семилетний Микаэл за один месяц освоил азбуку, чтение по слогам, молитвенник и догнал тех,  кто учился уже два года. Мальчишка очень часто задавал вопросы дьячку и был много раз бит за «умничанье».

Ученик 2:Гораздо полезнее оказалась школа литератора и переводчика Патканяна, где Микаэл с большим удовольствием изучал языки, историю, литературу. Здесь прививались «любовь к сладости знаний», желание самостоятельно работать и расширять свой кругозор. Патканян рано заметил литературные способности Микаэла, помог напечатать его первые стихи.

Город, в котором родился и рос МикаэлНалбандян, назывался Нахичеван-на-Дону. Его по указу Екатерины II построили армяне, переселенные после русско-турецкой войны из Крыма. (Сейчас это один из районов Ростова-на-Дону). К середине ХIХ века он был похож на тогдашний Камышин. Собор, пять церквей, ни одного театра или библиотеки.

Ученик 3: Нравы были очень строгие. Девушки и парни могли встретиться только на Пасху, когда весь город собирался у собора. Только там можно было присмотреть себе невесту. Микаэл, к тому времени подросший, окрепший, напечатавший четыре стихотворения, чувствовал себя поэтом и достойным женихом.

Он прикипел сердцем к красавице Вардуи. Простой, милой девушке. На соборной площади долго ею любовался, перекинулся парой слов. Потом несколько раз встретились и поговорили в присутствии ее мамы. И все.

Но каково воображение поэта! Первые порывы любви превратились в горячие строчки, в целую книгу, которая через годы будет уже набрана в типографии, но автор так и не решится ее опубликовать. Напечатана она будет только через 100 лет. Счастья любви, по сути дела, не было. Но счастье творчества налицо!

Ученик 1:И представьте себе отчаяние Микаэла, когда он узнал, что без его ведома любимую Вардуи выдали замуж за сына бакалейщика. Сам Микаэл никакой другой любви для себя и представить не мог. Он любил повторять слова Шиллера: «Май жизни цветет лишь однажды». Так и не женился.

Петербургский университет, защита диссертации, звание преподавателя армянского языка, работа в Лазаревском институте восточных языков в Москве... В газетной статье не только изложить, но даже перечислить трудно плоды непрерывной литературной, общественной революционной деятельности Микаэла Налбандяна. Они даже в пятитомное собрание сочинений не уместились. Его книги, статьи, стихи, песни стали духовным достоянием миллионов армян, разнесенных судьбой по всем странам мира. Он всей душой сочувствовал им и писал: «Писатель без народа и народ без писателя беспомощны, но, соединив воедино душу и волю свои, многое способны сделать во имя просвещения общенационального». Он сделал.

Ученик 2:М.Л.Налбандян тесно связан с российской историей и литературой. На первых порах
 он подражал Пушкину и Лермонтову, всю жизнь восхищался Белинским, считал себя единомышленником Чернышевского и Добролюбова. Армянский журнал в Москве «Северное сияние», в котором сотрудничал Налбандян, был сродни лондонскому «Колоколу» и петербургскому «Современнику».

«Преблагороднейшим и добрейшим» Налбандяном восхищался Тургенев, его «золотой душой и преданностью» были покорены Герцен, Огарев, Бакунин. Сейчас мы уже не ругаем наших царей, но ведь были же самодержавие, крепостничество, жестокое преследование передовых мыслителей. После ареста и пребывания в Петропавловской крепости Чернышевский оказался в Сибири, а Налбандян в Камышине.

