"Мультипликация как вид детского творчества"
Оценка 5

"Мультипликация как вид детского творчества"

Оценка 5
docx
12.02.2023
"Мультипликация как вид детского творчества"
гр 6 Пьянкова А В Мультстудия.docx

 

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полазненский детский сад №7»

 

 

 

 

 

 

«Мультипликация как вид детского творчества»

 (из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

                                                                                Пьянкова А.В.                          

                                                                                воспитатель,

                                                                                высшая кв. категория

                                                                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

п. Полазна, 2022 г.

                                                                                       

Актуальность:

В современном информационно-насыщенном и стремительно трансформируемом обществе особое внимание занимает вопрос становления активной, мобильной, креативной личности, которая способна к преобразованиям.

 Поэтому к дошкольному образованию предъявляется требование современного мира, а именно - формирование у дошкольников умения не только воспринимать окружающую действительность, но и активно познавать ее, преобразовывать. Потребность в познании окружающего у детей дошкольного возраста, прежде всего, проявляется в познавательном интересе, который  складывается у дошкольников к пяти-шести годам. В этом возрасте  активно начинает развиваться и поисковая деятельность, дети становятся более самостоятельные, любознательные, чаще проявляется инициатива, направленная на познание окружающей действительности.

Новое время требует полной «перезагрузки» в технологиях обучения и образования. Дошкольные образовательные учреждения находятся в поиске нового содержания образования познавательного, понятного и увлекательного для ребенка, моделируя вариативное пространство для развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников.

Новизна:

Учитывая вышесказанное, для меня стало актуальным  взять и  разработать  методическую тему   по активизации познавательной деятельности старших дошкольников «Мультипликация как вид детского творчества».

Почему именно мультипликация?

За время создания мультфильма ребенок познает азы мультипликации, побывает в роли художника, декоратора, сценариста, режиссера, актера, оператора, что обеспечивает возможность свободного выбора деятельности.  Создание мультфильма – это групповой творческий процесс, в котором происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить. Дети высказывают свое мнение, учатся договариваться, добиваться как личного, так и общего результата.

При создании декораций и героев мультипликационного фильма у дошкольника развивается восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Кроме того, осваивая свойства и возможности различных материалов, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они лепят, мастерят, рисуют. Для создания мультфильма необходимо собрать и изучить очень много информации, что побуждает детей к ее поиску и делает весь процесс настоящим приключением с познанием нового. В результате у дошкольников формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решение проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел. Таким образом, процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познавать окружающий мир, реализовывать свои замыслы. Поэтому  могу с уверенностью сказать, что мультипликационная деятельность способствует развитию детей дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к профессиональной ориентации, творческих способностей, познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;

- поддержать стремление дошкольников в изучении различных техник создания мультфильмов через творческую деятельность;

- расширять знания детей о таких профессиях как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукорежиссер.

Развивающие:

- инициировать поисково-познавательную деятельность дошкольников;

- развивать творческое мышление и воображение, временные и пространственные отношения в анимации;

- развивать мелкую моторику руки, навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства;

- развивать информационную культуру и навыки художественного вкуса;

-способствовать развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, поддерживать социальные навыки, умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми;

-воспитывать эстетические чувства красоты и гармонии в жизни и искусстве;

 -воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

 Всю свою работу разделила на четыре  этапа.

I   Этап работы                     

Прежде, чем приступить к процессу создания мультфильмов, необходимо изучить  методику мультстудии,  аннимационные техники, в которых они создаются, и выбрать наиболее оптимальные для  детей, учитывая из возрастные особенности. изучить литературу по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

II Этап работы   Разработка плана работы.

 

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Неделя

                          Сентябрь: «Все о мультипликации»

1

Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации»

 

Дошкольники совершают путешествие во времени. Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов.

1 неделя

2

Парад мультпрофессий.

Рассказ о профессиях мультипликатор.

Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина»

2 неделя

3

Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма.

Элементарное знакомство с процессом съемки. Просмотр движения.

3 неделя

4

Возможности съёмки.

Создаём название мультстудии.

«Заставка» в технике перекладка.

Вырезаем  или вылепливаем из пластилина буквы, которые есть в название нашей мультстудии.

Покадровая съёмка движения букв.

Монтаж и наложение звука. Просмотр.

4 неделя

                                Октябрь: «Кукольная анимация»

5

 Сочиняем сценарий мультфильма.

 

Просмотр  кукольных мультфильмов.

Учить сочинять сценарий для мультфильма, соблюдая основные части (вступление, развитие сюжета, кульминация, развязка, заключение).

1 неделя

6

Для чего нужны декорации, фоны, персонажи ?

