ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы
Оценка 4.9

ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы

Оценка 4.9
Научные работы
doc
математика +1
9 кл—11 кл
27.01.2019
ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы
Во второй половине 20 века человечество вступило на новый этап своего развития. Этот период начался с перехода от индустриального общества к информационному. Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре. Проблемы переустройства сферы образования предполагают внесение изменений в функционирование образовательных учреждений. Прежде всего, это касается изменения отношения к образовательному процессу как со стороны педагогического коллектива, так и со стороны учащихся.
ИКТ-культура учителя 2019.doc
ИКТ­культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы. Во  второй половине 20 века человечество  вступило  на новый этап своего развития.   Этот   период   начался   с   перехода   от   индустриального   общества   к информационному. Объем информации в мире ежегодно увеличивается  на 30%, количество блогов и статей удваивается каждые 6 месяцев, по всему миру сегодня более   5   миллиардов   человек   звонят,   пишут   друг   другу   в   мессенджерах   и просматривают веб­страницы на мобильных телефонах.  Аналитики подчеркивают, что  объем  хранящейся   в   Интернете  информации  удваивается  приблизительно каждые полтора года. Сегодня   информационно­коммуникационные   технологии   (ИКТ)   играют важную роль во всех сферах деятельности человеческого общества. Информация становится   важнейшим   стратегическим   ресурсом   и   занимает   ключевое   место   в экономике, образовании и культуре. Сфера образования не только производит и потребляет информационный ресурс, но и формирует будущее общество страны, что требует реструктуризации системы образования.  Проблемы   переустройства   сферы   образования   предполагают   внесение изменений в функционирование образовательных учреждений. Прежде всего, это касается   изменения   отношения   к   образовательному   процессу   как   со   стороны педагогического   коллектива,   так   и   со   стороны   учащихся.   Подобные   изменения касаются   не   только   форм   обучения   и   его   содержания,   но   и   духовной   и эмоциональной жизни педагогов и учащихся. Ведь как общеизвестно, образование положительно   воздействует   на   социальные   процессы,   способствует   укреплению национальной, экологической и экономической безопасности любой страны. Слово   «информатизация»   часто   характеризуется   как   применение   или неприменение   компьютера   в   процессе   обучения.   При   таком   подходе «информатизация»   ­   новое   техническое   средство   обучения,   как   до   этого   были кодоскоп,   эпидиаскоп,   кинопроектор   и   т.п.   В   педагогическом   же   смысле   слова никакой новизны нет. Все указанные устройства, включая и компьютер при таком подходе,   всегда   были   и   остаются   лишь   инструментами,   а   каждый   шаг   по преобразованию информации контролируется и направляется человеком. Поэтому одно из главных условий для успешного создания единой информационной среды школы   является   повышение   квалификации   и   профессиональная   подготовка педагогических и административных кадров в области ИТ.  Всем хорошо известно, что ИТ восполняют  отсутствие наглядных средств обучения,   без   которых   ведение   современного   урока   химии,   биологии,   физики невозможно.   Преимущество   использования   ИТ   на   уроках   перед   традиционной формой обучения в том, что за то же время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, она легче воспринимается. Например, применение   учебных   интерактивных   плакатов   в   обучении   различным   предметам объясняется   тем,   что   они   достаточно   яркие   и   красочные,   что   позволяет   лучше запомнить новую информацию, и в то же время достаточно краткими, чтобы не нагружать   лишней   информацией.   Обычно   они   применяются   в   качестве дополнительного   наглядного   материала.   Применение   интерактивных   плакатов преследует те же самые цели, но в отличие от полиграфических плакатов их можно использовать на уроке не только в качестве дополнительного наглядного материала, но и основного. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца занятия.   А   сохранение   работоспособности   на   уроке,   отсутствие   выраженного утомления   является   критерием   здоровьесберегающего   эффекта   педагогического воздействия.  Кроме того, грамотное использование ИТ позволит учителю организовать свою работу   как   учителя   –   предметника   и   как   классного   руководителя   (ведение электронного   классного   журнала,   календарно­тематических   планов,   просмотр отчетов, работа с мультимедийными цифровыми ресурсами и т.п.). Создание единой информационной среды школы обеспечит как возможность модернизации   процесса   обучения,   так   и   автоматизацию   деятельности   всех подсистем   школы.  Все  вместе  обеспечит   переход  обучения  учащихся  школы  на новый   уровень   и   повысит   мотивацию   к   обучению,   что   весьма   актуально   для вечерней школы. Какие учащиеся приходят в вечернюю школу?  Разные судьбы приводят их к нам, но здесь им всегда рады и готовы помочь. Каждый день от урока к уроку мы учим наших воспитанников   верить в себя, уметь быть услышанными и слушать других, стараться понять, что стоит за позицией оппонента и с какими сторонами точки   зрения   можно   согласиться.   А   главное,   быть   сопереживающими, понимающими   и   терпимыми.   В   последние   годы   все   больше   появляется педагогически   запущенных,   дезадаптированных   учащихся.   В   этих   условиях вечерняя   школа   активно   решает   проблемы   социальной   защиты   подростков,   их адаптации   в   окружающем   социуме,   создает   условия   для   развития   всех воспитанников (проблемных детей, сирот, инвалидов) с одновременной коррекцией поведения, помогает тем, кто не сумел получить образование в массовой школе и имеет перерыв в учёбе. Большинство учащихся четко осознают свои обязанности и следуют к решению поставленных для себя целей. Наша же задача ­ помочь им в достижении этих целей, опираясь на свои знания и опыт, обеспечить разнообразие форм и методов обучения, помочь адаптироваться в новых условиях.  