"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""
Оценка 5

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

Оценка 5
Аудио +6
doc
искусство +1
Взрослым
22.11.2018
"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""
исслед. мунажат-оригинал.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная образовательная школа № 15»  городского округа  город Октябрьский  Республика Башкортостан Исследовательская работа на тему: «Мунажаты и баиты ­ культурное наследие  башкирского народа»   Выполнили:    Сахипгареева Диляра                              Киямова Эльвина                             ученицы 6а класса                               МБОУ ООШ № 15    Руководитель:  Ахмадеева Надежда Юрьевна                учитель истории и культуры                 Башкортостана                педагог высшей категории г. Октябрьский – 2015 г. Содержание Введение Глава I. Мунажаты – духовная поэзия       1.1.Понятие о мунажатах                 1.2. Классификация мунажатов Глава II. Баиты ­ культурное наследие народа 2.1.Баиты в народном творчестве                 2.2. Взаимоотношения мунажатов и баитов Заключение Список использованной литературы Приложение 3 5 5 5 8 8 9 11 13 14 2 Введение Однажды   летом   я   отдыхала   в   деревне   Уязы­Тамак   (приложение   2)у бабушки. Как­то теплым вечером, сидя на крылечке, я услышала прекрасную мелодичную   песню.   Это   прабабушка   Бибисалима   (приложение   5)   пела мунажаты. Так я узнала, что   на протяжении своей многовековой истории башкирский народ создал самобытный и поистине неисчерпаемый фольклор, в том числе и музыкальный. Моя прабабушка  оказалась знатоком народного творчества,   и   ее   исполнение   мунажатов   и   баитов   воодушевили   меня   к поисково­исследовательской работе.   А я заинтересовалась   баитами и  мунажатами, услышав пение Разины Сабировой – «золотого голоса Башкортостана» (приложение 6). Благодаря учителю культуры и истории Башкортостана Надежде Юрьевне Ахмадеевой, она   часто   выступает   перед   учениками   нашей   школы.   Её   голос   звучал   по башкирскому радио, в советское время о ней даже сняли телефильм «В семье вольной и свободной».  Её песни любят слушать жители Томска, Оренбурга, Мурманска, Татарстана, Башкортостана, Ленинградские татары. Её мунажаты звучат в мечетях и на выпущенных ею аудиокассетах. Певцы,   исполняющие   народные   песни   остаются   национальными украшениями   народа.   Несмотря   на   то,   что   каждый   исполнитель интерпретирует песни по – своему, душа песни остается народной, понятной всем и потому – всеми любимой.  Первым в научной литературе понятие мунажат (от арабского мунафит –   мольба   к   Аллаху)   ввел   русский   этнограф   и   музыкант   С.Рыбаков.   Под мунажатом он понимает стихи религиозного характера и впервые приводит нотированный пример исполнения мунажата. В трудах фольклористов можно встретить   различное   толкование   этого   термина.   Так,   Ф.Ахметова   пишет: «Мунажат   –   повествование   о   загробном   мире,   духовный   стих   с   грустной мелодией».   В   персидско­русском   словаре   дается   три   варианта   трактовки слова мунажат: 1) ночная молитва; 2) религиозный гимн; 3) тайная беседа. 3 Такое   же   объяснение   находим   в   книге   доктора   филологических   наук, профессора   Салавата   Галина   «Народной   мудрости   источник».   Итак,   все авторы   сходятся   на   том,   что   мунажат   –   это   стихотворение,   напеваемое   в мелодию, имеющее  религиозное содержание. И   поэтому   мы   не  случайно   выбрали  эту   тему.  Актуальность  нашей работы   обусловлена   духовными   потребностями   человека.  Целью   работы: является   сохранение   и   передача   последующим   поколениям   мунажатов   и баитов.  Нам особо важным показалось изучение и ознакомление сверстников с  мунажатами и баитами  своего региона.  