Пояснительная записка
«Мини»- модульные уроки по истории
Раздел: «Россия в первой половине XX века»
11 класс
Сущность модульного обучения заключается в том, что учащиеся самостоятельно достигают цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с мини-модулем. Единица учебного материала - блок-модуль, внутри которого учебный материал структурируется из учебных элементов, включает в себя различные задания, рекомендации по их выполнению. Работа с мини-модулем дает возможность учащимся работать индивидуально, в присущем только им темпе, в парах или группах.
Весь процесс строится на основе целеполагания и самоцелеполагания. Учитель осуществляет консультирование и управление. Ведущая роль сохраняется, но в рамках субъект - субъектные отношения в системе «учитель- ученик». Такая работа позволяет учителю индивидуально работать с отстающими учениками, тогда когда сильные ученики самостоятельно работают с темой.
Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуальном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. Дети не только учатся самоконтролю, но и учатся объяснять алгоритм своих действий более слабым ученикам. Механизмом формирования общеучебных умений и навыков служат блоки-алгоритмы, которые вместе с блоками-модулями содержания учебного материала составляют основу циклов познания.
Большинство учащихся не владеет навыками сотрудничества в совместной деятельности, у них появляется четкая ориентация на себя. Актуальна работа в паре, группе, обучение сотрудничеству, культуре поведения.
Цикл модульного обучения включает:
1)создание мотивации, сознательного интереса субъекта;
2)выделение состава необходимой деятельности;
3)овладение видами деятельности в процессе освоения знаний.
Для освоения данной технологии использую её элементы при изучении раздела «Россия в первой половине XX века
Модуль № 6 Тема: Изучение революционных потрясения и противостояние в обществе 1917-1920г.
Февраль 1917-начало нового этапа революционного процесса.
Учеб. элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий |
||
УЭ-0 |
Цель урока: Изучить причины, события, итоги революционного процесса в феврале 1917г.
|
Прочитай цель урока |
||
УЭ-1 Изучение нового материа ла |
Причины февральской революции: Основные события Февральской революции 1917
|
1 Спиши схему в тетрадь, дополни её, по своему усмотрению, из текста §
|
||
УЭ-2 Закрепле ние Нового материа ла |
|
2 Заполни схему, кратко охарактеризуй каждый блок схемы с помощью учебника |
||
УЭ-3 Д/З |
Напиши сообщение на выбор о революционных деятелях: В.И Ленина, Л.Д Троцкого, Я.М Свердлова, И.В Сталина |
Запиши задание в дневник |
Модуль № 12 Тема:« Характеристика политической системы сталинизма и социальной системы в 30 годы».
Учеб. элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-0 |
Цель урока: Познакомиться с особенностями политического и социального развития РСФСР в 30 гг. |
Внимательно прочитай цель урока |
УЭ-1 Изучение нового материала. |
Признаки тоталитарной системы: Насильственное установление однопартийной системы ВКП(б) Сращивание партийного и государственного аппарата Ликвидация системы разделения властей(перечисли каких) Уничтожение гражданских свобод(перечисли каких) Авторитарный способ мышления Унификация всей общественной жизни Массовые репрессии, КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА Создание массовых общественных организаций для контроля над обществом |
1. Спиши схему в тетрадь, «+» отметь те признаки которые были в РСФСР |
Характеристика политической системы сталинизма: |
2. Спиши Особенности полит системы в тетрадь, дополняя недостающую информацию. |
|
Социальная система: |
3. Внимательно рассмотри и прочитай схему, составь из данных блоков общественную. Иерархию, кратко охарактеризуй каждый слой общ-ва. |
|
УЭ-2 Закрепление Нового материала |
Как ты понимаешь слова « Политика кнута и пряника», что подрузамевается под «кнутом», а что под «пряником»? При ответе руководствуйся записями в тетради и стр180. |
4. Ответь на вопрос, ответ в тетрадь. |
УЭ-3 Д/Р |
1.На основе записей в тетради подготовка к тесту. 2.Работа с документами на выбор: 1. стр 174-175- на основе документов, перечисли признаки культа личности Сталина И.В. 2. стр 181- на основе документов ответь на вопрос № 5 на стр 181 |
Запиши Д\Р В дневник |
Модуль №13 Тема:«Изучение внешней политики СССР 20-40 годы годы».
Учеб. элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 |
|
Внимательно прочитай цель урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1,2
|
|
1,2,3. Внимательно выслушай рассказ учителя по схеме.
На основе рассказа самостоятельно сделай выводы, запиши их в тетрадь.
4. Выполни данное задание в тетради |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 Д/Р |
Стр 196-202 Выпиши причины Второй Мировой войны и Великой Отечественной. |
Запиши в дневник. |
Великая Отечественная Война советского народа нацистской Германией.
Модуль №14 Тема:«Первый период ВОВ 22 июня 1941-18 ноября 1942».
Учеб. элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
ЗАДАНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 |
Цель урока: Дать характеристику начальному периоду Великой Отечественной войны. |
Внимательно прочитай цель урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 Изучение нового материала |
Причины неудачи Красной Армии в начальный период войны: ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Репрессии в армии накануне войны среди командного состава
внезапность нападения. Опаздывание с приведением войск в боевую готовность Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе
29 июня 1941 Директива- программа превращение Формы борьбы страны в военный лагерь
Проведена мобилизация , введено военное положение Перестройка экономики на военный лад
Характеристика первого периода ВОВ - 22 июня1941- 18 ноября 1942.
|
1. Выпиши наиболее важную информацию в тетрадь, с твоей точки зрения.