 

Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме, персонажи.  Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах.

2 неделя

7

Подготовка кукол-героев.

Съемка мультфильма

На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.

3 неделя

8

Озвучиваем мультфильм. Монтаж.

При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст.

4 неделя

                                     Ноябрь: «Пластелиновая  анимация»

9

Пластилиновая сказка.

Премьера готового мультфильма.

Разработка сценария пластилинового мультфильма.

1 неделя

10

Выбор сюжета для мультфильма

Придумывание сюжета, героев, декораций (коллективная работа)

2 неделя

11

Раскадровка для пластилиновой сказки.

Распределение ролей. Создание персонажей мультфильма и декораций.

3 неделя

12

Сказка оживает

На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре. Съёмка.

4 неделя

13

Озвучиваем мультфильм. Монтаж.

 

 

 

 

Демонстрация мультфильма

Дети учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку.

Просмотр отснятого материала. Обсуждение.

4 неделя

                            Декабрь: «Плоскостная анимация»

14

История на бумаге

Дети просматривают фильм, сделанный в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сказок»).

 Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю,  дополняют ее характеристикой  поступков героев, детальным описанием декораций.

1 неделя

15

Изготовление подвижных фигурок из картона.

Дети придумывают характерные особенности главных персонажей.

Практическая работа по рисованию в парах.

Предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма.

2 неделя

16

Подготовка листов декораций.

Повторяют сюжет придуманной сказки.

Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации.

3 неделя

17

Мы – аниматоры и звукорежиссеры.

 

 

 

 

 

 

Монтаж фильма.

На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа, озвучивают. Монтируют.

Просмотр готового мультфильма

4 неделя

              Январь: «Создание мультфильма  «Волшебный  праздник»»

18   

 

Выбор сюжета для мультфильма.

Разработка сценария мультфильма.

Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций.

 

 

 2

неделя

 

19

 

 

 

Сказка оживает.

Распределение ролей. Создание персонажей мультфильма и декораций.

Установка сцены-макета, расстановка героев.

3

неделя

20

Озвучиваем мультфильм. Монтаж.

Демонстрация мультфильма.

 Дети учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку.

Просмотр отснятого материала. Обсуждение.

4 неделя

        Февраль: «Лего-анимация «На страже Родины» - 4 часа

21

Лего фигурки в мультфильмах

Придумывание сюжета

Просматривают мультфильм, изготовленный из конструктора «Лего». Разрабатывают совместно со взрослым сценарий будущего мультфильма.  Распределяем роли.

1 неделя

22

Построение декораций фона, подборка героев.

Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Подбор героев.

2 неделя

23

Профессия режиссер!

Съёмка мультфильма.

Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.

Покадровая съёмка.

3 неделя

24

Озвучивание героев. Монтаж.

Учатся выразительно произносить закадровый текст.

Записываем голоса героев.

4 неделя

Март: «Создание  мультфильма по мотивам русских народных сказок» - (резиновые сказочные персонажи)

25

 

 

Выбор сюжета для  мультфильма.

 

 

Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Разработка сценария мультфильма.

1 неделя

26

Работа по подготовке сценария мультфильма.

Практическая работа в группах.

Рисование иллюстраций, фона к сказке.

Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки.

2

неделя

27

Озвучиваем мультфильм. Монтаж.

 

Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку.

3 неделя

28

Демонстрация мультфильма.

Просмотр отснятого материала. Обсуждение.

4

неделя

           Апрель: «Объёмная анимация «На другой планете»

29

Использование различных техник в одном мультфильме

Придумывание сюжета

Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю,  дополняют ее характеристикой  поступков героев, детальным описанием декораций.

1 неделя

30

Подготовка пластилиновых и бумажных героев. Подготовка декораций из различных материалов

Практическое занятие по изготовлению героев и декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах.

 

2 неделя

31

Профессия режиссер!

Съёмка мультфильма.

Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру.

3 неделя

32

Мы -звукорежиссеры. Монтаж мультфильма.

Озвучивание мультфильма. Просмотр отснятого материала. Обсуждение.

4 неделя

                                    Май: ««До свидания детский сад»

33

Создание

Мультфильма о детском саде

Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций.

1 неделя

34

Подготовка  мультфильма  к съёмке.

 

 

Создание персонажей мультфильма и декораций

в любой технике и с любыми материалами по желанию детей.

2

неделя

35

Мы -звукорежиссеры. Монтаж мультфильма

Озвучивание мультфильма. Просмотр отснятого материала. Обсуждение.

3 неделя

36

Просмотр на выпускном вечере.

Дети вместе с приглашенными гостями устраивают просмотр получившегося мультфильма. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильме, а также сами стараются найти удавшиеся и неудавшиеся моменты мультфильма.

