Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)
Оценка 4.7

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
искусство +1
1 кл—4 кл
27.03.2019
Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)
Мероприятие проводится в рамках тематической Недели музыки для младших школьников. Цель проведения музыкальной гостиной: создать у младших школьников целостное представление о начале Великой Отечественной войны, об истории произведения, его исполнителях. Алгоритм проведения музыкальной гостиной – от получения сведений через историю созданияоб истории начала Великой Отечественной войны песни «Священная война», страницы жизненного и творческого пути к осмыслениюкомпозитора и Ансамбля Российской Армии выразительных и изобразительных возможностей музыкально-поэтического текста песни и их воплощению в собственном исполнительстве школьников.
Примерные формы проведения мероприятий в рамках Недели музыки для младших школьников.doc
Примерные формы проведения мероприятий в рамках Недели музыки для младших школьников 1. Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» Цель проведения музыкальной гостиной: создать у младших школьников целостное представление о начале Великой Отечественной войны, об истории произведения, его исполнителях. Алгоритм проведения музыкальной гостиной – от получения сведений через историю созданияоб истории начала Великой Отечественной войны песни «Священная война», страницы жизненного и творческого пути к осмыслениюкомпозитора и Ансамбля Российской Армии выразительных и изобразительных возможностей музыкально-поэтического текста песни и их воплощению в собственном исполнительстве школьников. В основу проведения музыкальной гостиной заложен метод сопоставления: - разных исполнительских трактовок песни «Священная война» различными музыкальными коллективами в поиске наиболее убедительной исполнительской трактовки песни; - различных средств художественной выразительности отдельных видов искусства (плаката, картины, нотного текста, слова); - предлагаемых интернет-источников для составления собственного отношения школьника к отраженному в музыкальном произведении историко- культурному событию. Примерные задания для младших школьников (Учитель выбирает задания (из примерных заданий) в зависимости от уровня готовности школьников к их выполнению): - Послушайте и проанализируйте произведение. Примерные вопросы: О чем это произведение? В каком музыкальном жанре (песня, танец, марш) оно написано? Кто исполняет произведение? - Как Вы думаете, почему композитор Дмитрий Борисович Кабалевский утверждал, что «не умеющий слышать музыку, никогда не научится ее исполнять»? Расскажите, как нужно слушать музыку. - Передайте характер и настроение исполняемого хором сочинения с помощью пластического интонирования (дирижирования). - Прослушайте песню и подберите слова, соответствующие музыкальному образу сочинения. - Подберите стихи и/или репродукции картин (плакатов), созвучные музыкальному образу прозвучавшей песни (фрагмента). Объясните свой выбор. - Прослушайте песню и воплотите её музыкальный образ в цветовой композиции. Объясните, почему именно так. - Придумайте ритмическое сопровождение к песне, используя (на выбор) в соответствии с его музыкальным образом шумовые и/или звучащие инструменты. - Прослушайте песню и разработайте эскиз пригласительного билета на Концерт одной песни – «Священная война». Выполните работу в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь и пр.). - Разработайте эскиз шрифтовой композиции плаката о концерте одной песни; художественные материалы выберите самостоятельно. - Прослушайте песню в исполнении разных хоровых коллективов. Выявите общее и различное в исполнительских трактовках. - Спойте мелодию песни со словами с «ориентацией» на нотную запись. Обратите внимание на точное исполнение её ритмического рисунка. - Перечислите средства музыкальной выразительности и изобразительности, способствующие созданию музыкального образа «гимна» Великой Отечественной войны. (Призывная восходящая интонация, мерность «поступи» мелодии, пунктирный ритм, музыкальная форма, лад и т.