МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
Проспект Октября, д. 14, Миасс Челябинской области, 456320 Тел. (3513) 53-32-31. e-mail: 9school@list.ru
ОГРН 1027400872180 ИНН/КПП 77415031400/ 741501001
|
|
|
|
Мой профессиональный опыт
Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся
|
Автор: Смирнова Ольга Юрьевна |
|
педагог-организатор, учитель ОБЖ классный руководитель 10-а класса МКОУ «СОШ № 9» Первая квалификационная категория Адрес ОУ: 456318, г. Миасс Челябинской области, пр. Октября, 14 Тел. 8-3513-53-34-00 |
Миасский городской округ, 2020
Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся
Согласно ФГОС ОО, одной из основных задач общеобразовательной организации является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы обучающиеся не только сориентировались на ту или иную профессию, но и осознали ценность самого профессионального труда.
Основным ресурсом развития экономики в целом являются кадровые ресурсы. В последнее десятилетие проблема развития кадрового потенциала для социально-экономического развития является особенно актуальной, при этом вопросы профессионального самоопределения личности будущего специалиста для инновационной экономики становятся ведущими.
Сложившаяся в настоящее время отраслевая система профессиональной ориентации молодежи позволяет решить эту проблему не в полной мере. Существующие теория и практика профориентационной работы свидетельствуют о ведущей роли системы образования в ее организации.
Передо мной, классным руководителем 10 класса, эта проблема стоит наиболее остро. Я считаю, что одной из основных задач классного руководителя является помощь ученикам в их профессинальном самоопределении.
Родители обучающихся ориентируют своих детей на получение крепких базовых знаний, определение дальнейшего пути образования. Для удовлетворения этой потребности в школе проводятся занятия по социальной адаптации, работает психологическая служба и ведется подготовка для дальнейшего поступления в вузы.
Разрабатывая программу профориентационной работы, важно учитывать социально-экономические потребности региона и нашего города. Современное производство нашего региона нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы.
Поэтому школа ставит своей задачей удовлетворить потребности города и региона в специалистах с инженерным и естественно-научным образованием.
В решении этой важной задачи, имеющей социально-экономическое значение для региона, школа опирается на поддержку других социальных институтов, сохраняя при этом центральное положение.
Большое внимание уделяется также укреплению связей школы с иными социальными институтами воспитания детей. Так, например, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности одним из принципов заявлено социально-педагогическое партнёрство, согласно которому необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными социальными институтами и т. д.
Считаю, что для успешного решения поставленных во ФГОС ОО и других федеральных документах задач, связанных с профориентацией, необходимо целенаправленное формирование профориентационной среды.
Под «средой» понимается то окружение, среди которого находится человек: социально-бытовая обстановка, условия, в которых протекает его жизнь; совокупность людей, связанных общностью этих условий. Среда посредствует субъекту в реализации его намерений, т. е. побуждает, помогает создавать что-либо.
К сожалению, сложившаяся система профориентационной работы не способствует успешной социально-профессиональной адаптации молодежи и эффективному развитию кадрового потенциала города и области в соответствии с требованиями социально- экономического развития. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что выпускники общеобразовательных учреждений по окончании специальных средних или высших учебных заведений не могут реализовать себя в полученной профессии. По данным статистики, около 35% выпускников работают не по специальности, и еще 40% не смогли трудоустроиться в течение года после выпуска.
Почему так происходит? Ученики 11-х классов выбирают те профессии, по которым уже работают их знакомые или родственники. В этом случае влияние оказывает наглядный пример успеха, возникает модель поведения, на которую ориентируются подростки. Многие выпускники при выборе специальности учитывают возможность получения государственного гранта. Для них главным является обладание дипломом. Эта категория завтрашних студентов также руководствуется финансовыми возможностями семьи (на случай неудачи с получением гранта).
Таким образом, в настоящее время проблема профессионального самоопределения подростков приобретает все большую актуальность.
Мир профессий разнообразен и велик. Вследствие наличия разнообразных направлений деятельности подростку очень нелегко сделать этот социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении.
В юношеском возрасте каждый стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Каждому предстоит выход на путь профессиональной деятельности и нахождение своего истинного места в жизни. От того насколько верный выбор был сделан старшеклассником зависит его положение в обществе, ценность его как работника, удовлетворенность трудовой деятельностью, физическое и психическое здоровье, эмоциональное состояние.
