Костюм, платье, туалет, гардероб — разные обозначения одного и того же понятия — «одежда». В широком смысле в это понятие включается и обувь, и головные уборы и сопутствующие детали костюма (платки, перчатки, веера, украшения, очки, зонты и пр.) Нам одежда интересна как явление конструктивных искусств. Ведь костюм — это объёмная конструкция, которая создаётся исходя из пропорций и размеров конкретного человека.₽
Современное искусство ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ — самостоятельная и весьма специфическая область дизайна. Она — продолжение многовековой истории портняжного и швейного ремесла, вобравшей в себя тайны и способы моделирования, пошива и декорирования одежды. На этом пути совершались открытия, менявшие весь вид одежды. Например, нитки и иголка — революция в деле соединения тканей, подобная изобретению колеса. Новостью в своё время были пуговица и петли, а затем застёжка-молния, швейная машинка.
Все виды одежды — начиная от предельно простых накладных форм, т. е. когда прямоугольные куски ткани соединяются поясами, завязками и застёжками (как это было в хитонах, туниках, плащах в Древней Греции), до цельнокройных и отрезных форм, возникших позже, — обязаны своим появлением возможностям швейной техники своего времени.
Одежда прошла долгий путь развития, она — творение эпох и одновременно рассказ о них. Это только в глубокой древности её единственным назначением было прикрыть наготу или согреться в шкуре. Современный человек предъявляет множество требований к одежде. Сейчас для людей важно, что одеть, как это выглядит и модно ли это.
Может ли мода пониматься как эталон красоты данной эпохи? Значит ли, что модное — это наиболее красивое? Нет, мода не синоним красоты. В ней преломляются социальные и промышленные интересы, большой бизнес и лишь затем искусство. Именно рынок и громадная прибыль, а не прекрасное в первую очередь диктуют движение и смену моды.
Взгляните на модные костюмы и платья разных лет. То широкие, то узкие, то опять широкие. Круговерть и непостоянство. В этом потаённый смысл моды: она — механизм создания потребностей, зачастую фальшивых, не порождённых жизненной необходимостью и красотой.
В основе создания костюма, как всегда в дизайне, лежит художественно-конструктивный замысел в виде чертёжных или графических набросков.Затем на их основе делаются чертежи отдельных частей костюма в натуральную величину или в масштабе — выкройки (именно выкройки позволяют массово тиражировать любые модели). Потом по выкройкам материя кроится (режется), вырезанные части сшиваются, и получается, например, платье или пиджак.
Кажется, что мода везде и всюду: с глянцевых обложек журналов глядят на нас сверкающие модницы, движутся на экранах элегантно-мужественные парни в кожаных куртках или развевающихся плащах. Одежда будто живёт в двух мирах: в виртуально-экранном и в реально-повседневном мире шумных улиц, автобусов, школ и институтов. Поэтому в дизайне современной одежды не случайно различаются два её вида: массовая (изготовленная во множестве экземпляров по стандартным размерам) и эксклюзивная (исключительная, штучная, в единственном экземпляре).
«Готовое платье» рассчитано на условия реальной жизни и на его использование широкими массами, а платье «от кутюр» (высокая мода), сшитое из дорогих и изысканных тканей, — это театр костюмных фантазий и искусства модельеров (по-французски — «кутюрье»). Одна одежда исходит из принципов естественности и практичности, красоты и удобства, другая — из принципов стильной утончённости или шокирующей грубости, демонстрирующих богатство её обладателей. Но непреодолимой границы между ними нет: массовая мода быстро осваивает находки и достижения высокой моды, делая их достоянием многих.
Современная одежда — это причудливая смесь изысканно-стильных утончённых платьев, деловых костюмов и джинсов. В нынешнем обществе вкусы, культура определяют наш облик больше, чем в прежние времена принадлежность к какому-либо сословию. В жизни мы встречаемся со всем многообразием современной моды. Её восприятие, оценка во многом влияют на то, как одеваемся мы сами.
Существуют два композиционных принципа конструкции костюма. Первый принцип — гармония костюма с телом, когда все формы и детали одежды соразмерны пропорциям тела. Второй принцип — контраст костюма с телом, когда формы костюма нелогичны и сознательно или случайно противоречат естественности пластики и строению человеческой фигуры.
Принципы гармонии и контраста особенно хорошо читаются в силуэтах женского платья различных эпох и стилей.Силуэт — это обобщённое изображение формы костюма. В изменениях силуэта женского платья различных эпох особенно хорошо прослеживаются формы костюма, естественные, соответствующие фигуре, и нарочито вычурные, искажающие пластическую логику тела, зато продиктованные модой.
Эскизы костюмов графически выглядят чрезвычайно разнообразно. Но во всех должны быть заложены принципы его пошива, учтён тип материи и читаем фасон. Фасон платья, цвет и фактура его материала важны не сами по себе: важно то впечатление, тот образ, который рождается от его стилевого решения. Во многом это определяет и восприятие нами самого человека.
Задания:
1. Подберите костюмы для родителей или братьев, сестёр с учётом специфики их фигуры, пропорций и возраста (по фотографиям). Используйте образцы журнала мод или собственные эскизы.
2. Сделайте 2—3 эскиза разных видов одежды для собственного гардероба (например, бального платья или спортивного костюма). Это может быть авторский проект или контурный рисунок модели, срисованной из журнала мод. Дайте самостоятельное цветовое решение эскиза. Желательно определить конкретный материал костюма (маленькие кусочки тканей подклеиваются к эскизу).
Попробуйте зайти на сайты: www.kostumer.ru, «История костюма» (costumehistory.ru), «Модная одежда» и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.