д.) Называя их, проиллюстрируйте каждое средство музыкальной выразительности в собственном исполнении. - Послушайте (спойте) мелодию песни «Священная война» и попробуйте объяснить, в чем состоит «необычность» её маршевости. - Составьте исполнительский план песни «Священная война», проведите репетицию со своими сверстниками для её последующего исполнения. Оцените качество исполнения и создания музыкального образа песни. Подведение итогов литературной гостиной может сопровождаться размышлениями младших школьников над вопросами: Что мы узнали с помощью музыкальных и художественных произведений о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; о людях искусства в Великой Отечественной войне; о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в культуре страны? Примечание. Большая классная комната, где все участники и гости располагаются рядом, где нет сцены, где постепенно возникает и складывается неспешный разговор о музыке войны, где размышляют и музицируют. С помощью компьютера и большого экрана можно демонстрировать портреты композитора и автора стихов, картины и плакаты военного времени, «путешествовать» по памятным местам, связанным с произведением. Песня «Священная война» должна прозвучать в разном исполнении, причем как в записи, так и в «живом» звучании. Музыкальная гостиная предполагает общение с аудиторией слушателей, решение проблемных ситуаций (признаки массовой песни как жанра, её музыкальной формы, наименования певческих голосов и составов хоровых коллективов и т.п.). Музыкальная гостиная ориентирована на совместную подготовку и проведение её силами учителя музыки, учителя истории и учителя литературы и школьников младшего возраста с приглашением известных исполнителей и родителей. Материалы для проведения музыкальной гостиной Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в те дни, уже называют песнями наших отцов и дедов. Песня, как верный друг, не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с родными и близкими, помогала преодолевать трудности фронтовой жизни, поднимала боевой дух, сплачивала солдат. Известно, что войну выигрывают не только благодаря численному и военному превосходству… А это значило, что назло всем смертям, – любить, мечтать и... петь! С первого взгляда, может, В них ничего и нет. Что меня вновь тревожат Песни военных лет? Что-то для нас святое Скрыто в их глубине. Строки, какие стоя Хочется слушать мне. Стершиеся чернила, Выцветшая тетрадь, Строки, с какими было Легче нам умирать. Песни поры военной, Что сберегли для нас Весь неприкосновенный Наших сердец запас. С. Островой Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие! А.В. Александров Песня «Священная война», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу после её начала поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом и продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым актёром Малого театра Александром Остужевым. Из воспоминаний внука композитора, Евгения Александрова: «Однажды к А.В. Александрову подошел политработник с газетой в руках: «Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача». Прочитав стихи, дед взял газету и уехал домой. К вечеру песня была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля, дед разлиновал на доске мелом ноты, написал стихи, и к утру песня была выучена. Утром следующего дня ансамбль исполнил ее для солдат, уходящих на фронт с Белорусского вокзала. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы – словом, все, что полагается фронтовику. В зале ожидания сколочен из свежевыструганных досок помост для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение. Слова ведущего о том, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», потонули в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... Солдаты встали и слушали песню молча. После окончания стояла гробовая тишина. Дед и Борис переглянулись, думали – провал, но вдруг раздался шквал аплодисментов, бойцы требовали повторять и повторять ее. Это был концерт одной песни, она звучала семь или восемь раз, а солдаты, садясь в «теплушки», пели её уже наизусть. С этого памятного дня началась большая жизнь этой песни». В мае 2005 года на стене Белорусского вокзала был установлен барельеф в честь первого исполнения песни «Священная война». Сохранился черновик неопубликованной статьи А.В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею, – песни. К 1 июля 1941 года я сочинил свои первые песни: «Священная война» на слова Лебедева-Кумача и «В поход! В поход!» на слова Прокофьева. А через несколько дней – «Вставай, разгневанный народ» и «За великую землю Советскую». Из них «Священная война» вошла в быт армии и народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такой факт: когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А.Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы – исполнители – нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта». Примечательно, что песня в течение нескольких месяцев широко не исполнялась. И лишь с октября 1941 года стала ежедневно звучать по радио призывным набатом, приобрела массовую популярность, поддерживая боевой дух на передовой и в тылу; неоднократно издавалась на грампластинках. «Священную войну» узнал народ. По свидетельству очевидцев, песня прозвучала как воинская присяга, как священная клятва воинов – драться до последней капли крови, до последнего дыхания. Позже песню стали называть «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны». И это вполне справедливо: песня «Священная война» – это песня-гимн. Песня «Священная война» написана в трёхдольном размере, нехарактерном для советских маршевых песен и для маршей. «Священная война» 1941 года – типичный торжественный полонез (об этом говорит пунктирный ритм аккомпанемента). Традиция торжественных гимнов- полонезов в европейской культуре устойчивая (вспомните, «Гаудеамус»). Владимир Высоцкий называл «Священную войну» своей любимой и «великой» песней. Интернет-источники: https://www.youtube.com/watch?v=yj2WvIs-D5w – В чем секрет песни «Священная война». https://www.youtube.com/watch?v=hcrNP_bBVL4 – «Священная война». История песни. https://www.youtube.com/watch?v=usdqgCKWTbI – «Священная война» исполняет хор им. Александрова. https://www.youtube.com/watch?v=P1L-Jfhq2IQ – Песня «Священная война» в исполнении хора Народно-освободительной армии Китая. https://www.youtube.com/watch?v=eQ0q6pQlImg – Плакаты времени Великой Отечественной войны. https://www.youtube.com/watch?v=CX2s3KKKcy8 – Плакаты и песни Великой Отечественной войны. https://aloban75.livejournal.com/996943.html – Советская живопись: картины о Великой Отечественной войне. Литература: Константин Федин, роман «Костер» – до выхода в свет второй книги романа (где несколько страниц посвящено описанию исполнения «Священной войны» александровцами именно на Белорусском вокзале) эпизод этот не фигурировал ни в одном из источников, относящихся к истории ее создания. Но роман Федина – не историческая хроника, а художественное произведение. Изобразительное искусство: Плакат «Родина-мать зовет!», автор – Тоидзе Ираклий Моисеевич (1941). Тема Родины в образе женщины, призывающей к героической борьбе. Художник использовал аллегорию, в основу которой положил конкретный образ портретного характера и два цвета – черный и красный. Плакат «Воин Красной армии, спаси!», автор – Корецкий Виктор Борисович. Заслуженный художник РСФСР, дважды лауреат Государственных премий СССР (1942). Образ женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, на лице женщины гнева больше, чем страха, и она готова на все. В годы Великой Отечественной войны художник создал около 50 плакатов. Картина «Оборона Севастополя», автор – Александр Александрович Дейнека (1942). Дейнека показал героических защитников Севастополя, несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха. Картина «Письмо», автор – Суздальцев Виктор Иванович (1983). Художник вспоминает, как тетка Настя, не дождавшаяся брата, после войны получила из военного архива письмо с сообщением о его смерти. Память возвращает художника в родительский дом к пережитым горестям. Словарь ключевых понятий Дирижер (от фр. diriger – управлять, от лат. dirigere – направлять) – музыкант исполнитель, руководитель оркестра, хора, ансамбля, оперной труппы и т.п. Песня – наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический образ с музыкальным. Плакат – броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровождённое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (В другом значении – разновидность графики). Куплетная форма – построение вокального произведения, при котором музыка запева и припева остается неизменной, текст запева изменяется, а текст припева остается одинаковым для всех куплетов. В хоровых произведениях куплетной формы запев обычно исполняет солист, а припев – хор. Ансамбль – (от фр. ensemble – вместе) – совместное исполнение, которое подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения. В соответствии с количеством исполнителей, ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для четырех), квинтетом и т.д. Ансамбли могут быть вокальными или инструментальными. Последние всегда относятся к области камерной музыки, первые – к оперному искусству (а также дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии, Танцевальный ансамбль «Березка», ансамбль скрипачей Большого театра и пр.). *** 1 апреля исполняется 135 лет со дня рождения Александра Васильевича Александрова (1883-1946) – выдающегося советского композитора, хорового дирижера, педагога. Народный артист СССР (1937). Лауреат Сталинских премий I степени (1942, 1946). Генерал-майор (1943). Профессор Московской Государственной Консерватории (1922), доктор искусствоведения (1940), последний регент Храма Христа Спасителя. Автор музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации. Один из основателей и первый руководитель дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, автор песни «Священная война» на слова В.И. Лебедева-Кумача. Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента. Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом – большое счастье. А.