Пояснительная записка
«Мини»- модульные уроки по истории
Раздел: «Россия в первой половине XX века»
11 класс
Сущность модульного обучения заключается в том, что учащиеся самостоятельно достигают цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с мини-модулем. Единица учебного материала - блок-модуль, внутри которого учебный материал структурируется из учебных элементов, включает в себя различные задания, рекомендации по их выполнению. Работа с мини-модулем дает возможность учащимся работать индивидуально, в присущем только им темпе, в парах или группах.
Весь процесс строится на основе целеполагания и самоцелеполагания. Учитель осуществляет консультирование и управление. Ведущая роль сохраняется, но в рамках субъект - субъектные отношения в системе «учитель- ученик». Такая работа позволяет учителю индивидуально работать с отстающими учениками, тогда когда сильные ученики самостоятельно работают с темой.
Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуальном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. Дети не только учатся самоконтролю, но и учатся объяснять алгоритм своих действий более слабым ученикам. Механизмом формирования общеучебных умений и навыков служат блоки-алгоритмы, которые вместе с блоками-модулями содержания учебного материала составляют основу циклов познания.
Большинство учащихся не владеет навыками сотрудничества в совместной деятельности, у них появляется четкая ориентация на себя. Актуальна работа в паре, группе, обучение сотрудничеству, культуре поведения.
Цикл модульного обучения включает:
1)создание мотивации, сознательного интереса субъекта;
2)выделение состава необходимой деятельности;
3)овладение видами деятельности в процессе освоения знаний.
Для освоения данной технологии использую её элементы при изучении раздела «Россия в первой половине XX века
Модуль № 6 Тема: Изучение революционных потрясения и противостояние в обществе 1917-1920г.
Февраль 1917-начало нового этапа революционного процесса.
| 
 Учеб. элемент  | 
 Учебный материал с указанием заданий  | 
 Рекомендации по выполнению заданий  | 
||
| 
 
  | 
 Цель урока: Изучить причины, события, итоги революционного процесса в феврале 1917г. 
  | 
 Прочитай цель урока  | 
||
| 
 УЭ-1 Изучение нового материа 
  | 
 Причины февральской революции: Основные события Февральской революции 1917 
  | 
 1 Спиши схему в тетрадь, дополни её, по своему усмотрению, из текста § 
 
 
  | 
||
| 
 УЭ-2 Закрепле ние Нового материа ла  | 
 
 Двоевлас тие  | 
 2 Заполни схему, кратко охарактеризуй каждый блок схемы с помощью учебника  | 
||
| 
 УЭ-3 Д/З  | 
 Напиши сообщение на выбор о революционных деятелях: В.И Ленина, Л.Д Троцкого, Я.М Свердлова, И.В Сталина  | 
 Запиши задание в дневник  | 
Модуль № 12 Тема:« Характеристика политической системы сталинизма и социальной системы в 30 годы».
| 
 Учеб. элемент  | 
 Учебный материал с указанием заданий  | 
 Рекомендации по выполнению заданий  | 
| 
 
  | 
 
 Цель урока: Познакомиться с особенностями политического и социального развития РСФСР в 30 гг.  | 
 
 Внимательно прочитай цель урока  | 
| 
 УЭ-1 
  | 
 Признаки тоталитарной системы: 
 
 
 Унификация всей общественной жизни Массовые репрессии, КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА Создание массовых общественных организаций для контроля над обществом  | 
 1. Спиши схему в тетрадь, «+» отметь те признаки которые были в РСФСР  | 
| 
 
  | 
 2. Спиши Особенности полит системы в тетрадь, дополняя недостающую информацию.  | 
|
| 
 
  | 
 3. Внимательно рассмотри и прочитай схему, составь из данных блоков общественную. Иерархию, кратко охарактеризуй каждый слой общ-ва.  | 
|
| 
 
 Закрепление Нового материала  | 
 Как ты понимаешь слова « Политика кнута и пряника», что подрузамевается под «кнутом», а что под «пряником»? При ответе руководствуйся записями в тетради и стр180.  | 
 4. Ответь на вопрос, ответ в тетрадь.  | 
| 
 УЭ-3 Д/Р  | 
 1.На основе записей в тетради подготовка к тесту. 2.Работа с документами на выбор: 1. стр 174-175- на основе документов, перечисли признаки культа личности Сталина И.В. 2. стр 181- на основе документов ответь на вопрос № 5 на стр 181  | 
 Запиши Д\Р В дневник  | 
Модуль №13 Тема:«Изучение внешней политики СССР 20-40 годы годы».
| 
 Учеб. элемент  | 
 Учебный материал с указанием заданий  | 
 Рекомендации по выполнению заданий  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 
 Идея мировой Революции.  | 
 
 Внимательно прочитай цель урока  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ-1,2 
 Вывод: Внешняя политика СССР,
      основанная на преобладании  ____________ революции, ухудшило ____________
      положение в страны. Победивший в борьбе за власть после смерти В.И Ленина
      ___________, предложил строить социализм в  одной , отдельно взятой
      стране _______,   1923-потдержка революции
      Германии и Болгарии 1927 поддержка забастовок в
      Англии Разрыв отношений с
      капиталистическими Англией и Францией в 1920г Поддержка мирового
      революционного движения  | 
 