Ученик 3: 7 декабря 1865 года - В Камышин в ссылку приехал узник Петропавловской крепости великий армянский поэт и публицист Микаэл Налбандян. Жил он в доме купца А.К. Парамонова на улице Пушкина. Свои впечатления о Камышине того времени Налбандян изложил в письме к брату: «Об этом городе ничего хорошего сообщить не могу. Совершенно негодное место, а в течение зимы здесь жизнь прекращается совершенно». Так сложилось, что к этому времени армянский поэт уже был серьезно болен туберкулезом. Здесь его лечил лучший в городе доктор Виноградов, однако болезнь была слишком запущена. В феврале 1866 года больной изгнанник обращается к саратовскому губернатору князю Щербатову с прошением разрешить ему 1 мая выехать в кумысолечебницу в Самарскую губернию. Разрешение было получено, но 31 марта Налбандян умер. Из Камышина тело поэта-демократа по указанию городского исправника было направлено на лодке с гребцами до Царицына, далее по железной дороге и затем на пароходе в Нор-Нахичевань. Похороны великого сына армянского народа превратились в массовую демонстрацию. Он был погребен в Крестовоздвиженском монастыре. Спустя ровно сто лет после смерти Налбандяна его соотечественники, советские армяне, изготовили в технике кованой меди трехметровый монумент Налбандяна и подарили нашему городу. Местные власти долго решали: куда его деть? А в 1968 году, в 300-летий юбилей Камышина, как раз готовилась к открытию новая школа № 16 и армянского поэта подарили ей. Позднее монумент был передан музею, где его может увидеть любой желающий.

Страница 3. Творчество поэта Микаэла Налбандяна.

Учитель: Великий Шолохов в статье «Наш Налбандян» о поэте написал такие строки: «Русский народ глубоко чтит память Микаэла Налбандяна – выдающегося просветителя армянского народа, пламенного борца за счастье трудового народа, революционного демократа, единомышленника Белинского и Чернышевского, Герцена и Огарёва. Армянин по национальности, он был моим земляком … и я склоняю голову над прахом великого сына армянского народа…»Сегодня стихотворения Микаэла Налбандяна прочтут для вас ребята старших классов.

Ученик 1.

Свобода

Когда свободный бог в меня
Вдохнул дыханье человека
И бренному созданью дал
Дар кратковременного века, –
Я, бессловесное дитя,
Не зная горя и невзгоды,
Ручонки слабые простер
К видению свободы.

Когда не спал я по ночам,
Спеленат, связан в колыбели,
И заливался, и кричал,
Пока не встанет мать с постели
И не развяжет детских рук
Ребенку малому в угоду, –
Наверное, тогда я дал
Обет любить свободу.

Когда от первой немоты
Освободил я голос звонкий
И радовались все кругом
Живому лепету ребенка,
Не «мать» и не «отец» тогда
Сказал я, как велит природа.
Нет, детские мои уста
Произнесли: «Свобода!»

«Свобода? – эхом прозвучав,
Судьба сурово вопросила. –
Свободы воином навек
Ты хочешь стать, а хватит силы?
Тернист и тяжек будет путь
Отдавшего себя народу.
Мир узок, тесен для того,
Кто полюбил свободу».

«Свобода!» – восклицаю я.
Пусть гром над головою грянет,
Огня, железа не страшусь,
Пусть враг меня смертельно ранит,
Пусть казнью, виселицей пусть,
Столбом позорным кончу годы,
Не перестану петь, взывать
И повторять: «Свобода!»

              <Перевод В.Звягинцевой>
[Налбандян 1967, с. 76 – 77]

Ученик 2.

«Дни детства»

Дни детства, невозвратные как сон

Прошли, ушли беспечной чередой.

О легкие, о радостные дни,

Промчавшиеся вешнею водой!

Младенческую простоту сменив,

Явилось знанье, стал суровым нрав,

Я размышлением наполнил дни.

Минуты не оставив для забав.

А вслед за тем сознание пришло,

Судьбой народа грудь отягчена!

Тогда мне лиру подал Аполлон,

Чтоб исцелила эту боль она.

Ученик 3.

Луна.

О луна, о луна, за веками века
Ты сияешь на небе, полна и ярка, –
Но не чаще ль встречает твой ласковый свет
Не веселье на лицах, но горести след?
Без печали тебя ожидает лишь тот,
Кто ударов судьбы не знавал и не ждет,
Кто доволен закатом счастливого дня
И с молитвой вечерней спокойно уснет.
Но лишь только взойдешь и доколь не зайдешь,
Зачарованным взором прикован к тебе,
Кто не в силах своих перечислить утрат,
Кто стенает всечасно о горькой судьбе.

