Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников
Оценка 4.7

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Оценка 4.7
Документация +2
doc
администрации +1
9 кл—11 кл
25.04.2019
Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников
В работе представлена Модель работы по профориентационной работе со старшеклассниками на учебный год, направленная на профессиональное самоопределение учащихся. Подростки должны успешно самоопределиться в жизни. Помимо достижения конкретных целей в самоопределении учащиеся должны направить свои усилия и на развитие умений и навыков самостоятельной работы, выражать собственную позицию и аргументировать её, обогащать свой социальный опыт, проявлять индивидуальность, проявлять творческий подход к решению нестандартных ситуаций.
Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников.doc
Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников на 20__ ­ 20___ учебный год «МОЁ БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ (УЧЕБА +РАБОТА= УСПЕШНАЯ КАРЬЕРА)» ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ 9  КЛАССОВ Актуальность   модели   профориентационной   службы.  Во   ФГОС основного общего образования прописаны требования к выпускнику основной школы как к «ориентирующемуся в мире профессий, понимающему значение профессиональной   деятельности   для   человека   в   интересах   устойчивого развития общества и природы». В проекте ФГОС среднего (полного) общего образования   говорится,   что   выпускник   должен   быть   «подготовлен   к осознанному   выбору   профессии,   понимать   значение   профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития». Учащиеся, согласно   новым   стандартам,   в   ходе   обучения   должны   приобретать «практический   опыт   пробного   проектирования   жизненной   и профессиональной   карьеры   на   основе   соотнесения   своих   интересов, склонностей,   личностных   качеств,   уровня   подготовки   с   требованиями профессиональной   деятельности»,   а   также   сформировать   первоначальные профессиональные намерения и интересы.  Выпускник школы должен иметь представление о различных профессиях и их требованиях к здоровью, морально­психологическим качествам, знаниям и   умениям   человека,   а   также   иметь   общие   представления   о   трудовом законодательстве.  Таким образом, каждое образовательное учреждение должно разработать   направленные   на   помощь   в мероприятия   по   профориентации, профессиональном самоопределении учащихся.  Данные   мероприятия   должны   носить   системный   и   целенаправленный характер.   Для   реализации   поставленных   задач   нами   была   продумана   и проработана   модель   профориентационной   службы,   которая   может   быть внедрена в любое общеобразовательное учреждение. В работе над моделью мы руководствовались следующими принципами:   Системность.   Диалогичность и интерактивность в обучении.   Использование новых методов и форм работы с учащимися.   Доступность и индивидуальный подход в работе. информационное,   Профориентацию   можно   определить   как   систему   мероприятий, направленных на оказание помощи в выборе профессии. Помимо диагностики склонностей   и   способностей   профориентация   включает   в   себя   ряд   других направлений: консультативно­диагностическое, развивающее   и   активизирующее.   Информационное   направление   исходит   из того, что основным препятствием на пути к выбору специальности является дефицит информации о мире профессий, и направлено на систематизацию и расширение   знаний   различных   профессиях,   учебных   заведениях   и возможностях   трудоустройства. ­ диагностического   направления   устанавливают   соответствие   способностей, качеств   личности   с   требованиями,   которые   предъявляет   та   или   иная профессия   к   кандидату,   а   также   помогают   разрешить   затруднения личностного характера, которые возникают при выборе профессии. В рамках развивающего   направления   считается,   что   клиенту   недостает   навыков принятия решения и планирования, поэтому специалисты, работающие в этом ключе,   сосредоточены   на   выработке   соответствующих   умений,   навыков, которые   требуются   для   успешного   выбора   профессии   и   трудоустройства. Активизирующее   направление   занимается   формированием   внутренней потребности   к   самостоятельному   и   осознанному   построению профессионального   пути.   В   своей   работе   мы   используем   все   четыре направления.    Представители   консультативно   В   большинстве   развитых   стран   мира   профессиональная   ориентация неразрывно   связана   с   трудоустройством   и   планированием   карьеры   и осуществляется   на   базе   школьного   образования.   В   Салавате   работа   с учащимися   по   профориентации   потеряла   свою   системность. Профориентацией занимаются педагоги различных государственных структур образования: учреждения дополнительного образования и др. Зачастую эти структуры   действуют   разрозненно   и   испытывают   затруднения   в   выработке взаимодействия   со   школами.   