МОУ Комсомольская СОШ
Город Гармония
Автор: Войнич Татьяна Альбертовна, классный руководитель.
Адрес: 636945, Томская область, Первомайский район,
с. Комсомольское, ул. Клубная 26.
Тел: 8 – 245 – 42 – 3 – 83.
2007 год
1. Модель ученического самоуправления
1. 1. Объяснительная записка: МОУ Комсомольская СОШ, 636942,Томская область, Первомайский район, с. Комсомольское,
ул. Первомайская 10 а, тел: 8 – 245 – 42 – 1 – 18, komcoh @ mail. ru директор школы – Анатолий Александрович Хряпов, тел: 8 – 245 – 2 – 04.
Характеристика классного коллектива
1
1.2. Описание модели ученического самоуправления
В период становления и развития гражданского общества назрела потребность обновления взглядов и действий по воспитанию ребенка в школе, классе.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована деятельность, тем больше создается возможностей для формирования самосознания ребенка, самовоспитания духовных потребностей. Для этого воспитывающая среда должна быть как можно более разнообразной. Еще мы захотели взаимодействовать в сообществе
Так в 2005 году в 4 классе начался строиться город Гармония. Главные строители города – учащиеся, которые это сильно хотели и делали все, чтобы было интересно.
А помогали им родители, классный руководитель, учителя.
Чтобы началось строительство, нужны были люди, которые бы возводили объекты и отвечали за них. Так был создан правительственный блок, во главе которого стоял мэр, руководивший строительством. Объекты были самые разные: «Издательский дом», где
начинала историю летопись класса с использованием фотоматериалов, где создавался макет города, который был отмечен в районе; «Площадь звезд», где жили мисс – осень, телеведущие, лидеры, именитые спортсмены; «Дом знаний», в котором была создана собственная библиотека, проводились интересные беседы, собрания на различные темы; «Дома отдыха», где проходили интересные тематические вечера с играми, конкурсами, чаепитием, танцами. Надо отметить, что строительством дети занимаются с удовольствием, потому что все дела обговариваются и обсуждаются вместе в самом начале учебного года. Чтобы все задуманное свершилось, каждый выбирает дело по душе.
И еще, что важно, что дети не ответственные, исполняющие чьи – то приказы, а министры, издающие свои законы, живущие по правилам общности и коллективизма.
Главная составляющая строительства – уверенность в том, что они делают. Министры здоровья ,труда, природы, информации, культуры, образования, досуга объединены общей идейной направленностью – забота о своих жителях, которым бы было интересно, комфортно, увлекательно жить в городе, чтобы они не захотели из него уехать. А мэр города, руководя и следя за работой министерств, должен им помогать и направлять по правильному пути.
Важную роль в строительстве города играют классный руководитель, родители, учителя, работающие в этом классе. Они первые советники своих детей, помогают, стараются помочь реализовать их задумки.
Гармония – это особый город, гражданами которого являются все учащиеся класса, в том числе и взрослые. Все они объявляются дееспособными гражданами Гармонии, то есть имеют все гражданские права, но обязаны выполнять все требования законов, которые действуют в данном городе.
В данном городе реализуются особые принципы отношений детей и взрослых, основополагающий из них – свобода и ответственность.
В данной модели самоуправления сочетаются различные виды деятельности, но игровая становится ведущей и в полной мере отражается на содержании жизни детского коллектива. Кто знает, может быть, такая взрослая игра, основанная на каких – то определенных принципах, поможет нашим детям определиться и пойти по жизни той дорогой, тропинка к которой была протоптана из школьного города, построенного по их планам и замыслам.
2
1. 3. Блок целеполагания:
Цель:
Реализация прав всех участников на участие в управлении жизнедеятельности класса с использованием игровых технологий.
Задачи:
* Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
* Формировать умения и навыки лидерского поведения.
* Воспитывать активную гражданскую позицию у детей данного класса.
* Учитывать индивидуальные особенности, которые способствуют обеспечению успешной самореализации ребенка.
