Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Миньяра Ашинского муниципального района Челябинской области
Моя родина – Миньяр
(экскурсия по архитектурным достопримечательностям)
Выполнил:
Боброва С. Г.
Педагог дополнительного
образования
I категория кв. категория
Миньяр,
2021 год
«Почему наш город Миньяром назвали»
Сказка
Во времена давно прошедшие жили в нашем краю тысяча братьев. Была у братьев единственная сестра, звали ее Гульбика. Своенравной и упрямой росла девушка. Больше всего любила Гульбика скакать по степи на вороной лошадке.
Говорили ей братья: «Смотри, сестра, не подъезжай близко к Зуртау горе. Живет там злой волшебник!».
Не послушалась упрямая Гульбика, поскакала к горе Зуртау. Вдруг черный вихрь подхватил её, закрутил, поднял в воздух. Долго летела Гульбика. Опустил её черный вихрь на самую вершину Зуртау.
Говорит ей волшебник: «Давно поджидаю тебя, красавица. Будешь моей женой».
Но Гульбика превратилась в ласточку и полетела. Волшебник обратился быстрым соколом и пустился в погоню. Обернулась Гульбика быстрой речкой, побежала по степи. А дед волшебник снова свой прежний облик принял, превратил братьев в каменные столбы и приказал черным быкам выпить всю воду из запруды. Обнимает сестра-речка своих братьев, прощения у них просит, что не послушалась. Расступились каменные братья, пропустили сестру-реку. Вдоль берегов выстроились, охраняют.
С тех пор это место Миньяр называют, что означает «тысяча камней».
Никольский мост
По выходу железной дороги из города Миньяра на восток находиться единственный в своем роде на Южном Урале памятник индустриального наследия – железнодорожный мост через реку Сим – первый в СССР арочный бетонный мост. Построен в комплексе строительства Самаро-Златоустовской железной дороги в 6 километрах к востоку от Миньяра. Представляет собой двухарочную ажурную конструкцию, одна из которых нависает над рекой, а вторая - над шоссейной дорогой Миньяр - Сим. Автор - профессор Н.А. Белелюбский. Построен мост за короткий срок - 1929-30 годы женщиной - мостостроителем. Никольский каменный мост вошёл в строй в 1931 году, с открытием второго железнодорожного пути. Отлично вписан в природный пейзаж. Облицованные диким камнем арки восхищают своим изяществом. Мягкие очертания лесистых гор, зеркальная гладь реки и каменная вязь моста- всё слилось воедино. Кажется, что прикоснулись здесь нежные женские руки и чуткая душа.
Никольский мост
Проезжаем из Миньяра по новому Мезенцеву мосту. Слева на пригорке, где стоят первые садовые домики, когда-то стояли два барака, где жили строители Никольского моста. В бараках-казармах жили местные рабочие мужики, камнетесы из Ерала и Миасса, по 100 человек в казарме. Здесь же была пекарня и лавка. В лавке можно было купить махорку, лапти, соль, крупу. И железную дорогу и Никольский мост строили вручную. Камень возили на лошадях грабарками (специальными деревянными корытами). Часто вместе со взрослыми можно было увидеть и подростков. Одна из участниц строительства каменного Никольского моста Елена Колтуненко вспоминала: «На железной дороге я работала с 14 лет. В 1929 году была на строительстве моста. Когда пускали каменный мост, начальница - инженер строитель моста, встала под мост, а сверху по нему толкали платформы с песком». Другой строитель моста Петр Быков рассказывал: «Мне было тогда 18 лет, когда мы с отцом из Ерала приехали на строительство моста. На двух лошадях возили гравий и камень к мосту. Платили по одному рублю за коробку гравия. Жили в деревянных бараках у моста. Много народу там работало»
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Введенская церковь Миньярская, православный храм, культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Строительство церкви началось по инициативе владелицы Миньярского завода полковницы И. И. Бекетовой в конце 18 века по проекту архитектора Е. Г. Малютина — школы известного русского зодчего М. Ф. Казакова. Церковь строилась из красного кирпича в низине, окруженной высокими горами, на «стрелке», месте слияния реки Миньяр и реки Сим, на самом берегу. Своими размерами (44 метров в длине, 21,5 метром в ширине), монументальностью форм она под-стать могучей уральской природе.
Церковь имеет трехчастную продольно-осевую комбинацию и состоит из храмовой части — ротонды, трапезной и колокольни. Строительство ротонды начато в 1797 году, затем строились трапезная и колокольня, в которой находились 5 колоколов: 4 малых и 1 большой — «Благовест». В 1819 году церковь была полностью построена и освящена. Иконостас выполнялся в 1822-1837 гг. Миньярскую церковь можно отнести к самым интересным памятникам русского классицизма. Единственная в своем роде, наряду с Илекской церковью, на Урале.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
В 1929 году церковь была закрыта, сброшены кресты, колокола. Церковный инвентарь разграблен. В здании была размешена школа ФЗО, потом рабочий клуб, лыжная база. Более 30 лет она стояла заброшенной.
С 1991 года, после ремонта части трапезной, в приделе Николая Чудотворца стали проводиться церковные службы. В настоящее время реставрация её продолжается.
В настоящее время здание передано в безвозмездное пользование Челябинской епархии Русской Православной церкви.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Миньяра Ашинского муниципального района Челябинской области
Моя родина – Миньяр
(экскурсия по архитектурным достопримечательностям)
Выполнил:
Боброва С. Г.
Педагог дополнительного
образования
I категория кв. категория
Миньяр,
2021 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.