Тема: Морфемы в слове. Орфограммы в приставках.
Цель: систематизировать знания о морфемах и морфемном составе слов, полученные в предыдущие годы обучения.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а 1.
Найдите общий звук в каждой группе слов:
а) книжка, нож, шар;
б) все, лов, овсом;
в) союз, ясень.
К а р т о ч к а 2.
Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова.
Зина обратилась с просьбой1 к Лизе.
К а р т о ч к а 3.
Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова.
Не тот хорош1, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто для дела гож.
К а р т о ч к а 4.
Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:
1. Морфема – это...
2. В основу слова входят такие морфемы, как...
3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно...
4. Нулевое окончание бывает у...
5. Слова с одинаковым корнем называются...
К а р т о ч к а 5.
Выполните следующие задания:
1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры.
2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.
3. Просклоняйте по падежам слово дом.
4. Приведите примеры однокоренных слов.
2. Постановка проблемного вопроса.
– Тема урока – «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?
– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего?
– Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.
Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.
3. Упражнение 10.
Учащиеся заполняют таблицу.
– Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега.
– Как образовались приставки?
– Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?
– Как приставки влияют на значение слова?
4. Творческая работа.
– В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их.
1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий...
2. Издинамитить старое...
3. Цветы испавлинятся в каждом окошке...
– Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов?
– Для чего нужно изучать морфемы?
– Почему в одних случаях пишем приставку из-, а в других – ис-?
5. Упражнение 15.
– При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем.
– Вспомните правила написания букв Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов.
– Важно ли при выборе гласной после шипящих и Ц знать, в какой части слова она находится? Почему?
– Для чего нам нужно изучать морфемы?
– Примените свои знания при заполнении таблицы упражнения 15.
6. Упражнение 13.
– Выпишите из упражнения 13 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы.
7. Итог урока.
– Почему нужно изучать морфемы?
Домашнее задание: упражнение 16.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.