Музыкальный проект "Сказочные встречи с музыкой"
Оценка 4.9

Музыкальный проект "Сказочные встречи с музыкой"

Оценка 4.9
doc
музыка
Детсад
12.08.2023
Музыкальный проект "Сказочные встречи с музыкой"
Музыкальный проект Сказочные встречи с музыкой.doc

МДОУ «Детский сад №55

 г. Ярославль

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Сказочные встречи с музыкой».

Автор проекта: Музыкальный руководитель: Захарова Юлия Александровна.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Тип проекта: Творческий, коллективный.

Доминирующая в проекте деятельность: Восприятие музыки;

Направленность деятельности: Воспитательно-образовательная,

художественно-эстетическая;
Участники проекта:

·       Дети группы «Малинка» воспитатели: Ситникова А.В. Камкина Т. И., родители;

·       Дети группы «Жемчужинка» воспитатель: Мамыкина О. В., учитель-логопед Белова Е. А., родители;

·       Дети группы «Росинка» воспитатели: Еремеева Любовь Борисовна, Смирнова Нина Ивановна;

·       Студентка  3 курса  В.А.;

·       Музыкальный руководитель: Захарова Ю.А.

Возраст детей: 5,6,7лет (старший и подготовительный к школе возраст) .

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Как помочь ребенку накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки) и использовать опыт восприятия музыки при слушании музыкальных произведений в творческих импровизациях,  и в продуктивной деятельности.

Актуальность проблемы: ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу: формирование общей культуры личности. Понятие музыкальной культуры дошкольников входит в понятие общей культуры и включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений. Музыкальная культура, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкально-эстетическое сознание, включающее в себя три компонента: интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания; музыкальный вкус.

Активное восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать ее и размышлять о ней.

Формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста через развитие восприятия музыки содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию, формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.

Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею.

Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего. 
 В современном мире у детей появилось множество других интересов. Но мы все равно любим смотреть, слушать и читать сказки. Время, проведенное за совместным чтением сказок, сближает родителей и детей, поколения. Мы сопереживаем героям, учимся отличать добро от зла. Тема добра и зла – одна из вечных тем. И в наше время она продолжает оставаться актуальной. Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки.

Цель проекта: Приобщение детей старшего и подготовительного дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через восприятие музыки и организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

Задачи проекта.

Для детей:

 -Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства.

-Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра, развивать музыкальную память).

- развивать основы культуры слушания музыки.

- прививать интерес к высокохудожественной музыке.

- развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку,

- побуждать передавать сказочные образы в исполнительском творчестве.

- раскрывать выразительные и изобразительные свойства музыки.

- познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах.

Для педагогов:

- Включение всех участников ВОП в реализацию проекта на уровне сотрудничества. 

Для родителей:

- Повышать компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания ребенка.

Форма проведения итогового мероприятия проекта Развлечение квест-игра с разными видами деятельности (музыкальная викторина, подвижные игры, танцы по показу…)  .

Название итогового мероприятия проекта Квест-игра «Проделки Бабы Яги» .

Продукты проекта:

Для детей.

 - 5 музыкальных занятий (НОД) с детьми «Музыкальная гостиная»;  

 - 5 занятий по продуктивной деятельности с дентьми.

Для педагогов.

 - Подбор методического материала к проекту;

- Диск с прослушанными музыкальными произведениями.

Для родителей.

- Создание альбома «Мой любимый сказочный герой» куда входят совместные работы детей с родителями. 

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей

- Повышение интереса к слушанию классической музыки и жанру сказки.

- Пополнение словарного запаса слов.

- Научить выражать свои впечатления в движении или художественном творчестве.

- Научить общаться в детском коллективе.

- Получить удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;

Для педагогов.

- Пополнение РППС по теме «Сказка»;

Для родителей.

- Установление партнёрских отношений с детским садом;

- Повышение интереса к восприятию классической музыки.

- Развитие творчества всех участников проекта.

 

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

 «СКАЗОЧНЫЕ ВСТРЕЧИ С МУЗЫКОЙ»

 

Автор проекта: Музыкальный руководитель Захарова Ю.А.

