Итоговая мониторинговая контрольная работа, 10 класс
Вариант 1
СОБЫТИЯ А) Манифест 17 октября Б) Создание СССР В) Брусиловский прорыв Г) Брестский мир |
ГОДЫ 1) 1918 г. 2) 1916 г. 3) 1943 г. 4) 1922 г. 5) 1939 г. 6) 1905 г. |
1.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Цусимское сражение 2. Вступление СССР в Лигу Наций
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) A) новая экономическая политика Советской власти (1921−1926 гг.) Б) форсированная индустриализация B) Первая русская революция Г) Первая мировая война
|
ФАКТЫ 1) строительство Днепрогэса 2) отмена всеобщей трудовой повинности 3) массовый голод в некоторых районах СССР в 1932−1933 гг. 4) Брусиловский прорыв 5) введение всеобщей трудовой повинности 6) Булыгинская Дума |
3. Февральская революция
Год |
Событие отечественной истории |
Событие зарубежной истории |
_____(А) |
начало советско-польской войны |
______________(Б) |
1922г. |
Конституция СССР |
_______________(В) |
____г.(Г) |
_____(Д) |
Вашингтонская конференция |
1934г. |
_______________(Е) |
Ночь длинных ножей в Германии |
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Пропущенные элементы:
1. Генуэзская конференция; 2. 1919г.; 3. 1939 г.; 4. НЭП; 5.втупление в Лигу Наций; 6. 1921г.; 7. 1938г.; 8. Парижская конференция; 9. начало 2 мировой войны.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ А) М. М. Зощенко Б) П.В.Суриков В) Э. И. Неизвестный Г) С. С. Прокофьев
|
СФЕРА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) писатель 2) скульптор 3) композитор 4) художник 5) поэт |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Установите соответствие между деятелями культуры и сферой их творческой деятельности.
A |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
6.Прочтите отрывок из статьи политического деятеля.
«Советская власть, в полном соответствии со своими основными целями, покровительствует кооперации, торговой и производственной. До самого последнего времени, однако, производственная кооперация в деревне (колхозы) занимала очень небольшое место в сельском хозяйстве. <...> Между тем за самый последний период... [она] приняла, совершенно неожиданно для руководства, грандиозный размах. Достаточно сказать, что по плану коллективное хозяйство должно было охватить к концу пятилетия около 20% крестьянских хозяйств. Между тем... [кооперация в деревне] захватила уже сейчас, то есть в начале второго года, более 40%. При сохранении этого темпа колхозы охватят всё крестьянство в течение ближайшего года-двух. Казалось бы, гигантский успех? На самом деле — гигантская опасность.
<...> Коллективное хозяйство есть, прежде всего, крупное хозяйство. Рациональные размеры хозяйства определяются, однако, характером применяемых им средств и методов производства. Из крестьянских сох и крестьянских кляч, хотя бы и объединённых, нельзя создать крупного сельского хозяйства, как из суммы рыбачьих лодок нельзя сделать парохода. [Кооперация] сельского хозяйства может быть только результатом его механизации. Отсюда вытекает, что общий объём индустриализации страны предопределяет допустимый размах... [кооперации] сельского хозяйства.
На деле эти два процесса оказались, однако, в настоящее время совершенно разорваны. Как ни быстро идёт развитие советской индустрии, но она всё же является и долго ещё останется чрезвычайно отсталой».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ А) « Песня о Буревестнике»» Б) Скульптура «Рабочий и колхозница» В) «Броненосец Потемкин» Г) «Педагогическая поэма» |
ХАРАКТЕРИСТИКИ 1. Этот кинофильм посвящен события первой русской революции 2. Автор возглавил Союз писателей СССР. 3. Автор называли «инженером человеческих душ». 4. Данное творение было создано в период руководства страной В.И.Ленина 5. Памятник является самым высоким скульптурным творением в современной Российской Федерации 6. Скульптура В. Мухиной была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже |
1. Статья была написана в начале 1920-х гг. 2. Политика, об осуществлении которой идёт речь в отрывке, предполагала отмену продразвёрстки. 3. Автор обращает внимание на неожиданные для руководства государства низкие темпы осуществления кооперации в деревне. 4. Автор выражает обеспокоенность темпами изменения доли колхозов в структуре сельского хозяйства. 5. Автор выражает убеждённость в том, что ключевым фактором, способным обеспечить успех описанного движения за кооперацию в сельском хозяйстве, является механизация. 6. Одной из задач политики, об особенностях осуществления которой идёт речь в отрывке, являлось установление социалистических производственных отношений в деревне.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Рассмотрите изображение и выполните задание. Заполните
пропуск в предложении: «Процесс, которому посвящён плакат, начался в тысяча
девятьсот _____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Рассмотрите схему и выполните задания 9−12.
