Открытый урок
на тему:
«Многообразие форм культуры»
Подготовила:
учитель истории и обществознания
МКОУ «Комсомольская СОШ»
им. Гаджиева Н.О.
Кизилюртовский район РД
Расулова Патимат Гаджиевна.
с. Комсомольское
Открытый урок на тему: «Многообразие форм культуры». Обществознание 9кл.
Цели урока:
Образовательные:
- обеспечить усвоение обучаемыми понятий «элитарная культура», «народная культура», «массовая культура», «субкультура», «контркультура».
Развивающие:
-развивать умение сравнивать, приводить доказательства;
- учить приводить примеры из собственной жизни
Воспитательные:
- воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в культурном развитии и самосовершенствовании.
.
Определить и усвоить основные формы культуры и раскрыть их особенности. На основе сравнительного анализа раскрыть различия субкультуры и контркультуры
Форма урока: урок-беседа
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Оборудование: раздаточный материал (таблицы), презентация, ,народные песни, народная музыка, картины известных художников.
ХОД УРОКА:
1. – Здравствуйте, ребята!
- Вы, несомненно, любите свое прекрасное село, жителей, которые чтят и уважают духовное наследие своих предков.
-
План изучаемого материала.
1. Понятие культура .Многообразие культуры
2. Элитарная культура, ее разновидности и признаки .
3. Массовая культура в современной России
4.Народная культура
5.Субкультура. Виды субкультуры
6. Контркультура.
Учитель. Изучая эту тему сегодня мы должны:
1.Познакомится с основным понятием «культура» и ее многообразием;
2.Выяснить признаки каждой формы культуры;
3.Раскрыть понятие «субкультура» и «контркультура». Выявить различия между культурами;
Объяснение нового материала: Слушая моё объяснение и доклады выступающих ребят, вы должны по ходу урока заполнить таблицу, состоящую из 3- х граф.
Формы культуры |
Её разновидности |
Характерные признаки |
|
|
|
1. Начать наш урок я хотела бы с притчи Ш. Амонашвилли «Культура»
Два ангела - один молодой, другой постарше – смотрели с неба на землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.
- Зачем Бог сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.
- Чтобы он мыслил, - ответил наставник.
- Мыслил?! Зачем человеку мыслить?
- Чтобы он творил культуру.
- А что такое природа?
- Она есть Путь к Богу.
- А зачем человеку путь к богу?
- Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.
Молодой ангел был любознательный.
- Покажи мне Культуру.
Старший ангел указал ему на один из больших городов земли.
- Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны… Всё, что в них хранится и происходит, называется искусством.
- Искусство, - повторил младший ангел, чтоб запомнить.
- Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, интернет... Делает всё это наука-
Наука, искусство… - повторил молодой ангел.
- В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование
- Образование, наука, искусство…
-А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть храмы. В них люди молятся Богу. Это есть религия.
- Религия, образование, наука, искусство. Всё это культура?
- Да культура – она и есть путь к Богу – ответил наставник.
Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.
Но в это время произошло, что -то страшное.
Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом провисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого неба. ( видео уничтожение Сирии)
Молодой ангел ужаснулся
- Зачем человек взорвал культуру?
Ангел наставник заплакал:- Человек опять оступился.
Посмотрите на мир вокруг нас. Каким вы видите мир, в котором мы живем?
- А каким бы вы хотели его видеть?
- Что для этого надо делать?
- Культура многообразна и многолика, сегодня мы с вами поговорим о формах культуры.
- Актуальна ли эта тема для вас? Почему?
В мире всегда существовали различные культуры: элитарная, массовая, народная, светская, религиозная, западная, восточная. Особое значение в современном мире приобрели три формы культуры: элитарная ,массовая, народная. Существуют также и две разновидности: субкультура и контркультура.
1. Элитарная культура.
- Учитель. Давайте заглянем в творческую мастерскую известных художников. Рассмотрите внимательно их работы. (на столах картины художников М Шагала, П.Пикассо, )
Мне бы хотелось, чтобы вы приобщились к элитарной культуре, так как она учит нас видеть прекрасное, замечать необычное в кажущемся обыкновенном, исключительное – в будничном.
Ученик. Элитарная культура – это особая форма культуры, характерными чертами которой являются высокий уровень осмысления реальности, ограниченный круг потребителей, уникальность и духовная глубина создаваемых текстов. Благодаря образованности как неотъемлемому компоненту элитарной культуры, ее творцы, также как и почитатели, в своем большинстве характеризуются высоким интеллектуальным уровнем. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.