В. Александров Александр Васильевич родился 1 апреля 1883 г. в селе Плахино Захаровского района Рязанской области в семье крестьян Василия Александровича и Анастасии Никитичны. Родители и Саша любили петь духовные, русские народные песни и частушки. У Саши был абсолютный слух и звучный альт, он быстро схватывал и запоминал мелодии и слова песен, поэтому его часто приглашали петь в церковном хоре и на народных гуляниях. Саша учился в земской школе, пел в школьном хоре (1890-1892). Солист Петербургского церковного хора П.А. Заливухин, приехав в село (1889), слышит пение Саши. Столичный певчий уговаривает родителей отпустить мальчика в столицу для обучения. Родители понимали, что это единственная возможность дать сыну образование и выбиться в люди. Кроме того, это освобождало семью от лишнего рта: в бедной семье было еще пятеро детей. Александр становится певчим хора Казанского собора (1889), проходит курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Петербурга; занимается в регентских классах Придворной певческой капеллы (1897-1900), по окончании которой получает звание регента (1900). Поступил в Московскую консерваторию (1908), которую окончил по классу композиции с большой серебряной медалью (1913) и по классу пения (1916). Одновременно работал регентом в храме Христа Спасителя (1918- 1922). С 1913 года в Твери преподавал хоровое пение, был директором основанного им музыкального училища (1916). С 1918 года – преподаватель (сольфеджио, полифония, дирижёрское и хоровое мастерство), в 1926 – 1929 – ведет хоровой класс на инструкторско-педагогическом факультете, в 1932 – 1934 – заведующий хоровой кафедрой, с 1940 – декан дирижёрско-хорового факультета, с 1942 – декан объединенного дирижёрско-хорового и музыкально-педагогического факультетов Московской консерватории (с 1922 – профессор). Среди его учеников – К.Б. Птица, В.Г. Соколов, Д.Б. Кабалевский, К.П. Кондрашин и др. Инициатор создания военно-капельмейстерского класса (1928), ставшего основой военного факультета Московской консерватории (1935), заместитель декана военного факультета (1929-1936). Организатор (1928, совместно с Ф.Н. Даниловичем и П.И. Ильиным) и музыкальный руководитель, начальник, художественный руководитель и главный дирижёр Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии им. М.В. Фрунзе (1935)4 , с которым объехал Советский Союз и ряд зарубежных стран (Чехословакия, Монголия, Финляндия, Польша), завоевал «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже (1937). Художественный руководитель Ансамбля песни и пляски ЦДКЖ (1936), инициатор создания и художественный руководитель Ансамбля песни и танца (1937) Московского городского дворца пионеров и октябрят (ныне Ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева). Имя Александрова связано с деятельностью созданного им Ансамбля песни и пляски Красной Армии, которым он руководил до конца жизни. Как это начиналось? По воспоминаниям директора ансамбля, заслуженного работника культуры России Леонида Малева, однажды полковник С.М. Буденный и К.Е. Ворошилов пригласили в гости знаменитого на весь мир певца Ф.И. Шаляпина. Встреча происходила в штабном вагоне, но, когда Шаляпин запел, собравшиеся у вагона красноармейцы стали подпевать ему. Певец отметил, что красноармейцы «здорово поют», – а почему бы не создать красноармейский ансамбль? Эту идею взял на вооружение Ворошилов, и в 1928 году на базе Центрального Дома Красной Армии был создан постоянно действующий красноармейский ансамбль. Первоначальную группу коллектива составили 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец, выступление которых получило положительную оценку Политуправления Красной Армии, а Александров – разрешение на отбор кадров для хора и ансамбля из красноармейцев. Перед коллективом поставили цель – воспитывать в молодых кадрах Красной Армии глубочайшее уважение к героическому прошлому армии, сохранять ее боевые традиции. Музыку для ансамбля писали участники хора и известные композиторы. Большую популярность получили песни о 1-й Конной и дальневосточной армиях, о Щорсе, обработка Александрова русской народной песни «По долинам и по взгорьям». После успешных выступлений коллектива на Всемирной выставке в Париже (1937), где ансамбль был удостоен «Гран-при», Александров был назначен его художественным руководителем. Коллектив, состоявший поначалу из участников самодеятельности, вскоре достиг высокого профессионального уровня, завоевав огромную популярность в СССР и за рубежом, получил орден Красного Знамени и стал именоваться Краснознаменным. В репертуаре важное место занимал жанр музыкально-литературного монтажа. Главная роль в нём принадлежала песне, которая органично дополнялась литературными и танцевальными номерами. Александр Васильевич вспоминал о том, что, где бы ни появлялся коллектив, он своими песнями и плясками поднимал настроение и способствовал подъёму в работе. Уникальность состава ансамбля состояла в том, что, по рекомендации И.