Золотая луна, золотая луна,
Ты не только свидетель заплаканных глаз:
Часто-часто из темной своей высоты
Зришь ты ужас безмолвный в полуночный час.

Под лучами твоими нередко сверкал
Окровавленный меч. О, когда бы в тот миг
Ты могла помрачиться, сокрыться во тьму
И внезапно явить свой изменчивый лик

Напитавшимся кровью, в лазури ночной
Показаться убийце, чей трепетный взор
Грозный понял бы знак, чтоб злодей, трепеща,
Убедился, что есть его темным делам
Неподкупный свидетель в небесной выси,
Что суровый глядит обвинитель, судья, –
И его не избегнешь… Но это лишь сон…

И, быть может, сейчас, в эту самую ночь,
Неповинная вновь проливается кровь,
Ты же блещешь, луна, как всегда холодна,
Освещаешь и кровь, освещаешь и меч,
И тому, кто убил, и тому, кто убит,
Свет твой ласковый равную долю дарит.


Страница 4.

Карта путешествий Микаэла Налбандяна. Учащиеся рисуют и составляют творческую карту путешествий Микаэла Налбандяна.

 

 

Читательская конференция «Радостные встречи с героями В.М. Мухиной-Петринской»

Цель: познакомить учащихся с личностью, судьбой и творчеством В.М. Мухиной-Петринской.

Предварительная подготовка: прочтение произведения «Корабли Санди».

Оборудование: ноутбук, проектор, ватман, цветная бумага, фломастеры.

Этапы мероприятия:

1)      Знакомство с жизнью и творчеством писателя;

2)      Обсуждение романа «Корабли Санди»;

3)      Творческое задание.

Ход мероприятия.

Эпиграф к мероприятию: У каждого – свой тайный личный мир,

Есть в мире этом самый лучший миг,

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

Е.Евтушенко.

Чтец1. Валентина Михайловна Мухина-Петринская родилась 7 февраля 1909 года в семье рабочего сталелитейного завода в городе Камышине Саратовской губернии (ныне Волгоградской области). 

Ее отец был человеком нелегкой судьбы, — с двенадцати лет началась его трудовая деятельность, в 1918 году он вступил в партию большевиков, затем ушел на гражданскую войну добровольцем, сражался с белыми, защищая Советскую власть.

        Мать Валентины Михайловны – Мария Кирилловна Финогеева-Протасова – тоже вышла из деревни: её предки жили в саратовском селе Кольцовка. Была она смешливая, весёлая, преданная семье. Мария Кирилловна стремилась дать детям хорошее образование. Мечтала, что старшая дочь, первенец, станет «великой артисткой».

          Жили Мухины в городе  Камышине в одноэтажном кирпичном доме на улице Красной. Город был очень зелёным. Семья Мухиных в течение семи лет регулярно ездила летом в Севастополь. Наравне с Камышином Севастополь тоже стал родным, изначально близким местом на земле. Во вступлении к роману «Корабли Санди», написанному в 1966 году, сказано: «Чёрное море. Мы жили на самом берегу бухты – высоком и обрывистом. В бухте всегда толпились корабли. Это было моим самым первым впечатлением детства – корабли!» Город здесь не назван, но в этом вольном описании вымышленного места можно различить очертания Севастополя.

 

Чтец 2  В Камышине впервые перед пятилетним ребёнком предстали зло, враждебная стихия  в образе страшного, разъярённого быка, сорвавшегося с привязи на сельскохозяйственной ярмарке. А спустя несколько лет в страшной сцене кровавого самосуда, когда «такие смирные люди, провинциалы» неожиданно обнаружили свой зловещий мещанский лик: тогда и зародились в маленькой свидетельнице этих событий отвержение всякой жестокости.

        В 1927 году семья Мухиных переехала в Саратов. Михаила Михайловича пригласили работать в Государственный банк. Валентина Михайловна решила поступить в университет имени Чернышевского на исторический факультет. Сдала экзамены, но в списке студентов её не оказалось: преимущество имели дети рабочих и неимущих крестьян. Она же была дочерью служащего. В этом же году поступила в зооветеринарный… Не туда, куда хотела, но всё-таки стала учиться. Отцу предложили пост управляющего банком на Алданских золотых приисках. Пришлось бросить учёбу и уехать с семьёй в далёкую Якутию. Шла зима 1929 года.

