"Многообразие форм культуры" 9 класс
Оценка 4.7

"Многообразие форм культуры" 9 класс

Оценка 4.7
docx
31.01.2021
"Многообразие форм культуры" 9 класс
Многообразие форм культуры.docx

 

Открытый урок

на тему:

 

«Многообразие форм культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       

Подготовила:

 учитель истории и обществознания

МКОУ «Комсомольская СОШ»

им. Гаджиева Н.О.

Кизилюртовский район РД

Расулова Патимат Гаджиевна.

 

                                                                          

 

 

                                                                   

с. Комсомольское

 

 

Открытый урок на тему: «Многообразие форм культуры».                                                                                                                           Обществознание 9кл.

Цели урока:

Образовательные:

- обеспечить усвоение обучаемыми понятий «элитарная культура», «народная культура», «массовая культура», «субкультура», «контркультура».

Развивающие:

-развивать умение сравнивать, приводить доказательства;

- учить приводить примеры из собственной жизни

Воспитательные:

- воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в культурном развитии и самосовершенствовании.

 

.

Определить и усвоить основные формы культуры и раскрыть их особенности. На основе сравнительного анализа раскрыть различия субкультуры и контркультуры

 

Форма урока: урок-беседа

 Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Оборудование: раздаточный материал (таблицы), презентация, ,народные песни, народная музыка, картины известных художников.

 

ХОД УРОКА:

1. – Здравствуйте, ребята!

- Вы, несомненно, любите свое прекрасное село, жителей, которые чтят и уважают духовное наследие своих предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-

 

 

 

 

 

 

 

 

План изучаемого материала.

     1. Понятие культура .Многообразие культуры

   2. Элитарная культура, ее разновидности и признаки     .

 3. Массовая культура в современной России 

 4.Народная культура     

 5.Субкультура. Виды субкультуры

      6.     Контркультура.

 

Учитель. Изучая эту тему сегодня мы должны:

 1.Познакомится с основным понятием «культура» и ее   многообразием;

 2.Выяснить признаки каждой формы культуры;

3.Раскрыть понятие «субкультура» и «контркультура». Выявить различия между культурами;

 

    Объяснение нового материала: Слушая моё объяснение и доклады выступающих ребят, вы должны по ходу урока заполнить таблицу, состоящую из 3- х граф.

Формы культуры

Её разновидности

Характерные признаки

 

 

 

1.    Начать наш урок я хотела бы с притчи Ш. Амонашвилли «Культура»

Два ангела - один молодой, другой постарше – смотрели с неба на землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.

- Зачем Бог сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.

- Чтобы он мыслил, - ответил наставник.

- Мыслил?! Зачем человеку мыслить?

- Чтобы он творил культуру.

- А что такое природа?

- Она есть Путь к Богу.

- А зачем человеку путь к богу?

- Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

- Покажи мне Культуру.

Старший ангел указал ему на один из больших городов земли.

- Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны… Всё, что в них хранится и происходит, называется искусством.

- Искусство, - повторил младший ангел, чтоб запомнить.

- Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, интернет... Делает всё это наука-

Наука, искусство… - повторил молодой ангел.

- В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование

- Образование, наука, искусство…

-А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть храмы. В них люди молятся Богу. Это есть религия.

- Религия, образование, наука, искусство. Всё это культура?

- Да культура – она и есть путь к Богу – ответил наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.

Но в это время произошло, что -то страшное.

Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом провисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого неба. ( видео уничтожение Сирии)

Молодой ангел ужаснулся

- Зачем человек взорвал культуру?

Ангел наставник заплакал:- Человек опять оступился.

 

Посмотрите на мир вокруг нас. Каким вы видите мир, в котором мы живем?

- А каким бы вы хотели его видеть?

- Что для этого надо делать?

 

- Культура многообразна и многолика, сегодня мы с вами поговорим о формах культуры.

- Актуальна ли эта тема для вас? Почему?