Именно поэтому одной из главных задач классного руководителя я считаю помощь обучающимся в их профессиональном самоопределении.
Цель работы классного руководителя по профессиональной ориентации школьников: создать условия для:
- формирования психологической готовности школьников к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и с учетом требований рынка труда;
- повышения компетентности обучающихся в области планирования карьеры;
- выработки у школьников сознательного отношения к труду.
Общими задачами являются следующие:
- помощь обучающимся в осознании своих желаний и возможностей;
- исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- ознакомление с особенностями современного рынка труда;
- помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи обучающимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
- помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
- составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;
- создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
- формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.
Свой опыт решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся я строила на основе следующих теорий:
Концепция индивидуального стиля деятельности Е.А. Климова.
Здесь индивидуальный стиль деятельности это совокупность приемов, способов, типов деятельности, которая обеспечивает высокий уровень профессионализма и эффективности работы. В его основе лежат особенности высшей нервной деятельности, темперамента человека, хотя немалую роль в этом играют мотивация и некоторые характерологические особенности, а также задатки и способности. Причем, задатки можно выявлять рано (до непосредственного овладения профессией) и тогда возможен прогноз профессиональной направленности, но в широкой сфере деятельности.
В процессе профессиональной деятельности разные люди по-разному приспосабливаются к выполнению определенной работы. Например, людям с сильной нервной системой легче переносить сильные стрессы, нагрузки без снижения их трудоспособности, но человек со слабой нервной системой более чувствителен и восприимчив к стрессогенным ситуациям и поэтому старается организовать свою деятельность так, чтобы свести их количество к минимуму.
«Таким образом, даже применительно к одной работе нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессионально ценных качеств…
Идея стандартизации хороша для технических объектов, а для человека необходим принцип индивидуального подхода…».
Другая основополагающая отечественная теория – теория профпригодности – была разработана К.М. Гуревичем.
Профпригодность - это соответствие возможностей, качеств и свойств человека требованиям, характеру и содержанию определенной деятельности, которое обеспечивает достаточно высокий и надежный уровень выполнения этой деятельности. По мнению Гуревича, «психология должна раскрыть соотношения типических и индивидуальных, психофизиологоческих черт человека с его жизненным делом, с его профессией.
Профориентационная работа чаще всего не занимает должного места в планах воспитательной работы, программах воспитания большинства классных руководителей сегодняшней школы. Система профориентационной работы осуществляется лишь косвенно, посредством изучения учебных предметов, что можно рассматривать согласно Концепции профильного образования как «разнообразные пробы по выявлению у обучающихся отношений, интересов и способностей к тем или иным видам деятельности, учебным предметам, образовательным областям».
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых решений ни одно не может сравниться по своему значению, по влиянию на судьбу с решением о выборе профессии. Кем стать, по какой дороге пойти? К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно. И ответственность за эту стихийность несёт в том числе и школа. Поэтому профориентационная работа не должна быть эпизодической, от случая к случаю.
Для повышения эффективности профориентационной работы мы стараемся соблюдать следующие принципы:
- систематичность и преемственность;
- связь профориентации с жизнью;
- взаимосвязь школы и семьи;
- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- дифференцированный подход к обучающимся.
Новизна моего опыта в решении проблемы профессиональной ориентации моих учеников – создание системы непрерывной работы по данному направлению.
Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.
Этапы профессиональной ориентации школьников
Этапы |
Цель |
Педагогические задачи |
Этап актуализации проблемы выбора профессии (1-4 классы). |
Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями. |
1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде. 2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них. 3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям. 4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности. |
Этап формирования профессиональной направленности. (5-7 классы). |
Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии. |
1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах. 2. Выявление и развитие профессиональных интересов. 3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии. 4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания. 5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда. |
Этап формирования профессионального самосознания (8-9 классы). |
Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования. |
1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии. 2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств. 3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования. 4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной. |
Этап уточнения социально-профессионального статуса (10-11 классы). |
Сформировать убежденность в правильности выбора профессии. |
1. Формирование знаний и умений по определенной профессии. 2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессии. 3.Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии. |
Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку обучающихся ко времени окончания средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке обучающихся к избранной профессии.
В процессе работы над профессиональным самоопределением обучающихся необходимо придерживаться основных направлений деятельности классного руководителя по профориентации.