Познание

-Беседы о композиторах: Н.А.Римском-Корсакове, М.П.Мусоргском, А.К.Лядове;

- Просмотр презентаций: «Полёт шмеля», «33 богатыря», «Царевна-Лебедь», «Белка», «Баба Яга»;

-Беседы о средствах музыкальной изобразительности после прослушивания музыкальных произведений;

-Беседа «Эти мудрые сказки»;

-Беседа «Волшебные сказки»,

-Беседа о артисте Г.Ф.Милляре и презентация с его образом в сказках;

-Беседа «Волшебные вещи в сказках»;

-Беседа «Баба Яга такая разная».

-Просмотр мультфильмов: «Гуси-Лебеди, «Сказка о царе Салтане»;

-«Ивашка из дворца пионеров».

Чтение художественной литературы

-А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»;

-А.Никольская и А.Голубев «Славянская чудо-юдология»;

Р.н.с.: «Гуси-Лебеди», "Марья Моревна", "Заколдованная королевна", "Марфа - крестьянская дочь", "О молодильных яблоках и живой воде", "Иван Быкович".

Коммуникация и социализация

-Игра «Маша и медведь» (варежковый театр);

-Игра «Репка» (би-ба-бо);

- Игра «Чьи слова»;

-Дидактические мгры и упражнения по сказкам: «Назови сказочного героя с необычным видом», «Покажи мимикой сказочного героя», «Что лишнее», «Сказочная чепуха»…

-Ряженье в группах с обыгрыванием сказок.

Труд

-Уборка стеллажей в театральной зоне группы;

-Помощь в раздаче музыкальных инструментов;

-Ручной труд из природного материала «Баба Яга»;

-Ручной труд из бросового материала «Шмель».

Безопасность

-Беседа «Чему учат сказки» оп ОБЖ;

-Чтение «Осторожные сказки» Т.А.Шарыгина.

Здоровье

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Артикуляционная гимнастика;

-«Сказочные распевки» А.А. Евтодьевой.

 

Физическая культура

-Эстафета «По сказочной дорожке»;

-Подвижные игры на прогулке со сказочными образами;

Художественное творчество

-Нетрадиционная техника рисование (тычкование) «Белка»;

-Коллективная работа (аппликация) «Царевна-Лебедь»;

-Аппликация и рисование «33 богатыря»;

-Рисование «Моя любимая сказка»;

-раскраски «Сказочные герои».

Режимные моменты

-Загадки о сказочных героях;

-Загадки о волшебных предметах в сказках;

-Загадки-обманки «Узнай сказку» в режимные моменты;

-«сказочные» скороговорки.

Музыка

-Слушание произведений: Н.А.Римский-Корсакова «Полёт шмеля», цикл «Три чуда»;

-Слушание произведений: А.К. Лядов «Баба Яга», М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П.И.Чайковского «Баба Яга»;

-Танцевальные импровизации: «Царевна-Лебедь», «33 богатыря» (с тканью и гимнастическими палками);

-Оркестр «Белка»;

-Танец «Баба Яга».

Формы взаимодействия с семьей

-Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка»;

-Индивидуальные консультации на тему «Слушание классической музыки с детьми»;

-Создание альбома «Мой любимый сказочный герой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МДОУ «Детский сад №55»

 г. Ярославль

Музыкальный руководитель:

Захарова Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Музыкальная гостиная»

Цикл музыкальных занятий

(непосредственной образовательной деятельности)

с детьми

 в рамках проекта

 «Сказочные встречи с музыкой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной вид деятельности: Восприятие музыки.

Цель: Формирование художественно - эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки.

Задачи:
- расширить кругозор детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина и музыке: Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.К. Лядова, П.И. Чайковского.
- в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- развивать творческий потенциал детей;
- развивать внимание, мышление, память;
- формировать умение принимать самостоятельное решение при выборе ответов, доказывать, анализировать;

-обогащать художественно-эстетическое восприятие детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 занятие.

 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем встречи со сказкой в музыке. Вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Мы с вами на занятиях слушали музыку и представляли разные образы. Напомните мне, о чем может рассказать музыка? (Ответы детей) О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки. А какие ваши любимые сказки? (Дети перечисляют свои любимые сказки). Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Давайте немного вспомним её, я буду задавать вопросы, а вы на них попробуйте ответить.

На экране проектора появляются иллюстрированные ответы.

1. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком?
Три
2. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын?
Бочка
3. Что делала в сказке белка?
Пела песенки, танцевала, грызла орешки.