В связи с этим мы поставила перед собой следующие задачи:  1. Изучить и записать мунажаты и баиты. 2. Записать в альбом и на аудиокассету баиты  и  мунажаты нашего края. Нами была выдвинута следующая гипотеза:  во все времена фольклор сопутствует   башкирскому   народу,   отражает   обычаи,   национальные особенности.   Использование   его   в   быту   и   массовых   мероприятиях   будет способствовать   не   только   сохранению     народных   традиций,   но   и   вызовет интерес   к   данному   народному   творчеству.   Так   как   в   увековечении исторической   памяти   наших   предков   неоценима   роль     старинных   песен, баитов и мунажатов. В духовном наследии башкир   они занимают заметное место. Многое уже забыто. Все меньше остается бабушек, знающих старинные баиты и мунажаты, что опять же подтверждает актуальность проблемы и ее практическую значимость.  В   исследовательской   работе   использовались   методы   наблюдения, беседы,   встречи   (приложение   7),   интервьюирования,   анкетирования (приложение 1). Подведение итогов анкетирования показало, что из двухсот семидесяти четырех   учащихся   только   сорок   пять   теоретически   знают,   что   такое мунажаты и баиты, что составляет 16,4 % от общего количества опрошенных (приложение 1). Эти данные вновь подтвердили правильность выбора темы для   исследования.   Нам   бы   не   хотелось,   чтобы   наши   сверстники   росли 4 «Иванами»   не   помнящими   родства,   не   зная   культуры   и   традиций   своего народа.  Глава I. Мунажаты – духовная поэзия 1.1.Понятие о мунажатах   Из   литературных   источников   и   на   занятиях   в   медресе   я  узнала,   что мунажат – ночная песня, обращение к Аллаху, философское размышление о жизни и смерти. Прочитала, что в переводе с греческого означает разговор наедине с самим собой. Мунажаты носят религиозный характер. Они очень древние произведения, связанные с доисламскими верованиями. Мунажаты в башкирской среде распространились в X­XI веках. Основная цель – передача сокровенных   чувств   мусульманина.   Для   мелодий   мунажата   характерна напевность,     плавность   переходов.   Они   исполняются   женщинами   старшего возраста в сдержанной повествовательной манере. Мунажаты по тематике делятся на четыре группы. В первую группу входят   мунажаты   религиозно­философского   толка   (приложение   4/5).   Они посвящены   Аллаху   и   пророку   Аллаху   Мухаммеду.   С   особой   радостью исполняла ныне покойная Фариза Газизова мунажат «Мәүлит байрамы» о дне рождения пророка (приложение 4/4).                             Вторая   тематическая   группа   мунажатов   посвящена   Родине.   Эти произведения пронизаны тоской о Родине (приложение 4).  Основная проблема третьей тематической группы: мать и дитя. Часто отношения   между   матерью   и   ребенком   не   складываются.   Иногда   эти взаимоотношения   принимают   трагический   оборот.   Например,   «Мунажат матери­сироты»   («Йәтим   әсә   мөнәжәте»).     Такие   мунажаты   записаны   и исполнены Минжиган Гайсиной. Мунажаты   четвертой   группы   посвящены   теме   жизни   и   бессмертия (приложение 4/3). Это вечная проблема (приложение 4/6).  5 2.1.Классификация мунажатов Проблемы   мунажатов   актуальны   и   поныне.   Также   они   бесценны   и воспитательным значением.  Мунажаты бытуют в народе и поныне. По моему мнению, их можно сгруппировать следующим образом:  1) мунажаты в честь религии Ислама;  2)   о   пророках   (среди   которых   особо   значительные   места   занимают мунажаты о пророке Мухаммеде);  3) о религиозных праздниках (Ураза, Курбан, Маулит­байрам и др.);  4) о смысле жизни;  5) мунажаты о смерти;  6) о современной жизни, безверии, репрессиях служителей культа;  7) о взаимоотношениях матерей и детей;  8) просветительские. Мунажаты,   относящиеся   к   первым   трем   пунктам,   сохранились   в создании   народа   только   закрепленной,   книжной   форме,   остальные   – фольклорировались.   