Активные методы обучения географии
Грачева Людмила Аркадьевна
Учитель географии
МАОУ «Средняя школа №5»
В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось,
изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и средствах обучения.
Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что
главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и
чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Но как показывает практика,
учащиеся затрудняются осуществить ценностноориентированный выбор в жизненно
важных ситуациях, принимать решения в сложных и конфликтных случаях, и не обладают
сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в усвоении
знаний на уроках и пропадает интерес к обучению. Анализ педагогической литературы по
этому вопросу показал, что решить создавшуюся ситуацию может помочь стратегия
активного обучения, которая предполагает активную форму не только на уроках, но и во
внеклассных мероприятиях.
Цель активного обучения – развивать коммуникативные, управленческие навыки
учащихся, формировать у учеников такие качества как терпимость, уважение к иному,
отличающемуся от своего мнения, способствовать развитию мотивации ученика к изучению
нового . Методикой активного обучения предусмотрено формирование детей в группы, в
которых желательно было бы по одному выраженному визуалу, аудиалу и кинестету.
Также желательно, чтобы в группе был ученик, у которого в достаточной степени
сформированы все сенсорные каналы. Целенаправленная и системная работа учителя
позволит выделить к концу учебного года “активно действующую группу”. В результате
методически организованной работы в группах, школьники учатся слышать друг друга,
помогать менее успешным в учебе товарищам. Важно обращать внимание на позитивные
проявления в поведении учеников в группе: способность внимательно слушать друг друга,
спокойно отстаивать свою точку зрения, принимать совместное решение. В ходе работы в
группе ученики испытывают эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему
делу. Это повышает интеллектуальную активность, снижает чувства напряженности,
тревоги и беспокойства, которые часто возникают в условиях традиционной формы
работы.
В своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю региональному аспекту, поэтому вашему вниманию предлагаю разработку обобщающего урока,
посвященного природе нашего края.
МОЙ КРАЙ ЮГРА
«Умницы и умники»
игра по географии
Соединив леса и горы,
Озера, реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
ХантыМансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
ХантыМансийская земля!
Цель: Обобщить знания по разделу
ХантыМансийский автономный округ
Югра.
Задачи:
Обучающая: Углубить и расширить
знания учащихся по
природе родного края,
научить использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности.
Развиваюшая: Развивать познавательную активность и речь учащихся.
Воспитательная: Воспитывать любознательность, особое патриотическое отношение к
родному краю, культуре народов ханты и манси.
Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Power Point, карта округа.
Правила игры
Для выхода в финал игроку необходимо правильно ответить на два вопроса.
«Красная» дорожка является самой короткой, содержит именно два вопроса,
неправильный ответ на любой из них приводит к выбыванию ученика из игры. «Желтая»
дорожка содержит три вопроса, на один из которых ученик имеет право дать неверный
ответ и перейти в следующий этап со штрафным очком. «Зеленая» дорожка содержит
четыре вопроса, на два из них можно ответить неправильно. Побеждает игрок, который
первым достигнет линии финиша (таким образом, верные ответы учеников на «желтой»
или «зеленой» дорожке не гарантируют победы в случае правильных ответов игрока на
«красной» дорожке). Если игрок отвечает неправильно, вопрос передается зрителям,
среди которых также ведется соревнование: за каждый правильный ответ начисляется
один балл, в конце игры подводится итог с вручением приза самому эрудированному
зрителю. К участию в зрительском конкурсе допускаются и игроки, не принимающие
участия в данном третьфинале. Победители каждой из «троек» встречаются в финале.
Если один из третьфиналов не выявил победителя, в финал допускается зритель,
набравший наибольшее количество баллов.
Выбор дорожки
Перед началом игры участники разыгрывают право выбрать «дорожку», выполняя на время
одно и то же задание (в дальнейшем оно будет называться предварительным). Предварительное задание.