Более   90%   учащихся   школы   имеют   персональные   компьютеры   дома, планшеты, мобильные устройства, которые используются в основном для игры или поиска информации в Интернете, чем для обучения. Поэтому приобретение школой интерактивной   доски,   интерактивных   электронных   плакатов,   интерактивных пособий по предметам являются значительным подспорьем для учителя, как при организации обучения, так и при работе с ученическим коллективом. Конечно, благодаря интерактивной доске решается несколько важных задач обучения:   это   мотивация,   учащиеся   с   большим   удовольствием   идут   на   урок, учиться   становится   интересно   и   увлекательно,   открывают   новые   возможности использования   персонального   компьютера;   это   повышение   производительности процесса   обучения   за   счет   одновременной   работы   со   всем   ученическим коллективом;   а   также   это   инструмент   для   создания   здоровой   психологической атмосферы,   в   которой   каждый   ученик   может  почувствовать   свою   значимость   и причастность к общему делу, быть понятым всеми участниками образовательного процесса.  Обучение   с   помощью   интерактивной   доски   мало,   чем   отличается   от привычных  методов   преподавания. Успешность  проведения  урока не  зависит  от технологий   и   оборудования,   которое   используется   учителем.   Учитель  всегда находится   в   центре   внимания,   обращен   к   ученикам   лицом   и   поддерживает постоянный   контакт   с   учениками.  Любой   урок   должен   иметь   четкий   план   и структуру,   достигать   определенных   целей   и   результатов.  Грамотная  работа  с интерактивной  доской  на   уроке   позволяет   добиться   оптимизации   учебного процесса. И.П.   Павлов   установил,   что   смена   одного   вида   деятельности   другим   дает отдых длительно работавшим клеткам коры головного мозга. Это в одинаковой степени может относиться к лицам, занимающимся физическим или умственным трудом.   Использование   доски   позволяет   не   только   учитывать   возрастные   и психологические особенности учащихся разных классов, но и помогает учащимся в снятии напряжения, создает условия для открытых отношений с одноклассниками, внимания, сплочения ученического коллектива, эмоциональной разрядки.  Интерактивная   доска   выполняет   функцию   активного   экрана   (демонстрация презентаций, обучающих фильмов, текстовых документов, фотографий и т.п.), что позволяет   разнообразить   работу   на   уроке   и   повысить   его   эффективность. Интерактивная   доска   становится   центром   внимания   всего   класса.   А   если   все материалы   подготовлены   заранее   и   легко   доступны,   она   обеспечивает   хороший темп   урока.   Исследователи   утверждают,   что   рассеянные   ученики   лучше   всего воспринимают   информацию,   размещенную   на   компьютерном   или   телевизионном экране.   Учащиеся   перестают   отвлекаться,   концентрируют   свое   внимание   на изучаемом материале.  Поскольку интерактивная доска легка в управлении, то к работе с ней можно привлекать   учащихся.   Все,   что   они   делают   на   доске   можно   сохранить   и использовать в другой раз.  Уроки   с   использованием   ИКТ   имеют   практические,   теоретические   и познавательные   результаты.   Учащиеся   получают   возможность   самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы. Так, например, при изучении темы «Объемы и поверхности тел вращения»   по   геометрии   в   старших   классах   понятие   площади   поверхности вводится   с   опорой   на   наглядные   представления   учащихся,   а   все   мы   прекрасно знаем, что абстрактное мышление хорошо развито не всех учащихся, и здесь нам поможет интерактивная доска, средствами которой мы можем поворачивать любую фигуру под любым углом, проектировать на разные плоскости.  Но важно также осознавать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные ее возможности, как он преподносит материал учащимся, и как он сам, учитель, адаптировался к новым   возможностям   преподавания.   И   не   следует   забывать,   что   интерактивная доска не может использоваться весь урок (не более 20 минут) и не должна носить эпизодический характер. Итак, информатизация образования является ключевым условием успешного развития процессов информатизации общества. Она должна рассматриваться как процесс  подготовки  выпускника  к полноценной  жизни  в условиях  современного информационного   общества.   Получая     образование,   учащийся   должен   овладеть информационной   культурой   и   получить   навыки   активного   взаимодействия   с информационной   средой.   Для   реализации   этих   задач   необходима   такая   школа, которая имеет возможность дать ученику активно использовать информационные ресурсы   и   действовать   в   информационном   пространстве;   школа,   в   которой процессы   обучения   и   управления   построены   на   использовании   информационных технологий,   объединенных   в   единое   информационное   пространство,   а   это невозможно   без   квалифицированных   педагогов,   владеющих   современными образовательными технологиями и методиками.   Литература 1. Дмитрий   Матрос.  Управленческие   шаги   по   информатизации   процесса обучения в школе // Управление школой, №21, 2006. 2. Разуваева   Ю.Е.   Работа   с   интерактивной   доской   как   один   из   факторов успешного усвоения знаний // II Международная педагогическая Ассамблея: материалы   научно­практической   конференции.   –   Чебоксары:   НИИ педагогики и психологии, 2011, с. 89­91. 3. Дмитрий   Матрос.   Основы   теории   информатизации   процесса   обучения. https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php? subaction=showfull&id=1195048198&archive=1195938639&start_from=&ucat= &  4. Блог   Дарьи   Сергеевны   Куценко.   Электронные   доски   в   учебном   процессе. http://ped­kopilka.ru/blogs/darja­sergevna­kucenko/vnedrenie­yelektronyh­dosok­ v­uchebnyi­proces­shkoly­dlja­sovmeschenija­interesov­prepodavatelei­i­ shkolnikov.html  5.

ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы

ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы

ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы

ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы

ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы

ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы

ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы

ИКТ-культура учителя как условие формирования единого информационного пространства школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019