* Создавать необходимые условия для самоутверждения личности через различные виды деятельности
* Воспитывать чувство общности с коллективом, желание оказывать помощь
друг другу
3
Позиционный блок «Город Гармония»
4
1. 5. Организационный блок модели «Город Гармония»
|
Педагоги, работающие в данном классе |
Учащиеся класса |
Родители |
3 – уровень Коллективный Субъект Образовательного процесса
|
Общее собрание жителей города Совет города (Кл. рук. + учащиеся + родители) Мэр города + Вице – Мэр Администрация города (департаменты по направлениям деятельности) |
||
2 – й уровень Первичный коллектив образовательного процесса |
Малые педагогические советы |
Общее собрание учащихся |
Классное родительское собрание |
1 – й уровень Отдельный участник образовательного процесса |
Участие по собственному желанию (советники) |
Участие по собственному желанию – роль гражданина города |
Участие по собственному желанию (советники) |
5
Нормативно – правовой блок модели «Город Гармония»
включает в себя:
В течение 3 лет законодательным органом класса были разработаны и утверждены документы, регулирующие деятельность всех участников образовательного процесса:
1. Положение о классном ученическом самоуправлении.
2. Положение о Совете города
3. Устав класса.
4. Положение о родительском комитете.
5. Положение о классном родительском собрании.
6. Извлечение из школьного Устава.
Основные принципы самоуправления:
Общее собрание горожан – это орган ученического самоуправления, которое проводится 2 раза в год. Собрание имеет право утверждать правила, документы; вносить поправки в законы; заслушивать отчеты советов о проделанной работе; корректировать, дополнять.
Городской совет - это выборный орган, который собирается один раз в месяц.
Совет издает законы, решает основные задачи; дает общественные поручения и следит за их выполнением; заслушивает отчеты о проделанной работе; защищает права учащихся.
Общее собрание горожан и совет тесным образом связан с малыми педагогическими советами и родительским комитетом, которые являются советниками и помощниками главных участников.
Малые педагогические советы помогают в организации и проведении предметных олимпиад, тематических вечеров; помогают в учении.
Родительский комитет организовывает родителей на различные дела, где без их помощи детям не обойтись: проведение вечеров отдыха, ремонт класса (финансирование); постоянно поддерживает тесную связь с педагогическим коллективом в вопросах учения.
6
2. Нормативно – правовая база модели «Город Гармония»
Утверждено:________( А. А. Хряпов, директор школы) Принято на общем собрании
учащихся.
Протокол №1 от 25 .01.2005г
Мэр города_______(Е. Канцелярист)
Положение о классном ученическом самоуправлении.
Самоуправление в классе строится по принципу города.
Высшим законодательным органом является совет класса, выбираемый тайным голосованием.
Высшим законодательным органом является общее собрание, которое может внести изменения в решения совета класса, рассматривает и утверждает перспективный план, основные направления деятельности ученического самоуправления, решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении.
Высшим исполнительным органом является правительство.
Задачи самоуправления:
2.1. Изучение потребностей граждан.
2.2. Составление и осуществления плана деятельности.
2.3. Постоянная оценка результатов выполненной работы общим голосованием.
2.4. Анализ действия органов самоуправления.
7
Утверждено:_____(А. А. Хряпов, директор школы) Принято на общем
собрании учащихся
Протокол №1 от 25.01. 2005г
Мэр города_____(Е. Канцелярист)
Положение о Совете города
Общие положения:
1.1. Городской совет является выборным органом ученического самоуправления.
Функции городского совета:
2.1.Определяет программу деятельности жителей города.
2.2.Рассматривает и утверждает правила внутренней деятельности города.
2.3.Формирует администрацию города.
2.4.Заслушивает отчеты о работе органов самоуправления и оценивает.
2.5.Утверждает план.
2.6. Утверждает символику города.
2.7.Проявляет заботу о благоприятном положении горожан, при необходимости
защищает их честь и достоинство, права и свободы.
2.8. Содействует разрешению конфликтных вопросов.
2.9. Обеспечивает взаимодействие с родительским комитетом.
8
Утверждено:______(А. А. Хряпов, директор школы) Принято на общем собрании
учащихся
Протокол от 25. 01 2005г
Мэр города:_______(Е. Канцелярист)
Устав города.
9
Утверждено:_______(А. А. Хряпов, директор школы) Принято на общем собрании
учащихся
Протокол от№2 от5. 02. 2005г
Мэр города________(Е. Канцелярист)
Положение о родительском комитете.
Задачи:
1.1. Привлечение родителей к активному участию в жизни класса.
1.2. Всемерное укрепление связей между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей.
Содержание работы:
1.1. Родительский комитет избирается общим собранием родителей класса.
1.2. Родительский комитет организует помощь в укреплении связей педагогического коллектива с родителями учащихся.
1.3. Осуществляет мероприятия по укреплению хозяйственной базы класса, благоустройству и созданию в нем нормальных санитарно – гигиенических условий.