Однако вскоре любящие были разлучены обстоятельствами жизни и распрощались навсегда. Младшая сестра  к этому времени окончила в Незаметном восьмилетку, учиться дальше было негде. Михаила Михайловича огорчало, что и старшая дочь не учиться. Он принял решение: отправить семью в Саратов, а самому продолжать работать в Незаметном.

 

Чтец 3. В Саратове Валентина Михайловна поступила в Саратовский энергетический, но вскоре перешла на историческое отделение педагогического института.

         Вернулся отец из Сибири, и переехали с семьей в Крым, в Севастополь. Валентина Михайловна окончила Феодосийский педагогический техникум. Она долго искала работу, но все было безуспешно. Полгода провела на Симферопольских курсах для подготовки наблюдателей гидрометереологических станций в городе Саки. Некоторое время жила в Феодосии, опубликовала несколько корреспонденций и репортажей в городской газете.

        Будущая профессиональная писательница, в начале трудовой деятельности Мухина-Петринская сменила множество профессий: маляр, грузчик, метеоролог, прессовщица и даже препаратор в Институте гигиены и профпатологии. Трудовая география обширна — от Крыма до казахских степей. Работала преподавателем математики, физики, русского языка.

 

Чтец1. Политика страха и репрессий, проводимая Сталиным, достигла своего апогея, коснулась всех слоёв советского общества. Беда ходила за всеми. Не обошла беда стороной и В.М.Мухину-Петринскую.

      По  доносу писательницу   арестовали  в 1937 году, следствие и безжалостный приговор (10 лет тюремного заключения), ГУЛАГ и последующее запрещение жить в Саратове.

         В заключении было очень тяжело. Мухина попадает в «обречённую бригаду». Бригада эта должна была погибнуть. В неё входили лентяи, больные, старые и просто неугодные бригадиру люди. В числе последних попала в эту бригаду и Валентина Михайловна. Бригадир ненавидела её лютой ненавистью наверное за то, что у Мухиной, как говорится, начисто отсутствовала «шишка почтения». Так как все наотрез отказались брать обречённую бригаду, то бригадиром назначили Мухину-Петринскую. Решили единогласно: скучать бригаде не придётся, но без хлеба насидятся. Хлеб давали по выработке. Бригадир писал отчёт о работе бригады за три дня. А нормы были очень большие, почти ни одна бригада не выполняла их. А хлеб был основой питания. И тридцать женщин, вверенных Валентине Михайловне, не верящих в неё ( так уж им внушили: клоун в юбке, рассказчик, с ней скучно не будет, но не накормит), пали духом и даже не болтали между собой. А бригадир пошла в контору к нарядчице и попросила у неё книгу нормативов. « Когда я стала просматривать книгу, то была крайне поражена: там было полно работ, о которых мы даже не догадывались. Например: подметать землю веником и отбрасывать снег. О, да здравствует снег! Кто его учтёт при проверке?» Так Мухиной-Петринской удалось вывести для женщин своей бригады по двойной норме хлеба, чем заслужила уважение начальника лагеря и своих рабочих.

Чтец2.  В лагере Валентина Михайловна  встретила своего будущего мужа Валериана Георгиевича Петринского, преподавателя русского языка и литературы. « Тогда мы оба были такими «доходягами», что нам и в голову не приходило, что у нас впереди любовь и счастливый брак».

          Освободили Мухину-Петринскую только лишь 1 июня 1946 года. А полной реабилитации пришлось ждать до 1954 года. В 1957 или 1958 году тогдашний редактор журнала «Новый мир», Александр Твардовский, просил В. М. Мухину-Петринскую написать рассказы о лагере, на что она ответила категорическим отказом: «...а писать на эту тему меня не манит. Может быть, когда-нибудь на старости лет я и напишу, если доживу. А сейчас я хочу писать то, что пишу». О тяжелейшем периоде своей жизни, с 1937 года по 1958, Валентина Михайловна рассказывает в книге «На ладони судьбы», которая вышла в свет в 1990 году. Книга автобиографична.