В. Сталина, лично курировавшего жизнь ансамбля, Александров отказался от смычковых инструментов и впервые соединил мощный военный духовой оркестр с мягким русским старинным оркестром – балалайками, баянами, домрами. Такой «союз» народных инструментов с инструментами симфонического оркестра создает особый колорит (мягкость, глубина, национальный характер и мощь); позволяет исполнять музыку разных эпох, жанров и стилей: народные произведения, классику, современные эстрадные сочинения. Оригинальные постановки, основанные на синтезе классического и народного направления, дает и танцевальная группа ансамбля, исполняющая сложные элементы, которые могут повторить только единицы. 24 июня 1941 года Краснознаменный ансамбль разделился на четыре равноценные группы (но нередко труппа гастролировала в полном составе): первая отправилась на Западный фронт, вторая – на Юго-Западный, третья – на Южный. Артистам приходилось петь, выполнять боевые задания, давать концерты в непосредственной близости от противника, у всех было боевое оружие. Четвертая группа, во главе с Александровым, осталась в Москве, чтобы обслуживать части столичного гарнизона, записывать новые военные песни на радио. За годы войны коллектив дал около 1500 концертов, записывал пластинки, выступал на радио. Александров (1941 – 1945) написал свои лучшие песни: «Священная война», «Поэма об Украине», «25 лет РККА» («Несокрушимая и легендарная»). В 1943 году на основе музыки «Гимна партии большевиков» (авторское название «Песня о партии», 1938) композитор создал Гимн Советского Союза, впоследствии России. В 1942 году Александрову присуждается Сталинская премия I степени, весь гонорар которой он отдает в фонд обороны страны. Александров руководил коллективом 18 лет. Он внезапно умер на гастролях ансамбля в Берлине (1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В память композитора и музыкального деятеля учреждены стипендии его имени на хоровых факультетах консерваторий Москвы и Ленинграда. Имя Александрова присуждено Краснознаменному ансамблю, которым он руководил. В 1971 году учреждена золотая медаль имени А.В. Александрова, ежегодно присуждавшаяся композиторам за успехи в создании военно- патриотической музыки. В 2005 году Министерством обороны Российской Федерации учреждена медаль «Генерал-майор Александр Александров». На его рабочем столе всегда лежала партитура великого наставника Николая Андреевича Римского-Корсакова. В аранжировках русских народных песен Александрова («Ах ты, степь широкая», «Вниз по матушке, по Волге», «Не шуми, мати – зеленая дубравушка», «Ой, да ты калинушка», «Ты взойди, солнце красное» и др.) звучат интонации, созвучные его великому учителю. Сын Юрий вспоминал, как любил отец природу, родную землю, как на отдыхе, под Москвой, с упоением вечерами слушал доносившиеся с полей песни; буквально впитывал в себя их мелодии, дышал ими. Потомки и последователи. Династия Александровых Все Александровы отдали свою жизнь и таланты служению Армии, Родине, Ансамблю. Это три сына Александрова: Сын – Александров Борис Александрович (1905-1994) – композитор, дирижер, педагог, народный артист СССР (1958), лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премий (1950), Герой Социалистического Труда (1975), генерал- майор (1973), начальник, художественный руководитель и главный дирижёр Краснознамённого ансамбля (1946- 1986). Сын – Александров Владимир Александрович (1910-1978) – композитор, дирижёр, заслуженный артист РСФСР (1949), заслуженный деятель искусств РСФСР (1960), руководитель и дирижёр оркестра Краснознамённого ансамбля (1942 – 1968). Сын – Александров Александр Александрович (1912-1942), композитор, дирижёр, руководитель оркестра Краснознамённого ансамбля (1938-1942), погиб в 1942 г. Работали в ансамбле и внуки: Юрий Александрович работал концертмейстером и хормейстером, Олег Борисович – в оркестре музыкантом; внук Евгений Александров работает в качестве директора и хранителя Музея Краснознамённого ансамбля и семьи Александровых. Жизнь Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова продолжается. В 2005 г. в Ансамбле открылись концертный зал «Александровский» и Музей Академического Ансамбля Российской Армии и семьи Александровых. Сочинения А.