 Выпиши из схем
      события и даты, относящиеся к удачам и неудачам во внешней политики СССР
      20-40гг.                 «+»                               «--» Вывод: Внешняя политика СССР  в
      начальный период ____________________ войны, на дала стране достаточно
      времени, чтобы подготовиться к отражению ________________ агрессии. Присоединение к СССР Западной
      Белоруссии и Украины. Присоединение к СССР Эстонии, Латвии, Литвы,
      Бессарабии и Северной Буковины (июнь 1940 г)   Польский поход Красной Армии Присоединение к СССР Карельского
      перешейка Красная армия показывает  низкий
      уровень боевой подготовки Социалистическая
      индустриализация = Мир на границах = Пакт о ненападении с Германией. Советско-финляндская война
      (ноябрь 1939- март 1940г.) Вывод: Коллективизация и
      социалистическая _________________ требовала мира на советских границах,
      поэтому СССР пошел на заключение____________ о ненападении с нацисткой
      ___________, Советско-японские военные
      конфликты Пакт Молотова- Риббентропа 23 августа 1939г.   Неудачная попытка создания
      системы коллективной безопасности в Европе Военная помощь Китаю против
      Японии Плохая репутация СССР как
      экспортера революции Агрессивные устремления Германии
      и Японии Коллективизация и социалистическая
      модернизация 16 апреля 1922-Распальский
      договор с Германией «Полоса признаний Восстановление и развитие
      экономики СССР как базы для мировой революции Поддержка антиколониального
      движения в Афганистане, Иране, Китае, Турции Установление дипломатических и
      экономических связей  | 
 1,2,3. Внимательно выслушай рассказ учителя по схеме. 
 На основе рассказа самостоятельно сделай выводы, запиши их в тетрадь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4. Выполни данное задание в тетради  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ-3 Д/Р  | 
 Стр 196-202 Выпиши причины Второй Мировой войны и Великой Отечественной.  | 
 Запиши в дневник.  | 
Великая Отечественная Война советского народа нацистской Германией.
Модуль №14 Тема:«Первый период ВОВ 22 июня 1941-18 ноября 1942».
| 
 Учеб. элемент  | 
 Учебный материал с указанием заданий  | 
 ЗАДАНИЯ  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 Цель урока: Дать характеристику начальному периоду Великой Отечественной войны.  | 
 
 Внимательно прочитай цель урока  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ-1 
  | 
 
 
 
 Центральный штаб партизанского
      движения  создан 30 мая 1942 , действовал до 13 мая 1944 Вооруженная борьба против
      немецко - фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях. внезапность нападения. 
 
 
 Руководство, координация,
      снабжение, разведка 
   
 
 
 Во время войны в тылу врага
      действовало свыше 6200 партизанских отрядов и подпольных групп в которых
      сражалось 1 миллион 
      человек. 
 
 
 Командиры партизанских
      соединений:  С.А Ковпак, А.Н Сабуров, А.Ф Федоров, П.П Вершигора, Д.Н
      Медведев 
 Характеристика первого периода ВОВ - 22 июня1941- 18 ноября 1942. 
  | 
 1. Выпиши наиболее важную информацию в тетрадь, с твоей точки зрения. 
 2. Внимательно рассмотри схему, выпиши, что такое партизанское движение и кто принимал в нем участия ( какие слои населения)? 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Спиши таблицу дополняя недостающую информацию. 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ- 2 Закрепление материала  | 
 Вывод: СССР в начальный период войны по причинам_____________________________________, потерпело серьезные___________. Но патриотизм советского_______, организаторские таланты политических и ___________________- руководителей СССР позволили ________ 1941-1942 нанести немцам тяжелое поражение под __________,  | 
 4. Запиши вывод вставляя пропущенные по смыслу слова.  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ-3 Д/Р  | 
 1. Вспомни ранее изученные слова и дай им определения : -Агрессия - Вермахт -Трибунал -Рейх - Эвакуация -Блицкринг -Нацизм -Генацид -Концлагеря 2. § 33 Охарактеризуй значение тыла в годы войны, запиши в тетрадь.  | 
 Запиши задание в дневник.  | 
Модуль № 17 Тема: Изучение процесса восстановления экономики после войны.
Текущий контроль «Внешняя политика СССР 1940-1945»
| 
 Учеб. элемент  | 
 Учебный материал с указанием заданий  | 
 Рекомендации по выполнению заданий  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ-0  | 
 Цель урока: 1. Оценить свои знания по теме «Внешняя политика СССР 1940-1945» 
 
  | 
 Прочитай цель урока  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 Текущий контроль по пройденному материалу 
 
