Методическая разработка на тему «Виды мышления»

  • Научные работы
  • docx
  • 02.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Москалев_Виды мышления.docx

Методическая разработка на тему «Виды мышления»

1.     Выбрать один из видов мышления (алгоритмическое или критическое)

2.     Представить литературу по данному вопросу не менее пяти источников за последние 5 лет.

3.     Привести определение понятия данного вида мышления и выделить основные его характеристики.

4.     Представить фрагмент урока по формированию выбранного вами вида мышления с описанием организации деятельности учителя и обучаемых. Фрагмент урока должен быть представлен на конкретном математическом материале ( выбор темы, осуществляется самостоятельно).

Выбираю алгоритмическое мышление.

 

Список литературы: 

1.      Волошин А.В., Кушнир Л.А. Современные подходы к развитию алгоритмического мышления школьников // Педагогика высшей школы. — 2023. 

2.      Захарова О.Н., Скворцов П.С. Формирование алгоритмической культуры учащихся средствами математики // Математика в школе. — 2022. 

3.      Романова Ю.Ю. Развитие алгоритмического мышления студентов технических специальностей // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. — 2021. 

4.      Арнольд В.И. Основы теории алгоритмов и алгоритмическая культура // Мир науки, культуры, образования. — 2020. 

5.      Иванов Д.А. Практические аспекты формирования алгоритмического мышления у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. — 2020.

 

Алгоритмическое мышление — это способ решения задач путем последовательного пошагового исполнения заранее определенных действий согласно четким правилам (алгоритмам).

Основные характеристики алгоритмического мышления:

– Логичность и последовательность операций.

– Четкость формулировки шагов решения.

– Применение стандартных методов и приемов.

– Способность анализировать условия задачи и выявлять необходимые шаги её решения.

 

Фрагмент урока по формированию алгоритмического мышления

Тема урока «Отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении» 6 класс.

Цель: сформировать умение делить величину в заданном отношении, выбирать информацию, составлять алгоритм решения задачи, делить величину в заданном отношении.

Этап урока: проверка первичного усвоения

До этого ученики:

·        выписали из учебника правило деления числа в данном отношении: «чтобы разделить число c в отношении a к b, можно разделить число c на сумму членов отношения a + b и результат умножить на каждый член отношения, числа a, b и c не равны нулю»;

·        выполнили деления чисел в заданных отношениях.

Далее учитель для проверки усвоения знаний предлагает следующее задание:

Используя изученное правило, устно сформулируйте правило деления числа в заданном отношения с тремя и более членами отношения.

Составьте и запишите в тетрадь алгоритм деления числа в заданном отношении. Для этого:

1.      Выпишите из правила действия, которые необходимо выполнить для деления числа в данном отношении.

2.      Расставьте порядок действий.

3.      Запишите получившийся алгоритм.

Проверьте свой алгоритм на конкретном примере несколько раз, меняя при этом порядок действий в алгоритме.

Ожидаемы ответ:

Правило: Чтобы поделить число c в соотношении a:b:d:e, надо сначала сложить все члены соотношения (a+b+d+e) и разделить число c на эту сумму. Потом полученный результат умножается на каждый член соотношения, чтобы получить нужные доли.

Шаги:

1.      Складываем все числа отношения. Например, у нас дано соотношение 2:3:5. Значит, складываем: 2+3+5=10.

2.      Делим число на сумму частей. Если нам дали число 60, тогда мы считаем: 60÷10=6.

3.      Умножаем результат на каждую часть отношения, чтобы получить доли:

o    Первая доля: 6×2=12,

o    Вторая доля: 6×3=18,

o    Третья доля: 6×5=30.

 

Алгоритм:

1.      Сложить все числа отношения.

2.      Разделить исходное число на полученную сумму.

3.      Каждое число отношения умножить на результат второго шага.

4.      Получившиеся произведения записать как доли.

 

Пример применения алгоритма:

 

Допустим, даны такие данные:

o    Нужно поделить число 60 в отношении 2:3:5.

Вот что получается:

1.      Сумма отношения: 2+3+5=10.

2.      Делим число: 60÷10=6.

3.      Теперь найдем доли:

o    первая доля: 6×2=12,

o    вторая доля: 6×3=18,

o    третья доля: 6×5=30.

Проверяю суммы: 12+18+30=60. Выполнено верно!