В. Александрова - музыка государственного гимна СССР (1943)  опера «Руслана» (1913)  кантата «Поэма об Украине» для солистов, хора и оркестра (1943)  симфония (1912)  поэма «Смерть и жизнь» (1911)  соната для скрипки и фортепиано (1913, новая редакция – 1924)  песенные композиции: «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929), «Песнь о Магнитострое» (1930), «Перекоп» (1932) и пр. песни (для хора): «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Эшелонная», «Волжская бурлацкая», «Голубая ноченька» (1933), «Забайкальская», «Бейте с неба, самолеты» (1934), «Песня о военном комиссаре» (1938), «Гимн партии большевиков» (1939), «Песня о Ленине», «Священная война» (1941), «Святое Ленинское знамя» (1942), «Цвети, Советская страна» (1943), «Песня победы» (1945) и др.; обработки песен Гражданской войны: «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Дальневосточная партизанская» («По долинам и по взгорьям») и др.; обработки народных песен: «Дуня-тонкопряха», «Снеги белые, пушистые», «Ноченька», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Сусидка» и др. После прекращения существования СССР возник вопрос о необходимости создания нового гимна. Однако не решили проблемы ни основанная по этому поводу правительственная комиссия, ни попытки узаконить мелодию Глинки в качестве официальной государственной мелодии, ни объявленный всероссийский конкурс на написание гимна. Величественное произведение, созданное Александровым в 1943 году, оказалось вне конкуренции – пусть даже текст был заново переписан. Таким образом, за свою удивительно творческую жизнь А.В. Александров создал три грандиозных по своим масштабам символа: - Ансамбль красноармейской песни и пляски (с 1949 г. – Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова); - музыка Гимна Советского Союза и России, символ нашей державы;  песня «Священная война» – символ Великой Отечественной войны. Наиболее известные произведения 1911 – 1946 годов: Песни: - Вспомним-ка, товарищи (сл. С. Алымова)  Священная война (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941)  За великую землю Советскую (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941)  Песнь о Советском Союзе (сл. М. Голодного, 1942)  25 лет Красной Армии (Несокрушимая и легендарная) (сл. О. Колычева)  Цвети, Советская страна (сл. B. Лебедева-Кумача, 1943)  Песня победы (сл. А. Шилова, 1945)  Жить стало лучше (сл. В. Лебедева-Кумача, 1936) - Эшелонная (Боевая красногвардейская) (сл. О. Колычева)  Песня о военном комиссаре (сл. О. Колычева)  Голубая ноченька (сл. С. Алымова, 1933)  Волжская бурлацкая (сл. О. Колычева, 1933)  Песня краснофлотцев (Морская песня) (сл. Н. Лабковского, 1943)  Бой у озера Хасан (сл. С. Алымова)  На Каспийском сером море (сл. С. Алымова)  Налетели на Царицын враны (Смерть партизана) (сл. О. Колычева)  О папанинцах (Слава храбрым) (сл. B. Лебедева-Кумача)  Орлиное племя (сл. B. Лебедева-Кумача)  Песня о Лазо (сл. Б. Зернит, 1938)  Героическая лётная (сл. С. Алымова, 1934)  Песня о Климе Ворошилове (сл. О. Колычева и А. Шилова, 1938)  Марш артиллеристов (сл. A. Шилова и И. Шувалова, 1941)  Плясовая походная (сл. Д. Седых, 1944) Духовная музыка: «Христос воскресе», поэма для хора, оркестра, органа и солистов (1918), Концерт «Помилуй мя, Боже» (1926), 6 песнопений Литургии, 2 песнопения Страстной седмицы «Разбойника благоразумнаго», 8 песнопений Всенощного бдения, «Величание» святителю Николаю Чудотворцу, «Хвалите имя Господне». Оперы: «Русалка», по А. Пушкину (дипломная работа, 1913); «Смерть Ивана Грозного», в трёх действиях по пьесе А. Толстого (1913, не окончена). Для оркестра: Симфоническая поэма «Смерть и жизнь» (1911), «Симфония fismoll» в 3 частях (1912). Другие произведения: Соната для скрипки и фортепиано (1-я редакция – 1913, 2-я редакция – 1924), Концерт для хора в четырёх частях (1917), Песенные композиции (монтажи) – «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929), «Особая Краснознаменная Дальневосточная армия» (1929), «Красный флот в песнях» (1929), «Песнь о Магнитогорске» (1930), «7-я Краснознаменная дивизия» (1931), «Перекоп» (1932), «Пути побед» (1933), «Песнь о Царицыне» (1933). Обработки революционных и солдатских, народных песен, песен разных народов, произведений оперной и камерной классики: «Ах ты, степь широкая», «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге», «По долинам и по взгорьям», «Глухой, неведомой тайгою», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Из-за лесу», «Ой, да ты калинушка», «Глухой, неведомой тайгою», «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой», «Плещут холодные волны», «Варяг», «Ноченька», «Во поле берёзонька стояла», «Не осенний мелкий дождичек», «Ты взойди, солнце красное», «Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка», «Ой, при лужку, при луне», «Калинка», «Сулико», «Сусидко», «Взяв бы я бандуру», «Марсельеза», «Походная», «Хор солдат» Ш. Гуно, «Ода радости» Л. Бетховена, «Тише, тише» Дж. Верди, «Эхо» О. Лассо и пр. Музыка к мультфильму «Красная шапочка» (1937).

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)

Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной» (для младших школьников)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019