МДОУ «Детский сад №55
г. Ярославль
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Сказочные встречи с музыкой».
Автор проекта: Музыкальный руководитель: Захарова Юлия Александровна.
Продолжительность проекта: 3 недели.
Тип проекта: Творческий, коллективный.
Доминирующая в проекте деятельность: Восприятие музыки;
Направленность деятельности: Воспитательно-образовательная,
художественно-эстетическая;
Участники проекта:
· Дети группы «Малинка» воспитатели: Ситникова А.В. Камкина Т. И., родители;
· Дети группы «Жемчужинка» воспитатель: Мамыкина О. В., учитель-логопед Белова Е. А., родители;
· Дети группы «Росинка» воспитатели: Еремеева Любовь Борисовна, Смирнова Нина Ивановна;
· Студентка 3 курса В.А.;
· Музыкальный руководитель: Захарова Ю.А.
Возраст детей: 5,6,7лет (старший и подготовительный к школе возраст) .
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Как помочь ребенку накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки) и использовать опыт восприятия музыки при слушании музыкальных произведений в творческих импровизациях, и в продуктивной деятельности.
Актуальность проблемы: ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу: формирование общей культуры личности. Понятие музыкальной культуры дошкольников входит в понятие общей культуры и включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений. Музыкальная культура, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкально-эстетическое сознание, включающее в себя три компонента: интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания; музыкальный вкус.
Активное восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать ее и размышлять о ней.
Формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста через развитие восприятия музыки содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию, формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.
Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею.
Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия
детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и
речевой интонацией много общего.
В современном мире у детей появилось
множество других интересов. Но мы все равно любим смотреть, слушать и читать
сказки. Время, проведенное за совместным чтением сказок, сближает родителей и
детей, поколения. Мы сопереживаем героям, учимся отличать добро от зла. Тема
добра и зла – одна из вечных тем. И в наше время она продолжает оставаться
актуальной. Тема «Сказка в музыке»
обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки.
Цель проекта: Приобщение детей старшего и подготовительного дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через восприятие музыки и организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
Задачи проекта.
Для детей:
-Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства.
-Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра, развивать музыкальную память).
- развивать основы культуры слушания музыки.
- прививать интерес к высокохудожественной музыке.
- развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку,
- побуждать передавать сказочные образы в исполнительском творчестве.
- раскрывать выразительные и изобразительные свойства музыки.
- познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах.
Для педагогов:
- Включение всех участников ВОП в реализацию проекта на уровне сотрудничества.
Для родителей:
- Повышать компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания ребенка.
Форма проведения итогового мероприятия проекта Развлечение квест-игра с разными видами деятельности (музыкальная викторина, подвижные игры, танцы по показу…) .
Название итогового мероприятия проекта Квест-игра «Проделки Бабы Яги» .
Продукты проекта:
Для детей.
- 5 музыкальных занятий (НОД) с детьми «Музыкальная гостиная»;
- 5 занятий по продуктивной деятельности с дентьми.
Для педагогов.
- Подбор методического материала к проекту;
- Диск с прослушанными музыкальными произведениями.
Для родителей.
- Создание альбома «Мой любимый сказочный герой» куда входят совместные работы детей с родителями.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей
- Повышение интереса к слушанию классической музыки и жанру сказки.
- Пополнение словарного запаса слов.
- Научить выражать свои впечатления в движении или художественном творчестве.
- Научить общаться в детском коллективе.
- Получить удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
Для педагогов.
- Пополнение РППС по теме «Сказка»;
Для родителей.
- Установление партнёрских отношений с детским садом;
- Повышение интереса к восприятию классической музыки.
- Развитие творчества всех участников проекта.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«СКАЗОЧНЫЕ ВСТРЕЧИ С МУЗЫКОЙ»
Автор проекта: Музыкальный руководитель Захарова Ю.А.