4. Какую птицу он спас от коршуна?

 Лебедя

5. Что блестит под косой у царевны Лебедь?
Месяц
6.Давайте вспомним, в кого преврашала князя Гвидона Царевна-Лебедь, чтобы он мог попасть к своему отцу?

Комара, муху, шмеля

Музыкальный руководитель: Музыку к этой сказке написал композитор с длинной двойной фамилией, его зовут  Н.А.Римский-Корсаков. Давайте повторим (Дети повторяют)

На проекторе слайд с фотографией композитора.

Музыкальный руководитель: Представьте, что мы попали в сказку и слышим, как князь Гвидон, превратившись в шмеля, летит  за кораблём. Музыка так и называется «Полёт шмеля».

Восприятие музыки «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова.

Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ребята, с помощью каких инструментов композитор  изобразил полет шмеля?   (Скрипки, фортепиано)

 Музыка гудящая, «шмелиная», звуки быстрые, короткие, назойливые. Так и представляешь шмеля и хочется от него отмахнуться. Жужжит то справа, то слева, то тише,  то громче, а никак его не поймаешь.  Эта музыка Римского-Корсакова так понравилась людям, что её стали исполнять на различных инструментах – на скрипке, на кларнете, на баяне и даже исполняют её голосами. Мы сейчас с вами прослушаем, как её исполняет мужской хор.

Звучит аудиозапись.

А сейчас, её исполняют на аккордеоне.

Звучит аудиозапись.

Теперь прослушайте, как она звучит в исполнении…….

Звучит аудиозапись.

Какие разные голоса у инструментов, а музыка так же красочно изображает полёт шмеля.

Просмотр видео-отрывка «Полёт шмеля».

 

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам вместе с воспитателями в группе сделать своих шмелей, такими, какими вы их смогли представить.

 

2 занятие.

 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята!  Сегодня нас с вами музыка опять приглашает в сказку. Давайте вспомним, какой музыкальный образ мы с вами прослушали на прошлом занятии? (Ответы детей).

Восприятие музыки «Полёт шмеля» Н.А. Римский-Корсаков.

Музыкальный руководитель: Ребята, а в какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане»). А кто автор сказки? (А.С.Пушкин) .  Вы помните  как зовут композитора, который  написал эту музыку? (Н.Римский – Корсаков).  В этой сказке происходит много чудес: князь Гвидон превращается в насекомых, а ещё какие чудеса вы помните? (Ответы детей)

 

Восприятие музыки «33 богатыря» Н.А. Римского-Корсакова.

 

Музыкальный руководитель: Предлагаю послушать другой музыкальный отрывок и угадать по стихотворению, о каком чуде идет речь.

 Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Ответы детей.

На экране возникает слайд 33 богатыря.

Дети слушают отрывок «33 богатыря» Н.А. Римского-Корсакова.

А теперь давайте подберем слова и скажем, какая прозвучала музыка?

Ответы детей.

В этой музыке композитор передал два образа: тему моря, музыка моря взволнованная, суетливая, торопливая, беспокойная.

И тема богатырей, она звучит смело, громко, решительно, грозно, торжественно.

Предлагаю вам с помощью движений изобразить эти две темы, по очереди каждая группа, девочки превратятся в морские волны, будут изображать море, а мальчики станут богатырями.

Девочки берут две широкие полоски голубой ткани из органзы, присаживаются и изображают колебание волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.

Музыкальный руководитель: молодцы, проходите на стульчики.

Предлагаю посмотреть, на иллюстрации разных художников и сравнить как по-разному видят художники.

На проекторе дети видят слайды с изображением богатырей в исполнении разных  художников.

Как изображены богатыри? (Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами) Какие у них одежды, оружие? (Богатыри в кольчугах и шлемах, в руках шиты и мечи) Какой пейзаж окружает? (Бурлящее море, взволнованное и пенное) Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? («Становится не страшно, так как богатыри могут защитить»; «Видно, что они ничего и не кого не боятся»; «Если охраняют такие богатыри, значит, не страшны никакие враги»; «Мне нравится, что они красивые и одинаковые» ) и т.д.

 

Музыкальный руководитель: Ребята, вам задание, сделайте в группе с воспитателями картину с богатырями, такими, какими вы их представили.

 

 

3 занятие.