2. Внимательно рассмотри схему, выпиши, что такое партизанское движение и кто принимал в нем участия ( какие слои населения)?
3. Спиши таблицу дополняя недостающую информацию.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ- 2 Закрепление материала |
Вывод: СССР в начальный период войны по причинам_____________________________________, потерпело серьезные___________. Но патриотизм советского_______, организаторские таланты политических и ___________________- руководителей СССР позволили ________ 1941-1942 нанести немцам тяжелое поражение под __________, |
4. Запиши вывод вставляя пропущенные по смыслу слова. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 Д/Р |
1. Вспомни ранее изученные слова и дай им определения : -Агрессия - Вермахт -Трибунал -Рейх - Эвакуация -Блицкринг -Нацизм -Генацид -Концлагеря 2. § 33 Охарактеризуй значение тыла в годы войны, запиши в тетрадь. |
Запиши задание в дневник. |
Модуль № 17 Тема: Изучение процесса восстановления экономики после войны.
Текущий контроль «Внешняя политика СССР 1940-1945»
Учеб. элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 |
Цель урока: 1. Оценить свои знания по теме «Внешняя политика СССР 1940-1945» 2. Ознакомиться с процессом восстановления экономики СССР после войны.
|
Прочитай цель урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текущий контроль по пройденному материалу
УЭ-1 Изучение Нового материала |
1 вариант 1. СССР был объявлен агрессором и исключен из Лиги Наций из-за: А) договора о ненападении с Германией Б) войны с Финляндией В)Присоединении Западной Украины 2. Договор о ненападении между СССР и Германией назывался: А) пакт Чемберлена Б) пакт Молотова - Риббентропа В) антикоминтерновским пактом 3.*Совместите битвы и их основное значение А)Сталинградская битва 1)уничтожение группы «Центр» и освобождение Белоруссии Б) Курская битва 2)завершение коренного перелома в войне В)Ленинградско -Новго- 3)начало коренного перелома родская операция в войне Г)операция «Багратион» 4) разгром группы армии «Север» 4.*План нападения Германии на СССР назывался А) «Повелитель» Б) «Барбаросса» В) «Тайфун» 5.*Германия напала на СССР: А) 22июня 1941 Б) 22июля 1941 В) 1 сентября 1941 6.*Немецкий план войны предусматривал: А) молниеносную войну сроком 5 месяцев Б) войну в несколько этапов сроком 1 год В) затяжную войну сроком 4 года 7.*В Сталинском приказе № 227 говорилось: А) об обороне крупных городов Б) о запрете самовольного отступления В) о наступлении советских войск не основных направлениях 8.*Крупнейшим танковым сражением ВОВ является: А) Тульское Б) Прохоровское В) Харьковское
|
2 вариант 1. *В итоге Сталинградской битвы: А)Была окружена и взята в плен войска Паулюса Б) Советские войска отступили за Волгу В) немецкие войска отступили из под Сталинграда. 2. В ходе военной компании 1944г: А) Были полностью освобождены территории СССР Б) советские войска вышли на территорию Германии В) линия фронта стабилизировалась по Днепру 3.Советско-Финляндская война показала: А) хорошую военную подготовку Красной Армии Б) умение Красной Армии выигрывать с малыми потерями. В) низкие боевые возможности Красной Армии 4. *Партизанское движение в годы ВОВ охватывало: А) охватывало все захваченные территории Б) существовало только в Белоруссии В) не получило широкого распространения 5. Найди лишнее среди техники выпускаемой СССР в годы войны А) танк Т-34 Б) реактивная установка «Катюша» В) танк «Тигр» 6. *Людские потери СССР во Второй мировой войне составили: А) 5 млн человек Б) 27 млн человек В) 40 млн человек 7. *Немецкий план войны предусматривал: А) молниеносную войну сроком 5 месяцев Б) войну в несколько этапов сроком 1 год В) затяжную войну сроком 4 года 8. *Найдите верное высказывание: А) Вторая мировая закончилась полной капитуляцией Германии Б) Вторая мировая закончилась полной капитуляцией Японии В) самые большие потери в ходе войны понесла Германия.
|
|
1. Выполни задание проверочного теста
2. Спиши схему в тетрадь, дополняя информацию
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 Закрепление нового материала |
|
3. Спиши схему, на основе изученного материала соедини её блоки по смыслу стрелками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 Д/Р |
Задание на выбор: 1. составь кроссворд на основе слов стр 246-247. 2. Работа с документами на стр 245-246 Как люди относились к экономическому развитию государства?- запиши в тетрадь |
Запиши в дневник |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль №18 Тема: Характеристика внешней и внутренней политики СССР в послевоенный период.
Учеб. элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий |
|||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 |
Цель урока: Изучить и охарактеризовать внешнюю и внутреннюю политику СССР в послевоенный период.
|
Прочитай цель урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 Изучение нового материала |
Внутренней политики- политическое развитие:
Характеристика внешней политики СССР
|
1. Внимательно прочитай схему, запиши наиболее важное для тебя, из предложенного материала, выполни задания.
2. Выполни предложенные задания, основываясь на схеме.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 Закрепление материала |
Вывод: Попытка СССР воспользоваться своим статусом _______________ державы привела к началу _________ войны с _______. Холодная война стала определяющим фактором _________СССР в период 1945-1953годыю. |
3. Запиши вывод, дополни его. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 Д/Р |
На основе последних двух тем: « Восстановление СССР после войны» и « Характеристика внешней и внутренней политики СССР в послевоенный период», подготовься к тесту.
|
Запиши в дневник |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.