Мотив памяти в поэзии Ольги Берггольц
Оценка 4.8

Мотив памяти в поэзии Ольги Берггольц

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русская литература
9 кл—11 кл +1
08.07.2023
Мотив памяти в поэзии Ольги Берггольц
Презентация к уроку в 11 классе "Мотив памяти в поэзии Ольги Берггольц"
Мотив памяти в поэзии Ольги Берггольц.ppt

Мотив памяти в поэзии Ольги Берггольц

Мотив памяти в поэзии Ольги Берггольц

Мотив памяти в поэзии Ольги Берггольц






Никто не забыт, и ничто не забыто!»

Никто не забыт, и ничто не забыто!»

«Никто не забыт, и ничто не забыто!»

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт, и ничто не забыто!

Слова, рожденные не только памятью о сотнях тысяч жертв блокадной беды: «Никто не забыт, и ничто не забыто»

Слова, рожденные не только памятью о сотнях тысяч жертв блокадной беды: «Никто не забыт, и ничто не забыто»

«…Слова, рожденные не только памятью о сотнях тысяч жертв блокадной беды: «Никто не забыт, и ничто не забыто».
(Рубашкин).

Тема памяти – сквозная в поэзии

Тема памяти – сквозная в поэзии

Тема памяти – сквозная в поэзии Ольги Берггольц

Слова со значением память: помнить, память запоминать, припоминать, вспоминать, не забыть;
антонимические пары: помнить – забыть, память – беспамятство.

Тема памяти Лучше б мне беспамятство, чем память,

Тема памяти Лучше б мне беспамятство, чем память,

Тема памяти

Лучше б мне беспамятство, чем память,
Как асфальт расплавленный, как путь –
Вечный путь под самыми стопами:
Не сойти с него, не повернуть…

На асфальт расплавленный похожа

На асфальт расплавленный похожа

На асфальт расплавленный похожа
Память ненасытная моя:
Я запомню всех прохожих,
Каждое движенье бытия…

Воспоминания о детстве Точно детство вернулось и – в школу

Воспоминания о детстве Точно детство вернулось и – в школу

Воспоминания о детстве

Точно детство вернулось и – в школу.
Завтрак, валенки, воробьи…
Это первый снег. Это первый холод
Губы стягивает мои.

Мне старое снилось жилище, Где раннее детство прошло,

Мне старое снилось жилище, Где раннее детство прошло,

Мне старое снилось жилище,
Где раннее детство прошло,
Где сердце, как прежде, отыщет
Приют, и любовь, и тепло.

Память – хранительница безоблачного времени детства

Память – хранительница безоблачного времени детства

Память – хранительница безоблачного времени детства

Мотив светлого, прекрасного

Мотив первого холода, суровости

Память о трагедии народа в 30-е годы

Память о трагедии народа в 30-е годы

Память о трагедии народа в 30-е годы. Обращение к мотивам русской старины

Сказочная Алёнушка – «светлая совесть» поэтессы.

Когда весна зеленая
затеплится опять…

Параллелизм мира природы и человека

Параллелизм мира природы и человека

Параллелизм мира природы и человека

Узорною решеткою
подернута заря.

Тюремные решётки
(30-е годы)

Память о трагедии народа в 30-е годы

Память о трагедии народа в 30-е годы

Память о трагедии народа в 30-е годы. Обращение к мотивам русской старины.


Голосом звериным иступленная,
Я кричу над омутом с утра...

Я боюсь не гибели, не пламени:
Оборотнем страшно умирать…

О, прости меня за то, что, жаждая,
Ночью из звериного следа
Напилась водой ночной однажды я…

Ничто не забыто» «А я вам говорю, что нет напрасно прожитых лет

Ничто не забыто» «А я вам говорю, что нет напрасно прожитых лет

«Ничто не забыто»

«А я вам говорю, что нет напрасно прожитых лет...»

1938 – 1939 гг.
«Вынули душу…»

Душевная рана» Ольги Берггольц

Душевная рана» Ольги Берггольц

«Душевная рана» Ольги Берггольц


Сама я тебе отпустила,
Сама угадала конец,
Мой ласковый, рыженький, милый,
Мой первый, мой лучший птенец…

Как дико пустует жилище,
Как стынут объятья мои:
Разжатые руки не сыщут
Веселых ручонок твоих.

