МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – ЧАСТИЦА РОДИНЫ БОЛЬШОЙ
Чувство патриотизма и гражданственности необходимо воспитывать у
детей с самого раннего возраста. Уже в начальной школе дети должны получить
представление о возникновении Государства Российского, его первых князьях; о
богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной
культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это
обогащает их любовь к Отчизне, вызывает стремление быть похожими на наших
великих предков, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.
Но воспитание любви к большой Родине начинается
с воспитания любви к родному краю. Регионализация образования предполагает активизацию самосознания
растущего человека не только как россиянина, но и как жителя конкретного
региона, адаптированного к его социальным, экономическим, духовно-нравственным,
этническим и климатическим условиям.
Если рассматривать интеграцию образования в Российской Федерации в целом, то следует отметить, что именно благодаря включению в государственный образовательный стандарт национально-регионального компонента педагоги получили дополнительные возможности использовать в образовательном процессе уникальные и самобытные средства народной культуры, присущие определенному региону с его этническими, поликультурными и климатическими особенностями, его образовательными и этнопедагогическими проблемами. Модернизация отечественного образования в контексте гуманизации позволяет утверждать, что в основу современной системы образования должна лечь народная педагогика (обучение на родном языке, использование произведений народного творчества, применение гуманных методов воспитания), построенная на принципах уважения личности ребенка, развития активности, самостоятельности.
А добиваться этого, конечно, можно только на конкретных примерах и мероприятиях, проводимых на уроках родного языка и родной литературы.
С необходимостью такой работы я столкнулась в прошлом учебном году, когда мы участвовали в конкурсе сочинений «Описание народного обычая на русском языке». В нашей школе 90% детей русской национальности. Но это не значит, что мы опустили руки и не знакомим их с культурой других национальностей нашей республики. Было решено в прошлом году в школе провести фестиваль «Люби и знай свой край родной». Два педагога у нас карачаевки, одна учительница является представителем абазинской культуры. Засучив рукава, все взялись за дело, было решено найти костюмы национальные, приготовить блюда карачаевского, русского и абазинского народов. Пели песни, представили танцы этих народов, апогеем фестиваля стала дегустация народных блюд. В своём сочинении ученик 6 класса Солонцов Артур описал это мероприятие и занял 3 место на муниципальном этапе конкурса.
В этом году, в год 100-летия Карачаево-Черкесской республики, мы изучаем историю, обычаи, обряды, песни, танцы народов нашей республики. Так как дети знают о том, что я карачаевка, на уроке родного языка они задали вопрос о происхождении карачаевского народа. Обещав вернуться к этому вопросу на следующем уроке, я подготовила презентацию красивой легенды о Карче, основателе карачаевского народа. Учитель музыки предложила поставить эту легенду на сцене Театра теней. На премьере все смотрели на действие очень увлечённо, в конце артистов одарили аплодисментами. Воистину, правильно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Воодушевлённые успехом, дети решили спеть песню «Эльбрус» на карачаевском языке. Так как это увлекло детей, решили провести день русской, абазинской, черкесской и ногайской культуры.
Так как такие мероприятия проводятся при активном участии родителей, учителей и обучающихся, они сплачивают всех, способствуют лучшему взаимопониманию между ними.
Одним из актуальных вопросов этнопедагогики является развитие национального образования в многонациональном обществе. Нужно ли представителей разных национальностей приобщать к русской культуре, воспитывать подрастающее поколение на основе средств народной педагогики? Это делать необходимо, только если будут учитываться культурные традиции каждого народа, социальная сфера, в которой он жил раньше. Школа и семья должны формировать личность школьника на основе социально-этнических особенностей данной нации. Практика показывает, что дети разных национальностей, обучающиеся в русских школах, с удовольствием участвуют в русских народных праздниках (Масленица, Рождество), с интересом познавая русскую народную культуру.
Возрождение идей народной педагогики, использование прогрессивных традиций и принципов образования и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной общественно-политической ситуацией. Этнопедагогика может быть включена в новое педагогическое мышление. Она обобщает и системазирует знания народа о воспитании и обучении детей, изучает народную мудрость, отражённую в семейных праздниках, в музыке, танцах и песнях, сказках, былинах, притчах, загадках, пословицах, играх и игрушках. Детство даёт уникальные возможности родителям и педагогам передать культурные народные традиции.
Воспитывать патриотическое и нравственное воспитание обучающихся нужно каждый день на примерах героических подвигов наших земляков.
И сегодня, когда лжепатриоты пытаются очернить свою Родину, я говорю о том, что есть настоящие патриоты, которые воюют с нацизмом в ходе СВО, рассказываю о том, что наша маленькая Карачаево-Черкесия воспитала Героя России Канамата Боташева, который, не задумываясь о своей судьбе, после выполнения боевого задания, решил оказать поддержку нашим бойцам, попавшим в окружение. Он погиб, но его подвиг будет жить в веках! В унисон такому героизму наравне с песней «Журавли» Расула Гамзатова звучит песня Ярослава Дронова «Встанем»
Встанем! И бьётся сильнее в груди наша вечная память между
нами.
Встанем! Герои
России останутся в наших сердцах До
кoнца!
Уважаемые коллеги, каждый день мы с вами, общаясь с детьми, касаемся самого ценного, что есть у ребёнка, его души. И от нас с вами зависит, какое поколение мы вырастим. В ходе реализации ФГОС в системе образования, мы должны приложить все усилия по воспитанию патриотических чувств к малой и большой Родине.
Добрых дел на свете много и их на всех хватит. Они заставляют нас совершенствоваться, быть радостными, а не хмурыми, щедрыми, а не жадными, учат уважать людей и контролировать свое поведение. Совершение добрых поступков наполняет жизнь особым смыслом. И каждый из нас должен помнить, что та маленькая лепта, которую педагог вносит в свою деятельность, даёт большие плоды.
Выступление на тему
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – ЧАСТИЦА РОДИНЫ БОЛЬШОЙ»
учителя русского языка и литературы МКОУ «СОШ с. Уруп»
Борхозовой Софьи Исламовны
19.10.2022г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.