Награждение наиболее активных детей.

4

неделя

 

 

 

 

 

 

III Этап работы -  алгоритм действий пошагового готового мультипликационного продукта.

Для того чтобы заниматься мультипликационной деятельностью необходим алгоритм действий, так как работа по созданию мультфильмов ведётся по определенному плану, который реализуется через различные виды деятельности.

 В своей работе буду работать по  алгоритму, разработанный Е.Р.Тихоновой

1.Формирование творческой группы.

В создании мультфильмов участвуют дети в возрасте от 5 до 7 лет. Дети в одной группе могут быть сверстниками, а могут иметь разный возраст. Оптимальное количество человек в одной группе: 6-10 человек. Дети, знакомясь друг с другом в студии, становятся настоящими друзьями и общаются между собой на равных.

2.Вводное занятие.

На этом этапе осуществляется просмотр мультфильмов, беседа о любимых мультиках, рассказ об истории мультипликации, раскрытие терминов «мультипликация» и «анимация», знакомство с порядком создания мультфильма и работой мультипликаторов.

3.Чтение литературы и выбор произведения.

Выбор произведений малых жанров: стихотворения, рассказы и сказки, и свои придуманные истории. Важно поговорить с ребятами об авторе, о его творчестве, обсудить выбранное произведение. Дети выразительно читают стихотворение или сказку, обсуждают характеры героев.

4.Подготовка сценария.

Когда произведение  выбрано, дети придумывают различные варианты развития сюжета на экране, обсуждают, сколько фонов и какие персонажи необходимы для создания мультфильма, делают раскадровки, отмечают траектории движения персонажей. Надо подчеркнуть, что создание мультфильма – работа коллективная, потому каждый высказывает своё мнение. Иногда у ребят возникают спорные моменты, поэтому важно выслушать каждого ребёнка и всем вместе найти компромисс.

5.Подготовка фонов и декораций.

Сначала дети рисуют эскизы, а затем уже переносят его на бумагу формата А3. Рисование фонов – длительный процесс. Поэтому в перерывах  играем, проводим физминутки и танцевальные минутки.

6.Изготовление персонажей.

Когда фоны готовы, приступаем к изготовлению персонажей. Сначала рисуем эскиз, выбираем наиболее удачный и делаем  персонажей.

7.Съёмка.

На данном этапе наиболее актуальна работа в команде. Дети двигают персонаж, убирают руки – снимают кадр. Когда кадр готов, оператору даётся команда «Готово», и он нажимает на кнопку. Дети меняются, каждый работает и с марионетками и фотографирует.

8.Монтаж.

Как правило, монтажом занимается руководитель студии. Старшие дети также могут принимать участие в монтаже. Малыши, конечно, с компьютером не работают. Все отснятые кадры необходимо соединить в специальной компьютерной программе. Самая простая и доступная для монтажа фильма – программа Movie Maker для платформ Windows. Но существует ещё целый ряд программ. Программы для монтажа: - Windows Movie Maker - Honestech Claymation Studio - Adobe Premiere - Adobe After Effects - Sony Vegas - Nero Start Smart - Blender - VirtualDub В интернете можно найти подробные пошаговые инструкции, обучающие работать в данных программах. Видео необходимо сохранить в следующих форматах: MPEG4; AVI; WMV; WMX; MOV. Все имеющиеся фотографии, аудиозаписи желательно сохранить в единой папке.

9.Озвучивание.

Звукозапись может осуществляться как с помощью стандартной программы звукозаписи в Windows, так и при помощи программы Adobe Audition. В мультфильме автор работает с тремя основными типами звуков: это голос, музыка и шумы. Голос отвечает за смысл истории, за настроение и характер персонажей. Дети учатся выразительному чтению и в большинстве случаев учат стихотворение или прозаический текст наизусть. Во время записи звука должна быть абсолютная тишина, лучше всего записывать звук в помещении, где нет окон и мебели. Музыка отвечает за общее настроение мультфильма. При использовании композиций необходимо помнить об авторском праве и указывать авторство. Шум. Чем больше в мультфильме шумов, тем больше он кажется зрителю настоящим (звуки шагов, шум моря, снежной бури, скрип дверей).

10.Просмотр мультфильма, обсуждение.

IV  Этап работы- материально-техническое обеспечение программы это необходимое условия для создания мультипликации.

Реализация моей методической темы  предполагает наличие   помещения  для

занятий, которое  должно быть достаточно просторным, с оптимальным, стандартным освещением, с раздвижными шторами. Столы, стулья должны соответствовать количеству человек в  группе.

                               Технические средства обучения:

-Базовая детская мультстудия «Kids Animation Desk 2.0»! 