 

Чтец3. Первые публикации Валентины Михайловны относятся к тридцатым годам, но затем наступил вынужденный перерыв в работе, и по-настоящему ее творческие возможности раскрылись в 60-90-х годах. Писательница словно старалась наверстать упущенное, работая исключительно много и плодотворно вплоть до своей смерти в 1993 году. Книги, как бы дождавшиеся, наконец, своей “очереди”, выходили одна за другою, то подряд, то с небольшими перерывами через один-два года.

Писательницу привлекает образ ученого-первооткрывателя, человека целеустремленного и самоотверженного, живущего в мире высоких духовных интересов и стремлений. Таков океанолог Филипп Мальшет — любимый герой В.М.Мухиной-Петринской. Рассказ о нем является сюжетным и идейным центром “Смотрящих вперед” и “Обсерватории в дюнах”, затем этот герой появляется и в других произведениях (“Корабли Санди”, “Океан и кораблик”).

Мотив жизненного призвания является основным в романе “Утро. Ветер. Дороги”. Призвание — это цель и смысл жизни, но порою люди представляют его однобоко и извращенно. 

В критике не раз отмечалась романтическая настроенность творчества В.М. Мухиной-Петринской, его несомненные связи с традициями А. Грина. Конечно, традиции романтизма проявляются не только и не столько в отдельных “гриновских” именах и названиях (корабль “Ассоль”, имя мальчика Санди, названного так в честь Санди Прюэля), сколько в самом видении мира, приподнятом, ярком, романтизированном. Писательница любит контрастные образы, сталкивает полярно противоположные характеры, переданные через обостренное юношеское восприятие. В романтической литературе особое место занимает мечта. Именно мечта освещает мир любимых героев Мухиной-Петринской. Мечта вдохновляет, дает цель жизни, делает ее интересной, наполненной, яркой. Отказ от мечты равносилен отказу от жизни творческой и означает серое, бессмысленное существование обывателя.

 

Чтец1. Мечта о будущем воплотилась в романе “Планета Харис”. Действие романа происходит в 2009 году и на Земле, и на Луне, и на планете Харис, находящейся в антигалактике. Столкновение людей с инопланетянами, сопоставление двух цивилизаций позволяют писательнице поставить значительные общественные и моральные проблемы.

        “Планета Харис” — первый научно-фантастический роман В.М. Мухиной-Петринской. Здесь центр тяжести переносится с характера героя на сюжет,  его перипетии и неожиданные повороты.  Гуманистическая мысль автора  определяет сюжет, жизненные пути  и                  перепутья персонажей, порой  проскальзывает в репликах ее любимых  героев, питает главную концепцию произведения.

Гуманистическая направленность творчества писательницы, вера в Человека и его неисчерпаемые возможности близки молодежи. А это значит, что интерес к творчеству Валентины Михайловны Мухиной-Петринской никогда не иссякнет…

Вопросы по роману Валентины Михайловны Мухиной-Петринской «Корабли Санди»