Познание
-Беседы о композиторах: Н.А.Римском-Корсакове, М.П.Мусоргском, А.К.Лядове;
- Просмотр презентаций: «Полёт шмеля», «33 богатыря», «Царевна-Лебедь», «Белка», «Баба Яга»;
-Беседы о средствах музыкальной изобразительности после прослушивания музыкальных произведений;
-Беседа «Эти мудрые сказки»;
-Беседа «Волшебные сказки»,
-Беседа о артисте Г.Ф.Милляре и презентация с его образом в сказках;
-Беседа «Волшебные вещи в сказках»;
-Беседа «Баба Яга такая разная».
-Просмотр мультфильмов: «Гуси-Лебеди, «Сказка о царе Салтане»;
-«Ивашка из дворца пионеров».
Чтение художественной литературы
-А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»;
-А.Никольская и А.Голубев «Славянская чудо-юдология»;
Р.н.с.: «Гуси-Лебеди», "Марья Моревна", "Заколдованная королевна", "Марфа - крестьянская дочь", "О молодильных яблоках и живой воде", "Иван Быкович".
Коммуникация и социализация
-Игра «Маша и медведь» (варежковый театр);
-Игра «Репка» (би-ба-бо);
- Игра «Чьи слова»;
-Дидактические мгры и упражнения по сказкам: «Назови сказочного героя с необычным видом», «Покажи мимикой сказочного героя», «Что лишнее», «Сказочная чепуха»…
-Ряженье в группах с обыгрыванием сказок.
Труд
-Уборка стеллажей в театральной зоне группы;
-Помощь в раздаче музыкальных инструментов;
-Ручной труд из природного материала «Баба Яга»;
-Ручной труд из бросового материала «Шмель».
Безопасность
-Беседа «Чему учат сказки» оп ОБЖ;
-Чтение «Осторожные сказки» Т.А.Шарыгина.
Здоровье
-Пальчиковые игры на основе сказок;
-Артикуляционная гимнастика;
-«Сказочные распевки» А.А. Евтодьевой.
Физическая культура
-Эстафета «По сказочной дорожке»;
-Подвижные игры на прогулке со сказочными образами;
Художественное творчество
-Нетрадиционная техника рисование (тычкование) «Белка»;
-Коллективная работа (аппликация) «Царевна-Лебедь»;
-Аппликация и рисование «33 богатыря»;
-Рисование «Моя любимая сказка»;
-раскраски «Сказочные герои».
Режимные моменты
-Загадки о сказочных героях;
-Загадки о волшебных предметах в сказках;
-Загадки-обманки «Узнай сказку» в режимные моменты;
-«сказочные» скороговорки.
Музыка
-Слушание произведений: Н.А.Римский-Корсакова «Полёт шмеля», цикл «Три чуда»;
-Слушание произведений: А.К. Лядов «Баба Яга», М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П.И.Чайковского «Баба Яга»;
-Танцевальные импровизации: «Царевна-Лебедь», «33 богатыря» (с тканью и гимнастическими палками);
-Оркестр «Белка»;
-Танец «Баба Яга».
Формы взаимодействия с семьей
-Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка»;
-Индивидуальные консультации на тему «Слушание классической музыки с детьми»;
-Создание альбома «Мой любимый сказочный герой».
МДОУ «Детский сад №55»
г. Ярославль
Музыкальный руководитель:
Захарова Ю.А.
«Музыкальная гостиная»
Цикл музыкальных занятий
(непосредственной образовательной деятельности)
с детьми
в рамках проекта
«Сказочные встречи с музыкой»
Основной вид деятельности: Восприятие музыки.
Цель: Формирование художественно - эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки.
Задачи:
- расширить кругозор детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина и музыке: Н.А.
Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.К. Лядова, П.И. Чайковского.
- в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказки
А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- развивать творческий потенциал детей;
- развивать внимание, мышление, память;
- формировать умение принимать самостоятельное решение при выборе ответов,
доказывать, анализировать;
-обогащать художественно-эстетическое восприятие детей.