Таким   образом,   мунажаты   делятся   на   две   группы: собственно­религиозные и не только религиозные (фольклорные). Все   мунажаты   основаны   на   мелодекламации.   Мунажаты   светского содержания слагали грамотные люди, учившиеся в медресе и знавшие весь богатый книжный репертуар (приложение 8). Тяжелое   и   бесправное   положение   народа,   его   нищета   и   произвол чиновников   породили   мунажаты,   в   которых   ярко   проявлялись   идеи просветительства.  Просветительские   мунажаты   были   записаны   Газизовой   Фаризой.   В мунажатах «Народ мой, ты очень жалок» («Милләтем, һин бик kызғаныс») и «Могущественная   нация   («Көзрәтле   милләтем»)   воплощены   раздумья учащихся  медресе  о будущей судьбе своего народа. В первом мунажате эти раздумья находят выражение в страстном обращении к нации перечислением негативных явлений его жизни: Кулында һис юк ихтыяр,               В руках совершенно нет воли, 6 Ни мәшәкәт, ни рәхәт бар?            Что за хлопоты, что за  наслаждения? Ниңә киң донъя булды тар,           Отчего широкий мир стал узким,           Низән был хәлдәргә төштөң?         Как ты дошел до жизни такой?   Его можно расценить как горячий отклик на духовное закабаление народа.   В   последнем   куплете   содержится   прямое   обращение   к   шакирдам, ораторский призыв «разбудить народ» и работать во имя его счастья. С призывом к учению пронизаны такие мунажаты, как «Школа отцов» («Аталар   мәктәбе»),   «Давайте   учиться,   шакирды»   («Укыйык,   шәкерттәр»), «Мунажат пятницы» («Йома мөнәжәте»). Есть мунажаты, где  выражены искренние слова любви и благодарности школе­медресе, как очагу просвещения и культуры. Это такие мунажаты  как «Кыпсак атлы», «Мәктәп ­ милләт баксаһы». Разина – апа чаще всего исполняет мунажаты религиозные, о Родине, о любви. Ее исполнение так проникновенно, что невольно возникает желение научиться петь мунажаты так же как она (видеофильм). А моя прабабушка Бибисалима – эби, любит исполнять мунажаты об отношениях   родителей   и   детей,   так   как   семья   у   нее   была   многодетная   и взаимоотношения   в   семье   были   не   всегда   безоблачными.   Чаще   всего   я слышала мунажат "Сук ­ Сак" (видеофильм). Глава II. Баиты ­ культурное наследие народа 2.1.Баиты в народном творчестве Баит   (бәйет)  –   песня­сказ,   более   поздний   эпический   жанр. Первоначально   так   называли   стихи   книжного   происхождения,   осевшие   в памяти народа и передаваемые из уст в уста. Позже баитом стали называть поэтическое произведение устной традиции, чаще всего драматического или трагического   характера,   повествующие   об   историческом   или   бытовом событии, о ярких, героических личностях. 7 Баит ­    эпический  и  лироэпический  жанр  татарского   и башкирского фольклора. Слагается, как правило, из четверостиший с рифмами по типу ааба,   абвб.   Баиты   бывают   преимущественно   легендарно­исторического   и песенно­сказочного содержания.  Термин баит заимствован из классической поэзии Ближнего и Среднего Востока, буквально означает двустишие. Возникновение баитов ученые относят к 15­16 векам. Большую роль в распространении   этого   жанра   сыграла   открытие   в   Башкортостане   в   17­18 веках медресе и творческая деятельность шакирдов. Баиты исполняются речитативом нараспев. Баиты по тематическому признаку разделяются на следующие группы: 1.Мифологические («Сак – Сук»); 2.