 

Дети проходят в музыкальный зал под музыку «33 богатыря» Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Вы узнали музыку под которую заходили в зал? Ответы детей.(33 богатыря)

А сейчас давайте мы полетим за шмелем. Может быть, увидим и услышим ещё  какое-нибудь чудо?

Восприятие музыки «Полёт шмеля»

На проекторе появляется изображение белки по сказке А.С. Пушкина.

Музыкальный руководитель:

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Белку слуги стерегут.

Дети слушают отрывок «Белка» Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель:

Ребята, опишите пожалуйста музыку, которая изображает белочку, какая она?

Ответы детей. Я с вами соглашусь, она звонкая, светлая, хрупкая, тонкая, прозрачная, весёлая. Звуки, которыми композитор изображает белочку лёгкие, короткие, быстрые, а за основу мелодии он взял русскую народную песню «Во саду ли в огороде». Муз.руководитель исполняет отрывок песни.

Просмотр видео-отрывка из мультфильма под музыку.

Я предлагаю нам с вами превратиться в оркестр. Какие инструменты подойдут к этой музыке, чтобы мы смогли изобразить белочку? Ответы детей.

Детям всех групп или по очереди раздают Воспитатели: колокольчики, металлофоны, маракасы, треугольники, кастаньеты, бубенчики.

Дети подыгрывают, прислушиваясь, и стараются передать характер музыки на инструментах под звучание «Белка» Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель: Ребята, вместе с воспитателями в группе изобразите белочку, как в сказке.

 

 

 

 

4 занятие.

Дети вместе с Воспитателями входят в зал под музыку «Белка» Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Вы узнали музыку? Кто вас пригласил сегодня в зал? Ответы детей. Конечно это белочка Н.А. Римского-Корсакова. Мы с вами уже знаем несколько чудес из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», это: 33 богатыря, белочка, а сейчас нас ждёт третье чудо.

На экране появляется иллюстрация к сказке Царевна-Лебедь.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

 А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.

 

Дети слушают отрывок «Царевна - Лебедь».

Музыкальный руководитель: Давайте представим какая она царевна - лебедь? (Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.) Ребята, а музыка, которая её изображает: плавная, красивая, напевная, ласковая, мягкая.

Просмотр видеоролика «Царевна-лебедь»

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите как по-разному увидели Царевну-лебедь художники.

 

Просмотр презентации «Царевна-лебедь».

Музыкальный руководитель: Я предлагаю сейчас мальчикам изобразить море, а девочкам превратится в прекрасных царевн-лебедей. Мальчики, какое море у нас по характеру будет? Спокойное, плавное. А движения девочек будут какие? Спокойные, размеренные, красивые, плавные, нежные.

Танцевальная импровизация «Царевна-Лебедь. Исполняется каждой группой отдельно.

Музыкальный руководитель: Ребята, в группе сделайте свою Царевну-Лебедь, изобразите её такой, как вы услышали.

 

 

5 занятие.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Каждая наша встреча в музыкальном зале стала сказочной. Мы с вами побывали в музыкальной сказке-опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и познакомились с разными чудесами и образами, давайте вспомним какими? Ответы детей. (33 богатыря, Принцесса-Лебедь, Шмель, Белка).

 А вот какому сказочному герою посвящено наше занятие сегодня, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Бабусю знает целый свет, 

Ей от роду лишь триста лет. 

Там, на неведомых дорожках, 

Дом её на курьих ножках. 

(Баба Яга)

Дети: Баба-Яга.
Музыкальный руководитель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о Бабе-Яге. Познакомьтесь!

На проекторе появляется изображение бабы Яги.
Музыкальный руководитель: Ребята, в каких русских сказках есть образ Бабы-Ягы?
Ответы: про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка».
 Музыкальный руководитель: А где же живет Баба-Яга?

Дети: В лесу.

Музыкальный руководитель: Правильно, угадали. А в каком лесу? (Детям на выбор, на проекторе предлагаются изображения солнечного леса и мрачного леса). Выберите лес, в котором живет Баба-Яга. Баба-Яга — один из злых образов русских народных сказок. А есть ли у Бабы-Яги друзья?

Дети: Да, есть. Называют друзей Бабы-Яги, отгадывая загадки:

На болоте иль в лесу
Я плету свою косу,
Путаю, заплетаю,
Детей в лес зазываю (кикимора).