 -Ноутбук с программным обеспечением Kids Animation Desk 2.0  для съемки и монтажа;

-доступ к сети Интернет;

-интерактивная доска;

                     Материалы для изготовления персонажей и декораций:

-конструктор Лего, деревянный конструктор;

-пластилин цветной и белый ,стеки; доски для лепки;

-бумага разных видов и картон  разных видов; блокнот;

-клей; ножницы, клейкая бумажная лента, скотч;

-краски гуашевые, акварельные, кисти натуральные , кисти с жестким ворсом, цв.карандаши, фломастеры, маркеры; ручки;

-бросовый материал (пенопласт, вата, фольга, картонные цилиндры др);

 -салфетки влажные  и бумажные полотенца.

                       Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной   детской литературы, согласно возрасту детей.

 

Заключение

Разработанная  методическая работа по данной теме и по технологии создания анимационных фильмов для старших дошкольников  будет иметь положительное влияние на уровень социально-коммуникативных умений и познавательного развития дошкольников. В процессе работы над мультфильмом дети научатся  выступать в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело. Помимо этого дети познакомятся  с историей искусств (в частности, кинематографа и мультипликации), азбукой театрального мастерства, продолжат  учиться владеть словом (происходит развитие речи). При выборе той или иной мультипликационной техники дети научатся  практически применять свои умения и навыки при создании персонажей из различных материалов. Таким образом, результаты проведенной работы позволят сделать вывод, что цели и задачи  будут все реализованы.

Создание тематических мультфильмов в дошкольном образовательном учреждении позволит  в игровой форме расширить кругозор детей, развить их инициативность, развить познавательные способности, воспитать эстетический вкус и нравственные качества личности.

Совместная деятельность педагога с детьми не только сблизит  взрослого и ребѐнка, но и даст возможность привлечь родителей к образовательной деятельности своих детей (разучивание ролей, попытки самостоятельно организовать съѐмочный процесс дома вместе с ребѐнком и т. п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Киркпатрик Г., Питии К. Мультипликация во Flash. – М.: НТ Пресс, 2006.

Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с.

3.Мастер-класс для педагогов "Создание мультфильмов вместе с детьми" (Фестиваль педагогических идей «открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/643088/)

4.Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей / Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. – Москва. ,1990 г.

5.Муродходжаева Н.С., Амочаева И.В. Мультстудия «Я творю мир»

6.Почивалов Алексей Викторович Сергеева Юлия Евгеньевна: Пластилиновый мультфильм своими руками. Как оживить фигурки и снять свой собственный мультик, - Издательство: Эксмо, 2015

7.Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

9.Лыкова И.А. Программа по конструированию в детском саду «Умные пальчики»

10. Почивалов А. «Пластилиновый мультфильм своими руками: (как оживить фигурки и снять свой собственный мультик)» Москва:

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полазненский детский сад №7» «Мультипликация как вид детского творчества» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полазненский детский сад №7» «Мультипликация как вид детского творчества» (из опыта работы)

Актуальность: В современном информационно-насыщенном и стремительно трансформируемом обществе особое внимание занимает вопрос становления активной, мобильной, креативной личности, которая способна к преобразованиям

Актуальность: В современном информационно-насыщенном и стремительно трансформируемом обществе особое внимание занимает вопрос становления активной, мобильной, креативной личности, которая способна к преобразованиям

Поэтому могу с уверенностью сказать, что мультипликационная деятельность способствует развитию детей дошкольного возраста

Поэтому могу с уверенностью сказать, что мультипликационная деятельность способствует развитию детей дошкольного возраста

Дошкольники совершают путешествие во времени

Дошкольники совершают путешествие во времени

Подготовка кукол-героев. Съемка мультфильмаНа готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма

Подготовка кукол-героев. Съемка мультфильмаНа готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма

Демонстрация мультфильма Дети учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку

Демонстрация мультфильма Дети учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку

Сказка оживает. Распределение ролей

Сказка оживает. Распределение ролей

Покадровая съёмка.3 неделя 24

Покадровая съёмка.3 неделя 24

Придумывание сюжета Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций

Придумывание сюжета Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций

Мы -звукорежиссеры. Монтаж мультфильма

Мы -звукорежиссеры. Монтаж мультфильма

Иногда у ребят возникают спорные моменты, поэтому важно выслушать каждого ребёнка и всем вместе найти компромисс

Иногда у ребят возникают спорные моменты, поэтому важно выслушать каждого ребёнка и всем вместе найти компромисс

Технические средства обучения: -

Технические средства обучения: -

Список литературы: 1 .Киркпатрик

Список литературы: 1 .Киркпатрик

Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду

Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023