ПЕРВЫЙ УРОК 1 СЕНТЯБРЯ «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
ЦЕЛИ: способствовать формированию представления о будущей профессии;
способствовать осознанию правильности выбранной профессии;
способствовать развитию познавательного интереса к профессиям;
способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
ТИП УРОКА: диспут с элементами викторины.
ФОРМЫ РАБОТЫ: коллективная, групповая.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация-викторина «В мире профессий», проектор, экран, ноутбук, атрибутика профессий.
ХОД УРОКА
1. Вступление. (2 слайд)
– Вот этими словами мы начнем урок «Моя будущая профессия». Когда вы окончите школу, вам нужно будет решать, кем быть, где учиться? Чтобы жить, нужно зарабатывать деньги, а для этого нужно правильно выбрать подходящую профессию, к которой у вас есть склонности, интерес, и старательно учиться.
2. Скажите, кто может объяснить понятие – ПРОФЕССИЯ? (Это основной род занятий трудовой деятельности)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ? (Вид занятий в рамках одной профессии)
КВАЛИФИКАЦИЯ? (Степень подготовки к какому-либо виду труда)
- Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
- А где же получить такую подготовку?
3. Давайте поиграем в игру «Отгадай профессию»
Фартук, половник. (повар)
Сантиметровая лента, ткань, ножницы (швея)
Газеты, журналы, письма (почтальон)
Мастерок, кисть, халат (штукатур-маляр)
4. Знакомство с профессиями «В мире профессий» по презентации.
5. – Скажите, много ли вы знаете профессий? Давайте с вами познакомимся с некоторыми в викторине, и вы ваш круг знакомств с профессиями расширится. (Групповая работа, по рядам).
Как называют рабочего, добывающего полезные ископаемые в шахте?
|
Геолог, Шахтер, Исследователь |
Специалист этой профессии следит за соблюдением правил дорожного движения. Назовите профессию. |
Инспектор ГИБДД, Полицейский, Регулировщик |
Как называют учёного, изучающего ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д.? |
Палеонтолог, Археолог, Искусствовед |
Назовите специалиста, который отвечает за состояние и охрану лесов? |
Лесничий, Пожарный, Спасатель лесов |
Как называют специалиста по воспитанию и разведению собак? |
Фелинолог, Кинолог, Собачий психолог |
Какой специалист может составить бумажную или электронную карту? |
Картограф, Этнограф, Инженер-геолог |
Назовите врача, специализирующегося на лечении болезней зубов, челюстей и других органов ротовой полости: |
Окулист, Хирург, Стоматолог |
Как называют человека, чьей профессией является управление оркестром? |
Композитор, Дирижер, Концертмейстер |
Специалист этой профессии без труда сможет перевести иностранную устную или письменную речь на наш родной язык. Назовите профессию. |
Лингвист, Журналист, Переводчик |
Назовите специалиста, который занимается ремонтом и техническим обслуживанием электрооборудования: |
Слесарь, Технолог, Электрик |
Как называется специалист, который наблюдает и исследует атмосферные явления? |
Метеоролог, Географ, Эколог |
Назовите специалиста, занимающегося разработкой программного обеспечения для всех разновидностей компьютерной техники: |
Программист, Веб-дизайнер, Маркетолог |
Как называют актера, который исполняет сложные и опасные трюки при съемках фильма? |
Карикатурист, Каскадер, Дублер |
Назовите водителя, который управляет грузовым или большегрузным автотранспортом и совершает поездки на дальние расстояния? |
Экспедитор, Дальнобойщик, Навигатор
|
6. Игра «Отгадай слово – название профессии).
ТЮРСИ (юрист), ЖИХКОУДН (художник), РЕНЖИНЕ (инженер), ЦАПОДЕВР (продавец), МАРЛЯ (маляр).
7. Физкульминутка.
8. Игра «Самая-самая». (Отгадать профессии с элементами юмора.)
1) Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
2) Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
3) Самая смешная (клоун, пародист...)
4) Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
5) Самая денежная (банкир, боксеры, модель...)
6) Самая волосатая (парикмахер...)
7) Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель)
9. Пословицы и поговорки. Отгадайте, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках.
Куй железо, пока горячо. (Кузнец)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак)
Не игла шьёт, а руки. (Швея)
Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник)
Корова черна, да молоко у неё бело. (Доярка)
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Хлебороб)
На охоту ехать – собак кормить. (Охотник)
Цыплят по осени считают. (Птичница)
10. Ребус (Презентация)
11. - А кем работают ваши родители, ребята?
Учащиеся описывают профессию, не называя ее, а остальные должны отгадать, о какой профессии идет речь. (Рассказы учащихся о профессиях родителей.)
12. Проект «Моя будущая профессия».
- кем вы хотите быть?
