Мультипликация - как комплексное обучение и
как культурно-образовательная практика
Характерной чертой современного времени является активизация инновационных процессов в образовании. Педагоги находятся в постоянном поиске новых и современных приемов и методов, которые интересны и педагогам, и воспитанникам. Совместная деятельность по созданию мультфильмов позволяет решать многие задачи, т.к. предполагает интеграцию образовательных областей.
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.
«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.
Мультипликация близка миру детства, ведь в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. Можно совершать любые путешествия, полёты и превращения. Можно стать каким захочешь: большим, маленьким, сильным, слабым, красивым, летчиком или планетой, жирафом или клоуном. Эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. За время создания фильма он может побывать в роли сочинителя, художника, аниматора, сценариста, актера, монтажера. Ребенок может получать много информации, все делать своими руками и многое другое. Это индивидуальное и коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке чувство команды, общности достижения цели, чувство толерантности, социализации ребенка.
Культурно- образовательные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса и складываются из обычных для ребенка способов самостоятельной деятельности и новых способов, форм деятельности и поведения для удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка.
Инициируются культурные практики:
- на основе инициатив самих детей,
- на основе организации, направления и поддержки взрослыми инициатив детей.
1. Культурно- образовательные практики на основе инициатив самих детей - это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества.
2. Культурно- образовательные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми, направляются педагогом на развитие самостоятельной, коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности детей и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.В процессе занятий происходит органичное соединение культурно- образовательных практик, инициированных детьми и педагогом.
Именно так проходят занятия в студии детской анимации. С помощью создания мультфильма идет освоение личного жизненного опыта ребенка, опыта общения и взаимодействия со сверстниками, младшими и старшими детьми, педагогом, идет всесторонее и комплексное развитие личности ребенка. Этот опыт в студии формируется детьми или самостоятельно, обыденно и стихийно, или при направлении и поддержке педагога.Практика ребенка в студии становится культурной, так как она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно.
В студии создаются творческие продукты деятельности детей на основе доступных им видов деятельности, способов поведения и осваиваемых культурных норм, которые дети приобретают самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений. Дети действуют свободно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок.
Создание мультипликации - это опыт разнообразных действий:
- игровых (основа практики создания мультипликации детьми),
- социально – ориентированных,
- коммуникативных (работа в команде),
- художественных(придумывание и создание персонажей, эскизов, фонов),
- практической деятельности (трудовое воспитание),
- продуктивной деятельности (создание мультфильма),
- познавательно-исследовательской деятельности,
- физических упражнений («физминутка»),
- музыкальной деятельности ( «музминутка», озвучивание мультфильма, вокал, инструментальное исполнение, слушание музыки и др.),
- самостоятельного наблюдения и экспериментирования (по темам мультфильма),
- путешествий (реальные и виртуальные).
На занятиях в студии мультипликации присутствуют формы активности:
- свободное манипулирование различными предметами и материалами,
- собственные пробы и ошибки,
- поиск и выбор,
- спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, макетирование, коллажирование),
- конструирование из разных материалов,
-фантазирование,
- литературное (сценарное мастерство, чтение и др.),
-театральные игры (живые и кукольные),
- перекладное анимирование
-компьютерная анимация
-и др.
Разные виды деятельности быстро сменяют друг друга или совмещаются, свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания.
Культурно-образовательные практики при создании мультипликации — это накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (младшими и старшими). В студии дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. Это им дает опыт дружбы, сотрудничества, сопереживания, заботы, переосмысления, эмпатии. Так на занятиях в студии проводится нравственное воспитание, происходит эмоционально-волевое развитие в сочетании с приобретением новых знаний и умений.
Создание мультипликации, как культурно-образовательная практика выглядит как единое целое различных элементов:
- культурные, освоенные ребенком навыки, умения( основа культурных практик),
- культурная память,
- культурный опыт,
- культурные нормы и правила(принятые в данном обществе образцы деятельности и поведения),
- личные результаты и достижения(самооценки, портфолио, выставки,проекты),
- и др.
Культурно-образовательные практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.
Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности, стиль, «почерк»); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
И все это достижимо в детской мультстудии при создании авторской детской мультипликации. И достигается это благодаря позиции педагога. Деятельность педагога в мультстудии направлена на создание условий для сознательной и самостоятельной деятельности детьми, на
индивидуальную помощь каждому ребенку в планировании разных видов деятельности, на консультирование детей по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий, а также на взаимодействие с родителями. Главное в студии не количество знаний, а умение применить, приобретенные знания и умения, умение реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. Ведь это важная примета времени в современном образовании.
Для реализации культурно-образовательных задач, дети студии мультипликации не только создают мультфильмы, но и участвуют в конкурсах, фестивалях, презентациях, исследованиях, путешествиях, мероприятиях, концертах по различным направлениям и темам, благодаря которым открываются их новые способности, интересы, появляется новые культурные умения, приобретается новый культурный опыт, откладываются в память достойные культурные знания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.