Направления профориентационной работы классного руководителя
Основные направления профессиональной ориентации обучающихся:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация;
- социально-профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специализации;
- профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у обучающихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
- мониторинг качества деятельности, имеющий целью изучение степени готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и дальнейшей необходимости в помощи специалистов.
Профессиональное просвещение
Профессиональное просвещение подразумевает сообщение обучающимся сведений о различных профессиях, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к индивидуальным особенностям личности, способах и путях приобретения профессии.
Необходимо сформировать у обучающихся целостное представление об экономике страны, ее отраслях, предприятиях, профессиях, о наличии учреждений профессионального образования. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав обучающихся по возрасту, полу.
Большое значение имеет также профессиональное просвещение родителей по проблеме выбора будущей профессии для своего ребенка.
Профессиональная диагностика
Каждая профессия предусматривает конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности. Поэтому важным направлением профориентационной работы с обучающимися является профессиональная диагностика.
Необходимо изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Результаты диагностики помогут обучающимся верно сориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также будут способствовать самоанализу и самопознанию.
Таким образом, профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени общего среднего образования. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности обучающихся на каждом возрастном этапе.
Профессиональная консультация
Профконсультация представляет собой систему оказания помощи в профессиональном самоопределении обучающихся на основе длительного изучения индивидуальных особенностей каждого из них.
Важно не просто диагностировать имеющиеся профессионально необходимые качества, но и выявить уровень готовности обучающегося к выбираемой им профессии, а также стимулировать его к самовоспитанию и саморазвитию.
Таким образом, профконсультация подразумевает изучение личности обучающегося, его способностей, сопоставление уровня готовности с требованиями профессии и совместный подбор наиболее подходящей профессии, а также систематический контроль его деятельности по достижению намеченной цели.
Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство обучающихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками:
- встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей;
- экскурсии на предприятия, в вузы;
- факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов;
- помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами;
- анкетирование обучающихся;
- комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями:
- индивидуальные беседы и консультации с родителями учеников;
- беседы с родителями об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования;
- проведение классных и общешкольных родительских собраний;
- анкетирование родителей;
- создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии;
- привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул;
- совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
В профориентационной работе со школьниками уместно использовать активизирующие методы. Активизирующие методики направлены на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив:
1. Профориентационные игры с классом рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы.
2. Игровые профориентационные упражнения рассчитаны на работу с подгруппой.
3. Карточные профконсультационные методики:
а) информационно-поисковые системы - ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);
б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.
4. Настольные карточные игры были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм. Поначалу эти методики задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере).
5. Бланковые карточные методики: идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.
6. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игр в тесты», т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка...
Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим, что часть таких методик даже снабжена приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).
7. Бланковые игры с классом: основная идея - играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий - на своем бланке. Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких престижных на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.
8. Ценностно-смысловые опросники - главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения.
9. Профориентационные тренинги и игры - целью которых, является - в игровой форме помочь осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также развитие у подростков самостоятельности, ответственности за свое будущее, повышение мотивации при выборе профессии и помощь в осуществлении осознанного выбора профессии.
10. Проведение бизнес-игр. Бизнес-игры - это новые методы в профориентации школьников. Бизнес-игры создают ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию. Они учат оптанта планировать время, ставить цели и их достигать, лучше понимать, что такое доходы, расходы, а также знакомят с начальными навыками управления финансами.
11. Привлечение представителей различных предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий.
12. Взаимодействие с бывшими учениками образовательного учреждения, в частности с теми, кто в настоящий момент сам является работодателями.
13. Оформление уголка профориентации в классе с целью:
- оказания информационно-справочной поддержки обучающимся, педагогам, родителям;
- знакомства с профессиональными учебными заведениями разного типа, учреждениями внешкольного воспитания и обучения;
- информирования о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях данного региона, местных организациях;
- знакомства с миром профессий (профессиографической информацией, справочной информацией о различных сферах профессиональной деятельности, отраслях народного хозяйства);
- содействия изучению индивидуальных психологических особенностей личности, профессиональных интересов и склонностей.
14. Компьютерные информационно-справочные системы:
- глобальная информационная сеть Internet;
- серия компьютерных презентаций «Мир профессий».
15. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении.
Итак, в своей деятельности я применяю самые разные формы профориентационной работы как для обучающихся, так и их родителей.
Оценка эффективности профориентационной работы в классе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в классе можно выделить следующие критерии:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьниками своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у обучающихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.