В   целом,   можно   сказать,   что,   несмотря   на востребованность   профориентационных   услуг   учащимися   и   их родителями/законными системы профориентационной   работы   как   в   городе,   так   и   в   отдельно   взятом образовательном учреждении, зачастую, не выстроено.  представителями, единой       1.   Цель   работы  —   помочь   юношам   и   девушкам   определить   свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом   пути   продвинуться   в   плане   своего   личностного   развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности. 2.   Задачи: 1)   показать   подросткам   чрезвычайную   значимость определения   собственных   жизненных   целей,   убедить   их   в   том,   что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические "инструменты", которые позволят им стать в жизни не аутсайдерами, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достичь этих целей; 2) помочь подросткам продумать ближайшие цели, планы, шаги;   показать,   как   важно   иметь   ясное   представление   о   первом   шаге   и последнем;     3)   показать,   как       необходимо   выбрать   то,   что   в   случае реализации, достижения цели доставит самое большое удовольствие, то, что больше всего волнует; 4) просмотреть цели через призму сформулированных выше правил, иными словами уточнить: сформулирована ли каждая цель в позитивных   терминах;   конкретна   ли   эта   формулировка;   есть   ли   ясное преставление   о   результате;   подконтрольно   ли   достижение   этой   цели подростку; насколько эта цель этически, "экологически" чиста; 5) составить пошаговый   план   достижения   целей   и   разработать   собственную   стратегию достижения успеха. 3.   Описание   Технологии   развития   временной   перспективы   и способности   к   целеполаганию   у   подростков   (М.   Мольц).  В   начале необходимо   сформировать   соответствующую   мотивацию   программу   для последующих   занятий.   Иногда   краткий   рассказ   о   том   как   важны целеполагание   и   временные   перспективы,   не   всегда   будет   достаточным. Старшеклассники,   в   особенности   юноши,   первоначально   относятся скептически.   Многое   на   этом   этапе   зависит,   с   одной   стороны,   от   самого психолога, его персональных возможностей и способности убедить в чем­то юношескую аудиторию, а с другой ­ от того, в контексте какой более широкой деятельности будет проходить этот тренинг: одно дело, если он будет частью систематических занятий по психологии (типа школьных уроков или кружка), другое   дело,   если   это   будет   фрагментом   каких­то   психотерапевтических (индивидуальных или групповых) занятий. В любом случае вначале полезно просто   рассказать   старшеклассникам   о   том,   какую   важную   роль   в   жизни человека, в развитии его личности играют наибольшую роль такие на первый взгляд   кажущиеся   эфемерными   образования,   как   цели,   представления   о будущем   и   т.п.   На   этом   первом   мотивирующем   этапе   работы   можно использовать радикальную позицию. Знаменитая "психокибернетика" Мольца основывается   на   следующем   тезисе:   “Человеческий   мозг   и   вся   нервная система   действуют   целенаправленно,   в   соответствии   с   принципом осуществления   личностных   целей.   Они   функционируют   как   великолепный, "направленный   на   заданную   цель   механизм"   как   своего   рода   катализатор который работает на вас, как "механизм успеха " или "механизм неудач", в зависимости   от   того,   как   Вы,   оператор,   управляете   организмом   как устанавливаете ему цели " Стремление к позитивной цели для Мольца ­ ключ к счастливой жизни; "Состояния   счастья   и   есть   признак   нормальной,   естественной жизнедеятельности.   Когда   человек   действует   целенаправленно,   он   обычно чувствует себя сравнительно счастливым " Концепция   М.   Мольца   представляется   особенно   привлекательной   для работы   со   старшими,   т.к.   существует   устойчивый   стереотип,   который связывает   слова   "цель   "   и   "план"   со   скучной,   неинтересной   и   часто бесполезной   работой,   направленной   на   их   достижения,   на   их   достижения, когда собрав всю свою волю и, отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен в поте лица реализовать этот план или цель. А Мольц настаивает   на   прямо   противоположном,   на   том,   ч   то   в   действительности достигнуть  цели можно напротив, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия,   которые   только   вредят.   Если   цель   ясна   и   сильна,   она   будет действовать сама.  4 ­ 5. Мероприятия ­  Точные даты. Каждое занятие имеет стандартную структуру.   Отличается   структура   лишь   итогового   занятия,   т.к.   оно проводится в форме тренинга. № Этап занятия 1. Начало  работы 2. Основная  часть Время Содержание 7 мин Обсуждение   домашнего   задания.   Введение   в проблему. 23 мин Беседы,   мини­лекции,   дискуссии,   упражнения, диагностика, рекомендации, обсуждение упражнений и результатов диагностики. 3. Завершение  10 мин Рефлексия занятия. Домашнее задание. работы Диагностика и самопознание (1 неделя сентября). Цель: знакомство с ведущим, знакомство с правилами модуля, диагностика с целью определения акцентуаций характера по тесту «Чертова Дюжина». Занятие   2.   Самопознание.   