Социально­исторические:  а) о крестьянских восстаниях («Баит о Салавате»), («Баит о Пугачеве»), б) о войнах и социальных бедствиях («Баит о нашествии французов», «Баит о русско – японской войне», «Бит о голоде»); в)   о   колонизации   Башкирии   и   захвате   башкирских   земель   («Баит   о распродаже земель»);  3. Социально­бытовые:        а) о пришествиях («Семь девушек», «Баит об утопленнице Гайше»),        б) нравоучительные, сатирические («Назидание старших молодым», «Баит о хитрецах»);      4. Об исторических личностях («Баит Тукая», «Баит Акмуллы»);      5. Религиозного содержания («Восхваление пророка Мухаммеда»). 2.2.Взаимоотношения мунажатов и баитов В   башкирском   и   татарском   фольклоре,   также   как   в   народном творчестве,   существует   путаница   в   употреблении   этих   терминов,   сами информаторы также нередко называют баиты мунажатами, и наоборот. В народе по сей день широко бытуют стихотворения различных поэтов   М.Гафури,   М.Акмуллы,   Ш.Бабича, (Ш.Заки,   И.Салихова,   Г.Тукая, С.Якшигулова,   Ш.Аминева   и   др.),   сказываемые   напевным   речитативом,   и главной   сутью   которых   становится   призыв   к   знаниям,   грамотности, 8 просвещению.  В научной  литературе   одни  и  те  же  стихотворения  в одних случаях называются мунажатами, в других ­ баитами. Если баит ­ это всякая декламация под мелодию двухстрочной строфой, то   мунажат   ­   не   всякая   строфа,   а   только   та,   которая   имеет   религиозное содержание.   Все,   что   касалось   Аллаха,   ислама,   жизни   и   смерти,   казалось незыблемым, священным. А потому, неприкасаемым, более устойчивым. Но все   же   мунажаты   проникают   в   народную   среду:   люди,   знакомые   с   этой традицией   под   влиянием   каких­то   трагических   ситуаций   жизни   (особенно смерть близкого человека, разлука с родной землей, разлад в отношениях с детьми) «с горя» начинают создавать свои мунажаты, часто в духе книжных или   под   сильным   влиянием   народно­песенной   лирики,   и   они распространяются в массах. Фольклорные   баиты,   как   мы   выяснили,   складывались   на   напевы мунажатов.   Главным   в   баитах   так   же,   как   и   в   мунажатах,   является   не мелодия, а стих, смысл. Напев в них полностью подчиняется  ритмике стиха. Не случайно в народе говорят: «Бәйет әйтеу, бәйет көйләу» («сказать баит, напевать баит»), а не «Бәйет йырлау» («петь баит»). На один и тот же напев может исполняться множество различных текстов и наоборот. Наблюдается и обратная   музыкальная   связь:   напев   баита   «Сак   и   Сук»,   широко распространенной в народе, стал основой многочисленных мунажатов смерти, например, «Привет усопшего» («Мәйет сәләме»). В баитах воплощенное горе имеет конкретную основу, а в мунажатах нет. Они не имеют конкретной исторической основы и отражают внутреннее состояние,   переживания   личности   вообще.   Установили   принципиальные различия   баитов   и   мунажатов.   Попытаться   перечислить,   хотя   бы   в теоретическом плане, отличительные особенности, типологические признаки того и другого жанров:     1. Как правило, баит повествует о конкретно произошедшем событии и   показывает   это   событие   последовательно.   В   мунажате   же   описываемое событие воплощается в обобщенной форме. 9 2. Другими словами, в баитах, как правило известно имя автора, а в мунажатах нет.      Баит и мунажат различаются и по типу образного воплощения. Для баитов   действительно   характерна   светская   тематика,   для   мунажатов религиозная,   хотя   бывают   баиты   с   религиозными   мотивами   (солдатские баиты) и мунажаты  на светскую тематику(мунажаты о репрессиях).    Поскольку слово «мунажат» в переводе с арабского означает «мольба к   Аллаху»,   то   главным   стилистическим   свойством   мунажатов   становится прямое обращение к Аллаху. В этом заключается  специфика этого жанра. Воплощается это следующими приемами: обращения Аллам, Хак тәғәлә, Йә иллаһи   иллала,   Собханалла,   Бисмилла,   Хозайым,   Раббым    и   т.д. содержится примерно в 90% всех мунажатов.     Мунажаты первоначально слагались на арабском языке.      