В мире всегда существовали различные культуры: элитарная, массовая, народная, светская, религиозная, западная, восточная. Особое значение в современном мире приобрели три формы культуры: элитарная ,массовая, народная. Существуют также и две разновидности: субкультура и контркультура.

 

                                          1. Элитарная культура.

- Учитель. Давайте заглянем в творческую мастерскую известных художников. Рассмотрите внимательно их работы. (на столах картины  художников М Шагала, П.Пикассо, ) 

Мне бы хотелось, чтобы вы приобщились к элитарной культуре, так как она учит нас видеть прекрасное, замечать необычное в кажущемся обыкновенном, исключительное – в будничном.

  Ученик. Элитарная культура – это особая форма культуры, характерными чертами которой являются высокий уровень осмысления реальности, ограниченный круг потребителей, уникальность и духовная глубина создаваемых текстов. Благодаря образованности как неотъемлемому компоненту элитарной культуры, ее творцы, также как и почитатели, в своем большинстве характеризуются высоким интеллектуальным уровнем. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.  

 

              Буйство красок Леонида Афремова
Художественный стиль Леонида Афремова впечатляет своей взрывной цветовой гаммой и необычной техникой исполнения. Цветовая палитра его картин выдает в художнике закоренелого оптимиста, всем сердцем влюбленного в окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Экспрессивная романтика Алексея Чернигина
На большинстве картин Алексея Чернигина маслом на холсте запечатлены красота, романтика и мгновения истинных чувств. Свой талант и тягу к искусству Алексей унаследовал от отца — известного российского художника Александра Чернигина. Ежегодно они устраивают совместную выставку в своем родном Нижнем Новгороде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                      Волнующие картины Лоры Зомби
Картины Лоры Зомби — это соприкосновение наивного, доброго мира с жесткой реальностью. Впечатление от работ усиливается множественными подтеками краски и чернил, нечеткими контурами и линиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дышащие акварели Сергея Курбатова
Сергей Курбатов — самобытный художник-акварелист. Особенность его техники заключается в том, что краска наносится на бумагу, предварительно смоченную водой. Уже написанный рисунок продолжает «жить» до полного высыхания.

 

 

 


     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина маслом «Я и Деревня» была написана Марком Шагалом в 1911 году.

На полотне Шагал изображал даже не деревню, а свой родной город – Витебск, который был назван им деревней из-за своей вечной безмятежности и гармоничного сосуществования человека и природы.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                       М.Шагал «Прогулка над городом»

 

 

 

 

 

 

У.Шекспир говорил:

«Лишь музыки серебряные звуки снимают как рукой мою усталость».

 

Учитель .Прослушайте фрагмент музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года».

- Какое настроение у вас вызвала эта музыка?

- Какие впечатления и образы у вас возникли во время прослушивания?

- Если бы вы были художниками, и вам надо было написать картину к этой музыкальной композиции. Какие бы краски вы использовали?

                         (Высказывания учащихся)

Изящное искусство, классическая музыка и литература, светское искусство и салонная музыка – это образцы элитарной культуры.

(элитарная, высокая, избранная)

                       2. Народная культура.

Учитель. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, песни и танцы. Народная культура – это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности

Теперь послушайте дагестанскую музыкальную композицию.

 

Вам нравится дагестанская народная музыка? Почему?

               (Обсуждение учащихся)

 

Посмотрите на экран Дагестанская лезгинка

 

Учитель. Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

 

-Ученик. История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в горах Дагестана и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время Кавказской войны 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Очень интересная история происхождения лезгинки

 

 

Есть и другая теория появления танца. В Закавказье грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет  танец горных туров (кавказский тур – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Кавказская лезгинка может олицетворять танец горных туров

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического ансамбля «Лезгинка» – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.

Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали тура, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.Массовая культура

Учитель. Переходим к следующему пункту нашего плана урока–массовая культура. Она обладает меньшей художественной ценностью. У нее самая широкая аудитория. Она быстро теряет актуальность и выходит из моды, удовлетворяя сиюминутные запросы людей. О том как развивается массовая культура в современной России нам расскажут наши ученики.