  1. Назовите полное имя главного героя романа.   (Александр Дружников)
  2. Как звали родителей Александра Дружникова? (Мама – Виктория Александровна; папа – Андрей Николаевич)
  3. Как звали друга  Санди? ( Ермак Зайцев)
  4. Как звали родителей Ермака? (Мама – Гертруда Ивановна, отец – Станислав Львович)
  5. В каких отношениях были Ермак и Ата? (В родственных; они были братом и сестрой)
  6. В каком классе учились мальчики? ( В 7 «Б»)
  7. Кто был старостой класса? (Ляля Рождественская – дочь директора школы)
  8. Кем с детства мечтал быть Санди? (Строить корабли и ходить на них в море)
  9. Кем по профессии были родители Санди?  (Отец – летчик; мать – медсестра в глазной больнице)
  10. Как назывался корабль, на котором ушёл в плавание Санди? («Дельфин»)
  11. Кем по профессии были дедушки Александра  Дружникова? ( Александр Кириллович – мастером кораблестроительного завода; Николай Иванович – профессор, доктор наук и директор филиала научно-исследовательского института Академии наук)
  12. Какой второй профессией удалось овладеть отцу Санди, Андрею Николаевичу? (Он стал главным инженером кораблестроительного завода)
  13. Чем занимался отец Ермака Станислав Львович Зайцев? (Всем понемногу: рисовал, писал поэмы, ваял, занимался цветной фотографией, кибернетикой, судостроением, археологией  и палеонтологией.)
  14. В какой битве Санди впервые одержал очень важную для него победу? ( Учитель зоологии Мария Федоровна принесла в класс разрезанную лягушку, с удаленным головным мозгом, с целью показать наглядно, как много значит головной мозг в жизни живого существа, но ученики не смогли спокойно наблюдать за мучениями лягушки и Санди, схватив дощечку и лягушкой убежал во двор и закопал её)
  15. Когда, при каких обстоятельствах Санди впервые услышал имя Филипп Мальшет? (За чаем Николай Иванович, дедушка Санди, рассказывал об способном учёном, который наверняка не согласится уйти со своего Каспия, чтобы трудиться  в научном институте под руководством академика Дружникова.)
  16. Кем был Иван Баблак и кем стал? (Был – вором и отбывал заключение в тюрьме, а стал – инженером кораблестроительного завода)
  17. Что случилось с Ермаком в конце романа, кто помог ему?  (Ермака арестовали по подозрению в преступлении, а Санди , с помощью следователя и друзей, доказал его невиновность)
  18. Как назывался остров, куда шёл на исследование «Дельфин»? (Остров Морлоу)
  19. Какими словами заканчивается роман? («Счастливого плавания!»)

Творческое задание.

- Ребята, предлагаю обобщить впечатления от нашего мероприятия и романа «Корабли Санди» путем рекламы или обложки книги.( Учащиеся рисуют обложку книги).

 

 

 

Литература:

1.      УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об утверждении Основ государственной культурной политики

2.      Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.

3.      Лотман Ю.М. О типологическом изучении культуры // Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970.

4.      Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. - СПб., 1999

5.      Примерная программа воспитательной работы, М., 2020.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №17 городского округа – город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №17 городского округа – город

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Были выбраны разные формы работы, которые соответствовали возрасту учащихся, объединяли детей и взрослых яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к…

Были выбраны разные формы работы, которые соответствовали возрасту учащихся, объединяли детей и взрослых яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к…

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса «Хранитель исторической памяти российских немцев» (творческая мастерская)

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса «Хранитель исторической памяти российских немцев» (творческая мастерская)

Ещё до революции окончил школу и учительские курсы

Ещё до революции окончил школу и учительские курсы

KeinKreuz, keinDenkmalzeigt die

KeinKreuz, keinDenkmalzeigt die

Там – на Волге, там – на Волге

Там – на Волге, там – на Волге

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса (устный журнал) «

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса (устный журнал) «

Ученик 3: Нравы были очень строгие

Ученик 3: Нравы были очень строгие

Налбандян умер. Из Камышина тело поэта-демократа по указанию городского исправника было направлено на лодке с гребцами до

Налбандян умер. Из Камышина тело поэта-демократа по указанию городского исправника было направлено на лодке с гребцами до

Сказал я, как велит природа.

Сказал я, как велит природа.

Чтоб исцелила эту боль она.

Чтоб исцелила эту боль она.

Карта путешествий Микаэла Налбандяна

Карта путешествий Микаэла Налбандяна

Чтец 2 В Камышине впервые перед пятилетним ребёнком предстали зло, враждебная стихия в образе страшного, разъярённого быка, сорвавшегося с привязи на сельскохозяйственной ярмарке

Чтец 2 В Камышине впервые перед пятилетним ребёнком предстали зло, враждебная стихия в образе страшного, разъярённого быка, сорвавшегося с привязи на сельскохозяйственной ярмарке

Например: подметать землю веником и отбрасывать снег

Например: подметать землю веником и отбрасывать снег

Гуманистическая направленность творчества писательницы, вера в

Гуманистическая направленность творчества писательницы, вера в

Литература: 1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА

Литература: 1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА

"Многонациональная культура родного края"

"Многонациональная культура родного края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023