Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Иконка файла материала Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации.docx
Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от  того, как устроена предметно­пространственная организация их жизни, из  каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий  потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка  формирует его психику, является источником его знаний и социального  опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать  условия, которые способствую полной реализации развития детей, их  возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е.  организации предметно­развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся  создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для  индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.  «Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки  транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы  труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки­ животные, куклы разной  направленности, наборы посуды, игровые модули для разнообразных  сюжетных игр и т.д.).«Центр двигательной активности» Данный центр содержит атрибуты к  подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную  активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и т.д., массажёры, кегли,  гимнастическую стенку, шведскую стенку с матрасиком (упражнения только  под контролем взрослого), скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы,  коврики для массажа стоп, оборудование для ходьбы, бега, тренировки  равновесия, прыжков, ползания и лазанья, оборудование из неоформленного  материала. Изготовленное спортивное оборудование из неоформленного  материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх,  вызывает радость и положительные эмоции. Оно объединяет физкультуру с  игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в  двигательной деятельности. Использование ярких цветов пособий повышает у  детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.«Центр музыки» – один из самых ярких и привлекательных. Способствует  развитию танцевально­игрового и песенного творчества у детей. Здесь  размещены музыкальные игрушки (гармошка, гитара, соразмерные руке  ребенка; погремушки; бубен; барабан; дудочки; рожок; балалайка), народные  игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки к песням исполняемыми на  музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песенок,  фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений,  колыбельные, записи звуков природы, иллюстрации с изображением  музыкальных инструментов, игрушки с фиксированной мелодией  (музыкальные книжки, открытки, музыкальная шкатулка).«Центр театра» – важный объект развивающей среды, с которого можно  начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность  помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя  неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся  уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с  удовольствием спешит в группу. В «Центре театра» сказочные персонажей, кукольный, перчаточный,  пальчиковый, магнитный и настольный виды театра. Дети – большие артисты,  поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в  роли зрителей.«Центр дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и  их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Наш центр выполнен в  виде стенда с кармашками. На стенде в кармашках воспитатели каждый день  меняют карточки выбранные детьми.«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного  уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста,  реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем  находятся книги с художественными произведениями детских писателей,  сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип  подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум  иллюстраций.«Центр занимательной математики» имеет важные развивающие функции.  В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки,  числовой ряд, счеты, песочные часы, чашечные весы, наборы карточек на  сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми  фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмныхгеометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик,  современные пазлы.  «Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной  степени сложности. Игровой материал расположен на открытых­сквозных  полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешалидруг другу. В «Центре познания» содержится: лото, домино в картинках,  предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок,  иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь,  транспорт, посуду «чудесные мешочки», материалы на развитие мелкой  моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика. «Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций  (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал,  для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас,  мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессеэкспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал  наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие  «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые  проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных  материалов. Незаменимым помощником в детской исследовательской  деятельности стал Ученый Кот, живущий в нашей группе. Кот стимулирует  детскую активность и любознательность. «Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и  пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками,дидактическими пособиями и играми. Хорошим дидактическим пособием  служит макет пожарной станции на основе конструктора «Лего», игра с  объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена  макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей. Создание центра  безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и  нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа  жизни.«Центр конструирования» требует свободного пространства для  сооружений из крупного строительного материала. Практичность его состоит  в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного  вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в  любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой  детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно  чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр  дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.«Центр патриотического воспитания»  Центр требует частичной изоляции,  расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: Российский флаг, герб,  портрет президента России, пособия, отражающие многонациональность  нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с  климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка  иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно­ прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном городе  Мичуринске, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом  жителей своего города. Подобрана художественная литература по  краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город»,  «Моя семья». Английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей  хорошими — это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И  создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами  деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с  развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных,  выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество  созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к  активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие  по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Былоотмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко  ссорятся из­за игр, игрового пространства или материалов, поскольку  увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании  посещать детский сад. Поиск инновационных подходов к организации предметно­развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.