в статье вы узнаете, что такое мотивы учения, внутренняя мотивация, внешняя мотивация. Возрастные особенности младших школьников, какие мотивы свойственны дошкольнику и младшему школьнику, особенности формирования внутренней мотивации в младшем школьном возрасте. методики для выявления мотивации у школьников. рекомендации для учителей.
0009d255-cd6b7f7e.docx
Мотивы учения в младшем школьном возрасте
Мотивация – это состояние личности, определяющее степень
активности личности и направленности действий в конкретной ситуации.
Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин
психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало,
направленность и активность.
Мотив — это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к
деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности.
При этом в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет
потребности, говоря о мотивах, следует иметь в виду именно опредмеченную
потребность.
В младшем школьном возрасте не все мотивы имеют выраженную
побудительную силу. Приобретаемые в школе знания поразному усваиваются
учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от
того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной
деятельности. Если ребенок учится по внешнему принуждению, то его знания
оказываются формальными, неосознанными, кратковременными. Содержание
учебных предметов не является для учащегося личностно значимым, а
выступает средством достижения других целей. Это может быть получение
похвалы, признания товарищей, избежание наказания. Если же школьник
учится по внутреннему побуждению, то его мотивы носят личностно
значимый характер,
обусловлены познавательной потребностью,
эмоциональным удовлетворением, получаемым от процесса познания. Ученик
проявляет высокую познавательную активность, овладение содержанием
учебных предметов является и мотивом и целью.
При поступлении детей в школу их интерес связан в больше мере:
книжками, тетрадями, с новыми людьми. Имея внутреннюю позицию
школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются
мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке
интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою
очередь источник других поощрений, залог его эмоционального
благополучия, предмет гордости, ученика ставят в пример другим детям.
Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но
единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты
выходят на первый план, у ребенка формируется самоуверенность,
целеустремленность, мотивы долга, и мотив получения образования. Но
иногда мотив «быть профессионалом своего дела» или далекая перспектива
получить образование в вузе не доконца осознаются детьми. Реально
действующим остается мотив получения отметки. Мотив достижений –
правильно выполнять задания и получать нужный результат. Этот мотив
сочетается с мотивом получения высшей отметки. Мотив избегания неудачи
или наказания влияет на развитие психических процессов школьника.
Престижная мотивация – характерна для детей с завыщенной самооценкой и с
лидерскими наклонностями. Психологи отмечают, если с престижной
мотивацией развиты различние способности личности, то это сочетание будет
мощным двигателем развития личности. Самым ярким движущим мотивом
является интерес. Глубокий интерес к тому или иному предмету встречается
очень редко, таких детей называют одаренными – это дети которые имеют
дополнительные способности.
Для развития мотивов учения у младших школьников необходима
целенаправленная, специальноорганизованная работа педагога. Отбирая
содержание учебного материала нужно учитывать имеющиеся у школьников
данного возраста потребности, индивидуальные особенности, опираться на
прошлые знания, но в то же время содержать новую информацию. Организуя
учебную деятельность нужно четко ставить перед учащимися задачи, которые
можно решить, лишь освоив данную тему; объяснить учащимся анализировать с учениками
необходимость данной информации;
проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и
использовать групповую форму деятельности;
оценкой работы;
концентрировать внимание учащихся на положительные моменты, сдвиги в
освоении учебного материала; стиль деятельности учителя должен быть
демократический так как он способствует интенсивной мотивации.
С мотивацией деятельности тесно связано стимулирование.
Стимулировать значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и
к действию. Стимулировать важно именно учащихся младших классов, так
как в начальном звене обучения складываются возможности и желания
учащихся, их стремления к определенному виду деятельности, в нашем
случае, к учебнопознавательному процессу. Без знания психологического
аспекта видов мотивов, способов и методов мотивации невозможно построить
учебную деятельность. направленную на формирования общеучебных умений
и навыков, построить процесс без учета личностных качеств каждого
обучаемого.
Мы провели методику на выявление отношения детей к школе,
учебному процессу, и выявили средний уровень мотивации у младших
школьников. При работе с классом, важно учитывать личность каждого
ребенка, его интересы, способности, внутренние побуждения, видеть
положительные качества каждого ученика. Стимулировать учащихся к
учебнопознавательному процессу, создавать чувство значимости изучаемой
информации. Оказывать своевременную помощь школьникам в усвоении
учебного материала. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
1. Авсеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г.
Авсеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Том 2 / Б.Г.Ананьев.
М.: Педагогика, 1980 – 287с.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Методические рекомендации / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: 2009.
– 56 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асломов. – М.: МГУ, 1990.
– 367 с
5. Божович, Л.В. Проблемы формирования личности / Л.В. Божович. –
М.: 2001. – 350 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб,
2006, 304 с.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В Бордовская, С.И.
Розум. – СПб.: Питер, 2011. – 624 с.
8. Васильева, З.И. Педагогика / З.И. Васильева, Т.В. Ахаян. М.: 1991. –
136 с.
9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо,
Е.А. Петрова Е.А, Л.М.Орлова. — М.: Педагогическое общество России,
2003. — 512 с.
10. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология / В.В.
Давыдов; под. ред. А.В. Петровского. – М.: Просвящение, 1979. – 288 с.
10. Дружинин, В.Н. Психология / под редакцией В.Н. Дружинина. –
СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотив / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. –
512 с.
368 с.
12. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 13. Клюева, Н.В. Педагогическая психология / под. ред. Н.В. Клюевой.
М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2007. 400 с.
14. Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе/ А.С.
Макаренко – М.: Академия педагогический наук РСФСР, 1949. – 131 с.
Мотивы учения в младшем школьном возрасте
Мотивы учения в младшем школьном возрасте
Мотивы учения в младшем школьном возрасте
Мотивы учения в младшем школьном возрасте
Мотивы учения в младшем школьном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.