1 занятие.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем встречи со сказкой в музыке. Вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Мы с вами на занятиях слушали музыку и представляли разные образы. Напомните мне, о чем может рассказать музыка? (Ответы детей) О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки. А какие ваши любимые сказки? (Дети перечисляют свои любимые сказки). Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Давайте немного вспомним её, я буду задавать вопросы, а вы на них попробуйте ответить.
На экране проектора появляются иллюстрированные ответы.
1. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком?
Три
2. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица
и ее сын?
Бочка
3. Что делала в сказке белка?
Пела песенки, танцевала, грызла орешки.
4. Какую птицу он спас от коршуна?
Лебедя
5. Что блестит под косой у царевны Лебедь?
Месяц
6.Давайте вспомним, в кого преврашала князя Гвидона Царевна-Лебедь, чтобы он
мог попасть к своему отцу?
Комара, муху, шмеля
Музыкальный руководитель: Музыку к этой сказке написал композитор с длинной двойной фамилией, его зовут Н.А.Римский-Корсаков. Давайте повторим (Дети повторяют)
На проекторе слайд с фотографией композитора.
Музыкальный руководитель: Представьте, что мы попали в сказку и слышим, как князь Гвидон, превратившись в шмеля, летит за кораблём. Музыка так и называется «Полёт шмеля».
Восприятие музыки «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова.
Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ребята, с помощью каких инструментов композитор изобразил полет шмеля? (Скрипки, фортепиано)
Музыка гудящая, «шмелиная», звуки быстрые, короткие, назойливые. Так и представляешь шмеля и хочется от него отмахнуться. Жужжит то справа, то слева, то тише, то громче, а никак его не поймаешь. Эта музыка Римского-Корсакова так понравилась людям, что её стали исполнять на различных инструментах – на скрипке, на кларнете, на баяне и даже исполняют её голосами. Мы сейчас с вами прослушаем, как её исполняет мужской хор.
Звучит аудиозапись.
А сейчас, её исполняют на аккордеоне.
Звучит аудиозапись.
Теперь прослушайте, как она звучит в исполнении…….
Звучит аудиозапись.
Какие разные голоса у инструментов, а музыка так же красочно изображает полёт шмеля.
Просмотр видео-отрывка «Полёт шмеля».
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам вместе с воспитателями в группе сделать своих шмелей, такими, какими вы их смогли представить.
2 занятие.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Сегодня нас с вами музыка опять приглашает в сказку. Давайте вспомним, какой музыкальный образ мы с вами прослушали на прошлом занятии? (Ответы детей).
Восприятие музыки «Полёт шмеля» Н.А. Римский-Корсаков.
Музыкальный руководитель: Ребята, а в какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане»). А кто автор сказки? (А.С.Пушкин) . Вы помните как зовут композитора, который написал эту музыку? (Н.Римский – Корсаков). В этой сказке происходит много чудес: князь Гвидон превращается в насекомых, а ещё какие чудеса вы помните? (Ответы детей)
Восприятие музыки «33 богатыря» Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: Предлагаю послушать другой музыкальный отрывок и угадать по стихотворению, о каком чуде идет речь.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Ответы детей.
На экране возникает слайд 33 богатыря.
Дети слушают отрывок «33 богатыря» Н.А. Римского-Корсакова.
А теперь давайте подберем слова и скажем, какая прозвучала музыка?
Ответы детей.
В этой музыке композитор передал два образа: тему моря, музыка моря взволнованная, суетливая, торопливая, беспокойная.
И тема богатырей, она звучит смело, громко, решительно, грозно, торжественно.
Предлагаю вам с помощью движений изобразить эти две темы, по очереди каждая группа, девочки превратятся в морские волны, будут изображать море, а мальчики станут богатырями.
Девочки берут две широкие полоски голубой ткани из органзы, присаживаются и изображают колебание волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.
Музыкальный руководитель: молодцы, проходите на стульчики.
Предлагаю посмотреть, на иллюстрации разных художников и сравнить как по-разному видят художники.