О девочка, все связано с тобою:

О девочка, все связано с тобою:

О девочка, все связано с тобою:
Морской весны первоначальный цвет,
Окраина в дыму, трамваи с бою,
Холодный чай. Нетронутый обед…
И странно знать и невозможно верить,
Что эту память называем смерть.

Трагедия нашего поколения есть трагедия всего человечества»

Трагедия нашего поколения есть трагедия всего человечества»

«Трагедия нашего поколения есть трагедия всего человечества»

Я в этот день не позабыла Горьких лет гонения и зла,

Я в этот день не позабыла Горьких лет гонения и зла,




Я в этот день не позабыла
Горьких лет гонения и зла,
Но в слепящей вспышке поняла:
Это не со мной – с Тобою было,
Это Ты мужалась и жила.

Нет я ничего не позабыла!
Но была б мертва, осуждена, -
Встала бы на зов твой из могилы,
Все б мы встали, а не я одна.

Память о военном прошлом А в доме, где жила я много лет,

Память о военном прошлом А в доме, где жила я много лет,

Память о военном прошлом

А в доме, где жила я много лет,
Откуда я ушла зимой блокадной,
По вечерам опять в окошках свет.
Он розоватый, праздничный, нарядный.
Взглянув на бывших три мои окна,
Я вспоминаю: здесь была война.
О, как мы затемнялись! Ни луча…
И все темнело, все темнело в мире…

Здесь оставлено сердце мое» Ее голос был голосом

Здесь оставлено сердце мое» Ее голос был голосом

«Здесь оставлено сердце мое»

Ее голос был голосом Ленинграда. Он дарил людям надежду, помогая им жить и бороться.

Я счастлива И все яснее мне, Что я всегда жила для этих дней,

Я счастлива И все яснее мне, Что я всегда жила для этих дней,

…Я счастлива
И все яснее мне,
Что я всегда жила для этих дней,
Для этого жестокого расцвета.
И гордости своей не утаю,
Что рядовым вошла
В судьбу твою,
Мой город,
В званье твоего поэта…

Сквозь года , и радость, и невзгоды

Сквозь года , и радость, и невзгоды

Сквозь года, и радость, и невзгоды
Вечно будет мне сиять одна –
Та весна сорок второго года,
В осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести
Я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
Это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
Только птица к нам, до Ленинграда,
С милой милой-милой родины дойдет.

Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды

Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.

Выводы Сквозной мотив поэзии

Выводы Сквозной мотив поэзии

Выводы

Сквозной мотив поэзии Ольги Берггольц – мотив памяти (слова с семантикой «память» встречаются 45раз в проанализированных стихотворениях).

« Поэтесса остро чувствовала ответственность перед временем, и помощником ей была Память» (Фролова).

Основные спектры мотива памяти в поэзии

Основные спектры мотива памяти в поэзии

Основные спектры мотива памяти в поэзии Ольги Берггольц:

Память – хранительница времени детства;
настоящее неразрывно связано с мотивами старины;
трагедия поколения в 30-е годы;
личная трагедия поэтессы;
память о военном прошлом;
память многолика: счастье и горе, любовь и боль.

Временные оппозиции: прошлое/настоящее; жизнь/смерть; открытое/замкнутое пространство

Временные оппозиции: прошлое/настоящее; жизнь/смерть; открытое/замкнутое пространство

Временные оппозиции:

прошлое/настоящее;
жизнь/смерть;
открытое/замкнутое пространство.

Родной дом Родной город

Родной дом Родной город


Родной дом Родной город Тюрьма


Жизнь Мотивное поле «памяти» Война


Смерть Историческое прошлое Трагедия

Никто не забыт, и ничто не забыто»

Никто не забыт, и ничто не забыто»

«Никто не забыт, и ничто не забыто»

ПАМЯТЬ
о сотнях тысяч жертв войны;
о трагедии народа в
30-е годы;
о душевной ране поэтессы.

Используемые источники Александра

Используемые источники Александра

Используемые источники


Александра Рубашкин. «По праву разделенного страданья..."
http://poetrylibrary.ru/stixiya/851.html
Банк Н. «Здесь оставлено сердце мое…» // Вопросы литературы. –1985 – №3.
Ольга Берггольц. Стихотворения и поэмы. – М.1967.
Фролова Е.А. Время-жизнь в поэзии О.Берггольц // РЯШ. – 2005. – №6.
http://www.litera.ru/stixiya/articles/16.html

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо
за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2023