- чем привлекает эта профессия?
- что о ней знают?
- какие качества нужно иметь для этой профессии?
(Ученики рассказывают)
13. Пословицы о труде.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде, закончим их.
Кто не работает,…( тот и не ест)
Хочешь есть калачи…( не сиди на печи)
Кто любит труд,…(того люди чтут)
Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)
Труд человека кормит,……( а лень портит)
Землю красит солнце,……(а человека труд)
14. Учитель называет профессии, а дети изображают профессию с помощью пантомимы.
(Секретарь, строитель, доярка, пожарник, швея, врач, художник, жонглер, парикмахер, дворник).
15. Это интересно! «Единственные специалисты в мире» (сообщения учащихся)
Этим специалистам приходится оттачивать своё мастерство, ориентируясь исключительно на своё представление о лучшем. Потому что они единственные в своём роде занятий. Ребята познакомят с профессиями, на которых занято всего по одному человеку во всём мире.
Рыбак на тротуаре. ЭлиелСантос рыбачит на улицах Нью-Йорка. Он вылавливает всё, что
проваливается сквозь решетки на тротуарах. Использует для этого рыболовные снасти, крючки,
грузила и т.п. Это занятие не только уникальное, но и прибыльное. В праздничные дни он
зарабатывает около семидесяти долларов в час, так как в это время горожане теряют особенно
много вещей на улицах.
Скульптор по сыру. Профессия скульптор насчитывает не одну сотню лет. Но стоит только
выбрать оригинальный материал для своих творений, как тут же становишься единственным на
все времена. Сара Кауфман воплощает идеи в сыре. Правда, в Америке Сырная Леди уже не
единственная, кто работает с таким материалом, помимо неё есть ещё два сырных скульптора.
Персональный смотритель слонов. Мэри Гэллоуэй работает в национальном зоопарке
Вашингтона. Она вот уже 20 лет присматривает за слонами, которые живут здесь. За эти годы
Мэри так сблизилась со своими питомцами, что считает их важной частью своей жизни. Её
любимица – 58-летняя слониха Амбика из Азии.
Рисовальщик лыжных трасс. Любовь к рисованию и спорту может довести до оригинальной
профессии. Джеймс Ниехус не просто иллюстратор, он специализируется на рисовании
лыжных трасс. Получив заказ, художник вылетает на вертолете на местность, делает снимки,
потом работает с топографическими картами и создает инфографику.
Наблюдатель за сохнущей краской. Томас Карвин нашёл своё призвание в жизни, став
наблюдателем за сохнущей краской в одной известной компании. Эта «медитативная»
специальность требует терпения, усидчивости и аналитического склада ума. Со стороны может
показаться, что человек просто смотрит в одну точку долгое время. На самом деле он следит за
всеми изменениями, которые могут произойти с покрашенной поверхностью. В своей работе
Томас использует также микроскоп. На основании выводов Карвина производитель вносит
изменения в состав красок, если были выявлены дефекты.
Человек-пугало. Возможно, вы сильно удивитесь, но чтобы устроиться на работу с таким
непрезентабельным названием, Джейми Фокс закончил университетБангора, получив степени
в области английского языка и музыки. Вернее, при поступлении в университет он даже не
подозревал о своём карьерном пути. Теперь молодой человек зарабатывает 250 евро в неделю
тем, что носит ярко-оранжевое пальто и играет на музыкальных инструментах посреди поля в
четыре квадратных километра.
- Чем необычны данные специалисты?
16. РЕФЛЕКСИЯ.
- Какие профессии вы запомнили?
- Какие вас заинтересовали?
Классный час в 4 классе
Тема: Моя будущая профессия.
Цель: Обобщить знания о разнообразии профессий, о важности каждой профессии. Продолжить профориентационную работу;
развивать кругозор, обогатить словарный запас учащихся;
воспитывать уважение к представителям различных профессий.
Оборудование: рисунки, мультимедийное оборудование.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Профессий много на Земле,
и каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Один человек не в состоянии справиться со всем тем, чтобы жить. Поэтому уже с древних времён появился многообразный мир профессий.
2. Беседа:
- Что же такое профессия?
- Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
- А где же получить такую подготовку?
3. Словарная работа.
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
4. Слово учителя.
Сегодня вы школьники, ученики 4 класса. Но быстро пролетит время, вы закончите школу и встанете перед выбором профессии. Правильно выбрать профессию - сложный и очень ответственный шаг в жизни человека, от вашего выбора во многом будет зависеть и ваша будущая судьба. Этот выбор будет сделан легче, если вы уже сегодня задумаетесь над вопросом «Кем быть?»
Со многими профессиями нас знакомит В.В.Маяковский в своем стихотворении «Кем быть?»
5. Чтение отрывков подготовленными учениками.