На проекторе дети видят слайды с изображением богатырей в исполнении разных художников.
Как изображены богатыри? (Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами) Какие у них одежды, оружие? (Богатыри в кольчугах и шлемах, в руках шиты и мечи) Какой пейзаж окружает? (Бурлящее море, взволнованное и пенное) Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? («Становится не страшно, так как богатыри могут защитить»; «Видно, что они ничего и не кого не боятся»; «Если охраняют такие богатыри, значит, не страшны никакие враги»; «Мне нравится, что они красивые и одинаковые» ) и т.д.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам задание, сделайте в группе с воспитателями картину с богатырями, такими, какими вы их представили.
3 занятие.
Дети проходят в музыкальный зал под музыку «33 богатыря» Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Вы узнали музыку под которую заходили в зал? Ответы детей.(33 богатыря)
А сейчас давайте мы полетим за шмелем. Может быть, увидим и услышим ещё какое-нибудь чудо?
Восприятие музыки «Полёт шмеля»
На проекторе появляется изображение белки по сказке А.С. Пушкина.
Музыкальный руководитель:
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку слуги стерегут.
Дети слушают отрывок «Белка» Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель:
Ребята, опишите пожалуйста музыку, которая изображает белочку, какая она?
Ответы детей. Я с вами соглашусь, она звонкая, светлая, хрупкая, тонкая, прозрачная, весёлая. Звуки, которыми композитор изображает белочку лёгкие, короткие, быстрые, а за основу мелодии он взял русскую народную песню «Во саду ли в огороде». Муз.руководитель исполняет отрывок песни.
Просмотр видео-отрывка из мультфильма под музыку.
Я предлагаю нам с вами превратиться в оркестр. Какие инструменты подойдут к этой музыке, чтобы мы смогли изобразить белочку? Ответы детей.
Детям всех групп или по очереди раздают Воспитатели: колокольчики, металлофоны, маракасы, треугольники, кастаньеты, бубенчики.
Дети подыгрывают, прислушиваясь, и стараются передать характер музыки на инструментах под звучание «Белка» Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: Ребята, вместе с воспитателями в группе изобразите белочку, как в сказке.
4 занятие.
Дети вместе с Воспитателями входят в зал под музыку «Белка» Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Вы узнали музыку? Кто вас пригласил сегодня в зал? Ответы детей. Конечно это белочка Н.А. Римского-Корсакова. Мы с вами уже знаем несколько чудес из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», это: 33 богатыря, белочка, а сейчас нас ждёт третье чудо.
На экране появляется иллюстрация к сказке Царевна-Лебедь.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.
Дети слушают отрывок «Царевна - Лебедь».
Музыкальный руководитель: Давайте представим какая она царевна - лебедь? (Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.) Ребята, а музыка, которая её изображает: плавная, красивая, напевная, ласковая, мягкая.
Просмотр видеоролика «Царевна-лебедь»
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите как по-разному увидели Царевну-лебедь художники.
Просмотр презентации «Царевна-лебедь».
Музыкальный руководитель: Я предлагаю сейчас мальчикам изобразить море, а девочкам превратится в прекрасных царевн-лебедей. Мальчики, какое море у нас по характеру будет? Спокойное, плавное. А движения девочек будут какие? Спокойные, размеренные, красивые, плавные, нежные.
Танцевальная импровизация «Царевна-Лебедь. Исполняется каждой группой отдельно.
Музыкальный руководитель: Ребята, в группе сделайте свою Царевну-Лебедь, изобразите её такой, как вы услышали.
5 занятие.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Каждая наша встреча в музыкальном зале стала сказочной. Мы с вами побывали в музыкальной сказке-опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и познакомились с разными чудесами и образами, давайте вспомним какими? Ответы детей. (33 богатыря, Принцесса-Лебедь, Шмель, Белка).
А вот какому сказочному герою посвящено наше занятие сегодня, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
(Баба Яга)
Дети: Баба-Яга.
Музыкальный руководитель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о
Бабе-Яге. Познакомьтесь!
