Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.В средней группе следует создавать среду для самостоятельного проведении детьми музыкально-дидактических упражнений - предлагать настольно-печатный, игровой музыкально-дидактический материал
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
«ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН»
Программное содержание: Содействовать
возникновению у детей устойчивого интереса к
самостоятельному ритмическому музицированию.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Воспитатель дает кому-нибудь из
детей в бубен
и поет песню:
Постучи Марина в бубен (Ребенок делает то, о
чем поется
Мы в ладоши хлопать будем. ( в песне – играет в
бубен, отдает
Постучи веселей, (его другому ребенку,
чье имя
Посильнее в бубен бей. (воспитатель называет).
Ай Марина как играет (Постепенно в пение
включаются
Как по бубну ударяет. (все дети)
Веселее поиграй,
Диме бубен передай
«ПЛАТОЧЕК»
Программное содержание: Побуждать детей
импровизировать танцевальные движения с платочком.
Ход игры:
Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре
круга стоит ребенок с голубым платочком в руке:
Галя по садочку ходила, (дети поют стоя в кругу.
Галя с платком
(ходит мимо детей и на
слово
Свой платочек там уронила. ( «уронила» роняет платочек.
И ребенок
(около которого упал
платочек, поднимает
( его)
Обошла тут Галя садочек (Галя ходит и ищет платочек.
Не найдя его,
Ищет голубой свой платочек (садится в центре круга и
«плачет»Не горюй , подруженька Галя,(Дети, взявшись за руки
сужают круг и
Мы платочек твой разыскали.( отходят назад, расширяя
круг.
( С окончанием куплета
останавливаются
Под малиновым под кусточком (и
разъединяют руки.
Под зелененьким под листочком (Ребенок, который нашел
платок,
(поднимает его
вверх и говорит:
(«вот он!» и
убегает).
(Если Галя поймает
ребенка,
(то оба идут в центр
круга и танцуют.)
ВЕСЕЛАЯ ДЕВОЧКА ТАНЯ
Программное содержание: Закреплять имеющиеся
двигательные навыки у детей.
Ход игры:
Дети идут по кругу и поют, а девочка танцует –
выполняет «пружинку».
Вот как наша Таня нарядилась.
Вот как наша Таня в пляс пустилась.
Припев:
Каблучок мой топай смелее, ( Таня притоптывают ногой,
ставя на
Да пускайся в пляс веселее!(на пятку и кружится, а
дети хлопают.)
(Таня становится в круг.)
Вот как наш Дима нарядился,
Вот как наш Дима в пляс пустился.
Припев (Движения те же).
Третий куплет повторяется с изменением имени ребенка.
Вот как наши дети нарядились, (Дети выполняют те
же движения
Вот как наши дети в пляс пустились.(или свободная
пляска)«МЫ НА ЛУГ ХОДИЛИ»
Программное содержание: Закреплять умение
выполнять движения легко, ритмично в соответствии с
текстом.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре стоит ребенок – зайчик:
Мы на луг ходили хоровод водили.(Дети, взявшись за
руки,
Вот так на лугу хоровод водили. (идут по кругу, а
заяц прыгает)
Задремал на кочке зайка в холодочке,(Дети
присаживаются на корточки
Вот как задремал зайка в холодочке. (и показывают, как
дремлют зайки.
(Заяц садится
на пенек и делает
(вид, что
задремал.)
Разбудить хотели, в дудочки дудели (Дети встают и
поют, имитируя
Ту-ру, ру-ту-ту, в дудки мы дудели (игру на дудочке.
Заяц спит.
Зайку мы будили,- в барабаны били . (Дети имитируют
игру на барабане.
Бум-бум, тра - там -там, в барабаны били.
Зайка, просыпайся! Ну-ка поднимайся-( Дети сужают круг
и расширяют
Вот-так, не ленись, ну-ка поднимайся! (Заяц просыпается
и встает.)
«ЗАЙМИ ДОМИК»
Программное содержание: Формировать умение
действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве,
развивать ловкость внимание, умение двигаться в разных
направлениях.
Ход игры:
Дети стоят в маленьких кружках – «домиках». В каждом
«домике»- птичка. В центре комнаты сидит «птичка»,
которой не хватило «домика».На 1ч.музыки дети спокойным шагом идут в своих
кружках. «Птички» сидят в кружках.
На 2ч.музыки дети останавливаются, поднимают
сцепленные руки вверх. Все птички летают по комнате в
разных направлениях. По окончании музыки каждая
птичка стремится поскорее занять любой «домик».
Игра повторяется: водит та «птичка», которой не хватило
«домика».
«ВАСЬКА – КОТ»
Программное содержание: Создание эмоциональной
творческой атмосферы для развития коммуникативных
качеств у детей. Развивать у детей музыкальную память,
умение двигаться в соответствии с формой музыкального
произведения и сменой частей музыки.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается «кот» и 5-6
«мышек». «Мышки идут за круг, а «кот» - в середине
круга.
Ходит Васька серенький, (Дети поют и ходят вправо и
влево по кругу.
Хвост пушистый беленький,(Кот выполняет движения по
тексту песни.
Ходит Васька-кот.