Ученик1. Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д..

Появление массовой культуры означало не просто появление еще одного типа культуры. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу.

 

. Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры:

§  серийный характер предметов  потребления;

§  примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;

§  развлекательность, забавность, сентиментальность;

§  натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;

§  культ сильной личности, культ жизненного успеха.

Потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам.

 Большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми.

    Ученик2. В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.

Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ученик 3.Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку.

Ученик4.Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Массовая культура имеет свои гримасы. К гримасам массовой культуры относится особый вид искусства, который называется боди-арт-это экспериментаторство над собственным телом. К боди-арту относится татуировка, пирсинг, скарт.

Учитель. Мы познакомились с тремя основными направлениями массовой культуры .Какие ассоциации у вас вызывают эти направления?(Ответы учащихся)

 

Многие молодые люди порывают с общепризнанными ценностями и выбирают новый стиль жизни – субкультуру. Сегодня на уроке мы выясним, что такое субкультура. Какие направления молодежной субкультуры появились 1980-е годы в нашей стране.

                                4.Субкультура

 Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.   Молодежные субкультуры были еще в прошлом веке. В нашей стране они появились в 80-е годы. Наиболее известные примеры-хиппи, панки, рокеры, металлисты. Главная их социальная особенность- символизация внешнего вида, образа поведения, стиля одежды, говорения.

                                                        ХИППИ

Ученик4.Мода на стиль одежды никогда не проходит безвозвратно. Дизайнеры возвращают стилистику, дополняя ее деталями. К бессменным неформальным лидером в моде относится стиль хиппи. Это направление появилось в середине прошлого века в США, Его приверженцы имеют свой взгляд на жизнь, выступают против военных действий. Стиль хиппи ассоциируется свободой и протестом существующей системе. Они призывают жить в гармонии с природой.

                 Отличительные особенности одежды в стиле хиппи.

Яркие цвета, натуральные ткани- хлопок, лен, замша, кожа, меха, свободные фасоны. Нет сочетаемости предметов гардероба. Вещи покупаются в секонд-хенде, шьют и вяжут собственными руками. Стиль хиппи непосредственный, непринужденный и не требующий больших материальных затрат. Допускается сочетание материалов с разной фактурой- шифон и джинс, хлопок и кожа и т.д. Хиппи используют вещи из лоскутков, аппликации, вышивка …Обязательным аксессуаром стиля хиппи являются расклешенные джинсы, украшенные с вышивками, заплатками ,с эффектом протертости. К джинсам подбираются свободные футболки или рубашки, украшенные различными плинтами, расшивают с помощью мулине. Эмблемы известных фирм и логотипы на одежде не приветствуются. В каждом образе должна прослеживаться индивидуальность. Для стиля хиппи характерна аполитичность, отказ от семьи и собственности.

 

 

 

 

Ученик 5.              Рокеры

В 70-е годы прошлого века появилась рок-музыка, которая стала вызовом обществу, покорила бунтарским характером. После появления рок-н ролла мир перестал быть прежним, став яркой рокерской субкультурой. Модницы желающие обратить на себя внимание взяли на заметку стиль рок в одежде .Рок олицетворяет свободу в мыслях, действиях и одежде. Среди аксессуаров выделяется каблук. Ножки в туфлях с высоким каблуком выглядят стройными, соблазнительными. Чулки со стрелками приумножают эффект .Когда то британский дизайнер Вивьен Вествуд шокировала общество ,выпустив коллекцию одежды в стиле панк-рок. Сочетание несочетаемого в одежде-кожу и шифон, кружево и шипы, рваные джинсы и блески на жилетке- являются одним из самых эпатажных стилей. Главный атрибут панка-это прическа в стиле -ирокеза. Для рокеров также характерна грубость обращения, жаргонные словечки и клички . Потертая одежда придает образу винтажность, поэтому им не важны фирмы и бренды. При любой погоде в моде остаются футболки с прикольными надписями. Отдельным трендом остаются принты с фотографиями любимых  исполнителей, как прошлого столетия так современных  .