1) Нужные работники – столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берем бревно
И пилим доски: длинные и плоские
От работы пила раскалилась добела
Из-под пилки сыплются опилки
Рубанок в руки – работа другая:
Сучки, закорюки рубанком стругаем
Хороши стружки – желтые игрушки.
Готовим понемножку: то ящик, то ножку.
2) Столяру хорошо, а инженеру лучше
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу
Самое главное, чтоб было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перед, называется фасад
Это каждый разберет – это ванна, это сад
План готов, и вокруг сто работ на тыщу рук.
3) Инженеру хорошо, а доктору лучше –
Я приеду к Пете,
Я приеду к Поле,
Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете?
Как животик?
Погляжу из очков кончики язычков.
«Поставьте этот градусник под мышку, детишки»
Вам бы очень хорошо проглотить порошок
И микстуру ложечкой пить понемножечку.
Вам в постельку лечь поспать бы,
Вам – компрессик на живот,
И тогда у вас до свадьбы
Все, конечно, заживет!
4) Докторам хорошо, а рабочим – лучше,
Вставай! Иди! Гудок зовет,
И мы приходим на завод
Народа – уйма целая,
Тысяча двести
Чего один не сделает –
Сделаем вместе!
5) На заводе хорошо,
А в трамвае лучше,
Я б кондуктором пошел –
Пусть меня научат.
Кондукторам езда везде.
С большою сумкой кожаной
Ему всегда, ему весь день
В трамваях ездить можно.
- Большие и дети,
Берите билетик,
Билеты разные, бери любые –
Зеленые, красные и голубые!
6. Вопросы к учащимся.
- А какие профессии вы еще знаете?
- А кем работают ваши родители, ребята?
7. Рассказы учащихся о профессиях родителей.
Учащиеся описывают профессию, не называя ее, а остальные должны отгадать, о какой профессии идет речь.
8. Слово учителя.
Вы очень интересно рассказали о профессиях ваших родителей. Давайте поиграем еще – посмотрим слайд-шоу и угадаем по предметам, на них изображенным, о какой профессии идет речь.
9. Разгадывание профессий по рисункам (презентация-слайд-шоу).
10. Игра «Самая-самая».
Отгадать профессии с элементами юмора.
1) Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
2) Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
3) Самая смешная (клоун, пародист...)
4) Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
5) Самая денежная (банкир, боксеры, модель...)
6) Самая волосатая (парикмахер...)
7) Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель)
11. Игра «Отгадай слово – название профессии).
Инженер, юрист, продавец, художник, маляр.
ТЮРСИ (юрист), ЖИХКОУДН (художник), РЕНЖИНЕ (инженер), ЦАПОДЕВР (продавец), МАРЛЯ (маляр).
12. Физкульминутка.
13. Проект «Моя будущая профессия».
Учащиеся рассказывают, кем они хотят быть, чем привлекает эта профессия, что о ней знают, какие качества нужно иметь для этой профессии.
14. Пословицы и поговорки. Отгадайте, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках.
Куй железо, пока горячо. (Кузнец)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак)
Не игла шьёт, а руки. (Швея)
Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник)
Корова черна, да молоко у неё бело. (Доярка)
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Хлебороб)
На охоту ехать – собак кормить. (Охотник)
Цыплят по осени считают. (Птичница)
15. Пословицы о труде.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде, закончим их.
Кто не работает,…( тот и не ест)
Хочешь есть калачи…( не сиди на печи)
Кто любит труд,…(того люди чтут)
Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)
Труд человека кормит,……( а лень портит)
Землю красит солнце,……(а человека труд)
16. Заключительное слово учителя.
Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно. Ребята, у вас еще много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, а обществу пользу. Труд помогает человеку раскрыться, показать свои способности.
Всегда помните, что любая профессия важна!
Все профессии нужны!
Все профессии важны!
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!
ІV Подведение итогов урока.
1. Просмотр отрывка из мультсериала – песня «Все професси важны».
V Домашнее задание.
Профориентационный урок "Моя будущая профессия" 3 класс
Тема: «Моя будущая профессия»
Цель: создать условия для:
- расширения представления о разнообразии профессий;
- формирования умения работать в группах при составлении памятки о выборе профессии;
- формирование умения оценивать свои интересы и потребности при выборе профессии.
Ход урока
1. Учитель: Загадки, которые вы сейчас отгадаете, помогут нам определить тему нашего
урока.
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец) [1]
- Назовите одним словом ваши ответы. (Профессии)
2. Определение темы урока.
- Определите тему урока.
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
- К доске прикреплены ваши рисунки по теме «Моя будущая профессия», которые вы
рисовали в прошлом году.
- Поднимите руку те, у кого мечта о будущей профессии осталась прежней. А у кого она
изменилась?
- Что же делать? Как не ошибиться при выборе профессии? Ведь в современном мире
существует более 40 тысяч различных родов деятельности. Давайте посмотрим фильм «Ты и
твоя будущая профессия», который поможет нам ответить на наши вопросы.
3. Просмотр фильма «Ты и твоя будущая профессия».
4. Вопросы после просмотра фильма.
1. На какие типы делятся профессии, по мнению профессора Климанова? (Человек-
природа, человек – техника, человек - человек, человек - знаковая система, человек –
художественный образ)
2. На что необходимо обратить внимание при выборе профессии? (На свои интересы,
состояние здоровья …)
3. Можно ли поддаваться эмоциям при выборе профессии?
5.Физминутка
Учитель называет профессии, а дети изображают профессию с помощью пантомимы.
(Секретарь, строитель, доярка, пожарник, швея, врач, художник, жонглер, парикмахер,
дворник).
6. Работа в группах.
Составление памятки «Как правильно выбрать будущую профессию»
7. Игра «Угадай по предмету профессию» (презентация)
Учитель задает вопрос: «Какому специалисту принадлежит предмет?» (расческа, градусник,
кирпич, жезл и свисток, маска клоуна, принадлежности пожарника, указка и мел, кастрюля и
поварешка)
8. Это интересно! «Единственные специалисты в мире» (сообщения учащихся)
Единственные специалисты в мире
Учитель. Этим специалистам приходится оттачивать своё мастерство, ориентируясь
исключительно на своё представление о лучшем. Потому что они единственные в своём роде
занятий. Ребята познакомят с профессиями, на которых занято всего по одному человеку во
всём мире.
Сообщения учащихся:
Рыбак на тротуаре. ЭлиелСантос рыбачит на улицах Нью-Йорка. Он вылавливает всё, что
проваливается сквозь решетки на тротуарах. Использует для этого рыболовные снасти, крючки,
грузила и т.п. Это занятие не только уникальное, но и прибыльное. В праздничные дни он
зарабатывает около семидесяти долларов в час, так как в это время горожане теряют особенно
много вещей на улицах.
Скульптор по сыру. Профессия скульптор насчитывает не одну сотню лет. Но стоит только
выбрать оригинальный материал для своих творений, как тут же становишься единственным на
все времена. Сара Кауфман воплощает идеи в сыре. Правда, в Америке Сырная Леди уже не
единственная, кто работает с таким материалом, помимо неё есть ещё два сырных скульптора.
Но Кауфман пользуется большей популярностью.
Персональный смотритель слонов. Мэри Гэллоуэй работает в национальном зоопарке
Вашингтона. Она вот уже 20 лет присматривает за слонами, которые живут здесь. За эти годы
Мэри так сблизилась со своими питомцами, что считает их важной частью своей жизни. Её
любимица – 58-летняя слониха Амбика из Азии.
Рисовальщик лыжных трасс. Любовь к рисованию и спорту может довести до оригинальной
профессии. Джеймс Ниехус не просто иллюстратор, он специализируется на рисовании
лыжных трасс. Получив заказ, художник вылетает на вертолете на местность, делает снимки,
потом работает с топографическими картами и создает инфографику.
Наблюдатель за сохнущей краской. Томас Карвин нашёл своё призвание в жизни, став
наблюдателем за сохнущей краской в одной известной компании. Эта «медитативная»
специальность требует терпения, усидчивости и аналитического склада ума. Со стороны может
показаться, что человек просто смотрит в одну точку долгое время. На самом деле он следит за
всеми изменениями, которые могут произойти с покрашенной поверхностью. В своей работе
Томас использует также микроскоп. На основании выводов Карвина производитель вносит
изменения в состав красок, если были выявлены дефекты.
Человек-пугало. Возможно, вы сильно удивитесь, но чтобы устроиться на работу с таким
непрезентабельным названием, Джейми Фокс закончил университетБангора, получив степени
в области английского языка и музыки. Вернее, при поступлении в университет он даже не
подозревал о своём карьерном пути. Теперь молодой человек зарабатывает 250 евро в неделю
тем, что носит ярко-оранжевое пальто и играет на музыкальных инструментах посреди поля в
четыре квадратных километра. (Статья написана по материалам:www.people.su,
www.molomo.ru, barfik.com, www.publy.ru)
- Чем необычны данные специалисты?
9. Работа в группах.
- Объясните смысл афоризмов о профессиях.
Афоризмы о профессиях (слайд)
Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.
Неизвестный
Кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей.
Китайская пословица
Наиболее подготовленный в профессиональном отношении человек - это человек, который сам
целеустремленно готовил себя к своей профессии.
Джонатан Армур
Самая трудная профессия - быть человеком.
Хосе Хулиан Марти
Специалист - это тот, кто знает очень много об очень малом
Николас Батле [2]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.