1.4. Привлекает родителей к непосредственному участию в воспитательной работе со школьниками.
1.5. Вносит предложения классному руководителю по улучшению внеклассной работы с обучающимися.
1.6. Устанавливает связь с руководителями школы по вопросам оказания помощи классу в проведении воспитательной работы.
10
Утверждено: _______(А. А. Хряпов, директор школы) Принято на общем
собрании
Протокол№2 от 5. 02.2005г.
Мэр города______(Е. Канцелярит)
Положение о классном родительском собрании.
Задачи:
1.1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления класса.
1.2. Рассматривает решения, связанные с реализацией решений органов самоуправления.
1.3. Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса.
1.4. Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.
Правила проведения собраний:
1.1.Главным методом собрания является диалог.
1.2. Родители приглашаются на собрание и оповещаются не позднее чем за 3 дня до даты проведения собрания.
1.3. Учителя – предметники могут присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
1.4. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей – предметников.
1.5. Классный руководитель решает организационные собрания накануне собрания (организация встречи, подготовка кабинета)
Принципы проведения родительского собрания:
1.1. Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
1.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
1.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути решения.
11
Утверждено:______(А. А. Хряпов, Принято на общем собрании
директор школы) учащихся
Протокол №3 от 15. 02. 2005г
Мер горда______(Е. Канцелярист)
Извлечение из школьного устава.
Права и обязанности учащихся:
1.1. Обучающие в МОУ комсомольской СОШ имеют право:
- на получение основного общего образования по очной форме до 18 лет.
- выбор формы обучения образования;
- участие в управлении учреждением в форме, определенной уставом;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное
выражение собственных взглядов и убеждений;
- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- защиту от всех форм физического и психического воздействия;
- охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
1. 2. Обучающие в МОУ Комсомольской СОШ обязаны:
- выполнять Устав школы
- добросовестно учиться;
- бережно относиться к школьному имуществу,
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;
- соблюдать правила по технике безопасности, санитарии и гигиене.
Права и обязанности родителей:
2.1. Родители имеют право:
- защищать законные права и интересы своих детей;
- участвовать в управлении школы в форме, установленной ее Уставом;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного и воспитательного процесса; правилами внутреннего распорядка школы;
- оказывать школе посильную помощь в реализации ее уставных задач.
2.1. Родители обязаны:
- нести ответственность за воспитание и обучение своих детей и создание
необходимых условий для получения ими образования.
- выполнять устав в части, касающейся их прав и обязанностей.
12
Исходя из принятых законов, горожане определили полномочия каждого должностного лица:
Мэр города |
- Готовит и проводит заседания Совета горожан. - Составляет график дежурств по кабинету, по школе. - Ведет контроль за работой Совета города. - Организовывает работу по выполнению решений Совета горожан. |
Вице - мэр |
- Организовывает и контролирует дежурство по классу, по школе. - Контролирует посещаемость и выполнение режима дня. - Заменяет мэра города во время его отсутствия. |
Начальник департамента образования |
- Проверяет учебники. - Ведет контроль за успеваемостью горожан. - Организовывает взаимопомощь в обучении. - Помогает в организации и проведении школьных олимпиад. - Учет посещаемости. |
Начальник департамента культуры |
- Организует участие горожан в общешкольных мероприятиях. - Готовит проведение тематических классных часов. - Организовывает различные выставки. |
Начальник департамента природы |
- Организация мероприятий по защите окружающей среды. - Организация мероприятий по озеленению класса. - Проведение классных часов о природе. |
Начальник департамента досуга |
- Организация и проведение культурно – массовых мероприятий. (вечера отдыха, дни именинников) - Организовывает проведение конкурсов, концертов. |
Начальник департамента здравоохранения |
- Контроль за выполнением санитарных норм (проветривание класса, влажная уборка) - Проведение различных спортивных мероприятий. - Активная пропаганда здорового образа жизни. |
Начальник департамента труда |
- Организация и проведение трудовых десантов (уборка кабинета, уборка закрепленной за классом территории) |
Начальник департамента информации |
- Выпуск классной газеты 1 раз в четверть. - Распространение правительственной информации. |
13
3.Отношение к представляемой модели:
Канцелярист Евгения, ученица 7 класса:
« Для меня строительство города было очень занимательным и интересным. На протяжении трех лет вместе с классным руководителем разрабатывал новую программу по районному проекту «Строим город – строим себя». Мы одновременно учились и познавали много нового и интересного. Возводили новые объекты города, что – то перестраивали, достраивали.