  Ученик 6.                              Яппи

Это субкультура молодых людей, добившихся высоких результатов в работе еще в молодом возрасте. Они имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль. Идеология молодого поколения- финансовый успех, достижение вершины карьеры еще в молодости.

Яппи- это личности, которые упорным трудом достигли определенного положения в обществе. Что из себя представляют яппи по -русски. Из- за отсутствия в постсоветской России учебных заведений, готовящих специалистов-брокеров, менеджеров, юристов маркетологов, адвокатов по вопросам недвижимости за все дела стали браться дилетанты с дипломами учителей, врачей, инженеров и кого угодно. В начале это выглядело глупо. Кандидаты в яппи стали носить зеленые и малиновые пиджаки, дорогие перстни и цепочки, но настоящие яппи не носят цветных пиджаков. Они одеваются в строгие пиджаки, потому что его одежда- его витрина. В выборе рубашек они придерживаются консервативных  цветов. Во внешности яппи не должно подчеркивать его богатство, чтобы не привлекать внимание налоговой службы.

- Какую  роль играет молодежная субкультура в современной жизни?

 

На основе данных давайте составим таблицу, по следующим критериям.

Название

Время появления

Внешний вид

Основы мировоззрения

Отношение к другим контркультурам

Символы

5.Контркультура

Учитель. Последний раздел нашей темы – контркультура. Она отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает людей. Среди молодежи герои контркультуры приобретают популярность и они становятся образцом подражания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6. Итог.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с формами культуры.

 

- Я предлагаю представить культуру в виде солнца.

- Как вы считаете, почему я выбрала именно этот образ?

- Солнце – центр вселенной, небесное светило, которое дает людям свет и тепло, культура – своеобразное светило, которое делает человека чутким, добрым, понимающим.

 

- Чего не хватает у нашего солнца? (лучиков)

- А лучиками будут формы культуры, с которыми мы сегодня познакомились.

 

 

Рефлексия.

 

- Что нового и интересного было на уроке?

- Какую роль культура играет в жизни человека?

- Что нужно сделать нынешнему поколению людей, чтобы передать культурные традиции будущим поколениям?

 

 

Спасибо за урок. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок на тему: «Многообразие форм культуры»

Открытый урок на тему: «Многообразие форм культуры»

Открытый урок на тему: «Многообразие форм культуры»

Открытый урок на тему: «Многообразие форм культуры»

План изучаемого материала. 1

План изучаемого материала. 1

В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование -

В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование -

Буйство красок Леонида Афремова

Буйство красок Леонида Афремова

Волнующие картины Лоры Зомби

Волнующие картины Лоры Зомби

Картина маслом «Я и Деревня» была написана

Картина маслом «Я и Деревня» была написана

У.Шекспир говорил: «Лишь музыки серебряные звуки снимают как рукой мою усталость»

У.Шекспир говорил: «Лишь музыки серебряные звуки снимают как рукой мою усталость»

Ученик. История происхождения лезгинки

Ученик. История происхождения лезгинки

Нам больше нравится первая теория появления танца

Нам больше нравится первая теория появления танца

Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали тура, горного козла

Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали тура, горного козла

Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры: § серийный характер предметов потребления; § примитивные стандарты жизни и отношений между людьми; § развлекательность, забавность,…

Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры: § серийный характер предметов потребления; § примитивные стандарты жизни и отношений между людьми; § развлекательность, забавность,…

Ученик 3. Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры

Ученик 3. Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры

Массовая культура имеет свои гримасы

Массовая культура имеет свои гримасы

Ученик 5. Рокеры

Ученик 5. Рокеры

Контркультура Учитель. Последний раздел нашей темы – контркультура

Контркультура Учитель. Последний раздел нашей темы – контркультура

"Многообразие форм культуры" 9 класс

"Многообразие форм культуры" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2021