Буйство красок Леонида Афремова
Художественный стиль Леонида Афремова впечатляет
своей взрывной цветовой гаммой и необычной техникой исполнения. Цветовая
палитра его картин выдает в художнике закоренелого оптимиста, всем сердцем
влюбленного в окружающий мир.
Экспрессивная романтика Алексея Чернигина
На большинстве картин Алексея Чернигина маслом
на холсте запечатлены красота, романтика и мгновения истинных чувств. Свой
талант и тягу к искусству Алексей унаследовал от отца — известного российского
художника Александра Чернигина. Ежегодно они устраивают совместную выставку в
своем родном Нижнем Новгороде.
Волнующие картины Лоры
Зомби
Картины Лоры Зомби — это соприкосновение
наивного, доброго мира с жесткой реальностью. Впечатление от работ усиливается
множественными подтеками краски и чернил, нечеткими контурами и линиями.
Дышащие акварели Сергея Курбатова
Сергей Курбатов — самобытный
художник-акварелист. Особенность его техники заключается в том, что краска
наносится на бумагу, предварительно смоченную водой. Уже написанный рисунок
продолжает «жить» до полного высыхания.
Картина маслом «Я и Деревня» была написана Марком Шагалом в 1911 году.
На полотне Шагал изображал даже не деревню, а свой родной город – Витебск, который был назван им деревней из-за своей вечной безмятежности и гармоничного сосуществования человека и природы.
.
М.Шагал «Прогулка над городом»
У.Шекспир говорил:
«Лишь музыки серебряные звуки снимают как рукой мою усталость».
Учитель .Прослушайте фрагмент музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года».
- Какое настроение у вас вызвала эта музыка?
- Какие впечатления и образы у вас возникли во время прослушивания?
- Если бы вы были художниками, и вам надо было написать картину к этой музыкальной композиции. Какие бы краски вы использовали?
(Высказывания учащихся)
Изящное искусство, классическая музыка и литература, светское искусство и салонная музыка – это образцы элитарной культуры.
(элитарная, высокая, избранная)
2. Народная культура.
Учитель. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, песни и танцы. Народная культура – это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности
Теперь послушайте дагестанскую музыкальную композицию.
Вам нравится дагестанская народная музыка? Почему?
(Обсуждение учащихся)
Посмотрите на экран Дагестанская лезгинка
Учитель. Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.
Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.
Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в горах Дагестана и именно здесь находится ее «родина».
В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время Кавказской войны 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:
Есть и другая теория появления танца. В Закавказье грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров (кавказский тур – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).
Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.
Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического ансамбля «Лезгинка» – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:
«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.
Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.
Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали тура, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».
3.Массовая культура
Учитель. Переходим к следующему пункту нашего плана урока–массовая культура. Она обладает меньшей художественной ценностью. У нее самая широкая аудитория. Она быстро теряет актуальность и выходит из моды, удовлетворяя сиюминутные запросы людей. О том как развивается массовая культура в современной России нам расскажут наши ученики.
Ученик1. Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д..
Появление массовой культуры означало не просто появление еще одного типа культуры. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу.
. Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры:
§ серийный характер предметов потребления;
§ примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;
§ развлекательность, забавность, сентиментальность;
§ натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;
§ культ сильной личности, культ жизненного успеха.
Потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам.
Большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми.
Ученик2. В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.
Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.
Ученик 3.Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом
.
В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку.
Ученик4.Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Массовая культура имеет свои гримасы. К гримасам массовой культуры относится особый вид искусства, который называется боди-арт-это экспериментаторство над собственным телом. К боди-арту относится татуировка, пирсинг, скарт.
Учитель. Мы познакомились с тремя основными направлениями массовой культуры .Какие ассоциации у вас вызывают эти направления?(Ответы учащихся)
Многие молодые люди порывают с общепризнанными ценностями и выбирают новый стиль жизни – субкультуру. Сегодня на уроке мы выясним, что такое субкультура. Какие направления молодежной субкультуры появились 1980-е годы в нашей стране.
4.Субкультура
Ученик4.Мода на стиль одежды никогда не проходит безвозвратно. Дизайнеры возвращают стилистику, дополняя ее деталями. К бессменным неформальным лидером в моде относится стиль хиппи. Это направление появилось в середине прошлого века в США, Его приверженцы имеют свой взгляд на жизнь, выступают против военных действий. Стиль хиппи ассоциируется свободой и протестом существующей системе. Они призывают жить в гармонии с природой.
