С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося школы проводится мониторинг уровня физического развития школьника. Мониторинг отражает уровень физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания физической подготовленности школьников, мной были внесены некоторые изменения в содержание программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями была разработана система оценивания школьников на уроке.
С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося школы проводится
мониторинг уровня физического развития школьника. Мониторинг отражает уровень
физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в
образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания физической
подготовленности школьников, мной были внесены некоторые изменения в содержание
программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям
физическими упражнениями была разработана система оценивания школьников на уроке.
Она основана на достижении собственных результатов на своем уровне. В период
проведения мониторинга каждый ребенок провел самооценку своей подготовленности,
составил программу своего дальнейшего физического развития.
Таким образом, я попытался разрешить возникшее в педагогической деятельности
основное противоречие. Снижение интереса учащихся к предмету «Физическая культура»,
недостаточная учебноматериальная (спортивная) база школы,
недостаточное
финансирование и неподготовленность части обучаемых к регулярным занятиям
физической культурой вследствие заниженной самооценки своих физических
возможностей и способностей привели меня к необходимости достижения качества
образования по физической культуре.
Для разрешения данного вопроса мной были сформулированы задачи, включающие в себя
следующее:
подбор и изучение психологопедагогической, научнометодической литературы;
ознакомление с опытом работы педагогов, работающих по данному направлению, и
его изучение;
разработка и апробирование новых методических приемов обучения;
разработка технологии по проведению мониторинга физического развития
школьников;
применение на практике наиболее перспективных педагогических технологий
обучения учащихся, в частности технологии разноуровневого обучения;
При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:
1. Научить учащихся определять свой уровень физической подготовленности в
соответствии с учебной программой и образовательным стандартом.
2. Научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего
роста и повышения уровня физической подготовленности.
3. Определить влияние результатов на развитие осознанной мотивации к урокам
физической культуры и самостоятельным занятиям по повышению индивидуального
уровня физической подготовленности.
4. Вносить некоторые коррективы в учебный план в соответствии с анализом
полученных результатов мониторинга.
Исходя из поставленных задач, следует сделать вывод: предстояло научить детей тому, что
они никогда не делали – самостоятельно определять уровень своего физического развития.
Как же на практике осуществляются намеченные задачи?
Проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности.
Для определения уровня физической подготовленности также широко использую
тестирование, которое помогает создать ситуацию критической самооценки путем
сравнения результатов с нормой.По результатам тестирования, для успешного перехода на более высокий уровень
физической подготовленности предлагаю каждому ученику перечень физических
упражнений, с помощью которых составляю индивидуальную программу для работы, как
на уроке, так и во время самостоятельных занятий. Последующим тестированием
отслеживаю степень достижений учащегося. Даже незначительное улучшение показателей
ребенка может быть оценено на «отлично», чем и создается ситуация успеха, вызывающая
положительные эмоции и стремление к дальнейшему улучшению показателей физического
развития.
Такая диагностика проводится два раза в течение учебного года, что позволяет
отслеживать физическое состояние организма, поддерживать необходимую мотивацию на
выполнение индивидуальных программ, своевременно вносить определенные коррективы,
решать проблемы личностно ориентированного подхода к обучению школьников.
Достижению высоких результатов каждым учащимся, способствует рабочая программа,
составленная мной, в основу которой положены Федеральный стандарт, авторская
программа В.И. Ляха и внутри школьный образовательный стандарт. Проведена работа по
корректировке содержания учебной программы, распределению учебного материала по
четвертям, введению в режим дня школьников физкультурнооздоровительных и других
мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и физической
подготовленности учащихся. Научнометодическое обеспечение предмета отвечает
современным требованиям, предъявляемым к выпускникам общеобразовательного
учреждения.
Анализируя, учебные достижения учащихся за последние пять лет, отмечаем
положительную динамику роста обученности и качества знаний. Знания и умения учащихся
соответствуют государственному образовательному стандарту, качество обученности
соответствует возможностям учащихся.
Вот некоторые результаты, в которых просматривается динамика успешности учащихся
школы.
Результаты работы учителя физической культуры за три года
Учебный год
Учебный
год
физкультура
%
%
успеваемости
качества
2014
2015
2015
2016
2016
2017
90
91
94
100
100
100
Приведенные выше результаты обученности школьников и уровни их физической
подготовленности за последние три учебных года убеждают в том, что я выбрал верное
направление своей деятельности и доказал состоятельность применяемых методических
приемов обучения учащихся.
Диагностика физической подготовленности учащихся проводится в течение учебного года
2 раза (сентябрь, май), что позволяет отслеживать физическое состояние организма,поддержать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ обучения,
а также своевременно вносить определенные коррективы в реализацию индивидуальной
двигательной активности физического здоровья учащихся, то есть позволяет решить
проблему личностно ориентированного подхода.
Веду сводные протоколы по классам, определяя физические показатели юношей и девушек
отдельно. Такие наглядные материалы использую для информации и анализа на заседаниях
педагогического совета школы и на родительских собраниях. Результаты тестирования
используются при разработке учебного плана, содержания домашних заданий, а также
рекомендаций для внеклассных занятий.
По результатам проведенного мониторинга я определяю уровень физической
подготовленности учащихся.
Особый интерес в работе вызывает проведение тестов для определения уровня физической
подготовленности школьника через выполнение заданий. Например, выполнение тестов на
развитие физических способностей:
скоростные (бег 30 м., с.);
координационные (челночный бег 3х10 м., с.);
скоростносиловые (прыжок в длину с места, см.);
выносливость (6ти минутный бег, м.);
гибкость (наклон вперед из положения сидя, см.);
силовые (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа,
поднимание туловища лежа на спине, количество раз).
По таблице В.И. Ляха «Уровень физической подготовленности учащегося» школьники,
используя цветовую гамму, определяют лично свой уровень подготовленности. Следует
различать три уровня:
1ый – высокий
2ой – средний
3ий – низкий
Приведу для большей убедительности некоторые результаты мониторинга:
Учебный год
Уровень
физической
подготовленности
Скоростные
Координации
оные
Скоростно
силовые
Выносливость
Гибкость
Силовые
6кл(34ч.)
20142015
в
н
с
7кл(34ч.)
20152016
в
н
с
8кл(34ч.)
20162017
в
н
с
16 9
24 5
21 4
17 10
15 14
21 4
7
5
7
7
5
7
19 10
26 4
22 6
19 10
18 12
22 6
5
4
6
5
4
6
21 11
27 4
24 5
19 13
24 7
24 5
2
3
5
2
3
5
Результаты подобного тестирования учащихся позволяют создать им собственные ситуации
успеха или неуспеха. Сравнивая результаты, ребенок начинает понимать, что онпредставляет собой сейчас и каким он хотел бы стать в будущем. А это и есть ни, что иное,
как мотивация к учению, преодоление трудностей и удовлетворение от достигнутых
результатов.
Анализ проведенных измерений показал положительную динамику в физическом
развитии и физической подготовленности учащихся. Повысился процент учащихся с
нормальной массой тела, здоровых детей с нормальным физическим развитием, учащихся,
выполняющих нормативы. Понизился процент детей со значительным отклонением в
физическом развитии. Повысился процент уровня физической подготовленности учащихся.
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным
средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению
социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства.