Задание 1: «Ассоциации»
Имеются два объекта. Прошу выстроить ассоциативную цепочку между ними — подобрать такие слова, которые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы.
Например: Допустим, продемонстрированы калькулятор и спичечный коробок. Ассоциативная цепочка может выглядеть, например, так:
«калькулятор — электричество — замыкание — пожар — спички», или так: «калькулятор — микроэлектроника — полупроводник — физика — химия — окисление — горение — спички».
Задание 2: Составьте определение для термина «Алгоритм»
приводящую предписание команд,
к искомому данных
результату исполнителю выполнить – это последовательность от исходных алгоритм
Задание 3: Сопоставьте данные в таблице обоснуйте свой ответ.
| Свойство |
| Определение |
1 | дискретность: | A | при одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результат |
2 | результативность: | B | дает верное решение при любых допустимых исходных данных |
3 | массовость: | C | должен включать только команды, известные исполнителю |
4 | детерминированность: | D | применение алгоритма обязательно приводит к конечному результату за конечное число шагов |
5 | понятность: | E | состоит из отдельных шагов (команд) |
6 | определенность: | F | может применяться многократно при различных исходных данных |
7 | корректность: | G | выполнение команд в строго определенной последовательности |
Ответ на задание. Свойства алгоритма
| Свойство |
| Определение |
1 | дискретность: | E | состоит из отдельных шагов (команд) |
2 | результативность: | D | применение алгоритма обязательно приводит к конечному результату за конечное число шагов |
3 | массовость: | F | может применяться многократно при различных исходных данных |
4 | детерминированность: | G | выполнение команд в строго определенной последовательности |
5 | понятность: | C | должен включать только команды, известные исполнителю |
6 | определенность: | A | при одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результат |
7 | корректность: | B | дает верное решение при любых допустимых исходных данных |
Свойства алгоритма
| Свойство | Определение |
1 | дискретность: | состоит из отдельных шагов (команд) |
2 | результативность: | применение алгоритма обязательно приводит к конечному результату за конечное число шагов |
3 | массовость: | может применяться многократно при различных исходных данных |
4 | детерминированность: | выполнение команд в строго определенной последовательности |
5 | понятность: | должен включать только команды, известные исполнителю |
6 | определенность: | при одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результат |
7 | корректность: | дает верное решение при любых допустимых исходных данных |
Термины
Блок-схема – это графическое изображение алгоритма в виде определенным образом связанных между собой нескольких типов блоков.
Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ.
Этапы решения задач:
1. Постановка задачи:
• сбор информации о задаче;
• формулировка условия задачи;
• определение конечных целей решения задачи;
• определение формы выдачи результатов;
• описание данных (их типов, диапазонов величин, структуры и т. п.).
2. Анализ и исследование задачи, модели:
• анализ существующих аналогов;
• анализ технических и программных средств;
• разработка математической модели;
• разработка структур данных.
3. Разработка алгоритма:
• выбор метода проектирования алгоритма;
• выбор формы записи алгоритма (блок-схемы, псевдокод и др.);
• выбор тестов и метода тестирования;
• проектирование алгоритма.
5. Тестирование и отладка:
• синтаксическая отладка;
• отладка семантики и логической структуры;
• тестовые расчеты и анализ результатов тестирования;
• совершенствование программы.
7. Сопровождение программы:
• доработка программы для решения конкретных задач;
• составление документации к решенной задаче, к математической модели, к алгоритму, к программе, к набору тестов, к использованию.
Стандартные графические объекты блок-схем
Указание на начало и конец алгоритма
Организация ввода и вывода данных
Выполнение действий или группы действий
Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от выполнения условия
Использование вспомогательных алгоритмов
«- Кто там? - спрашивает Волк грубым и хриплым голосом. | «У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо - песнь заводит,Налево - сказку говорит.» | «Воротился старик ко старухе,У старухи новое корыто.Еще пуще старуха бранится:«Дурачина ты, простофиля!Выпросил, дурачина, корыто!В корыте много ль корысти?Воротись, дурачина, ты к рыбке;Поклонись ей, выпроси уж избу».» |
Задание 5: Определите виды алгоритмов для каждого отрывка. Дайте развернутый ответ, обоснование
«- Кто там? - спрашивает Волк грубым и хриплым голосом. | «У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо - песнь заводит,Налево - сказку говорит.» | «Воротился старик ко старухе,У старухи новое корыто.Еще пуще старуха бранится:«Дурачина ты, простофиля!Выпросил, дурачина, корыто!В корыте много ль корысти?Воротись, дурачина, ты к рыбке;Поклонись ей, выпроси уж избу».» |
Задание 5: Ответ
Линейный
Разветляющийся
Циклический
Задача 1. Генерируются 2 случайных числа. Найти их сумму и разность.
Задача является примером линейного алгоритма. Для решения нам понадобится создать 4 переменных. Дальнейшее легко понять из предложенного скрипта:
Разумеется, диапазон чисел может быть не от 10 до 50, а любой другой.
Разбор примера.
Демонстрация в игровой среде Scratch
Задача 2. Несколько усложним задание:
генерируется случайное число, котенок его проговаривает и, если число > 30, то мяукает.
В этой задаче нам нужно создать только одну переменную. Чтобы окно переменной не фиксировалось на сцене, уберем галочку слева от ее имени, увидеть ее сможем, заставив кота "проговорить" ее. Затем нужно проверить выполнение условия >, используя блок контроля ЕСЛИ. Скрипт программы может выглядеть так:
Задача 3. С клавиатуры вводится число. Проверить, является оно четным или нечетным. Ответ говорит котенок.
В этой задаче число вводится с клавиатуры, т.е. используется конструкция блока КОНТРОЛЬ передать - когда я получу.
Используя готовый скрипт, проверить работу программы:
Рефлексия «Дневник моих открытий»:
Заполните страничку, предоставленную учителем. В нем зафиксируйте все ваши открытия, которые вы сделали во время урока.
Благодаря чему вам это удалось?
Дайте в каждом случае оценку сделанному вами открытию с позиции его важности:
а) для вас;
в) для всех.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.