9. Назовите страну, против которой были направлены указанные на схеме военные действия СССР.
10. Напишите фамилию (псевдоним) руководителя СССР, под которой он вошел в историю, в период событий, указанных на схеме.
11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«На Карельском перешейке РККА выдвинулась в сторону _______________ и в ходе ожесточённых боев заняла данный город».
12. Какие суждения, относящиеся к войне, которой посвящена схема, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Начало войны относится к 1939 г.
2. Союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания.
3. Результатом войны стало присоединение к СССР территории с городом Выборгом.
4. Основные военные действия в этой войне пришлись на зимний период.
5. СССР не получил в результате войны территориальных приобретений.
6. В ходе войны противник не оказал советским войскам серьезного сопротивления.
2часть
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и... искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет: 1. ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП); 2. объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем; 3. провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций)...»
13. Что было целью данного постановления? В каком десятилетии оно было принято? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?
14. Какие причины преобразований названы в данном постановлении Политбюро ЦК ВКП(б)? Укажите две причины.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Какому
событию посвящена данная карикатура? Используя изображение, приведите одно
любое обоснование Вашего ответа.
16.Какой
из приведенных культурных объектов был возведен в тоже десятилетие, когда произошло
это событие? Назовите автора данного культурного объекта.
17. В 1920-х гг. в СССР шла
борьба за власть между несколькими видными политическими лидерами,
провозглашавшими себя преемниками Ленина. В этой борьбе победу одержал
И. В. Сталин. Укажите:
а) причину победы Сталина, связанную с его поддержкой определенными общественными и государственными структурами;
б) причину победы Сталина, связанную с его идеями в сфере экономики;
в) последствие победы Сталина, связанное политической ситуации во власти СССР
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) _______________________ б) _______________________ в) _________________________
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «пятилетка». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в отношениях советского правительства с западными странами в 1917−1921 гг. и в 1922−1928 гг. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: _________________________________________________________
Обоснования тезиса:1. _________________ 2. __________________
21. В 1920−1930-е гг. во многих странах произошли экономические кризисы, способствовавшие серьёзной перестройке их экономических систем. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в СССР и в США под влиянием экономических кризисов произошли серьёзные изменения в экономической системе: один аргумент для СССР, один для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для СССР: _______________________________________________
Аргумент для США: ________________________________________________
Итоговая мониторинговая контрольная работа, 10 класс
Вариант 2
СОБЫТИЯ А) создание РСДРП Б) коллективизация В) начало строительства Транссибирской магистрали Г) Портстмутский мир |
ГОДЫ 1) 1905 г. 2) 1891 г. 3) 1928 г. 4) 1898 г. 5) 1939 г. 6) 1905 г. |
1.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Кровавое воскресенье 2. индустриализация
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) A) военный коммунизм Б) культурная революция B) Первая русская революция Г) Первая мировая война
|
ФАКТЫ 1) строительство Днепрогэса 2) борьба с неграмотностью 3) массовый голод в некоторых районах СССР в 1932−1933 гг. 4) битва на р.Марне 5) введение всеобщей трудовой повинности 6) Третьиюньский государственный переворот |
3. Октябрьская революция
Год |
Событие отечественной истории |
Событие зарубежной истории |
_____(А) |
______________(Б) |
А.Гитлер стал председателем НСДАП |
1922г. |
Конституция СССР |
_______________(В) |
____г.(Г) |
_____(Д) |
Тройственный союз |
1939г. |
_______________(Е) |
Окончание гражданской войны в Испании |
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
1. Рапалльский договор; 2. 1919г.; 3. 1882 г.; 4. НЭП; 5.втупление в Лигу Наций; 6. 1921г.; 7. 1938г.; 8. пакт Молотова -Риббентропа; 9. первая автоматическая телефонная станция в Москве.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ А) Б.Пастернак Б) С. Эйзенштейн В) В. И. Мухина Г) А. Ф. Иоффе
|
СФЕРА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) режиссер 2) скульптор 3) ученый 4) художник 5) поэт |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Установите соответствие между деятелями культуры и сферой их творческой деятельности.