Направленность   личности   (2   неделя сентября). Цели: развить стремление к самопознанию как правильный подход для   профессиональной   ориентации;   формировать   интерес   к   самопознанию, развивать способность анализировать жизненные ситуации на своем примере; диагностика направленности личности по ориентационной анкете. Какие мы? Кто мы? Что дают нам знания о земле, природе, науках? Какие у нас сильные стороны, и какие слабые. Можно ли совершенствовать себя, свой интеллект, чувства,   желания,   возможности?   –   вот   эти   вопросы,   ответы   на   которые помогут познать себя, научиться управлять собой и совершенствоваться. Занятие 3. Думая о будущем: проблема целеполагания и жизненной перспективы (2 неделя октября). Цели: научить подростков рациональному использованию своих сил, привить ценность собственной обязательности как необходимого элемента в построении будущей жизни, сформировать умение в преодолении   страха   перед   любым   целеполаганием,   диагностика   с   целью выявления свойств целеполагающей деятельности по тест «Моторная проба Шварцландера». Занятие   4.   Наша   жизнь   –   конкуренция   (2   неделя   ноября).  Цели: сформировать   представление   о   конкуренции;   учить   планировать   свою деятельность;   формировать   чувство   собственной   компетентности:   учить фиксировать   чувства   значимости   собственной   социальной   компетентности, учить видеть и находить свои социальные достижения; развивать стремление акцентировать   внимание   на   социальных   предпочтениях   как   факторе достижения жизненной стабильности. Занятие   5.   Наша   жизнь   –   конкуренция   (продолжение)   3   неделя ноября).  Цели:  сформировать   представление   о   конкуренции;   учить планировать   свою   деятельность;   формировать   чувство   собственной компетентности,   определение   предпочтений   учебной   деятельности   с использованием   тест   «Карта   учебного   профиля»     или   проективный   тест «Мониторинг   с   помощью   художественных   фраз»;   знакомство   с определенными   приемами,   которые   позволяют   завоевать   расположение окружающих людей. Занятие   6.   Вы   –   индивидуальность   (2   неделя   декабря).  Цели: формирование   понятия   индивидуальность,   резервы   человеческой   психики; развитие   стремления   к   индивидуальности;   дать   рекомендации   как совершенствовать свои способности. Занятие 7. Смысл жизни: самоощущение, самореализация, качество жизни (3 неделя января).  Цели:  актуализировать проблемы саморазвития, самосовершенствования   и   самореализации;   совершенствовать   понимание собственных жизненных смыслов; формировать оптимистическую позицию и позитивное   мышление;   рефлексия   результатов   диагностики   акцентуации характера. Занятие 8. Пока не поздно – действуй!  (2 неделя февраля)  Цели: пробуждение   учащихся   от   спонтанности,   развитие   стремления   к сознательности, полезности, эффективности, произвольности, продуманности; развитие   стремления   к   деловой   активности;   развитие   мотивации   к профессиональному   выбору;   развитие   умения   в   построении профессиональных планов.  Занятие 9. Классификация профессий (1 неделя марта). Цели: дать информацию   о   типах   профессии;   сформировать   представление   о профессиональном предназначении; убедить в необходимости сделать выбор; выявить профессиональные предпочтения по тесту «Твой тип профессии» или тесту Я. Холланда. Занятие 10. Стратегия выбора профессии (2 неделя апреля).  Цели: дать представление о стратегии выбора профессии; познакомить с факторами стратегии; формировать стремление к правильному выбору; познакомить с типичными   ошибками   при   выборе   профессии;   выявить   осведомленность   и эмоциональное   отношение   к   различным   профессиям,   и   по   возможности, скорректировать,   если   отношение   не   соответствует   реальным характеристикам профессий; предоставить информацию об учебно­курсовой сети г. Салавата  и Республики Башкортостан. Итоговое занятие 11. Игра­тренинг «Вакансия» (вторая неделя мая). Цели: научить соотносить требования профессии и качества людей; развивать умения   в   составлении   резюме;   развивать   способности   в   построении профессиональных личных планов. 6. Ожидаемый результат.  обеспечение   жизненного   самоопределения   подростка,   как   встречу человека с самим собой;   определение жизненного плана;   реализация интересов подростков;    установление активного взаимодействия с социумом;    определение   собственного   отношения   к   актуальным   проблемам сообщества;   реализация потребности в социальной безопасности;   эффективная организация учебной и профессиональной деятельности. Помимо достижения конкретных целей в самоопределении подростков усилия   педагогов   направлены   также   на   развитие   умений   и   навыков самостоятельной работы, выражать собственную позицию и аргументировать её, обогащать свой социальный опыт, проявлять индивидуальность, проявлять творческий подход к решению нестандартных ситуаций.

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Модель работы по профессиональной ориентации старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2019