Это строительство помогало нам и в учебе. Больше ответственности и постоянное стремление сделать лучше. Строительство города помогло достичь больших успехов и в школьной, и в классной жизни»
Рулинская Валентина Ивановна, заместитель директора по учебной части:
«В классе 14 человек, из них 2 отличницы и 4 хорошиста. У всех детей хорошая мотивация на учебу, стремление иметь как можно больше хороших отметок. Способствует этому та атмосфера, которая царит в данном коллективе. Я считаю, что это влияние Совета класса на учебно – воспитательный процесс. Каждый ученик в классе имеет свое дело, которое он с удовольствием выполняет. Стремление хорошо учиться и строить свой город дополняют друг друга. Уважительное отношение к классному руководителю, учителям – предметникам, родителям, учащимся – залог комфортной обстановки в классе. Проявление негатива в классе проговаривается на совете класса. Хорошая установка на результат способствует движению каждого ученика и в целом класса вперед. Считаю, что данная модель способствует становлению личности по всем направлениям»
Нифонтова Татьяна Николаевна, родительница:
« Считаю, что строительство города благоприятно влияет на мою дочь. Она стала самостоятельная, решительная, может высказывать свою точку зрения на многие проблемы. Дело, за которое она берется, будет всегда выполнено, так как понимает, что она за него отвечает»
Еремкина Ксения, ученица 7 класса:
« Мне нравится жить в нашем городе. Много интересного узнаем мы, когда строим объекты. Ведь чтобы построить, надо много знать»
Шериева Галина Михайловна, первая учительница:
« Я со стороны наблюдаю за своими детьми и вижу, что строительство города изменило их, они стали намного увереннее, решительнее, активнее. Радуюсь за их успехи по многим направлениям деятельности. Думаю, что строительство многому их научит: самостоятельности, чувству коллективизма, демократии. Детская игра , может быть, поможет некоторым из определиться во взрослой жизни»
14
Сапогова Алла Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе:
«Работа учебного самоуправления осуществляется в рамках воспитательной системы. В основе деятельности коллективно – творческий подход. Четвертый год самоуправление в этом классе строится по принципу: класс – это город Гармония. Каждый ребенок – это активный участник строительства города. В классе много
лидеров, инициативных творческих ребят, которые являются «звездочками» школы. Коллектив сплоченный, и рядом с ребятами всегда их родители.
По итогам 2006 – 2007 учебного года город Гармония занял 1 место в рейтинге активной школьной жизни. На протяжении 3 лет они являются участниками районной программы, победителями многих конкурсов.
Активная позиция в школе поможет ребятам в дальнейшей жизни. Благодаря данной системе самоуправления, дети занимают активную жизненную позицию, становятся лидерами в классе и школе»
Волегова Людмила Викторовна, старшая вожатая:
«Седьмой класс у нас в школе особенный и творческий. Это жители города Гармонии со своими законами и жизненным укладом. Классный руководитель Войнич Татьяна Альбертовна сумела найти особый подход к своим учащимся и родителям. В городе дружно и увлеченно живут 14 учащихся. Здесь создана полнейшая гармония во всем, здесь такая атмосфера, где каждому хорошо и уютно, как дома – в семье, где их любят, ценят, понимают. Система воспитательной работы в классе разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и отвечает их интересам и увлечениям.
Каждый учащийся – это своеобразная и интересная личность, поэтому в разных видах деятельности они становятся активистами и лидерами. В классе создан орган ученического самоуправления. Форма ученического самоуправления в классе имеет ряд преимуществ: в работу вовлечены все учащиеся класса; развиваются такие качества, как самостоятельность, коммуникабельность, требовательность к себе; появляется возможность реализовать свой творческий потенциал.
Единение и сплоченность класса дают свои результаты на уровне школы и района.
Каждый из учащихся класса – звездочка. Это артисты, творцы, спортсмены. В нужный момент они всегда придут на помощь. И не случайно, что именно из их класса Канцелярист Евгения является командиром школьной детской организации «Маяк». Все дети имеют свое портфолио с результатами и достижениями. В классе ведется летопись истории класса»
Колточихин Павел, ученик 7 класса :
« Я стал более требовательным к себе, ответственным. Стараюсь как можно лучше сделать то, за что отвечаю. Строить город интересно, особенно те объекты, которые касаются спорта, отдыха»
15
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.