На проекторе появляется
изображение бабы Яги.
Музыкальный руководитель: Ребята, в каких русских сказках есть образ
Бабы-Ягы?
Ответы: про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, «Гуси-лебеди»,
«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка».
Музыкальный руководитель: А где же живет Баба-Яга?
Дети: В лесу.
Музыкальный руководитель: Правильно, угадали. А в каком лесу? (Детям на выбор, на проекторе предлагаются изображения солнечного леса и мрачного леса). Выберите лес, в котором живет Баба-Яга. Баба-Яга — один из злых образов русских народных сказок. А есть ли у Бабы-Яги друзья?
Дети: Да, есть. Называют друзей Бабы-Яги, отгадывая загадки:
На
болоте иль в лесу
Я плету свою косу,
Путаю, заплетаю,
Детей в лес зазываю (кикимора).
Злой и страшный на лицо,
Смерть запрятал он в яйцо,
В Царстве золотых вещей
Кто живет? - Живет...
(Кощей)
Я сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
Трехголовый грозный змей.
Назови меня скорей!
(Змей Горыныч)
В лохмотьях, заросший, седой,
С вечно всклокоченной бородой.
В лесу он обитает,
Грибников заманивает и пугает.
(Леший)
Музыкальный руководитель: Давайте рассмотрим картину русского художника Васнецова «Баба-Яга». Какой она изображена на картине?
Ответы детей: Она жестокая, страшная, бессердечная, уродливая, лохматые космы, костлявые руки, страшные глаза, нос крючком. Она быстро летает в ступе по лесу. Она похищает детей.
Музыкальный
руководитель: Когда она летит над
высокими горами и лесами, её полёт сопровождается страшным шумом, воем и
свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и
животных.
А сейчас вы услышите музыку, которую написал русский композитор П.И.Чайковский.
И называется эта пьеса тоже «Баба – Яга».
Восприятие музыки «Баба Яга» П.И. Чайковский.
Музыкальный руководитель: Ребята, как можно описать эту музыку? Какими звуками композитор изобразил Бабу Ягу?
Ответы детей: короткими, острыми, злыми, резкими, обрывающимися.
Музыкальный руководитель: Какой темп в музыке?
Ответы детей: быстрый, живой, не останавливается.
Музыкальный руководитель: На каком инструменте исполняют пьесу?
Дети: фортепиано.
Музыкальный
руководитель: Какое настроение
вызвала эта музыка?
Предполагаемый ответ детей: страшное, злое.
Музыкальный руководитель: Музыка рисует Бабу-ягу звуками короткими, острыми и даже злыми. Уже самое начало пьесы Чайковского «Баба-Яга» отличается фантастическим, угрюмым и зловещим характером.
Композитор
словно увидел стремительный полет сказочной героини в ступе, настолько здорово
он у него получился! Таких резких, напряжённых, неустойчивых звучаний в пьесе
довольно много. Мы можем представить себе, как она сердито машет клюкой, кричит
и грозит костлявым пальцем, смотрит злым, «колючим» взглядом; мы можем
нарисовать в своём воображении всю картину беспокойного, тревожного её полета.
Музыкальный руководитель: А вот ещё одна Баба-Яга. Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра.
Восприятие музыки «Баба Яга» А.К. Лядов.
Баба-Яга села в ступу и вылетела со двора: пестом стала погонять, помелом след заметать… скоро послышался в лесу шум: деревья затрещали, сухие листья захрустели…»
Во вступлении композитор изобразил свист Бабы-Яги (играет флейта) и подъезжающую ступу. Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая ее можно представить темный дремучий лес, в котором живет Баба Яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев.
И вот Баба-Яга понеслась, погоняя свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей. Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, будто ступа Бабы-Яги взвилась высоко в небо и унеслась.
Эта музыка звучит сначала тихо, потом громко, снова тихо – прилетела яга, покружила, снова улетела; Музыка и на низких и на высоких нотах; темп быстрый;
звуки злые, колючие, страшные.