Злой и страшный на лицо, 

Смерть запрятал он в яйцо, 

В Царстве золотых вещей 

Кто живет? - Живет... 

(Кощей)

Я сказочный, летучий, 

Огнедышащий, могучий 

Трехголовый грозный змей. 

Назови меня скорей! 

(Змей Горыныч)

В лохмотьях, заросший, седой,

С вечно всклокоченной бородой.

В лесу он обитает,

Грибников заманивает и пугает.

(Леший)

 

Музыкальный руководитель: Давайте рассмотрим картину русского художника Васнецова «Баба-Яга». Какой она изображена на картине?

Ответы детей: Она жестокая, страшная, бессердечная, уродливая, лохматые космы, костлявые руки, страшные глаза, нос крючком. Она быстро летает в ступе по лесу. Она похищает детей.

Музыкальный руководитель: Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается страшным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных.
А сейчас вы услышите музыку, которую написал русский композитор П.И.Чайковский. И называется эта пьеса тоже «Баба – Яга».

Восприятие музыки «Баба Яга» П.И. Чайковский.

Музыкальный руководитель: Ребята, как можно описать эту музыку? Какими звуками композитор изобразил Бабу Ягу?

Ответы детей: короткими, острыми, злыми, резкими, обрывающимися.

Музыкальный руководитель: Какой темп в музыке?

Ответы детей: быстрый, живой, не останавливается.

Музыкальный руководитель: На каком инструменте исполняют пьесу?

Дети: фортепиано.

Музыкальный руководитель: Какое настроение вызвала эта музыка?
Предполагаемый ответ детей: страшное, злое.

Музыкальный руководитель: Музыка рисует Бабу-ягу звуками короткими, острыми и даже злыми. Уже самое начало пьесы Чайковского «Баба-Яга» отличается фантастическим, угрюмым и зловещим характером.

Композитор словно увидел стремительный полет сказочной героини в ступе, настолько здорово он у него получился! Таких резких, напряжённых, неустойчивых звучаний в пьесе довольно много. Мы можем представить себе, как она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым, «колючим» взглядом; мы можем нарисовать в своём воображении всю картину беспокойного, тревожного её полета.
 

Музыкальный руководитель: А вот ещё одна Баба-Яга. Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра.

Восприятие музыки «Баба Яга» А.К. Лядов.

Баба-Яга села в ступу и вылетела со двора: пестом стала погонять, помелом след заметать… скоро послышался в лесу шум: деревья затрещали, сухие листья захрустели…»

Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-Яги (играет флейта) и подъезжающую ступу. Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее можно представить темный дремучий лес, в котором живет Баба Яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев.

И вот Баба-Яга понеслась, погоняя свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей. Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, будто ступа Бабы-Яги взвилась высоко в небо и унеслась.

Эта музыка звучит сначала тихо, потом громко, снова тихо – прилетела яга, покружила, снова улетела; Музыка и на низких и на высоких нотах; темп быстрый;

звуки злые, колючие, страшные.

 

Музыкальный руководитель: Еще один русский композитор посвятил свою пьесу Бабе-Яге – это Модест Петрович Мусоргский.

Его пьеса называется «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга». В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует сцену полета Бабы-Яги: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем, как и положено нечистой силе.
Баба-Яга прямо-таки и выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке... Она перед нами все время в движении – летит куда-то, останавливается, хромает, злится, бранится...»
Эта пьеса состоит из трёх частей. Итак, слушаем пьесу «Баба Яга».

Восприятие музыки «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского.

Музыкальный руководитель: Ребята, всегда ли музыка звучала одинаково?

Как она менялась в начале, в середине, в конце?

Какое настроение вызвала эта музыка?

Дети отвечают на вопросы.

Обобщение: Эта пьеса состоит из 3-х частей. Баба – Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. В первой  части пьесы резкие скачки и свист, но  во второй  части скачки и свист стихают и сменяются звуками волшебного леса. Скользят по небесной  лазури стрекозы, порхают бабочки, весело щебечут птицы, но… чары быстро рассеиваются. В музыке  третьей части снова возникает вихрь резких, скачущих звуков, злая Баба – Яга продолжает свой разбойничий полет. Первая часть рисует образ Бабы Яги злой, хромой, которая опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Бабой Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер.