A |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
6. Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.
«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране...»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
1. Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г. 2. Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК. 3. Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.
4. Автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова. 5. Большевики поддерживали действия генерала Корнилова. 6. «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.
А.Роман «Белая гвардия» Б. «Мы живем, под собою не чуя страны...» В. Картина «Бурлаки на Волге» Г. Здание Наркомзема в Москве |
1) Фильм выдающегося советского режиссера С. Эйзенштейна 2)произведение написано в XIX в. 3) Сюжет иллюстрирует события Гражданской войны на Украине в конце 1918 г. Произведение иллюстрирует русскую интеллигенцию начала XX в. 4) Построен архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле елизаветинского барокко 5) Стихотворение О. Э. Мандельштама, приведшее к его аресту и ссылке. 6) Памятник архитектуры, созданный архитектором А. В. Щусевым в стилистике конструктивизма |
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
8. Рассмотрите изображение и выполните задание. Заполните
пропуск в предложении: «Процесс, которому посвящён плакат, начался в тысяча
девятьсот _______ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Рассмотрите схему и выполните задания 9−12.
9. Укажите год, когда окончились события, обозначенные на схеме.
10. Назовите фамилию главы правительства , осуществляющего политическое руководство территорией, которые контролировали красные, в ходе указанной войны.
11. Напишите термин, означающий военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другой страны, нарушающее ее суверенитет , которое осуществлялось в ходе отраженной на схеме войны.
12.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных.
1)одной
из причин войны было стремление большевиков удержать власть в своих руках.
2)боевые действия продолжались менее года.
3)С.М.Буденый, К.Е.Ворошилов,В.К.Блюхер, М.В.Фрунзе принимали участие в войне на стороне красных.
4)А.В.колчак не сотрудничал с Деникиным.
5)В ходе боевых действий стороны использовали крайние средства (даже террор)
6)В этой войне победили белые.
2часть
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С. 3. Гинзбурга:
«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. <...> Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. <...>
Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь.
...Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. <...> И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. <...>
С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.
На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. <...>
Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением «завета отцов».
13. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?
14. Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трёх черт, особенностей.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Какому событию
посвящена данная карикатура? Используя изображение, приведите одно любое
обоснование Вашего ответа.
16.Какой из приведенных культурных объектов был возведен в тоже десятилетие, когда произошло это событие? Назовите год строительства этого объекта.
17.
В 1922 г. ряд советских республик объединились в Союз Советских
Социалистических Республик. Укажите:
а) причину объединения, связанную с внешнеполитической ситуацией;
б) причину объединению, связанное с экономической сферой жизни;
в) последствие объединения, связанное с политической сферой
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) _______________________ б) _______________________ в) _________________________
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «раскулачивание». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях государственной политики в сфере промышленности в годы НЭПа и в 1930-е годы по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: _________________________________________________________
Обоснования тезиса:1. _________________ 2. __________________
21. В январе 1904 г. японские миноносцы атаковали российскую базу Порт-Артур, началась Русско-японская война. За 10 лет до этого в 1894 г. Япония напала на Китай. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события имели влияние на внутриполитическое развитие стран, подвергшихся нападению: один аргумент для России, один для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ___________________ Аргумент для Китая: ______________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.