Заключение Данная работа является первым нашим опытом изучения башкирских мунажатов и баитов, причем не в его статичном состоянии и не только по архивным   материалам,   а   в   его   естественных   проявлениях,   в   «живом» бытовании. Особо   следует   указать   на   то,   что   в   период   возрождения   духовной культуры народа именно эти фольклорные жанры получили новый импульс в развитии. Известно, что в советский период сбор и   публикация мунажатов как   произведений,   пропагандирующих   мусульманскую   религию,   не проводились вовсе. Однако записи последних лет показали, что этот жанр жил в народе всегда и ныне еще живы люди, хранящие традиции его исполнения. В этом мы убедились, когда стали собирать мунажаты и баиты. Терминология метров аруза, разработанная арабским учёным Халилем бин Ахметом и общепринятая в научной литературе, заимствована из книги 10 Х.Курбатова "Стиль, язык, метрика и строфика в старо­татарской поэзии. ­ Казань: Тат. кн. изд­во, 1984. ­ С.Х­11. На тат. яз. Из   приведённых   ритмических   формул   наиболее   характерными   для башкирских   байтов   и   мунажатов   являются   начальные   семь   видов,   из   них четыре   формулы   (большое   фасиле,   мафаилун,   мафаилатун   и   фаилатун) привнесены   на   башкирскую   национальную   почву   через   религиозную литературу   и   не   встречаются   в   других   фольклорных   жанрах,   остальные, напротив, характерны для различных жанров музыкального творчества. Общими   чертами   ритмики   байтов   и   мунажатов   являются   ямбизм   — (ударным),   слогов   долгим   предшествие   кратких   (безударных) моноритмичность — выдержанность всего напева в едином ритме, на основе заданной   в   самом   начале   ритмо­интонационной   попевки   и   членение стихотворных строк ритмическими паузами. Всем сказанным подтверждается мысль   о   том,   что   ритму   принадлежит   одна   из   ведущих   ролей   в дифференциации   различных   музыкальных   жанров   и,   если   взять   шире, национальных культур. Музыкально­стилистические   закономерности   байтов   и   мунажатов нашли воплощение и в башкирской профессиональной музыке: в вокальном цикле   X.   Ахметова   "Пять   стихотворений   Акмуллы",   в   ариозо   муллы   из музыкальной   комедии   3.   Исмагилова   "Кодаса",   партиях   Сахи­хальфы   и Мифтахетдина Акмуллы из его опер "Шаура" и "Акмулла", теме закона из балета X. Заимова и А. Чугаева "Черноликие" и в других произведениях. В заключении мы хотим обобщить результаты исследования: уточнено определение   жанру   байт,   для   выяснения   его   жанрового   своеобразия перечислены   традиции,  идущие   от   письменной   литературы   и   фольклора,   а также   различия   между   байтом   и   песней.   Из   этого   следует,   что   как музыкально­поэтический   жанр   байты   занимают   промежуточное   положение между   эпическими   жанрами   и   развитыми   в   музыкальном   отношении песенными   формами.   В   конце   работы   намечены   возможные   направления дальнейших   исследований   жанра:   разработка   функциональной   и   жанровой 11 классификации,   взаимодействие   традиций   устнопоэтического   народного творчества   и   письменной   поэзии,   исследование   авторских   байтов   — стихотворений   различных   поэтов,   сравнительное   изучение   башкирских   и татарских байтов, специальное изучение мунажатов, т.к. в данной работе они рассматривались в той мере, в какой это касалось байтов и т.д. Таким образом, мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза оказалась верной,   цели   и   задачи,   которые   мы   ставили   перед   собой   во   время исследовательской работы, достигнуты. Однако предстоит еще много работы.  Многое уже забыто. Все меньше остается бабушек, знающих песни и мунажаты. Нужно успеть записать все, что помнят старожилы (приложение 7). В увековечении исторической памяти наших предков неоценима роль песен, баитов,   мунажатов.   