Музыкальный руководитель: Страшная Баба-Яга? Такая же как и в пьесе П.И.Чайковского и А. Лядова?

Дети: да, страшная, но немного другая.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря волшебному сказочному образу - Бабе Яге. Понравилась музыкальная Баба Яга? Дети отвечают.

Ребята, а встречался ли вам образ Бабы Яги весёлый, не злой? Ответы детей.

Я предлагаю вам немного подвигаться и вспомнить наш любимый танец «Баба Яга».

Дети исполняют танец под песню Т.Морозовой «Баба Яга»

 

Музыкальный руководитель: Ребята, мне бы ещё хотелось вас познакомить с замечательным артистом Георгием Францевичем Милляром, который играл роль Бабы Яги в детских сказках, и смог сделать этот образ неповторимым и даже милым.

Просмотр видеоролика с кадрами из детских кинофильмов.

 

Музыкальный руководитель: Ребята, я думаю, что услышав и увидев так много образов Бабы Яги, вы теперь сможете её сделать из природного материала в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Сказочные встречи с музыкой»

Этапы проекта

Действия

детей

Действия педагогов

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

 

 

-Постановка вопросов: Какую музыку вы слушаете дома, какая музыка вам нравиться, какие музыкальные образы вам запомнились с музыкальных занятий.

-Метод трёх вопросов, подведение к беседе.

-Разработка проекта;

-Подбор наглядного, музыкального, видео, методического материала;

-Составление  занятий;

-Изучение опыта других педагогов;

-Подбор консультаций для родителей:

-Включение родителей в процесс проекта.

-Создание презентаций к занятиям по проекту.

 

-Семейные беседы с детьми по проекту.

-Ответы на вопросы анкеты: «Сказка в жизни вашего ребёнка»

Деятельностный

(непосредственная деятельность  по проекту, поэтапная оценка)

 

 

Осуществление всех видов деятельности по составленной системной паутинке

-Проведение цикла занятий (НОД) с детьми на восприятие музыки.

-Информационные консультации для родителей;

-Цикл занятий продуктивной деятельности с детьми;

-Создание родителями совместно с детьми рисунков для альбома «Мой любимый сказочный герой»

-Чтение русских народных сказок.

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

 

 

 

 

 

-Восприятие музыкального образа через синтез искусств.

-«Музыкальная викторина»

-Организация развлечения квест-игры «Проделки Бабы Яги»;

-Обобщение методического, наглядного материала по проекту;

-Пополнение РППС по теме «Сказка» в группах;

-Создание альбома «Мой любимый сказочный герой»;

-Поделиться опытом по проекту с коллегами.

 

 

 

 

 

-Создание домашней  аудио-коллекции  классической музыки для слушания совместно с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МДОУ «Детский сад №55 г. Ярославль

МДОУ «Детский сад №55 г. Ярославль

Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало

Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало

Для педагогов: - Включение всех участников

Для педагогов: - Включение всех участников

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «СКАЗОЧНЫЕ

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «СКАЗОЧНЫЕ

Сказочные распевки» А.А. Евтодьевой

Сказочные распевки» А.А. Евтодьевой

МДОУ «Детский сад №55» г. Ярославль

МДОУ «Детский сад №55» г. Ярославль

Цель: Формирование художественно - эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки

Цель: Формирование художественно - эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам вместе с воспитателями в группе сделать своих шмелей, такими, какими вы их смогли представить

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам вместе с воспитателями в группе сделать своих шмелей, такими, какими вы их смогли представить

Как изображены богатыри? ( Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами )

Как изображены богатыри? ( Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами )

Дети вместе с Воспитателями входят в зал под музыку «Белка»

Дети вместе с Воспитателями входят в зал под музыку «Белка»

Там, на неведомых дорожках,

Там, на неведомых дорожках,

Музыкальный руководитель: Ребята, как можно описать эту музыку?

Музыкальный руководитель: Ребята, как можно описать эту музыку?

Дети отвечают на вопросы . Обобщение:

Дети отвечают на вопросы . Обобщение:

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Сказочные встречи с музыкой»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Сказочные встречи с музыкой»

Музыкальный проект "Сказочные встречи с музыкой"

Музыкальный проект "Сказочные встречи с музыкой"

Музыкальный проект "Сказочные встречи с музыкой"

Музыкальный проект "Сказочные встречи с музыкой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2023