 УЭ-1 Изучение Нового 
  | 
 1 вариант 1. СССР был объявлен агрессором и исключен из Лиги Наций из-за: А) договора о ненападении с Германией Б) войны с Финляндией В)Присоединении Западной Украины 2. Договор о ненападении между СССР и Германией назывался: А) пакт Чемберлена Б) пакт Молотова - Риббентропа В) антикоминтерновским пактом 3.*Совместите битвы и их основное значение А)Сталинградская битва 1)уничтожение группы «Центр» и освобождение Белоруссии Б) Курская битва 2)завершение коренного перелома в войне В)Ленинградско -Новго- 3)начало коренного перелома родская операция в войне Г)операция «Багратион» 4) разгром группы армии «Север» 4.*План нападения Германии на СССР назывался А) «Повелитель» Б) «Барбаросса» В) «Тайфун» 5.*Германия напала на СССР: А) 22июня 1941 Б) 22июля 1941 В) 1 сентября 1941 6.*Немецкий план войны предусматривал: А) молниеносную войну сроком 5 месяцев Б) войну в несколько этапов сроком 1 год В) затяжную войну сроком 4 года 7.*В Сталинском приказе № 227 говорилось: А) об обороне крупных городов Б) о запрете самовольного отступления В) о наступлении советских войск не основных направлениях 8.*Крупнейшим танковым сражением ВОВ является: А) Тульское Б) Прохоровское В) Харьковское 
  | 
 2 вариант 1. *В итоге Сталинградской битвы: А)Была окружена и взята в плен войска Паулюса Б) Советские войска отступили за Волгу В) немецкие войска отступили из под Сталинграда. 2. В ходе военной компании 1944г: А) Были полностью освобождены территории СССР Б) советские войска вышли на территорию Германии В) линия фронта стабилизировалась по Днепру 3.Советско-Финляндская война показала: А) хорошую военную подготовку Красной Армии Б) умение Красной Армии выигрывать с малыми потерями. В) низкие боевые возможности Красной Армии 4. *Партизанское движение в годы ВОВ охватывало: А) охватывало все захваченные территории 
 В) не получило широкого распространения 5. Найди лишнее среди техники выпускаемой СССР в годы войны А) танк Т-34 Б) реактивная установка «Катюша» В) танк «Тигр» 6. *Людские потери СССР во Второй мировой войне составили: А) 5 млн человек Б) 27 млн человек В) 40 млн человек 7. *Немецкий план войны предусматривал: А) молниеносную войну сроком 5 месяцев Б) войну в несколько этапов сроком 1 год В) затяжную войну сроком 4 года 8. *Найдите верное высказывание: А) Вторая мировая закончилась полной капитуляцией Германии Б) Вторая мировая закончилась полной капитуляцией Японии В) самые большие потери в ходе войны понесла Германия. 
 
 
 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
1. Выполни задание проверочного теста 
 2. Спиши схему в тетрадь, дополняя информацию 
 
  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ-2 Закрепление нового материала  | 
 
 
 
 
 
 Демобилизация
      армии (рабочие руки) Германские репарации Низкий уровень жизни советского
      народа. Возврат СССР к довоенной модели
      экономического развития.  | 
 3. Спиши схему, на основе изученного материала соедини её блоки по смыслу стрелками  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ-3 Д/Р  | 
 Задание на выбор: 1. составь кроссворд на основе слов стр 246-247. 2. Работа с документами на стр 245-246 Как люди относились к экономическому развитию государства?- запиши в тетрадь  | 
 Запиши в дневник  | 
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль №18 Тема: Характеристика внешней и внутренней политики СССР в послевоенный период.
| 
 Учеб. элемент  | 
 Учебный материал с указанием заданий  | 
 Рекомендации по выполнению заданий  | 
|||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
  | 
 Цель урока: Изучить и охарактеризовать внешнюю и внутреннюю политику СССР в послевоенный период. 
  | 
 Прочитай цель урока  | 
|||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 
 
 
 УЭ-1 
  | 
 Итоги внутренней политики: ·       
      Жесткая
      национальная политика в странах вошедших в состав СССР после войны. Прочитай
      и выпиши те страны и народы, которые подверглись депортации стр249. ·       
      1946г Совет народных Комисаров
      преобразован в Совет Министров ·       
      1952 ВКПб переименовано  в КПСС-дай
      расшифровку абвиатуры. ·       
      Ужесточение
      политического режима. ·       
      Дай
      определения словам стр 250: -ГУЛАГ -«Железный зановес» Внутренней политики- 
 развитие: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
1. Внимательно прочитай схему, запиши наиболее важное для тебя, из предложенного материала, выполни задания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2. Выполни предложенные задания, основываясь на схеме. 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
|||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ-2 Закрепление материала  | 
 Вывод: Попытка СССР воспользоваться своим статусом _______________ державы привела к началу _________ войны с _______. Холодная война стала определяющим фактором _________СССР в период 1945-1953годыю.  | 
 3. Запиши вывод, дополни его.  | 
|||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 УЭ-3 Д/Р  | 
 На основе последних двух тем: « Восстановление СССР после войны» и « Характеристика внешней и внутренней политики СССР в послевоенный период», подготовься к тесту. 
  | 
 Запиши в дневник  | 
|||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.