Ход мероприятия:
Первый третьфинал
Выберите административный район самый большой по
площади:
А. Березовский район
В. Сургутский район
С. Нижневартовский район
Д. Октябрьский район
«Зеленая» дорожка. Тема: Географическое положение
ХМАОЮгры
1. Назовите причины заболоченности большей части территории округа.
(Ответ: равнинный рельеф, достаточное количество осадков, небольшое испарение)
2.
По каким признакам территория ХМАО относится к районам крайнего севера.
(Ответ: малонаселенность, слабоосвоенность, расположение к северу от старообжитых,
экономически развитых районов, низкая плотность населения, суровые природные
условия).
3. Назовите формы рельефа, которые образовались в результате четвертичного
оледенения.
(Ответ: возвышенности, низины, увалы, низменности).
4. Какова общая протяженность границ ХМАОЮгры?
(Ответ: 4750 км).
«Желтая» дорожка. Тема: Народы (топонимика)
1. Как у хантов называется сумка?
1) Йынь 2) Тучин
3) Тутчан 4) Тотчан
2. В названиях Ханкокурт, Тохыткурт, Еганокурт окончание «курт» означает…
(Ответ: деревня).
3. Югры (Угры), остяки, ханты – три названия одного и того же народа. Самое точное
– ханты. Что же означает это слово?
(Ответ: народ или человек).
«Красная» дорожка. Тема: Полезные ископаемые.
1. Некоторые полезные ископаемые могут успешно использоваться как
природозащитное средство. Они способны очищать воду и локализовать нефтяные разливы.
Назовите их.
(Ответ: вермикулит, вулканогенные образования, месторождения
горной части
Березовского района. Бентонитовые глины УстьМанинского месторождения, опоки и
трепелы. Глауконитовые песчаники могут быть использованы как смягчители питьевой
воды, из них получают фасадные краски.).
2. Где и когда было открыто первое месторождение газа в округе? (Ответ: Березовское месторождение, с.Березово, 1953 год.).
Второй третьфинал
Предварительное задание.
Какого города нет в ХМАО:
1) Нефтеюганск 2) Нижневартовск
3) Нерюнгри 4) Новоаганск
«Зеленая» дорожка. Тема: История
образования.
1. В каком году открыто Майское месторождение нефти?
(Ответ: 1976г.)
2. Когда и кому были доставлены первые образцы нефти?
(Ответ: в 1703 году, Петру 1).
3. Когда был образован ХМАО?
(Ответ: 10 декабря 1930 года).
4. Каким
транспортом
пользовались люди Сибири в XIX
веке, когда не было самолетов?
(Ответ: оленьи упряжки).
«Желтая» дорожка.
Растительный мир округа.
Тема:
1. Какая рыба является самым
ценным представителем
сиговых в округе
(Ответ: муксун ).
2. Перечислите
виды
произрастающих в округе.
хвойных
пород,
(Ответ: кедровая сосна, ель, лиственница и т.д.).
3. Какие экологические проблемы возникнут, если в
округе будет построен целлюлознобумажный
комбинат?
(Ответ: истощение лесных ресурсов, загрязнение рек и
озер).
«Красная» дорожка. Тема: Города
1. Как переводится название города Лангепас.
(Ответ: Белячья гора ).
2. Что изображено на гербе города Мегион?
(Ответ: черный соболь, сидящий в серебряном поле).
Предварительное задание.
В каком периоде началось формирование нефти?
Третий третьфинал 1) меловой 2) юрский
3) триасовый 4) пермский
«Зеленая» дорожка. Тема: Знаменитые люди
1. Назовите первооткрывателя нефти, имя которого присвоено самолету ТУ154М,
теплоходу и улице в городе Сургут.
(Ответ: Василий Бахилов, внес большой вклад в создание и сплочение коллективов геологов,
нефтяников, строителей тех специалистов, которым суждено было стать основой
нефтегазовой индустрии округа)
2. Выдающийся землепроходец, казачий атаман, предводитель похода в Сибирь. Кто это?
(Ответ: Ермак)
3.
4.