Отличительные особенности одежды в стиле хиппи.
Яркие цвета, натуральные ткани- хлопок, лен, замша, кожа, меха, свободные фасоны. Нет сочетаемости предметов гардероба. Вещи покупаются в секонд-хенде, шьют и вяжут собственными руками. Стиль хиппи непосредственный, непринужденный и не требующий больших материальных затрат. Допускается сочетание материалов с разной фактурой- шифон и джинс, хлопок и кожа и т.д. Хиппи используют вещи из лоскутков, аппликации, вышивка …Обязательным аксессуаром стиля хиппи являются расклешенные джинсы, украшенные с вышивками, заплатками ,с эффектом протертости. К джинсам подбираются свободные футболки или рубашки, украшенные различными плинтами, расшивают с помощью мулине. Эмблемы известных фирм и логотипы на одежде не приветствуются. В каждом образе должна прослеживаться индивидуальность. Для стиля хиппи характерна аполитичность, отказ от семьи и собственности.
Ученик 5. Рокеры
В 70-е годы прошлого века появилась рок-музыка, которая стала вызовом обществу, покорила бунтарским характером. После появления рок-н ролла мир перестал быть прежним, став яркой рокерской субкультурой. Модницы желающие обратить на себя внимание взяли на заметку стиль рок в одежде .Рок олицетворяет свободу в мыслях, действиях и одежде. Среди аксессуаров выделяется каблук. Ножки в туфлях с высоким каблуком выглядят стройными, соблазнительными. Чулки со стрелками приумножают эффект .Когда то британский дизайнер Вивьен Вествуд шокировала общество ,выпустив коллекцию одежды в стиле панк-рок. Сочетание несочетаемого в одежде-кожу и шифон, кружево и шипы, рваные джинсы и блески на жилетке- являются одним из самых эпатажных стилей. Главный атрибут панка-это прическа в стиле -ирокеза. Для рокеров также характерна грубость обращения, жаргонные словечки и клички . Потертая одежда придает образу винтажность, поэтому им не важны фирмы и бренды. При любой погоде в моде остаются футболки с прикольными надписями. Отдельным трендом остаются принты с фотографиями любимых исполнителей, как прошлого столетия так современных .
Ученик 6. Яппи
Это субкультура молодых людей, добившихся высоких результатов в работе еще в молодом возрасте. Они имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль. Идеология молодого поколения- финансовый успех, достижение вершины карьеры еще в молодости.
Яппи- это личности, которые упорным трудом достигли определенного положения в обществе. Что из себя представляют яппи по -русски. Из- за отсутствия в постсоветской России учебных заведений, готовящих специалистов-брокеров, менеджеров, юристов маркетологов, адвокатов по вопросам недвижимости за все дела стали браться дилетанты с дипломами учителей, врачей, инженеров и кого угодно. В начале это выглядело глупо. Кандидаты в яппи стали носить зеленые и малиновые пиджаки, дорогие перстни и цепочки, но настоящие яппи не носят цветных пиджаков. Они одеваются в строгие пиджаки, потому что его одежда- его витрина. В выборе рубашек они придерживаются консервативных цветов. Во внешности яппи не должно подчеркивать его богатство, чтобы не привлекать внимание налоговой службы.
- Какую роль играет молодежная субкультура в современной жизни?
На основе данных давайте составим таблицу, по следующим критериям.
Название
Время появления
Внешний вид
Основы мировоззрения
Отношение к другим контркультурам
Символы
5.Контркультура
Учитель. Последний раздел нашей темы – контркультура. Она отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает людей. Среди молодежи герои контркультуры приобретают популярность и они становятся образцом подражания
6. Итог.
- Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с формами культуры.
- Я предлагаю представить культуру в виде солнца.
- Как вы считаете, почему я выбрала именно этот образ?
- Солнце – центр вселенной, небесное светило, которое дает людям свет и тепло, культура – своеобразное светило, которое делает человека чутким, добрым, понимающим.
- Чего не хватает у нашего солнца? (лучиков)
- А лучиками будут формы культуры, с которыми мы сегодня познакомились.
Рефлексия.
- Что нового и интересного было на уроке?
- Какую роль культура играет в жизни человека?
- Что нужно сделать нынешнему поколению людей, чтобы передать культурные традиции будущим поколениям?
Спасибо за урок. До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.