15-16 урок, 9 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ____________
Тема: «Модель. Моделирование. Классификация моделей»
Цели урока:
Образовательные:
- формировать представление о моделях и их
назначении, о моделировании, о разнообразии моделей;
- актуализировать знания учащихся о существенных
и несущественных признаках объекта;
- формировать умение строить модель с помощью
текстового редактора;
Развивающие:
- развитие аналитико-синтезирующего мышления,
формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения
преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям,
привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и
самоконтроля.
Ход урока
1. Организационный
момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к
уроку, перекличка.
2.
Актуализация знаний. Объявление
темы занятия. Определение задач.
- Что такое объект?
- Как человек познает окружающий мир?
- Как вы думаете, почему у нас на уроке сегодня
появился глобус?
- Вы познакомились с глобусом еще в начальной
школе. А сейчас используете его на уроках географии. Расскажите, что именно вы
изучаете с помощью этого объекта?
- Можно ли сказать, что глобус и земной шар -
это одно и то же?
- Вы уже поняли, что глобус - это не просто
объект, а заместитель реального предмета. Глобус отражает лишь некоторые
свойства земного шара и может помочь нам в познании окружающего мира. Вы
догадались, о чем сегодня пойдет речь?
- Тема нашего сегодняшнего урока – «Моделирование.
Информационное моделирование как метод познания».
2.
Формирование новых знаний и способов действий.
Учащиеся слушают учителя и ответы
одноклассников, просматривая презентацию. Записывают в тетрадь определения
понятий «модель», «моделирование», «натуральная модель», «информационная
модель».
Модели объектов и
их назначение
Стремясь познать объекты окружающего мира,
человек взаимодействует с существующими объектами и создаёт новые объекты.
Одним из методов познания объектов окружающего мира
является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей»
реальных объектов. «Объект-заместитель» принято называть моделью, а исходный объект — прототипом или оригиналом.
Например, в разговоре мы замещаем реальные
объекты их именами, оформители витрин используют манекен — модель человеческой
фигуры, конструкторы строят модели самолётов и автомобилей, а архитекторы —
макеты зданий, мостов и парков. Моделью является любое наглядное пособие,
используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица.
Что общего у всех моделей? Какими свойствами они
обладают? Во-первых, модель не является точной копией объекта-оригинала: она
отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения.
Например, на манекен можно надеть костюм, но с ним нельзя поговорить. Модель
автомобиля может быть без мотора, а макет дома — без электропроводки и
водопровода.
Во-вторых, поскольку любая модель всегда
отражает только часть признаков оригинала, то можно создавать и использовать
разные модели одного и того же объекта. Например: мяч может воспроизвести
только одно свойство Земли — её форму; обычный глобус отражает, кроме того,
расположение материков; а глобус, входящий в состав действующей модели
Солнечной системы, — ещё и траекторию движения Земли вокруг Солнца.
Чем больше признаков объекта отражает модель,
тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта-оригинала
невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь при создании модели человек, как
правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно
отразить только те при-знаки объектов, которые кажутся ему важными,
существенными для реализации этой цели. Если, например, модель самолёта
создается для коллекции, то в ней воспроизводится внешний вид самолета, а не
его лётные характеристики.
От цели моделирования зависят
требования к модели: какие именно признаки объекта-оригинала она должна
отражать.
Отразить
в модели признаки оригинала можно одним из двух способов.
Во-первых, признаки можно скопировать,
воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной). Примерами натурных моделей
являются муляжи и макеты — уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие
внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной
системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).
Во-вторых, признаки оригинала можно описать на одном из
языков кодирования информации — дать словесное описание, привести формулу,
схему или чертёж. Такую модель называют информационной.
Модели
используются человеком для:
- представления материальных предметов (макет
застройки жилого района в мастерской архитектора);
- объяснения известных фактов (макет скелета
человека в кабинете биологии);
- проверки гипотез и получения новых знаний об
исследуемых объектах (модель полёта самолёта новой конструкции в
аэродинамической трубе);
- прогнозирования (сделанные из космоса
фотоснимки движения воздушных масс);
- управления (расписание движения поездов) и т.
д.
Разнообразие
информационных моделей
Объект-оригинал можно заменить набором его
признаков.
Набор признаков, содержащий всю необходимую
информацию об исследуемом объекте или процессе, называют информационной моделью.
В таблице приведён пример информационной модели
дачного дома — карточки из каталога, по которому заказчик строительной компании
может выбрать подходящий проект. Каждая карточка в каталоге содержит величины и
их значения, определяющие свойства дома.
Все названия свойств в информационных моделях — это всегда
знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А
вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию.
Например, в таблице значение величины «внешний вид» выражено образным элементом
(рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (цифр,
букв).
Информационные модели представляют объекты и
процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают
следующие виды информационных моделей:
Образные информационные модели (рисунки, фотографии и
др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на
каком-либо носителе информации (например, на бумаге).
Много информации дают специалистам полученные со
спутников фотографии поверхности Земли.
Широко используются образные информационные
модели в образовании (иллюстрации в учебниках, учебные плакаты по различным
предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним
признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.).
Знаковая
информационная модель может
быть представлена в форме текста на естественном язы-ке, формулы (например,
площади прямоугольника S = A x B) или программы на специальном языке
про-граммирования и т. д.
В смешанных информационных моделях одновременно используются образные и знаковые
эле-менты.
Примерами смешанных информационных моделей могут
служить географические карты, графики, диаграммы и пр.
3. Выполнение заданий
![]() |
По горизонтали
2. Процесс создания и использования модели.
3. Модели, представляемые в форме текста на
естественном языке, формулы или программы на специальном языке
программирования.
6. Модели, представляющие собой зрительные
образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации.
8. Набор признаков, содержащий всю необходимую
информацию об исследуемом объекте.
По вертикали
1. Информационные модели, в которых одновременно
используются и образные, и знаковые элементы.
4. Модели, представляющие собой реальные
предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид,
структуру или поведение объекта моделирования.
5. Исходный объект, для которого создаётся
модель-заместитель.
7. Объект-заместитель.
4.
Выполнение практической работы.
Практическая работа. «Создаем графические
модели».
1. Откройте текстовый процессор, изобразите
план кабинета информатики.
5. Заключение.
Модель – это объект, который используется в качестве
«заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью.
Модель не является точной копией объекта-оригинала.
Можно создавать и использовать разные модели
одного объекта.
Процесс создания и использования модели называют
моделированием.
Натурные
модели – реальные предметы, в
уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или
поведение объекта моделирования.
Набор признаков, содержащий всю необходимую
информацию об исследуемых объектах и процессах, называют информационной моделью.
6.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.