ГОЛОС - звук, издаваемый человеком при разговоре,
пении, крике, смехе, плаче.
ТЕМБР – («отличительный знак») - окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука (наряду с его высотой, громкостью и длительностью).
Голос каждого музыкального инструмента предстает перед нами непосредственно с определенными сочинениями.
Учитель музыки, высшей категории, МОУ "Каслинская СОШ № 27" Горбатова Н.В.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Очень, очень давно самым любимым музыкальным инструментом была лютня. Это струнный инструмент с нежным благородным звуком.
Лютня сопровождала пение, игру других инструментов и и танцы.
Учитель музыки, высшей категории, МОУ "Каслинская СОШ № 27" Горбатова Н.В.
«МЕНУЭТ» И.КОНРАДИ
Менуэт- старинный народный французский грациозный танец.
С середины 16 века стал бальным танцем.
Музыка «Менуэта» построена на сочетании контрастных музыкальных тем.
Первоначальная тема, грациозная и светлая (мажор), словно расцвечена множеством узоров, украшений.
В теме средней части отчетливо слышны энергичные, мужественные («мужские») интонации.
Они оттеняют изящество, женственность первой темы.
Учитель музыки, высшей категории, МОУ "Каслинская СОШ № 27" Горбатова Н.В.
Сказка "Чудесная лютня«
У бедного кочевника-бедуина был сын по имени Альфарабби. Семья кочевала по песчаным просторам пустыни. То раскидывали шатер и делали остановку, то навьючивали верблюда и шли вперед, не только днем, но и ночью под высоким шатром звездного неба.
Величава и тиха пустыня. Но для того, кто в ней родился, она не безмолвна. Альфарабби с младенческих лет улавливал и отдаленный шелест песка, и шорох проползающей ящерицы, и потрескивание камыша у соляной заводи.
Что это, что? — спрашивал он.
Однажды ему встретилась другая кочующая семья, и Альфарабби увидел лютню.
Когда он сам взял в руки инструмент и коснулся струн, они запели. Запели, как спрятавшаяся в ветвях залетная птица, как струи ручья, что пробивается среди скал.
Что это, что? — спрашивали теперь другие, услышав игру Альфарабби.
Когда Альфарабби кончил играть, Али, которому принадлежала лютня, сказал:
Возьми эту лютню, пусть не замолкают ее струны в твоих руках. Иди и пой людям. Пой доброму и злому, пой справедливому и жестокому.
С тех пор Альфарабби не расставался с лютней.
Теперь он ходил по всей стране, все больше и больше узнавал жизнь.
Видел он слезы и радость, улыбку и страданье трудовых людей. Все это он хотел передать в песне.
Все трудности вынес Альфарабби, чтобы попасть в далекую страну, где жил великий мастер, постигший в совершенстве высокое искусство музыки.
Учитель музыки, высшей категории, МОУ "Каслинская СОШ № 27" Горбатова Н.В.
Кто ты и откуда? И чего ты хочешь? — спросил тот, кого искал Альфарабби, когда с лютней в руках Альфарабби переступил его порог.
Я хочу одного, — сказал Альфарабби, — стать твоим учеником. Остановись, — прервал учитель, — не надо слов. Слова оставь поэтам. У тебя лютня. Возьми ее и расскажи мне песней про твою родину и твой народ.
Альфарабби взял лютню и заиграл.
Вижу, вижу, — шептали его губы, — благоухающие сады в роскошном весеннем наряде и тучные нивы. Откуда же стон? Да, то труженик под палящим солнцем гнет спину на чужой земле... — Альфарабби играл.
Это шумит водопад, — шептал учитель, — он низвергается в темную пропасть, и жутко заглянуть туда. А горы взлетают вершинами в самое небо...
Воды не находят для себя выхода, — опять волновался учитель, — они грозно разливаются вширь, затопляют все вокруг. Объятые ужасом, разбегаются люди... — Альфарабби играл.
Вижу, — сказал учитель, — это тонкое, как паутинка, каменное кружево, выточенное художником, чтобы украсить творение другого художника — зодчего... — Так играл Альфарабби, а великий мастер слушал. Оба не замечали, как солнце заканчивало свой дневной путь. Когда угас последний луч, учитель сказал:
Ты рассказал мне все. Теперь я знаю твою страну. Прекрасна твоя родина, и благороден твой народ.
И принял великий мастер Альфарабби к себе. Был Альфарабби самым прилежным из всех его учеников.
Учитель музыки, высшей категории, МОУ "Каслинская СОШ № 27" Горбатова Н.В.
Вопросы к сказке о музыке:
-Чем Альфарабби отличался от других детей? Почему лютня так прекрасно заиграла в его руках?
-Почему Альфарабби, несмотря на свое природное мастерство, решил отправиться к великому мастеру, «постигшему в совершенстве высокое искусство музыки»?
-Каким человеком был великий мастер? Что он больше всего ценил в своих учениках? Чему он хотел их научить?
-Можно ли музыкой рассказать о своей стране, своей жизни, самом себе?
-Что изменилось в игре Альфарабби, после того как он вернулся от великого мастера? Чему великий мастер научил его?
-Почему Альфарабби не послушался воли султана?
-Почему музыка юноши не могла принадлежать только одному человеку? -Кому на самом деле принадлежит музыка?
-За что юноша любил старика Али? Какую роль он сыграл в его жизни?
-Слушали ли вы когда-нибудь музыку, от которой у вас улучшалось или портилось настроение?
Учитель музыки, высшей категории, МОУ "Каслинская СОШ № 27" Горбатова Н.В.
«ТОНКАЯ РЯБИНА»,
обработка русской народной музыки
Звучание лютни можно сопоставить со звучанием – гитары.
Песенность «Тонкой рябины» сочетается с вальсовой трехдольностью, никнущие, плачущие интонации в конце фраз сродни горестному вздоху, неяркие краски (минор), неторопливый темп создают запоминающийся образ.
Какая главная мысль песни?
Одиночество, тоска, печаль, несбыточные мечты.
А. Иванов - Крамский
Учитель музыки, высшей категории, МОУ "Каслинская СОШ № 27" Горбатова Н.В.
Список литературы1. Учебник Музыка, 1 класс, Е.Д. Критская, Москва, Просвещение, 2014 год2. https://soundtimes.ru/starinnye-muzykalnye-instrumenty/lyutnya3. https://www.liveinternet.ru/users/berta75/post38565826 4. https://soundtimes.ru/tantsy/menuet5. https://ru.kilosound.org/song/67119792/mp3/ig-konradi-menuet-lyutnya
Учитель музыки, высшей категории, МОУ "Каслинская СОШ № 27" Горбатова Н.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.