Духовное   наследие   нуждается   в   защите   и   передаче последующим поколениям. Список использованной литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Песенники   с   баитами   и   мунажатами,     записанные  Сахибгареевой Дилярой и Киямовой Эльвиной . Башкирские шежере. 1961 г.  Башкирское народное творчество:т.2. легенды. 1994 г.  Башкирские народные песни. (Ф.Надыршина), 1998 г. Байты о башкирских восстаниях 18 века. //Учитель Башкирии. 1998, № 7. ­ С. 37­39 . Бэйет   Ьэм   менэжэттэр?э   рифма.   (Рифма   в   баитах   и   мунажатах). //Агидель, 1998. №1. ­ 168­176 б. Боронголарзан   аманат   (М.Каатсбаев   репертуарындагы   бэйет, монэжэттар). ­ (Завещание  предков.  Баиты  и  мунажаты из репертуара М.Казакбаева). //Ватандаш. 1998, №3, ­ С. 130­140. 8.  Воспоминания  Разины Сабировой,  Гайсиной Минжиган, Бибисалимы Киямовой. 9. 10.  Документы и фотографии из семейных архивов.   Кунафин Г.С. Мунажат: теория и история жанра // Проблемы развития башкирского языка и литературы. – Уфа, 1996;  11. Нигмедзянов М. Татарские народные песни. – Казань, 1984. 12 12. О байте "Сак и Сук". //Учитель Башкирии. 1996, №11. ­ C.50­52.       О башкирских мунажатах. //Ядкяр. 1998, №1­ С. 81­87. 13.   Стиль   мунажатов   в   цикле   Х.Ахметова   "Пять   стихотворений Акмуллы". //Галина Г.С. Хусаин Ахметов. Жизнь. Творчество. Время. ­ Уфа: Китап, 1994. ­ С.91­94. 14. Фольклорные истоки оперы "Акмулла". //Галина Г.С. Загир Исмагилов. ­ Уфа: Китап, 1997. ­ С. 158­164. 15.  Ягафарова Р, Садыкова А. «Мунажаты», Казань, 2000  13 Приложение 1 Анкета по истории и культуре Башкортостана 1. Какие башкирские народные песни вы знаете? (кто больше назовет песен) 2. Назовите   виды   устного   народного   творчества   (лишнее вычеркнуть) – работа на  карточках. 3. Собрать пословицы (работа по карточкам). 4. Собрать иллюстрацию по сказкам (работа с пазлами). 5. Перечислить народные музыкальные инструменты. 6. Перечислить названия блюд традиционной народной кухни вашей местности. 7. Знаете ли вы что такое мунажаты и баиты? Больше   всего   нас   интересовали   ответы   на   седьмой   вопрос.   В анкетировании участвовали учащиеся  с первого по пятый классы: 1 «а»   ­ 27 учащихся                         1 «б» ­ 29 учащихся 2 «а» ­ 28 учащихся                            2 "б" ­ 26 учащихся 3 "а" ­ 27 учащихся                             3 "б" ­ 28 учащихся 4 "а" ­ 28 учащихся                             4 "б" ­ 28 учащихся 5 "а" ­27 учащихся                              5 "б" ­ 26 учащихся        Из учащихся 1­3 классов на седьмой вопрос никто не ответил.                Среди   учащихся   четвертых   классов   один   ученик   ответил   правильно. Среди пятых классов ­   сорок четыре человека только теоретически знают, 14 что такое мунажаты и баиты. Получается, что из 274 учащихся, только  сорок пять учащихся смогли правильно ответить на седьмой вопрос, что составило 16,4 % от общего количества опрошенных. Именно этот результат подтвердил правильность выбора темы для исследования. Нельзя, чтобы новое поколение росло   не   зная   своих   корней,   своей   культуры.   Мы   надеемся,   что   наше исследование   поможет   нашим   сверстникам   понять   и   полюбить   народное творчество. Таблица знания мунажатов и баитов № п/п Класс Число опрошенных Число ответивших правильно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 "а" 1 "б" 2 "а" 2 "б" 3 "а" 3 "б" 4 "а" 4 "б" 5 "а" 5 "б" Всего: 27 29 28 26 27 28 28 28 27 26 274 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 22 22 45 Результат ответов на вопрос: «Знаете ли вы, что такое мунажаты и баиты?»                 15 Эти   данные   вновь   подтвердили   правильность   выбора   темы   для исследования. Нам бы не хотелось, чтобы наши сверстники росли «Иванами» не помнящими родства, не зная культуры и традиций своего народа.  