Сядет умывается,
Лапкой вытирается,
Песенки поет.
Дом неслышно обойдет,
Притаится Васька-кот,
Серых мышек ждет…
Мышки, мышки, вам беда, (По окончании песни дети
поднимают руки,
Не бегите никуда! (образуя «ворота».
Всех поймает кот. («Кот начинает ловить
мышек,
(пробегая в ворота. Игра
кончается, когда
(«кот» поймает всех
«мышек».ВЕСЕЛИСЬ ДЕТВОРА
Программное содержание: Подражать движениям
животным, которых дети изображают в пении.
Ход игры: Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Веселись детвора, поиграть пришла пора, (Дети идут по
кругу и поют)
Веселись детвора, начинается игра.
Как мяучит кисонька? «Мяу-мяу-мяу» (Дети
останавливаются и
А как лает Жученька? «Гав-гав-гав» (подражают
движениям животных)
Как мычит коровушка? «Му-му-му»
А как свинка хрюкает ? «Хрю-хрю-хрю».
Веселись детвора, продолжается игра, (Дети идут по
кругу и поют)
Веселись детвора, продолжается игра.
Как лягушки квакают? «ква-ква-ква» (Дети выполняют
движения
А утята крякают? «Кря-кря-кря» (в соответствии с
текстом)
Воробьи чирикают? «Чик-чирик»
По дорожке прыгают ? «Прыг-прыг-прыг»
«НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
Программное содержание: Различать разнохарактерную
музыку и передавать образные движения в соответствии
с музыкой. Упражняться в легком беге, прямом галопе,
прыжках, пружинящем шаге. Точно останавливаться в
конце каждой части музыки.
Ход занятия: Дети стоят группами в четырех углах
комнаты. Это «домики», в которых живут «зайчики»,
«медведи», «лошадки», «птички».
На соответствующую музыку дети каждого «домика»
двигаются по очереди, учитывая характер музыкального
звучания.
«Зайчики» прыгают на 2-х ногах, «лошадки» скачут
прямым галопом, «медведи» идут переваливаясь с ноги
на ногу, «птички» легко бегут, подняв руки в стороны.
При повторении игры дети меняются местами и ролями.ЗА ГРИБАМИ В ЛЕС ИДЕМ
Программное содержание: Совершенствовать
имеющиеся музыкально-двигательные навыки, сужение и
расширение круга. Передавать движения игрового
персонажа.
Ход игры: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Внутри
круга стоит ежик.
За грибами в лес идем, (Дети идут по кругу, а ежик-
делает «пружинку»
Прыгаем по кочкам,
А в лесу колючий еж, (Дети сужают круг,
Стережет грибочки. (Расширяют круг)
Ты нас ежик не коли, (Дети останавливаются и грозят
пальцем ежу)
Ты нас лучше догони. (Делают «воротики», а
воспитатель дотрагивается
(до ребенка и он убегает от
ежика)
«АИСТ И ЛЯГУШАТА»
Программное содержание: Совершенствовать прыжки с
продвижением вперед и высокий подъем ног.
Воспитывать терпение, внимание.
Ход игры: Дети- «лягушата» стоят врассыпную, а
ребенок- «аист» стоит в стороне.
Скачут, скачут лягушата- (Дети «лягушата» прыгают в
произвольном
Скок, поскок, скок, поскок. ( направлении)
Скачут бойкие ребята-
Прыг на кочку под листок.
Аист вышел на болото- (Лягушата выполняют «
пружинки», аист ходит
Погулять, погулять. ( вокруг них)
Прячьтесь живо лягушата (Лягушата присели и не
шевелятся, аист ходит
Чтоб не смог вас отыскать.(между ними , кто из лягушат
пошевелится
( того аист забирает к
себе)«ДОЖДИК»
Программное содержание: Согласовывать движения с
музыкой, меняя их в зависимости от смены характера
музыки.
Ход игры: Дети стоят в кругу.
1часть(«Прогулка»). Дети выходят из круга и ходят по
всему залу- гуляют.
2часть(«Пляска»). Пляшут, используя знакомые плясовые
движения.
3часть («Дождик»). Смотрят вверх и поднимают ладошки –
ловят капельки дождя.
4часть . Убегают на свои места.
«ДУДОЧКА – ДУДА»
Программное содержание: Двигаться в соответствии с
характером музыки, передавать в движении содержание
текста песни. Выразительно передавать игровой образ,
используя знакомые плясовые движения. Воспитывать
внимание, выдержку.
Ход игры: Дети стоят в кругу, ребенок(Коля) стоит в
центре круга с дудкой.
Стоит Коля на лугу, (Дети идут по кругу и поют,
Он играет во дуду. (Коля играет на дудке)
Хорошо дуда играет,
Выговаривает.
Выходите-ка на луг, (Дети сужают круг)
На зеленый луг гулять,
На зеленый луг играть, (Расширяют)
Да под дудку плясать
Коля продолжает играть на дудке, дети танцуют,
используя знакомые движения. Воспитатель
говорит: «Дудка больше не играет, Коля деток
догоняет». Дети убегают, Коля старается кого-нибудь
поймать. Игра повторяется с другим ребенком-ведущим.