Кто и в каком году учредил Сибирскую губернию?
(Ответ: Петр I, в 1708 году)
Кто и в каком году выпустил Манифест о переписи инородцев с указом «не чинить
коренным народам зла и жить в мире»?
(Ответ: Екатерина II, в 1763 году)
«Желтая» дорожка. Тема: Промышленность округа
1. Какая отрасль развита интенсивнее: нефтегазодобывающая или
нефтегазоперерабатывающая?
(Ответ: нефтегазодобывающая ).
2.
Какие отрасли включает агропромышленный комплекс ХМАО?
(Ответ: заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины.).
3. Чем занимается лесная промышленность округа?
(Ответ: лесозаготовкой, деревообработкой ).
«Красная» дорожка. Тема: Месторождения Нефти
1. Перечислите месторождения нефти около города Когалыма.
(Ответ: Дружное, Ватьеганское, ТевлиноРусскинское, Повховское, Кустовое, Южно
Ягунское, Ваентойское, Когалымское, ВосточноПридорожное, Грибное, Свободное,
Икилорское, на Ямале Пякяхинское, Тазовское ).
2. 29 мая 1965 года получен первый фонтан Самотлорской нефти. Чья бригада
пробурила скважину?
(Ответ: Норкин).
Финал
Предварительное задание.
Что такое «лор»:
1) река 2) заповедник
3) озеро 4) болото
«Зеленая» дорожка. Тема: Памятники Когалыма
1. Видео вопрос. Как называется этот
памятник?
(Ответ: Группе Битлз).
2. Назовите известных писателей нашего
города.
(Ответ: Чайковский, Выборнова, Баимова).
3. Назовите правильное название памятника «капли» на Рябиновом бульваре.
(Ответ: «Капля нефти»).
4. Видео вопрос: Какая надпись закрыта на данном памятнике «Летописи России»
(Ответ: «Русская правда»).
«Желтая» дорожка. Тема: Животный мир округа.
1. Этого ценного пушистого зверька завезли из Канады.
(Ответ: Ондатра).
2. Сколько заповедников на территории округа?
(Ответ: два, Юганский и Малая Сосьва).
3. В каких природных зонах находятся пастбища оленей?
(Ответ: тундра, лесотундра, тайга).
«Красная» дорожка. Тема: Внутренние воды округа.
1. Как называется левый приток реки Северная Сосьва, который в переводе с
мансийского языка означает «Плясовая река»?
1) Ворья 2) Волья
3) Ендырь 4) Евтьенгья
2. Что означает суффиксы лор, тор, то, туман, сор в географических названиях
округа?
(Ответ: озеро).
Подведение итогов. Жюри объявляют победителя.
Рефлексия:
В конце урока провожу "игру": На доске – поляна из цветов, перед каждым ребенком
– бабочки разных цветов. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на поляну с
цветами. Но бабочек разных цветов, если урок понравился разноцветную, если не очень
понравился одноцветную бабочку, если не понравился – темную. По окраске поляны
можно судить, достиг урок цели или нет.
Список используемой литературы
1. Бакунин В.В., Козин В.В. «География ХМАО», М., Экопрос, 1996. 2. Орлова Т.К. “География ХМАО”.
3. Энциклопедия для детей “Аванта+”. 1997 г. Т. 3.
4. Энциклопедия для детей “Аванта+”. 1998 г. Т. 12.
5. Учительская газета.
МОЙ КРАЙ - ЮГРА «Умницы и умники» игра по географии
МОЙ КРАЙ - ЮГРА «Умницы и умники» игра по географии
МОЙ КРАЙ - ЮГРА «Умницы и умники» игра по географии
МОЙ КРАЙ - ЮГРА «Умницы и умники» игра по географии
МОЙ КРАЙ - ЮГРА «Умницы и умники» игра по географии
МОЙ КРАЙ - ЮГРА «Умницы и умники» игра по географии
МОЙ КРАЙ - ЮГРА «Умницы и умники» игра по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.