Прежде чем познакомиться с содержанием выбранной проблемы, предлагаем обратиться каждому из вас к самому себе, как к неповторимому человеку, а также испытать себя – готовы ли вы к изучению этой проблемы.
Ответьте письменно, продолжив следующие строки:
· Неповторимый человек…
. Во мне меня радует то, что…
. Когда я думаю о себе, то всегда…
. Я чувствую, что в жизни я смогу…
Когда Всевышний решил создать человека, между духами небесными произошел раскол. Один говорил: “Сотвори человека”. - Другие говорили: “Не твори его”. - “Сотвори его”, - говорил дух Милосердия, - “он будет верить милость на Земле”.- “Не твори его”, - говорил дух Правды, - “он ложью осквернит душу свою”. -“Сотвори его”, - говорил дух справедливости, - “добрыми делами он жизнь украсит”. -“Не твори его”, - говорил дух Мира, - “землю враждою заполнит он”. Поверг Господь Правду на Землю. И взмолились Ангелы Служения, говоря:
-“Владыка миров! Зачем пятнаешь ты Правду, печать величия твоего? Подними её с Земли, Господи!” -И пока духи вели спор между собою, осуществилось дело божественного творчества.
-“Для чего”, - сказал Господь, - “пререкания ваши?
Сотворение человека уже свершилось”.
Определите главные для вас ценности.
Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выстроив их по мере значимости (№1, №2, №3 и т. д.). Достаточно указать 5 – 6 ценностей. Эти номера напишите рядом с соответствующими ценностями
1 Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.
2. Друзья.
3. Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).
4. Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).
5. Здоровье (физическое и душевное)
6. Интересная работа.
7. Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).
8. Любовь.
9. Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).
10. Свобода (самостоятельность, независимость).
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Счастье других.
13. Развитие (работа над собой, самосовершенствование).
14. Развлечения.
15. Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).
16. Творчество (возможность творческой деятельности).
17. Уважение других людей.
18. Уверенность в себе.
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается Средь неясной, туманной млечности, В бесконечности начинается. И кончается в бесконечности... Поколеньями созидается век за веком земля нетленная. Человек, как звезда, рождается Чтоб светлее стала Вселенная.
Что такое нравственность.
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.
(П. Гольдбах)
Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.
(Гельвеций)
Мораль и нравственность – понятия-синонимы.
Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя человеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, уважение к старшим и многое другое.
Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Зачем любить и ненавидеть?
Зачем терять, зачем искать?Зачем былое вспоминать?Зачем живые все живут?В чем смысл жизни заключен?Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто нам дал такое право?Того и я не знаю, ох, не знаю, право…В чем заключен ее закон?И не дает покоя мне, Моей недетской головеОдин единственный вопрос:Зачем родился я и рос?
Как называется наука о нравственности?
Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
Как бы вы объяснили это мальчику? (обсуждение).
Поступать плохо– это значит:
Наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей;
Лениться и бездельничать;
Быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
Требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
Лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
Заискивать перед тем, кто сильнее тебя;
Давать пустые обещания, нарушать слово;
Наушничать, доносить на товарища;
Проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
Употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
Отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
Молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать;
Пустословить, произносить всуе святые имена;
Смеяться над увечными;
Не любить и обижать животных;
Не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.
Малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок
Мы смотрим сквозь красивые зеркала И видим жизнь как сгусток темноты. Совсем не различая ни тепла,Ни счастья, ни любви, ни красоты. И доброта в тех зеркалах — обман,Притворство и губительное зло... Так почему же мы так смотрим сквозь туманНа лживое, продажное стекло? Зачем плохое в людях замечатьИ о чужих ошибках говорить?Зачем от черной зависти страдать,На всех потоки ненависти лить?Мы просто перестали уважать, Ценить добро, смеяться и любить. Мы постепенно стал и забывать, Что значит в полном смысле слова – жить.
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни?
Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.