Музыкальный руководитель: Еще один русский композитор посвятил свою пьесу Бабе-Яге – это Модест Петрович Мусоргский.
Его
пьеса называется «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга». В этой пьесе композитор
очень натурально, почти зримо рисует сцену полета Бабы-Яги: слышатся броски,
толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем, как и
положено нечистой силе.
Баба-Яга прямо-таки и выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на
картинке... Она перед нами все время в движении – летит куда-то,
останавливается, хромает, злится, бранится...»
Эта пьеса состоит из трёх частей. Итак, слушаем пьесу «Баба Яга».
Восприятие музыки «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского.
Музыкальный руководитель: Ребята, всегда ли музыка звучала одинаково?
Как она менялась в начале, в середине, в конце?
Какое настроение вызвала эта музыка?
Дети отвечают на вопросы.
Обобщение: Эта пьеса состоит из 3-х частей. Баба – Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. В первой части пьесы резкие скачки и свист, но во второй части скачки и свист стихают и сменяются звуками волшебного леса. Скользят по небесной лазури стрекозы, порхают бабочки, весело щебечут птицы, но… чары быстро рассеиваются. В музыке третьей части снова возникает вихрь резких, скачущих звуков, злая Баба – Яга продолжает свой разбойничий полет. Первая часть рисует образ Бабы Яги злой, хромой, которая опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Бабой Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер.
Музыкальный руководитель: Страшная Баба-Яга? Такая же как и в пьесе П.И.Чайковского и А. Лядова?
Дети: да, страшная, но немного другая.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря волшебному сказочному образу - Бабе Яге. Понравилась музыкальная Баба Яга? Дети отвечают.
Ребята, а встречался ли вам образ Бабы Яги весёлый, не злой? Ответы детей.
Я предлагаю вам немного подвигаться и вспомнить наш любимый танец «Баба Яга».
Дети исполняют танец под песню Т.Морозовой «Баба Яга»
Музыкальный руководитель: Ребята, мне бы ещё хотелось вас познакомить с замечательным артистом Георгием Францевичем Милляром, который играл роль Бабы Яги в детских сказках, и смог сделать этот образ неповторимым и даже милым.
Просмотр видеоролика с кадрами из детских кинофильмов.
Музыкальный руководитель: Ребята, я думаю, что услышав и увидев так много образов Бабы Яги, вы теперь сможете её сделать из природного материала в группе.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Сказочные встречи с музыкой»
Этапы проекта |
Действия детей |
Действия педагогов |
Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)
|
-Постановка вопросов: Какую музыку вы слушаете дома, какая музыка вам нравиться, какие музыкальные образы вам запомнились с музыкальных занятий. -Метод трёх вопросов, подведение к беседе. |
-Разработка проекта; -Подбор наглядного, музыкального, видео, методического материала; -Составление занятий; -Изучение опыта других педагогов; -Подбор консультаций для родителей: -Включение родителей в процесс проекта. -Создание презентаций к занятиям по проекту.
|
-Семейные беседы с детьми по проекту. -Ответы на вопросы анкеты: «Сказка в жизни вашего ребёнка» |
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)
|
Осуществление всех видов деятельности по составленной системной паутинке |
-Проведение цикла занятий (НОД) с детьми на восприятие музыки. -Информационные консультации для родителей; -Цикл занятий продуктивной деятельности с детьми; |
-Создание родителями совместно с детьми рисунков для альбома «Мой любимый сказочный герой» -Чтение русских народных сказок. |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)
|
-Восприятие музыкального образа через синтез искусств. -«Музыкальная викторина» |
-Организация развлечения квест-игры «Проделки Бабы Яги»; -Обобщение методического, наглядного материала по проекту; -Пополнение РППС по теме «Сказка» в группах; -Создание альбома «Мой любимый сказочный герой»; -Поделиться опытом по проекту с коллегами.
|
-Создание домашней аудио-коллекции классической музыки для слушания совместно с детьми. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.