Приложение 2 Красоту природы всегда воспевали в мунажатах Приложение 3 Здесь все родные мне места… 16 Приложение 4  1.Милләтем, һин бик kызғаныс   Милләтем , һин бик kызғаныс, Фекер итәм, яназыр эс. Кулында һис калмаған көс, Низән был хәлдәргә төштөң? Кулыңда юк һис ихтыяр, Ни мәшәкәт, ни рәхәт бар? 17 Ниңә киң донъя булды тар, Низән был хәлдәргә төштөң? Бөтә донъя һиңә хилаф, зΥ араңда зур ихтилаф. Күп кешелә юктыр инсаф, Низән был хәлдәргә төштөң? Йә, шәкерттәр, кыл ижтиһад, Яткан милләтеңде уят. Тик ятырға һезгә оят, Низән был хәлдәргә төштөң? 2.Тырышайык без, шәкерттәр. …Языу танып язайык без, Алға табан узайык без, Эшкә лайык булайык без – Тырышайык без, шәкерттәр. Башка милләт балалары Мәктәптә укып бары Сығып ките бик юғары – Тырышайык без, шәкерттәр… Милләт хезмәт көтәр беззән, Төшһөн буры узебеззән. Файза юктыр коро һуззән – Тырышайык без, шәкерттәр… 18 3.Бына шундай заман етәр. Донъяла йәм бөтөр: Шунда халык карар уңға, һулға. Изге ғәмәл һис кылмаçтар, Ләкин мал күп булыр кулда. Ата - инәлә ғәйрәт бөтөр, Балаларза шәфkәт бөтөр. Биналары бейек булыр, Бына шундай заман етәр. Зур-зур биналар һалырзар, Ашығып шунда барырзар, Эсендә ғауға корорзар- Бына шундай заман етәр. Йоколары нәүбәт менән, Хөрмәттәре сәғәт менән, Ризыктары үлсәү менән- Бына шундай заман етәр. Дин ғилемен бөтөрөрзәр Фән ғилемен кутәрерзәр, Шуның менән көн күрерзәр- Бына шундай заман етәр. Ер йөзөндә йәмдәр бөтәр, Ризыктарза тәмдәр бөтәр, Өммәттәрем шунда нишләр- Бына шундай заман етәр. 19 Тәндәре һис сихәт булмаç, Йәндәре һис тыныс белмәç, Кайзан килгәнде белмәçтәр- Бына шундай заман етәр. Якшыларға юл сапмаçтар, Ямандарға һуз катмаçтар, Улемдән ғибрәт алмаçтар- Бына шундай заман етәр. Бына шундай заман етәр Катын-кыззар һатыу итәр Тәне менән һис тартынмай, Өммәттәрем шунда нишләр- Бына шундай заман етәр. Бала- саға барыр aлдан, Хаклык бөтәр, булыр ялған- Ғәүәм халкы барыһы азыр Өммөттәрем шунда нишләр- Бына шундай заман етәр. 4.Мәулит байрамы. Хозаның дуçnы пәйғәмбәр Тыуған көн бы(л), мосолмандар. Был көн –байрам, бы(л) көн –шатлык, Мөkәддәс тә шәриф көндәр. Тыузы Мәккә шәһәрендә, 20 Рәбиғел-әууәл айында. Дүшәмбе көн ун икенсе, Сәхәр вакыты таң алдында. Салауат булһын Рәсүлулла, Физа булһын хак юлына. Байрам, байрам байрам көн бы(л). Әй, kәрендәштәр, шатлык көн бы(л), Батилыkтан сыккан көн бы(л), Караңғылык бөткән көн бы(л). 5.Ураза мөнәжәте Алланың әмере kылды, Рамазан айы килде, Каршылай аны бәндәләр, Һеззәргә сәләм бирзе. Мөәзиндәр шатландылар, Ололап каршы алдылар, Тәрәүих намазы тип, Мәсеттәргә барзылар. Тәрәүихка барзылар, Кәндилгә ут алдылар. Зикер ит, тәсбих, хәтем илә Мәсеттәр нурландылар. Сәхәр торзо балалар, Уяттылар аналар. 21 Күктә йондоз, ерзә шәм Нурланышып яналар. Аkшам етте, көн батты, Тыуған ай нуры kалkты, Әкбәр итеп балалар, Ер, Күк нур илә якты. Бы(л) көн айзың нисәһе? Етте kәзер кисәһе. Бы(л) көн тәғәт kылғандар Кәүсәр һыуын эсәһе. 6.Көзрәтле милләтем. Көзрәтле милләтем, Тейеш һиңә хезмәтем. Һине һөймәй, кемде һөйәм? Һин бит минең ғиззәтем. Алығыз минән ошбу тәбригемде, күңелемдән янып сыккан ялкын берлән. Быны яззы мөғәллимә Килмәтова, Беззең өсөн kылалыр ул йәнен физа. Дoнъялыкта мәсрүр йәшәп барабыз за, Ярлыkаһын рәхмәт Раббым Хозай! 22 Приложение 5 23 Моя прабабушка Бибисалима Приложение 6 24 "Золотой голос Башкортостана" Разина Сабирова в гостях у учащихся школы № 15 25 Приложение 7 Мы в гостях у Разины Яхиевны Сабировой 26 Приложение 8   Диплом Разины Яхиевны преподавателя основ ислама  при исламском университете 27

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""

"Мунажаты и баиты - сохранение народных традиций" мсследовательская работа о творчестве "Золотого голоса Башкортостана Разины Сабировой - самодеятельной певицы города.""
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.