(Апостол Павел)
Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, - больше
«Христианская мораль – мораль становления человеческой личности
– возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества. Заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека: «Блаженны чистые сердцем…», «Блаженны алчущие и жаждущие правды…», «Блаженны милостивые…», «Блаженны миротворцы…», «Блаженны гонимые за правду…», «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», «Веруйте в свет, да будете сынами света», «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» - краткие, как афоризмы, но глубокие по содержанию, служат путеводной звездой для многих людей нашей современности. Из чистого евангельского источника утоляли свой душевный голод и все те, кто в прошлом веке стал провозвестником подлинной высокой морали: Белинский, Добролюбов, Л. Н.Толстой. Впоследствии они отошли от церкви, но мораль у них осталась евангельская».
(Из книги «Наука и религия»)
«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».
Л. Н.Толстой
Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по - вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять? (обсуждение).
В озлоблении людей.
В разобщении по политическим и идейным мотивам.
В эгоизме (каждый по себе).
В исчезновении элементарной культуры поведения.
В утрате идеологической и ценностной ориентации.
В том, что порвалась связь поколений.
В чём ещё?
Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе.
(Э. Фромм)
Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.
(Цицерон)
Однажды с нами произошла такая история. Было самое обыкновенное утро, и на улице лежал снег, а они самым обыкновенным образом шли в школу. Недалеко от школы им повстречался незнакомый человек. Широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряка дальнего плавания, он сразу направился к Вале и Мите. Так бывает! Видимо, и моряк обратил на них внимание, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся а, наконец, сказал: “Извините меня, миледи! Прошу прощеная, сэр! Мне кажется, у дамы замерзли руки. Если позволите, я донесу портфель”. И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк взял из Валиных рук портфель и зашагал рядом. Весь оставшийся путь до школы моряк болтал с ребятами весело и непринужденно. А перед самой дверью он вручил Валин портфель Мите, козырнул им и исчез. Вероятно, на этом бы всё и кончилось, но на другой день в такое же обыкновенное утро Валя остановилась и сказала Мите: Сэр, у миледи замерзли руки. Возьмите-ка ее портфель. И Митя взял портфель. Но вот перед самой школьной дверью ребята столкнулись с Витькой и Андреем: “Ха, - закричал Витька, - Вы только посмотрите на эту парочку! Ты что, Митька, ишак? Ила она больная? Или ты нанялся?”.
“Покраснел! Покраснел! Покраснел! — закричал на всю улицу Андрей. - Витька, ты только погляди, какой он красный!” Митя смутился, он действительно покраснел. Но тут на помощь пришла Валя. Как ни в чем не бывало она сказала: “Прошу, сэр, не обращайте внимания, мы опаздываем”. И Митька вспомнил тут веселого моряка. Нет, моряк ни за что не отдал в такой момент портфель Вале. И в Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Валю и помог ей снять пальто. “Благодарю, сэр”, - сказала Валя и направилась в класс. С тех пор Митя носит Валин портфель в школу и помогает ей снимать пальто.
Так простой прохожий своим ненавязчивым мужским нравственным примером показал Мите, что такое быть мужчиной ,вдохнув в него глоток мужества, смелости, доброты. И как правильно отреагировал Митя, да и Валя оказалась не из робкого десятка.
У человека всегда есть выбор,
но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках (пример про царя, который отменил жестокий закон – отрубать руки за воровство). Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро
В одной стране был очень жестокий обычай отрубать руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ отрубать ему руку, несмотря на то, что он очень сильно любил этого вельможу.
У вельможи была дочь. Она узнала о наказании и пришла к царю. Она протянула царю свои маленькие хрупкие ручки и попросила: Отрубите мои руки, я всё выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас”. “Хорошо, - сказал царь. — Мы отрубим твои руки”. Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любит своего отца. И царь вспомнил в эту минуту свою дочь и подумал: “А любит ли меня так моя дочь, пошла бы она на такой поступок?”
И вот девочку повела на казнь, она вытянула свои ручки, в эту минуту она думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. “Царь прощает отца за великую любовь твою!” - объявил посланец царя.
На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было написано: “Счастливы отцы, у которых такие дети!”
Диагностика отношения к нравственным ценностям. (обсуждение).
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый. современный компьютер
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Пусть трудно быть Человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни. Закончить наш урок нравственности хочу словами Иоанна Златоуста о назначении человека:
“Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.